Федеральным законом от 21.07.2014 N 234-ФЗ введена  статья 71.2 Земельного кодекса РФ об административных обследованиях объектов земельных отношений. 
В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Под административным обследованием объекта земельных отношений понимается исследование его состояния и способов его использования на основании информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, открытых и общедоступных информационных ресурсах, архивных фондах, информации, полученной в ходе осуществления государственного мониторинга земель, документов, подготовленных в результате проведения землеустройства, информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование (в том числе аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка), результаты почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований) и другими методами.
Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется должностными лицами органов государственного земельного надзора самостоятельно, без участия правообладателя объекта земельных отношений, который привлекается к надзорным процедурам только в случае проведения внеплановой проверки соблюдения требований земельного законодательства, основанием для которой стали результаты административного обследования и без доступа указанных должностных лиц на обследуемые объекты земельных отношений.
Отличием административного обследования объектов земельных отношений от мероприятий по контролю, является то, что административное обследование объекта земельных отношений является самостоятельной процедурой, которая влечет процессуальные последствия, являясь основанием для проведения внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства и применения мер ответственности по результатам данных проверок, в то время как мероприятия по контролю осуществляются в рамках проверок.
Должностные лица имеют право запрашивать у органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, являющихся операторами государственных и муниципальных информационных систем, владельцами архивных фондов, правообладателями полученной дистанционными методами информации, сведения, хранящиеся в указанных ресурсах и необходимые для проведения административного обследования объектов земельных отношений.
В случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений размещаются на официальном сайте органа государственного земельного надзора, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта административного обследования объекта земельных отношений (заключения об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации).
С 1 сентября 2018 г. вступил в силу приказ Минэкономразвития России от 1 июня 2018 г. № 283 «Об утверждении порядка оформления
и содержания заданий на проведение административного обследования объектов земельных отношений при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий
по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и оформления результатов таких обследований».
Правила проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251, устанавливают порядок проведения административного обследования объектов земельных отношений в рамках систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства Российской Федерации.
Административное обследование объектов земельных отношений осуществляется в приоритетном порядке в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых выше удельного показателя кадастровой стоимости в соответствующем муниципальном образовании, земель, востребованных в гражданском обороте (исходя из статистики сделок купли-продажи по данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним), а также земельных участков, которые в случае их изъятия в связи с ненадлежащим использованием могут быть предоставлены гражданам и организациям (исходя из статистики обращений с заявлениями о предоставлении земельных участков в органы местного самоуправления).
Таким образом, данная процедура позволяет должностным лицам органов государственного земельного надзора самостоятельно, не дожидаясь жалоб и обращений граждан и организаций, с помощью имеющихся информационных и иных ресурсов осуществлять мониторинг поднадзорной территории на предмет соблюдения требований земельного законодательства.
 
Автор главный специалист-эксперт Парабельского межмуниципального отдела Васильева С.Г.