Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Бытует мнение, что арбитражный  управляющий, назначенный арбитражным судом в  деле о банкротстве гражданина финансовым управляющим, весь доход должника оставляет себе.

Однако, это мнение является заблуждением. Закон о банкротстве четко регламентирует действия управляющего и весь ход процедур банкротства.

Согласно положениям Закона о банкротстве, все имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения арбитражного суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное или приобретенное после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, за исключением имущества, определенного Законом о банкротстве (пунктом 3 статьи 213.25 указанного закона).

 «После признания гражданина банкротом он обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения о признании его банкротом, передать финансовому управляющему все имеющиеся у него банковские карты, а финансовый управляющий обязан не позднее одного рабочего дня, следующего за днем их получения, принять меры по блокированию операций с полученными им банковскими картами», - отметила Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.  

На протяжении всей процедуры  гражданин-должник не распоряжается своей заработной платой, пенсией; это право передается финансовому управляющему, который ежемесячно будет выдавать банкроту денежные средства в размере прожиточного минимума на него и на каждого его иждивенца (при наличии). Расчет суммы выдачи происходит индивидуально, в зависимости от жизненных обстоятельств. Остальные денежные средства поступают в конкурсную массу и впоследствии распределяются финансовым управляющим: могут быть направлены на погашение расходов при проведении процедур банкротства и направлены кредиторам должника.

 

 

Заместитель начальника отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций  

Управления Росреестра по Томской области                                                        

Елена Винокурова

 

С сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 05.042021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон о «гаражной амнистии»), а позже и Закон Томской области от 19.08.2021 № 90-ОЗ «О реализации на территории Томской области отдельных положений Закона о гаражной амнистии» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Томской области».

Упрощенный порядок при оформлении прав распространяется на земельные участки и расположенные на них гаражные боксы в линейках гаражей, возведенные до 31 декабря 2004 года (до введения в действие Градостроительного кодекса РФ), а также на объекты капитального строительства (капитальные гаражи), которые не были признаны самовольной постройкой.

При этом согласно ст. 6 Закона о «гаражной амнистии» положения закона не регулируют правоотношения, связанные с  созданием и использованием гражданами и юридическими лицами гаражей, в том числе:  находящихся в многоквартирных домах и объектах коммерческого назначения; подземных гаражей; связанных с созданием в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

«На 1 июля 2022 года по предоставленным органами местного самоуправления данным на территории Томской области гражданами подано 357 заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка по «гаражной амнистии» и уже зарегистрировано прав на 75 земельных участков и 51 гараж», - рассказала руководитель Управления Росреестра по  Томской области Елена Золоткова.

 

 

 

Заместитель начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки                                                     

Управления Росреестра по Томской области

Мария Коломиец

 

 

 Межевание - это работы по установлению границ земельного участка, их восстановлению и закреплению на местности, а также определению его местоположения и площади.

    Межевание земельного участка должно проводиться обязательно, если:

  1. Образуется новый участок (постановка не кадастровый учет нового земельного участка, раздел одного земельного участка на несколько или наоборот объединение нескольких земельных участков);
  2. Необходимо узаконить площадь земельного участка или уточнить его границы (например, если возникли разногласия с соседями или необходимо выбрать место для новой постройки или перед установкой забора).

    Проверить установлены границы вашего земельного участка или нет можно на сайте Росреестра через сервис «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо внести кадастровый номер земельного участка в раздел «Участки». Если границы участка не установлены, то план участка на карте будет отсутствовать, а в таблице с параметрами будет надпись «без координат границ».

    По общему правилу межевание земельного участка, то есть кадастровые работы, может проводить кадастровый инженер. Без помощи кадастрового инженера возможно поставить на кадастровый учет только те земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Сведения о таком земельном участке вносятся в Единый государственный реестр недвижимости при поступлении в орган регистрации прав запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании:

1) имеющейся документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2)документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

    Для выполнения кадастровых работ необходимо заключить договор подряда на выполнение кадастровых работ с кадастровым инженером или организацией, в которой работает кадастровый инженер. При этом кадастровый инженер должен состоять в саморегулируемой организации. Поэтому, прежде чем подписать договор, рекомендуем проверить это в реестре кадастровых инженеров на сайте Росреестра. В нем приведены сведения о всех кадастровых инженерах, а также об отказах в кадастровом учете по подготовленным ими документам и о совершенных ими ошибках.

    Напоминаем, что Управление Росреестра по Томской области ежеквартально публикует на сайте Росреестра рейтинг кадастровых инженеров https://rosreestr.gov.ru/open-service/statistika-i-analitika/tomskaya-oblast-reyting-kadastrovykh-inzhenerov/

    В результате проведения кадастровых работ составляется межевой план. Межевой план подготавливается в форме электронного документа и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Межевой план также может быть подготовлен в форме документа на бумажном носителе, который тоже заверяется подписью и печатью подготовившего его кадастрового инженера, если это предусмотрено договором подряда. На основании межевого плана можно поставить участок на кадастровый учет или уточнить его границы.

    В настоящее время межевание носит рекомендательный характер. Можно продать или купить земельный участок без установленных границ, если такой участок стоит на государственном кадастровом учете, но в случае возникновения споров вся забота об установлении границ земельного участка ляжет на плечи нового правообладателя. Следует также отметить, что некоторые банки не дают ипотеку на земельный участок и не рассматривают его в качестве залога, если границы такого земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Специалист-эксперт Молчановского 

межмуниципального отдела                                                            

Управления Росреестра по Томской области                          

Татьяна Бойчик

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который направлен на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований путем проведения профилактических мероприятий, в т.ч. проведение профилактических визитов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на проведение внеплановых проверок.

Данный комплекс мер призван обеспечить устойчивость экономики, снижение нагрузки на граждан, а также развитие малого и среднего бизнеса в стране.

Как отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова, Управлением было отменено 104 плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

Таким образом, целесообразнее работать в режиме профилактики нарушений, когда можно предотвратить нарушение, а не бороться с их последствиями.

Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться консультирование контролируемого лица.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

Управлением Росреестра по Томской области за 1 полугодие 2022 года был проведен 101 профилактический визит.

 

 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ) и информации о документах в соответствии с Административным регламентом.

Управление осуществляет деятельность по ведению государственного фонда данных, включая копирование, создание страховых копий, ведение баз метаданных, составление и предоставление в установленном порядке отчетности по ведению государственного фонда данных, включая обобщение отчетности, полученной от Подразделений.

Для получения Документов государственного фонда данных при обращении в Подразделение лично заинтересованные лица предоставляют заявление для получения Документов государственного фонда данных.

При подаче  заявления о предоставлении Документов государственного фонда данных предъявляются:

- документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя;

- доверенность

       Запрашиваемые документы или мотивированный отказ в их предоставлении подготавливаются для передачи заинтересованным лицам в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия заявления о предоставлении в пользование документов ГФДЗ.

 В случае обращения за документами по почте предоставление соответствующих копий или мотивированный отказ в их предоставлении производится в течение 15 дней со дня получения заявления о предоставлении копий документов ГФДЗ.

Сотрудник Подразделения, осуществляющий прием заявлений от заинтересованного лица,    вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления о предоставлении Документов государственного фонда данных при отсутствии:

 документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его представителя;

 документа, подтверждающего полномочия представителя заинтересованного лица (доверенность).

 При наличии в заявлении и прилагаемых к нему документов неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание.

      Для получения Документов государственного фонда данных при обращении в подразделение по почте заинтересованные лица представляют документы, указанные в Регламенте в подпункте 2.1.3.3.

     В случае, если в ходе проверки документов выявлены нарушения указанных выше требований, сотрудник в течение трех дней изготовляет и направляет уведомление об отказе в приеме заявления, по почте по адресу указанному в заявлении.

      Основанием для отказа в предоставлении Документов государственного фонда данных являются:

отсутствие запрашиваемых Документов государственного фонда данных;

 отсутствие сведений о запрашиваемых Документах государственного фонда данных;

отсутствие у заинтересованного лица или его представителя Документов, перечисленных в пунктах выше, или их ненадлежащее оформление.

      Заинтересованное лицо (пользователь) не может запросить за один раз более десяти единиц хранения - документов, имеющих инвентарный номер (планшет, карта, землеустроительное дело и т.д.)

      В случае обращения за Документами государственного фонда данных по почте предоставляются только копии Документов государственного фонда данных. Подготовленные копии подтверждаются штампом (печатью).

       В случае предоставления копий Документов государственного фонда данных заинтересованному лицу по почте направляется по адресу отправителя, указанному в Заявлении, наложенным платежом.

 Заинтересованным лицам, получившим Документы государственного фонда данных, выдача другой документации из государственного фонда осуществляется только после возврата ими полученных Документов государственного фонда данных.

Также, относительно вопроса об оплате услуг по предоставлению документов ГФДЗ, следует пояснить, что данная услуга предоставляется заинтересованным лицам на безвозмездной основе.

 

 

Специалист-эксперт Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                              М.А.Везирова 

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Росреестра (территориального органа), являющимися государственными инспекторами по использованию и охране земель (далее - должностные лица).

 Должностные лица имеют право:

-осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

- запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме   информацию и документы, необходимые для проведения проверок.

- беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки.

- осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

- выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

-обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;

-осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации.  

-привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

- направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства.

               Должностные лица при проведении проверок обязаны:

- соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы гражданина, юридического лица, индивидуального предпринимателя, органа государственной власти и органа местного самоуправления;

- своевременно и в полном объеме исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований законодательства Российской Федерации.  

-проводить проверку на основании приказа (распоряжения) Росреестра (территориального органа) о ее проведении в соответствии с назначением проверки;

-проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку - только при предъявлении служебного удостоверения, копии приказа (распоряжения) Росреестра (территориального органа), копии документа о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры (в случае необходимости согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры);

-не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления, индивидуальному предпринимателю, гражданину, их уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

 Предоставлять присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

-знакомить   контролируемое лицо с результатами проверки;

-знакомить контролируемое лицо с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;

-учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений.  

- доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании.  

- соблюдать сроки проведения проверки;

- не требовать документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- перед началом проведения выездной проверки по просьбе проверяемого  ознакомить с положениями Административного регламента;

- осуществлять запись о проведенной проверке в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя в журнале учета проверок.  

- истребовать в рамках межведомственного информационного взаимодействия документы и (или) информацию, включенные в  перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.  

  

Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова                  

 

В 2022 году Управление Росреестра по Томской области продолжает работу по наблюдению за соблюдением требований земельного законодательства.

Под наблюдением за соблюдением обязательных требований понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований использования земельного участка проводится практически во всех случаях, когда необходимо проверить информацию о нарушениях земельного законодательства, поступившую в Управление.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований государственный инспектор проводит сбор и анализ информации о земельном участке, изучает характеристики земельного участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости: к какой категории земель относится земельный участок, какой вид разрешенного использования ему установлен, площадь земельного участка, проводились ли кадастровые работы, какие объекты недвижимости зарегистрированы на участке, есть ли собственник у земельного участка и объектов недвижимости, на нем расположенных.

Также в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований использования земельного участка госземинспектор при необходимости рассматривает информацию о земельном участке, содержащуюся:

- на публичной кадастровой карте;

- в актах выезда или осмотра, поступивших из иных государственных органов или органов местного самоуправления;

- в документах и материалах, предоставленных владельцем земельного участка, и иных источниках.

«Наличие достаточных данных о земельном участке, полученных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований, позволяет сопоставить имеющуюся информацию с фактическим использованием земельного участка, сделать вывод о наличии или отсутствии признаков нарушения земельного законодательства и принять обоснованное решение о необходимости проведения дальнейших профилактических или надзорных мероприятий», — отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

Начальник отдела

государственного земельного надзора          

Управления Росреестра по Томской области                                                                

Александр Ткачев

В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»  в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в качестве дополнительных сведений вносятся сведения о виде или видах разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Согласно  статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются в градостроительном регламенте.

Также в соответствии с пунктом 43 Требований к подготовке технического плана и составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953 (Требования № 953), в раздел «Характеристики объекта недвижимости» технического плана соответствующего объекта недвижимости включаются в том числе сведения о виде (видах) разрешенного использования здания, сооружения, помещения.

В то же время сведения об объектах недвижимости указываются в техническом плане на основании документов, указанных в пункте 20 Требований № 953, согласно которого:

-сведения о здании, сооружении, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке и его площади/площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания, сооружения;

-сведения о помещении, за исключением сведений о площади помещения и о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки жилого помещения.

 

Заместитель начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения  и ипотеки                                                       

Управления Росреестра по Томской области

Мария Коломиец

Федеральный государственный земельный контроль (надзор) и муниципальный земельный контроль образуют единую систему контроля за соблюдением требований земельного законодательства, различаясь при этом в полномочиях, процедурах и последствиях.

Федеральный государственный земельный контроль (надзор) в Томской области осуществляется Управлением Росреестра по Томской области (Управление).

В г. Томске муниципальный земельный контроль осуществляет Департамент недвижимости Администрации Города Томска, а в Томском районе - администрация Томского района.

Органы местного самоуправления как органы муниципального земельного контроля вправе провести контрольное (надзорное) мероприятие за соблюдением земельного законодательства и в случае выявления нарушения выдать предписание об устранении выявленного нарушения и направить материалы проверки в Управление для применения мер реагирования (привлечения к административной ответственности). Однако контроль исполнения выданного нарушителю предписания будет осуществлять орган местного самоуправления, который проводил контрольное (надзорное) мероприятие.

Управление взаимодействует с органами местного самоуправления
в рамках:

— обмена информацией;

— рассмотрения Управлением проектов ежегодных планов проведения органами местного самоуправления плановых проверок при осуществлении муниципального земельного контроля;

— рассмотрения уполномоченными должностными лицами Управления материалов проверок, проведенных органами местного самоуправления при осуществлении муниципального земельного контроля, по результатам которых были выявлены нарушения обязательных требований земельного законодательства.

Также Управление уполномочено самостоятельно провести контрольное (надзорное) мероприятие, и в случае выявления нарушения требований земельного законодательства выдать нарушителю предписание с указанием срока устранения нарушения, а также привлечь к административной ответственности.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова отметила: «За земельные правонарушения и за неисполнение предписаний органов государственного земельного надзора об устранении выявленных нарушений предусмотрены серьезные штрафные санкции. Чтобы не стать нарушителем земельного законодательства, мы рекомендуем оформлять права на земельные участки, использовать их в предоставленных границах и по целевому назначению, не нарушая права других землепользователей». 

 

Начальник отдела

государственного земельного надзора                                                                       

Управления Росреестра по Томской области

Александр Ткачев

Государственная пошлина – это сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий указаны в
ст. 333.33 НК РФ (часть вторая).
В соответствии с пп. 22 п.1 ст.333.33, например, за регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, физические лица заплатят 2000 рублей, юридические лица 22000 рублей.

Размеры государственной пошлины, установленные НК РФ за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.

Действия, за которые не нужно уплачивать госпошлину, перечислены в пп. 4.1 - 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ.

Так, прежний правообладатель не уплачивает госпошлину при переходе права на недвижимость к новому правообладателю, так как его право прекращается. Заявление в этом случае подают обе стороны договора, но госпошлину должен уплатить только новый правообладатель (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Госпошлина не уплачивается и при государственной регистрации возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на объект недвижимости (пп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Также госпошлина не уплачивается при государственной регистрации, например:

  • арестов недвижимости и их прекращения (пп. 5 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
  • ипотеки в силу закона, погашения записи об ипотеке (пп. 6 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
  • прекращения прав, в том числе при ликвидации объекта недвижимости, преобразовании (реконструкции) недвижимости, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества (пп. 8.1 п. 3 ст. 333.35 НК РФ);
  • прекращения ограничений (обременений) прав на недвижимость (пп. 8.2 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Следует отметить, что если соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации, то за государственную регистрацию такого соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах установленных пп. 22 и 25 п.1 ст.333.33 НК РФ. Статья 333.35 НК РФ предусматривает льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций по уплате государственной пошлины. Так, в силу пп. 15 п. 1 и п. 2 ст. 333.35 НК РФ физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее – ЖК РФ), освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества.

Согласно части 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В связи с этим основанием для освобождения физического лица от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права на недвижимое имущество (пп. 15 пункта 1 ст. 333.35 НК РФ) является решение органа местного самоуправления о признании заявителя малоимущим, принятое в соответствии с законом соответствующего субъекта РФ.

В случае, если за регистрацией права одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. В случае, если среди обратившихся лиц одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины.

Представление документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав не требуется, но заявитель вправе представить такой документ по собственной инициативе.

Если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем, то государственный регистратор имеет основания для возврата заявления и документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, без рассмотрения.

 

 

Начальник Шегарского                                                            

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области

Владимир Михеев

19.06.2022 вступил в  законную силу Приказ Росреестра от 15.03.2022 № П/0082 «Об установлении формы технического плана, требований к его подготовке и состава содержащихся в нем сведений» (Требования), которым актуализированы форма и состав сведений технического плана, приведены требования к подготовке технического плана.

Новые Требования, в отличие от ранее действовавших, на основании  Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, не утверждают форму декларации об объекте недвижимости и требования к ее заполнению. Порядок оформления декларации об объекте недвижимости теперь закреплён отдельным Приказом Росреестра от 04.03.2022 № П/0072, также вступившим в  законную силу 19.06.2022.

Важными изменениями при подготовке технического плана также является то, что теперь:

- представление в качестве приложения к техническому плану здания, сооружения проектной документации (копий) не осуществляется (в техническом плане указываются сведения о такой документации);

- определены случаи, в соответствии с которыми раздел «План здания, сооружения, План этажа, фрагмент Плана здания, сооружения, этажа» не включается в технический план;

- в случае подготовки технического плана в отношении учтенных до 1 января 2013 года здания, сооружения, объекта незавершенного строительства исключительно для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении таких объектов на земельном участке, для подготовки технического плана не требуется использование проектной документации, разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов или разрешения на строительство и включение их копий, а также включение планов всех этажей в технический план;

- при подготовке технического плана линейного объекта в случае строительства этапами, реконструкции его части, в том числе при переносе части линейного объекта в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в случае сноса его части (участка) или в иных предусмотренных законодательством случаях в разделе «Описание местоположения объекта недвижимости» список координат характерных точек контура линейного объекта или части (участка) линейного объекта допускается указывать не в полном объеме согласно положений Требований.

Кроме того Требованиями предусматривается, что в течение девяти месяцев с даты вступления в силу Требований для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть представлены технические планы, подготовленные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера в соответствии с формой и требованиями к подготовке технического плана, действовавшими до дня вступления в силу Требований.