Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Достаточно большая категория застройщиков - застройщики многоквартирных жилых домов, для строительства которых привлекаются денежные средства участников долевого строительства. Возникновение и массовость движения «обманутых дольщиков», в том числе, в результате банкротства застройщика, привели к тому, что на уровне законодательства возникла необходимость урегулировать взаимоотношения и деятельность застройщиков жилых многоквартирных домов и участников долевого строительства.

Создание публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (Фонд) стало важным шагом в защите прав «обманутых дольщиков».

В настоящее время Фонд является гарантом соблюдения прав участников долевого строительства в случае банкротства застройщика.

Особенности правового положения Фонда при банкротстве застройщика закреплены Федеральными законами от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании «Фонд развития территорий» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Фонд вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в отсутствие у него права (требования) к должнику. При этом даже в том случае, если заявление Фонда поступит в суд не первым, у него все равно будет приоритет в предложении кандидатуры конкурсного управляющего.

Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным Законом о банкротстве требованиям и аккредитованные Фондом.

Фонд вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании сделок застройщика.

В случае отсутствия у застройщика средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных Законом о банкротстве, Фонд вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с ходатайством об утверждении состава и предельного размера указанных расходов, которые подлежат финансированию за счет имущества Фонда с последующим возмещением из конкурсной массы. Порядок принятия решения Фонда о финансировании указанных расходов и об определении предельного размера такого финансирования устанавливается наблюдательным советом Фонда.

Фонд вправе удовлетворять требования граждан - участников строительства, как путем финансирования достройки дома, так и путем выплаты им возмещения.

В целях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства, в том числе финансирования и осуществления мероприятий по завершению строительства объектов незавершенного строительства и объектов инфраструктуры, для строительства которых привлекались денежные средства участников строительства, к Фонду в установленном законом порядке переходят имущество застройщика, включая права на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, объекты инфраструктуры, земельные участки (права на земельные участки), предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, в том числе необходимых для обеспечения ввода в эксплуатацию объектов строительства, и обязательства перед участниками строительства. Указанные мероприятия осуществляются Фондом за счет своего имущества, в том числе за счет денежных средств, полученных в качестве имущественного взноса Российской Федерации и иных публично-правовых образований.

«В случае банкротства застройщика публично-правовая компания «Фонд развития территорий» исполняет социальную функцию по защите прав дольщиков, путем перечисления денежных средств или передачи имущества участвует в восстановлении справедливости»,-  отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 

 

Начальник отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций                                                                           

Управления Росреестра по Томской области

 

Важную роль в системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) играет межведомственное электронное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с органом регистрации прав, осуществляемое в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.

Система межведомственного взаимодействия создана, чтобы избавить заявителей от необходимости предоставления в Росреестр документов и информации, которые имеются в распоряжении государственных и муниципальных органов. Это позволяет повысить качество предоставляемых государственных услуг в сфере регистрации прав и кадастрового учета.

Кроме того, Управление Росреестра по Томской области обращает внимание граждан и организаций, что потенциальные правообладатели в некоторых случаях имеют все законные основания не обращаться самостоятельно за государственной регистрацией своих прав.

Так, органы государственной власти и органы местного самоуправления в интересах правообладателя обязаны направить в Росреестр заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления.

«Органы местного самоуправления направляют в Росреестр документы для государственной регистрации перехода права собственности на земельные участки и объекты недвижимости при продаже из муниципальной собственности, для регистрации договоров аренды, документы для принятия ими решений о переводе жилого помещения в нежилое помещение, об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, утверждении акта приемочной комиссии (при перепланировке) и иные документы по сделкам с органами местного самоуправления», - отметил председатель комитета по земельным правоотношениям Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска Александр Огородников.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «В настоящее время электронное взаимодействие с заявителями, в том числе, с органами государственной власти, органами местного самоуправления и профессиональным сообществом, является приоритетным и наиболее удобным способом получения услуг Росреестра.

Так, в августе 2022 года более 95% заявлений органов государственной власти и местного самоуправления о совершении учетно-регистрационных действий поступили в Управление в электронной форме.

А с 01.01.2023 органы государственной власти и органы местного самоуправления смогут представлять в Росреестр заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав исключительно в форме электронных документов».

 

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН                                                      

Управления Росреестра по Томской области

Наталья Соболевская

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на все созданные здания или сооружения (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской  Федерации (ЗК РФ) возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Таким образом, из норм закона следует, что возможность осуществления учетно-регистрационных действий существует либо при уже осуществленной государственной регистрации или предоставлении  правоустанавливающего документа на земельный участок либо при предоставлении иного документа, подтверждающего в соответствии ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Вариант не предоставления каких-либо документов о правах (отсутствии необходимости оформления прав) на земельные участки на государственную регистрацию прав указанной  нормой Закона о недвижимости не предусмотрен, в том числе и для подземных объектов недвижимости, о чем также свидетельствует  сложившаяся в Управлении Росреестра по Томской области судебная практика.

В связи с вышеизложенным, обращаем внимание застройщиков, в том числе и  застройщиков подземных  линейных объектов недвижимости, на необходимость оформления прав, получения согласий  собственников земельных участков либо на необходимость получать соответствующий требованиям закона  документ, подтверждающей возможность размещения таких созданных объектов капитального строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (например, на основании решения по Постановлению администрации Томской области от 29.07.2016 № 263а).

 

 

Заместитель начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения  и ипотеки                                                       

Управления Росреестра по Томской области

Мария Коломиец

По  вопросу уплаты государственной пошлины по основной категории  подаваемых органами власти заявлений, то есть за государственную регистрацию права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ОГВ/ОМС) либо сделки с ОГВ/ОМС, в том числе сделки, совершенной на основании акта ОГВ/ОМС, по заявлениям ОГВ/ОМС, представленным в соответствии с частью 2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о недвижимости), Минфин России в своем письме от 17.08.2018 № 03-05-04-03/58259 разъяснил, что государственная пошлина на основании подпункта 4 пункта 1 ст. 333.35 НК РФ уплачиваться не должна.

Соответственно и по вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности граждан на земельные участки и расположенные на них гаражи (в рамках «гаражной амнистии») в порядке, установленном частью 23 ст. 70 Закона о недвижимости, в случае, когда заявителем является ОГВ/ОМС, Минфин России в своем письме от 09.02.2022 № 03-05-04-03/8680 разъяснил, что государственная пошлина на основании подпункта 4 пункта 1 ст. 333.35 НК РФ уплачиваться не должна.

Однако, если федеральным законом (например, пунктом 3 части 2 ст. 12 Федерального закона от 30.06.2006 № 93-ФЗ № «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» либо иным федеральным законом) ОГВ/ОМС предоставлено право (но не возложена обязанность) подавать в орган регистрации прав от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и иные документы, необходимые для такой регистрации, то государственная пошлина за осуществление соответствующего регистрационного действия подлежит уплате лицом, чье право регистрируется, в размере, установленном соответствующим подпунктом пункта 1 ст. 333.33 НК РФ (с учетом разъяснений Минфина России, указанных в письме от 01.09.2020 № 03-05-04-03/76493).

Также в случае если на ОГВ/ОМС законом возложена обязанность направить соответствующее заявление в орган регистрации прав о государственной регистрации, как в порядке, установленном частью 1.2. ст. 19 Закона о недвижимости (в отношении объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в уведомительном порядке), но при этом уплата государственной пошлины за такую регистрацию предусмотрена федеральным законом (например, частью 16 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), то государственная пошлина подлежит уплате в размере, установленном соответствующим подпунктом пункта 1 ст. 333.33 НК РФ (с учетом разъяснений Минфина России, указанных в письме от 22.11.2019 № 03-05-04-03/90566, в части применения к размеру государственной пошлины коэффициента 0,7 в случае подачи ОГВ/ОМС соответствующего заявления с использованием порталов государственных или муниципальных услуг, если юридически значимые действия совершаются в отношении физического лица).

 

 

Заместитель начальника отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения  и ипотеки                                                      

Управления Росреестра по Томской области

Мария Коломиец

Многие слышали, а кто-то может и сталкивался с ситуацией, когда в соседнюю квартиру заселяется по 8-10 человек, зачастую гастарбайтеров, при этом квартира однокомнатная, не больше 30 метров. И начинаются проблемы – постоянный шум, хлопанье входной дверью, грязь на лестничной площадке.  А все вселившиеся, как оказывается, являются собственниками.

С 1 сентября 2022 года появление «резиновых» квартир законодательно запрещено.

Это означает, что собственник жилого помещения не вправе совершать действия, влекущие возникновение долей в праве собственности на это помещение, а обладатель доли в праве общей собственности на жилое помещение не вправе совершать действия, влекущие разделение этой доли в праве общей собственности, если в результате таких действий площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников и определяемая пропорционально размеру доли каждого из сособственников, составит менее шести квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого сособственника. Для того, чтобы лучше понять эту норму, приведем пример. Так, собственниками квартиры в 30 квадратных метров не могут стать более 5 человек. Для 8 человек нужна квартира не менее 48 квадратных метров.

Сделки, заключенные с нарушением указанного правила, являются ничтожными.

Следует отметить, что законом предусмотрены и исключения. Так, названные положения законодательства не применяются при возникновении права общей долевой собственности на жилое помещение в результате наследования,  при приватизации жилых помещений, а также в случаях признания права собственности судом.

Также указанное правило не применяется для сделок, заключаемых за счет средств материнского (семейного) капитала.

«Не стоит опасаться запрета и тем, кто стал собственником «микродоли» до 1 сентября 2022 года. Они смогут распорядиться принадлежащей им долей и после указанной даты», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 

 

Под нотариальным удостоверением сделки понимается проверка нотариусом или иным уполномоченным лицом законности сделки, включая наличие прав у сторон на ее подписание. Удостоверение сделки осуществляется по правилам, установленным законодательством о нотариате и нормативными правовыми актами органов, регулирующих соответствующие правоотношения.

В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Обязательному в силу закона нотариальному удостоверению подлежат:

- доверенности, от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;

- доверенности, выдаваемые физическими лицами в порядке передоверия;

- завещания;

- сделки, заключаемые лицом (лицами), которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может расписаться самостоятельно, из-за чего подписантом выступает иное лицо;

- договоры ренты;

- сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество;

- сделки, связанные с распоряжением недвижимостью на условиях опеки, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину;

- брачные договоры;

- договоры поручительства, заключаемые застройщиками в целях обеспечения обязательств перед участниками долевого строительства;

- договоры условного депонирования (эскроу), за исключением случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг;

- иные сделки, в отношении которых законом предусмотрена соответствующая форма.

Обязательному в силу соглашения сторон нотариальному удостоверению подлежат сделки, стороны которых договорились об их нотариальном удостоверении, хотя данная форма не требуется в силу закона.

При удостоверении сделок нотариус осуществляет проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также наличия волеизъявления заявителей. В случае если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, обратившегося за совершением нотариального действия, проверяются его полномочия, в том числе доверенность на предмет ее отмены.

По общему правилу представление необходимых документов является обязанностью сторон сделки. Но в предусмотренных законом случаях нотариус запрашивает некоторые из них самостоятельно. Например, если для удостоверения сделки требуются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. Нотариус обязан разъяснить сторонам смысл и значение представленного ими проекта сделки и проверить, соответствует ли его содержание действительным намерениям сторон и не противоречит ли требованиям закона. Содержание нотариально удостоверяемой сделки зачитывается участникам вслух, после чего документ подписывается сторонами в присутствии нотариуса. При удостоверении сделки в электронной форме подписание ее лицом осуществляется простой электронной подписью, требования к которой устанавливаются законодательством РФ, регулирующим отношения в области использования электронных подписей, а удостоверение ее нотариусом - квалифицированной электронной подписью нотариуса. Порядок формирования простой электронной подписи устанавливается Федеральной нотариальной палатой.

После удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.

При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нотариально удостоверенного факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.

Сроки осуществления государственной регистрации прав три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Наталья Фрис

 

На территории Томской области существуют объекты недвижимости, которые прошли процедуру кадастрового учета, но в ЕГРН отсутствует информация о зарегистрированных правах на них, поскольку правообладатели не обращались в Росреестр за регистрацией прав.

С 29 июня 2021 года нач­ался процесс выявления пра­во­об­ла­да­те­лей ранее учтенной не­дви­жи­мо­сти. В настоящее время в ЕГРН вносятся подробные данные о владельцах недвижимости (квартир, домов и земельных участков), позволяющих чётко идентифицировать соб­ственников.

До 01.01.1998 г. действовал другой порядок оформления прав на недвижимое имущество, их регистрировали органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления. Такие права называются ранее возникшими.

Выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако, для защиты прав на имеющееся недвижимое имущество рекомендуется все-таки внести сведения о них в ЕГРН.

При отсутствии регистрации невозможно предоставить выписку из ЕГРН, подтверждающую право собственности. Отсутствие регистрации снижает степень защиты права собственности на недвижимость и создаёт риск невозможности восстановления документов о правах в экстренных ситуациях.

«Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости, а также позволяет наполнить ЕГРН контактными данными правообладателей (адресами электронной почты, почтовыми адресами). Это позволит Росреестру оперативно направлять в адрес собственника различные уведомления, в том числе о поступлении обращений на совершение регистрационных действий с его имуществом, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположение границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров. Наполнение ЕГРН недостающими сведениями является одним из ключевых направлений реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных», к которой Росреестр приступил в 2022 году. Результат этой работы в первую очередь зависит от активности и вовлеченности в процессы уполномоченных органов на уровне региона. Управлением Росреестра по Томской области проводится активная работа с органами местного самоуправления. Сегодня мы можем констатировать, что Закон о выявлении правообладателей заработал в полной мере на территории Томской области. За период его действия в отношении 5628 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права, в связи с прекращением существования 6594 объекта сняты с государственного кадастрового учета», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления.

При наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.

Мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости проводят органы местного самоуправления Томской области, в ходе которых они самостоятельно проводят анализ сведений в своих архивах, а также, в целях установления правообладателей, запрашивают информацию в налоговом органе, Пенсионном фонде, органах внутренних дел, органе записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. Центром компетенций в данном вопросе является Управление Росреестра по Томской области.

Как отметила Лариса Бембель, заместителя Главы Зырянского района по строительству и инфраструктуре - руководителя муниципального казенного учреждения «Управление жизнеобеспечения, муниципального имущества и земельных отношений Администрации Зырянского района», все понимают значимость проводимой работы по наполнению ЕГРН полными и достоверными сведениями. Сейчас важно информировать население о необходимости подтверждения своих ранее возникших прав на объекты недвижимости в целях защиты своего имущества.

В рамках мероприятий по выявлению правообладателей недвижимости на территории региона при Управлении Росреестра по Томской области создан Оперативный штаб, куда входят, в том числе, представители федеральных и региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления.

За истекший период состоялось 10 заседаний Оперативного штаба. В ходе заседаний подводятся итоги совместной деятельности по реализации Закона о выявлении правообладателей, заслушиваются доклады представителей органов местного самоуправления, определяются приоритетные направления дальнейшей деятельности для повышения результативности данной работы.

Закон не ограничивает граждан в возможности осуществить государственную регистрацию прав на принадлежащие им объекты недвижимости по собственной инициативе.

Если сведения о ранее учтенном объекте отсутствуют в ЕГРН, необходимо лично обратиться в любой офис МФЦ, либо в электронной форме - через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. К заявлению прилагается документ, устанавливающий или подтверждающий право на объект недвижимости, или его копия, заверенная в установленном законом порядке.

Для правообладателей объектов с ранее возникшими правами эта процедура абсолютно бесплатна!

Узнать, внесены ли сведения о недвижимости в ЕГРН можно с помощью  электронных сервисов Росреестра  по предоставлению сведений из ЕГРН.

 

 

Начальник отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН

Управления Росреестра по Томской области

Тамара Фёдорова

3 сентября 1998 года состоялось открытие органа по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Томской области. Эта дата ознаменована началом оказания государственных услуг в указанной сфере.

Сегодня – это качественно другое учреждение. Успешно продолжается работа, начатая 24 года назад, а впереди еще много нового и интересного. В ходе преобразований, произошедших в сфере недвижимости, поменялись и расширились полномочия, цели и задачи, как на ведомственном, так и на территориальном уровне. Их реализация невозможна без слаженной работы коллектива, каждый из членов которого сегодня нацелен на положительный результат.

Неоценим вклад в создание и развитие учреждения его первого руководителя – Зуева Владимира Александровича и тех коллег, что сегодня уже находятся на заслуженном отдыхе.

Конечно, кадровый состав на протяжении истории существования изменился, но есть и те, кто стоял у истоков образования учреждения и продолжает работать в Управлении все эти годы.

С первых дней работы органа по регистрации прав на недвижимое имущество государственную службу несут: заместитель руководителя –  Людмила Лабуткина, начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН – Тамара Фёдорова, начальник Северского отдела – Илья Валеев, начальник Парабельского межмуниципального отдела – Наталья Харькив, заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН – Наталья Соболевская, главный специалист-эксперт отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН – Ирина Дудина, главный специалист-эксперт отдела регистрации недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве – Светлана Васильева, главный специалист-эксперт Северского отдела – Эльвира Бахматова, старший специалист-эксперт 3 разряда отдела регистрации земельных участков – Татьяна Протопопова.

С 3 сентября 1998 года трудится в Управлении и его руководитель - Елена Золоткова: «День, когда Управление впервые распахнуло свои двери для получателей услуг – замечательный повод вспомнить о богатой и насыщенной событиями истории Управления. За истекший период времени проведена огромная коллективная работа, результатом которой стало значительное улучшение качества и доступности оказываемых нашим ведомством услуг. Сегодня по ряду регистрационных процедур весь процесс регистрации, от подачи документов до принятия регистратором решения, проходит в течение нескольких часов! Еще несколько лет назад о таких сроках и мечтать никто не мог. Ушли в историю очереди, появились электронные сервисы и альтернативные способы предоставления документов. На законодательном уровне упрощены процедуры по оформлению прав на ряд объектов недвижимого имущества. Да всех изменений и не перечесть…

Сегодня каждый специалист Управления - это профессионал своего дела, преданный профессии и общему делу, нацеленный на качественное оказание услуг в рамках действующего законодательства.  

Искренне поздравляю свой коллектив со значимой для Управления датой. Особенно тех коллег, что стояли у истоков образования и продолжают трудиться на благо государства и жителей Томской области.  Благодарю каждого специалиста за преданность и вклад в общее дело. Желаю здоровья, стабильности, уверенного движения вперёд, профессиональных успехов и дальнейшей слаженной работы коллектива!»

В соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора не вытекает иное.

Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, госпошлина составляет:

для физических лиц - 2 000 рублей;

для организаций - 22 000 рублей.

Если объектом недвижимости является земли сельскохозяйственного назначения, госпошлина составит  350 рублей для всех категорий заявителей.

Частью 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" также установлено, что государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним.

Согласно п. 2 ст. 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, предусматривающая изменение условий зарегистрированной сделки, подлежит государственной регистрации.

Подать документы как на регистрацию договора аренды, так и расторжение договора аренды может арендодатель или арендатор. Госпошлину уплачивает тот, кто обращается за государственной регистрацией.

            Если на стороне арендатора выступает несколько лиц, заявление может подать одно из них или арендодатель. Данное положение применяется только при передаче в аренду земельного участка, на котором находятся здание, сооружение, принадлежащие нескольким лицам, либо помещения или машино-места в которых принадлежат нескольким лицам (ч. 1 ст. 51 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Необходимо отметить, что непредставление информации, подтверждающей уплату государственной пошлины, будет служить основанием для возврата документов без рассмотрения.

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                

Людмила Елькина

Томская область продолжает оставаться в числе лидеров среди других регионов Российской Федерации по оформлению электронной ипотеки в максимально короткие сроки, менее чем за сутки.

Доля электронных ипотечных сделок, зарегистрированных в течение одного дня в Управлении Росреестра по Томской области в августе 2022 года составила 95% от общего числа поданных по указанной категории дел заявлений.

«Электронная регистрация ипотеки не только существенно сокращает время оформления документов, но и позволяет не посещать офисы МФЦ. Достаточно обратиться в кредитную организацию, где все необходимые документы будут оформлены и поданы сотрудниками банков», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Как отметила Ольга Фадеева, управляющий ВТБ в Томской области, подача документов на государственную регистрацию в электронном виде пользуется спросом среди жителей региона. Данный формат позволяет провести процедуру государственной регистрации перехода права собственности при приобретении объектов недвижимости жилого/нежилого назначения с использованием кредитных средств, а также государственной регистрации ипотеки в рамках рефинансирования действующих ипотечных кредитов оперативно, в течение всего одних суток.

 

 

Начальник отдела регистрации недвижимости

нежилого назначения и ипотеки

Управления Росреестар по Томской области

Татьяна Никитюк

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

- Неприватизированную квартиру можно унаследовать, если наследодатель подал заявление о приватизации, но умер до оформления договора или до государственной регистрации права собственности. Право на проживание в неприватизированной квартире сохраняется за наследником - членом семьи наследодателя, если он проживал с ним совместно и наследодатель был нанимателем по договору социального найма.

В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Приватизация жилых помещений предполагает бесплатную передачу в собственность граждан РФ занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

По общему правилу до приватизации квартира является государственной или муниципальной собственностью и в состав наследства не входит.

По требованию наследника допускается включение жилого помещения в наследственную массу, если гражданин, желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности.