Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на все созданные здания или сооружения (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении), для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, в том числе соглашения об установлении сервитута, решения об установлении публичного сервитута, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Таким образом, из норм закона следует, что возможность осуществления учетно-регистрационных действий существует либо при уже осуществленной государственной регистрации или предоставлении правоустанавливающего документа на земельный участок либо при предоставлении иного документа, подтверждающего в соответствии ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Вариант не предоставления каких-либо документов о правах (отсутствии необходимости оформления прав) на земельные участки на государственную регистрацию прав указанной нормой Закона о недвижимости не предусмотрен, в том числе и для подземных объектов недвижимости, о чем также свидетельствует сложившаяся в Управлении Росреестра по Томской области судебная практика.
В связи с вышеизложенным, обращаем внимание застройщиков, в том числе и застройщиков подземных линейных объектов недвижимости, на необходимость оформления прав, получения согласий собственников земельных участков либо на необходимость получать соответствующий требованиям закона документ, подтверждающей возможность размещения таких созданных объектов капитального строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута (например, на основании решения по Постановлению администрации Томской области от 29.07.2016 № 263а).
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец