Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 
04.08.2018 года вступил в действие Федеральный закон от 03.08.2018 года № 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон № 340-ФЗ), согласно которому в отношении государственной регистрации права и (или) осуществление государственного кадастрового учета внесены следующие изменения.
В частности, в ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) внесена ч.1.2, в соответствии с которой, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома при отсутствии предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности обязан направить в орган регистрации прав:
  • заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом,
  • уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (форма уведомления утверждена приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома"),
  • технический план, представленный застройщиком, в форме электронного носителя (ч.4 ст.21 Закона о регистрации).
  • заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
При этом Законом о регистрации установлено требование к способу подачи соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов. Они должны быть поданы только посредством отправления в электронной форме.
В случае ненаправления в установленный срок такими уполномоченным органом указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно (ст. 18 Закона о регистрации). При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления по правилам, предусмотренным ч. 2 ст. 33 Закона о регистрации.
В данном случае, в соответствии со ст. 17 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). Подпунктом 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности физического лица на земельный участок, предназначенный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества составляет 350 рублей. Плательщиками государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий (ст.ст.333.17, 333.18 Налогового Кодекса РФ).
Также 340-ФЗ установлено, что до 1 марта 2019 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, без направления уведомлений о планируемых строительстве или реконструкции указанных объектов и уведомлений об окончании строительства или реконструкции указанных объектов.
Особенности совершения сделок с долями на земли сельскохозяйственного назначения регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон об обороте земель). По общему правилу, к сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). Обратите Ваше внимание, что в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила ГК РФ применяются с учетом особенностей, установленных Законом об обороте земель.
Без выделения земельного участка в счет земельной доли участник долевой собственности вправе:
  • завещать свою земельную долю;
  • отказаться от права собственности на земельную долю;
  • внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации;
  • передать свою земельную долю в доверительное управление;
  • продать или подарить ее другому участнику долевой собственности.
Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.
Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган регистрации прав. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок. В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли. Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" информацию о возможности приобретения земельной доли. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования. В случае, если никто из лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется. Сделки с земельными долями могут осуществляться на основании доверенности, выданной участником долевой собственности другому участнику долевой собственности или иному лицу и удостоверенной должностным лицом органа местного самоуправления или удостоверенной нотариально.
 
Исполняющая обязанности начальника отдела
регистрации земельных участков
И.А. Гончарова
Управление Росреестра по Томской области информирует о том, что за услугами Росреестра удобнее всего обращаться в офисы ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - МФЦ). 
Услуги Росреестра по регистрации прав и кадастровому учету (как отдельно, так и в виде единой процедуры), а также по получению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) доступны для получения в офисах МФЦ.
Обратившись за услугами в МФЦ, Вы сможете использовать ряд преимуществ:
Удобное расположение МФЦ
МФЦ - разветвленная сеть офисов на всей территории России. Удобное расположение помогает сократить время на дорогу до офиса МФЦ, многие из которых располагаются в шаговой доступности.
На сегодняшний день в Томской области 18 офисов, 38 территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП) и 3 мобильных офиса оказывают госуслуги Росреестра.
Адреса офисов МФЦ в Томском регионе можно найти на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) или на сайте МФЦ (https://mfc.tomsk.ru/)
Без очередей
Большое количество окон приема-выдачи документов позволяет сократить ожидание заявителя в очереди.
Удобный график работы
МФЦ работают 6 дней в неделю, включая субботу, что особенно важно для граждан, работающих по графику стандартной трудовой недели.
Оперативная помощь консультантов
Для удобства граждан в офисах МФЦ работают консультанты, которые готовы ответить на возникающие вопросы.
Работа по принципу «одного окна»
Сегодня в МФЦ можно получить много услуг, касающихся владения недвижимостью: оформление прописки, регистрацию недвижимости, получение разрешения на строительство и другие. В этом заключается главное преимущество МФЦ. Человеку не нужно ходить по разным инстанциям и ведомствам, он может подать и получить документы в одном месте.
Для достижения высокого качества получения услуг Росреестра между Управлением Росреестра по Томской области и МФЦ налажено тесное взаимодействие: на постоянной основе проводится работа по повышению квалификации сотрудников МФЦ, проходят обучающие семинары, ежемесячно Управлением Росреестра по Томской области осуществляется мониторинг ошибок допускаемых специалистами МФЦ, результаты которого доводятся до руководства МФЦ для анализа и учета в дальнейшей работе специалистов.
Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова
 
Управление Росреестра по Томской области напоминает, что официальный сайт Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) содержит более 30 электронных сервисов, которые помогают гражданам и организациям сэкономить время и быстро получить необходимую информацию или услугу.
Для удобства пользователей на официальном сайте Росреестра размещены пошаговые инструкции, а также описаны способы получения каждой услуги через Интернет, ее сроки, стоимость и порядок оплаты в любой подходящей заявителю форме.
При этом, в случае возникновения каких- либо затруднений при работе с сайтом, Росреестр предоставляет возможность получения консультаций своих специалистов в соответствующей рубрике портала «Помощь и поддержка». В этом разделе размещены ответы на наиболее часто возникающие у заявителей вопросы, такие, как формирование и оплата заявок, сроки выполнения заявок, подготовка документов для формирования заявок, содержание и получение исходящих документов, функционирование отдельных сервисов сайта Росреестра и сайта в целом, работа в личном кабинете и многие другие.
Поиск ответов возможен по типам возникающих проблем и с помощью интеллектуального поиска по всем вопросам. Если решение проблемы не найдено, то открыв похожий вопрос, можно сформировать запрос непосредственно в службу технической поддержки сайта Росреестра. Если похожие проблемы отсутствуют, то задать вопрос в техническую поддержку возможно через ссылку «Другое» в подходящей теме. После обработки запроса специалисты техподдержки предпримут необходимые меры для устранения возможных ошибок, свяжутся с заявителем и расскажут о способах решения возникших затруднений.
Непосредственное обращение в службу поддержки официального сайта Росреестра позволяет существенно сэкономить время при возникновении возможных вопросов в ходе получении электронных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
 
Начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН Т.А. Фёдорова
Федеральным законом от 21.07.2014 N 234-ФЗ введена  статья 71.2 Земельного кодекса РФ об административных обследованиях объектов земельных отношений. 
В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора самостоятельно, без участия правообладателя объекта земельных отношений, который привлекается к надзорным процедурам только в случае проведения внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства, основанием для которой стали результаты административного обследования и без доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Отличием административного обследования объектов земельных отношений от мероприятий по контролю, является то, что административное обследование объекта земельных отношений является самостоятельной процедурой, которая влечет процессуальные последствия, являясь основанием для проведения внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства и применения мер ответственности по результатам данных проверок, в то время как мероприятия по контролю осуществляются в рамках проверок.
Должностные лица имеют право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцами архивных фондов, правообладателями полученной дистанционными методами информации, сведения, хранящиеся в указанных ресурсах и необходимые для проведения административного обследования объектов земельных отношений.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений размещаются на официальном сайте органа государственного земельного надзора, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации).
С 1 сентября 2018 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. № 283 «Об утверждении порядка оформления
и содержания заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий
по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких обследований».
Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251, устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации.
Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется в приоритетном порядке в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, земель, востребованных в гражданском обороте (исходя из статистики сделок купли-продажи по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), а также земельных участков, которые в случае их изъятия в связи с ненадлежащим использованием могут быть предоставлены гражданам и организациям (исходя из статистики обращений с заявлениями о предоставлении земельных участков в органы местного самоуправления).
Таким образом, данная процедура позволяет должностным лицам органов государственного земельного надзора самостоятельно, не дожидаясь жалоб и обращений граждан и организаций, с помощью имеющихся информационных и иных ресурсов осуществлять мониторинг поднадзорной территории на предмет соблюдения требований земельного законодательства.
 
Автор главный специалист-эксперт Парабельского межмуниципального отдела Васильева С.Г.
 
Действующее законодательство предусматривает снятие объектов недвижимости с кадастрового учета при их гибели или уничтожении. Для этого необходимо обратиться в МФЦ на территории субъекта Российской Федерации, где расположен соответствующий объект недвижимости, со следующими документами:
  • 1) заявление о снятии с учета объекта недвижимости и прекращении права собственности (в случае, если право зарегистрировано). В соответствии с п.4. ст. 15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", такое заявление вправе представить собственник здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости. Бланк заявления можно скачать на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.ru или оформить в офисе приема;
  • 2) правоустанавливающие документы на объект недвижимости, подлежащий снятию с кадастрового учета (только в случае, если права на разрушенный объект возникли до 01.01.1998 и не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним);
  • 3) документ, удостоверяющий личность заявителя или представителя заявителя;
  • 4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости. Такой акт обследования составляется кадастровым инженером по результатам осмотра разрушенного дома. Форма акта обследования и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 20.11.2015 № 861. «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке».
  • В результате проведения учетных действий заявителю или его представителю будет выдана кадастровая выписка об объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о прекращении существования объекта недвижимости.
  • Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется бесплатно в срок не более 10 рабочих дней со дня приема заявления и документов органом кадастрового учета.

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела
Л.Ю. Елькина
Кадастровая палата по Томской области поясняет, как установить связь между земельным участком и строением. Для этого необходимо определить границы строения и земельного участка на местности. Документы для установления такой связи подготавливает кадастровый инженер. 
Кадастровый инженер проведёт съёмку, определит координаты строения и подготовит технический план. В данный документ будет внесён кадастровый номер земельного участка, на котором расположено строение. Таким образом, земельный участок и строение будут "связаны" друг с другом. Также связь между земельным участком и строением может быть определена при уточнении местоположения границ земельного участка. Межевание земельных участков также проводит кадастровый инженер. Для связи объекта недвижимости с землей в межевой план вносится кадастровый номер объекта капитального строительства. После подготовки межевого либо технического плана собственнику необходимо обратиться в многофункциональный центр «Мои документы» с заявлением об учёте изменений объекта недвижимости.
Во избежание проблемных ситуаций правообладателям необходимо заранее позаботиться о наличии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о привязке своих объектов капитального строительства к соответствующим земельным участкам. Наличие связи строения с земельным участком позволит собственнику недвижимости быть уверенным, что границы строения не выходят за пределы земельного участка, а также исключить возможные ошибки в местоположении границ объектов недвижимости.
Узнать о наличии или отсутствии такой связи можно, запросив в многофункциональном центре «Мои документы» выписку из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

 
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
 
Предметом государственного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (далее - обязательные требования): 
1) требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок;
2) требований о переоформлении юридическими лицами в установленный федеральным законом срок права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретении земельных участков в собственность;
3) требований законодательства об использовании земельного участка по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием;
4) требований законодательства, связанных с обязательным использованием в течение установленного срока земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом;
5) требований законодательства, связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
6) требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
7) требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Росреестра и его территориальных органов в рамках компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Результатом исполнения государственной функции является установление наличия (либо отсутствия) нарушений юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и пресечение таких нарушений путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Юридическими фактами завершения проведения проверки являются:
1) составление акта проверки;
2) выдача обязательных для исполнения предписаний (в случае обнаружения правонарушений по результатам проведения проверки);
3) принятие иных мер административного воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы вправе привлекать к административной ответственности по ст. 7.1, 7.34, ч.1,3,4 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Статьей 7.34 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность.
Частью 1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течении срока предусмотрена федеральным законом.
Частью 4 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому использованию.

Шегарский межмуниципальный отдел специалист-эксперт Масленников И.Л.
 
За одиннадцать месяцев 2018 года Кадастровая палата по Томской области приняла 2500 заявлений на государственную регистрацию прав и кадастровый учет по экстерриториальному принципу*. Это на 30 процентов больше показателя 2017 года, когда возможностью дистанционного оформления собственности томичи воспользовались около 2000 раз.
Возможность проводить кадастровый учет и регистрацию права объектов недвижимого имущества из любого региона России предусмотрена законом о государственной регистрации недвижимости с 1 января 2017 года. С момента вступления закона в силу Кадастровой палатой по Томской области принято более 4500 заявлений на проведение учетно-регистрационных действий по экстерриториальному принципу.
Наибольшее количество обращений в 2018 году касалось объектов, расположенных в Новосибирской и Кемеровской областях. Также в число регионов-лидеров вошли Красноярский, Алтайский и Краснодарский края
Заявления о проведении кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество по экстерриториальному принципу принимаются в офисе Кадастровой палаты по адресу: г. Томск,ул.Белинского,д.8. Записаться на прием можно по телефону 8 (3822) 52-62-52
*Экстерриториальный принцип оказания услуг Росреестра – это возможность обращаться за регистрацией прав и постановкой на кадастровый учет в офис приема-выдачи документов безотносительно места расположения объекта недвижимости.
Контакты для СМИ
Пресс-служба филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области
Телефон (3822)52-62-52 (вн.2419)
Росреестр продолжает работу по оптимизации процедур государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, в том числе в целях облегчения ведения бизнеса и улучшения качества предоставления государственных услуг. Росреестр инициирует и является участником информационных кампаний на тему упрощения ведения бизнеса, а также семинаров, круглых столов по вопросам регистрации прав и кадастрового учета недвижимости с заинтересованными представителями бизнес-сообщества.
В соответствии с законодательством с 01 января 2017 года общий срок государственной регистрации прав недвижимости сокращен до 9 рабочих дней при обращении в МФЦ. Постановка на государственный кадастровый учет при обращении в МФЦ 7 рабочих дней.
Управление Росреестра по Томской области осуществляет предоставление государственных услуг в электронном виде посредством Портала услуг Росреестра, размещенного на интернет-сайте Росреестра (https://rosreestr.ru), который предоставляет следующие возможности:
1. Получение информации из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) посредством сервиса «Запрос к информационному ресурсу».
2. Сервис размещен на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе: «Государственные услуги - Перечень оказываемых услуг - Дополнительные возможности - Запрос к информационному ресурсу». Здесь же имеется подробная информация о работе сервиса, а также доступные для понимания руководства пользователей: для заявителей – представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и для заявителей – физических и юридических лиц, арбитражных управляющих и нотариусов.
Сервис «Запрос к информационному ресурсу» обеспечивает возможность:
- осуществлять поиск и просмотр общедоступных сведений об объектах недвижимости;
- осуществлять запрос и копирование общедоступных сведений об объекте в объеме выписки из ЕГРН;
- осуществлять запрос и копирование сведений об имеющихся (имевшихся) правах отдельного лица в объеме выписки из ЕГРН;
- получать уведомления об изменении сведений.
Указанная услуга является платной (за исключением заявителей, имеющих в соответствии с законодательством право на безвозмездное получение сведений из ЕГРН). Размер платы зависит от объема запрашиваемой информации и составляет:
- для физических лиц: 250руб. за 100 объектов, 1000руб. за 1000 объектов, и т.д.;
- для юридических лиц: 500руб. за 100 объектов, 2000руб. за 1000 объектов, и т.д.
Для использования указанного сервиса необходимо обладать действующим ключом доступа, который выдается сроком на один год при личном обращении в офисе приема либо в электронном виде на сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) в разделе: «Государственный услуги - Перечень оказываемых услуг - Запрос о предоставлении ключа доступа».
Для заявителей – представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП). Порядок получения ЭЦП и перечень удостоверяющих центров размещен на портале услуг Росреестра в разделе «Государственные услуги-Государственный кадастровый учет недвижимого имущества-Программное обеспечение-Перечень Удостоверяющих Центров».
Преимущества использования электронных сервисов:
- срок предоставления государственной услуги в электронном виде значительно меньше;
- исключена необходимость неоднократного личного посещения офиса приема, что значительно экономит время, затраченное на получение государственной услуги;
- размер платы при получении сведений из ЕГРН посредством использования сервиса «Запрос к Информационному ресурсу» значительно ниже размера платы за получение сведений из ЕГРН посредством использования других сервисов либо посредством личного обращения,
- возможность направления запроса в электронном виде позволяет сократить почтовые расходы потребителей государственной услуги,
- возможность получения информации из ЕГРН по экстерриториальному принципу позволяет исключить транспортные расходы потребителей государственной услуги.
В целях прозрачности осуществления государственной регистрации прав и кадастрового учета недвижимости, а также уменьшения коррупционной составляющей на портале Росреестра размещены сведения о процедуре получения услуг, включая размер государственной пошлины, срок предоставления, а также результаты оказания услуг. Типовые стандарты также представлены на информационных стендах в офисах приема-выдачи документов, или же могут быть получены при консультировании у специалиста регистрирующего органа.
На официальном сайте ведомства (https://rosreestr.ru) доступен сервис «Подать заявление на государственную регистрацию прав и кадастровый учет». Чтобы зарегистрировать права на недвижимость потребуется заполнить заявление и прикрепить электронные образы всех необходимых документов.
Собрать пакет документов помогает сервис портала Росреестра – «Жизненные ситуации». Выбрав тип объекта, с которым планируется совершить сделку, тип операции (например - купля-продажа) можно получить полный перечень необходимых документов, которые прилагаются к заявлению в электронном виде.
Следует отметить, что все отправляемые документы, в том числе заявление, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. Необходимая информация по правилам использования такой подписи при оказании государственных услуг в электронном виде размещена на официальном сайте Росреестра.
Сертификат электронной подписи заявитель может приобрести в одном из аккредитованных Минкомсвязью удостоверяющих центров. Их перечень имеется на портале Росреестра в разделе - Главная - Физическим лицам - Перечень удостоверяющих центров.
Результаты по итогам регистрации прав передаются по электронной почте. При этом выписку из Единого государственного реестра недвижимости можно также получить в электронном виде с электронной подписью регистратора.
Стрежевской межмуниципальный отдел автор статьи начальник отдела А.П. Ляшенко
Обращаться за государственной регистрацией права собственности на построенный объект индивидуального жилищного строительства Вам не требуется. В настоящее время обязанность по представлению документов для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства или садовые дома возложения на орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство. 
В частности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство, в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома обязан направить в орган регистрации прав:
- заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на такие объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом,
- уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома,
- технический план, представленный застройщиком,
- заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или передан в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Соответственно, для подачи органом государственной власти или органом местного самоуправления указанных документов на регистрацию, Вам, как застройщику, необходимо предоставить в такой орган:
- технический план, предоставленный застройщиком,
- соглашение об определении их долей, заключенное между правообладателями земельного участка,
- документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за государственную регистрацию.
При этом действующим законодательством установлено требование к способу подачи органом государственной власти или органом местного самоуправления соответствующего заявления и прилагаемых к нему документов. Они должны быть поданы только посредством отправления в электронной форме.
В случае ненаправления в установленный срок такими уполномоченным органом указанного заявления застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно. При этом уведомление, технический план, соглашение об определении долей в праве общей долевой собственности запрашиваются органом регистрации прав у таких органа государственной власти или органа местного самоуправления самостоятельно.
 
Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве И.А.Колыванова