Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ) имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, являющееся недвижимым имуществом, созданное (создаваемое), приобретенное после дня вступления в силу Закона № 217-ФЗ, принадлежит на праве общей долевой собственности лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков.

Принятие решения о приобретении или создании имущества общего пользования относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества (часть 1 статьи 17 Закона № 217-ФЗ).

Предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Законом № 217-ФЗ.

Также следует отметить, что в соответствии с частью 16 статьи 54 Закона № 217-ФЗ право коллективной совместной собственности граждан на земельные участки общего назначения садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества признается правом общей долевой собственности лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, пропорционально площади этих участков. Таким образом, в указанном случае право общей долевой собственности признается в силу закона, в связи с чем получение каких-либо согласий от указанных лиц не требуется.

Согласно части 3 статьи 25 Закона № 217-ФЗ в соответствии с решением общего собрания членов товарищества недвижимое имущество общего пользования, расположенное в границах территории садоводства или огородничества, принадлежащее товариществу на праве собственности, может быть передано безвозмездно в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, пропорционально площади этих участков при условии, что все собственники земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, выразили согласие на приобретение соответствующей доли в праве общей собственности на такое имущество.

При этом, согласно части 15 статьи 54 Закона № 217-ФЗ вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, являющегося недвижимым имуществом, принадлежащим товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, должен быть вынесен на рассмотрение общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества не позднее 1 января 2024 года.

В соответствии со статьей 17 Закона № 217-ФЗ общим собранием членов товарищества принимается решение об обращении с заявлением о государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и являющиеся имуществом общего пользования, и (или) заявлением о государственном кадастровом учете таких объектов недвижимости, а также избирается представитель указанных лиц, уполномоченный на подачу соответствующего заявления в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.

Порядок и основания осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В частности, обращаем внимание, что в соответствии с частью 10 статьи 70 Закона № 218-ФЗ в срок до 1 января 2024 года подготовка технического плана в целях осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд зданий, сооружений, относящихся к имуществу общего пользования и созданных до дня вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, осуществляется на основании декларации, составленной и заверенной председателем садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и правоустанавливающего документа на земельный участок общего назначения, на котором расположены такие здания, сооружения. При этом для подготовки технического плана предоставление разрешения на строительство и (или) разрешения на ввод в эксплуатацию таких зданий, сооружений, а также иных документов не требуется.

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения  и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Татьяна Никитюк

Все имущество должника банкрота, имеющееся и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу, из которой конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами, в том числе с работниками (бывшими работниками) должника.

Очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов и работников (бывших работников) должника установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ (Закон о банкротстве).

Требования кредиторов по текущим обязательствам (которые возникли уже в ходе процедур банкротства, например, если работники продолжали работать на предприятии, после его признания банкротом) гасятся арбитражным управляющим преимущественно перед реестровой задолженностью (задолженность, которая возникла до подачи заявления в арбитражный суд о признании предприятия банкротом). Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

При наличии достаточного количества денежных средств на счете должника, текущая задолженность, в том числе по заработной плате, гасится по мере возникновения.

При недостаточности денежных средств должника для удовлетворения требований кредиторов одной очереди денежные средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам их требований, включенных в реестр требований кредиторов.

Арбитражный управляющий обязан при наступлении срока исполнения соответствующего обязательства направлять распоряжение для его исполнения в кредитную организацию, не дожидаясь напоминания от соответствующего кредитора или работника (бывшего работника) или предъявления им требования в суд.

Управление Росреестра по Томской области уполномочено возбуждать дела об административных правонарушениях по факту нарушения арбитражными управляющими законодательства о банкротстве.

Работники (бывшие работники) должника могут обратиться в Управление с жалобой на действия (бездействие) арбитражного управляющего в случае если последним нарушена установленная Законом о банкротстве очередность погашения задолженности по заработной плате либо работник (бывший работник) полагает, что задолженность погашена не в должном размере.

Также основанием для обращения работников (бывших работников) должника в Управление с жалобой может являться длительное не погашение задолженности, при наличии на счете должника денежных средств в достаточной для погашения сумме.

 «Необходимым условием для обращения в Управление с жалобой на действия арбитражного управляющего, в части погашения задолженности по заработной плате, будет являться наличие подтвержденной задолженности работника (бывшего работника) должника, например, судебное решение», - подчеркнула заместитель руководителя Управления Елена Ковальчук.

Начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций  Управления Росреестра по Томской области Татьяна Казакова

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законодательством случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и государственной регистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».

Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.

Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г.1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер.

Как отметила Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.

Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.

          Как проверить статус участка?

С 1 марта 2022 г. для земельных участков со статусом «временный» произошли изменения. А именно, ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Как можно зарегистрировать участок со статусом «временный»?

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Необходимо собрать документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц. В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина

 

 

Порядок уплаты и размеры государственной пошлины за регистрацию права собственности на недвижимость регламентированы налоговым законодательством.

При приобретении права в общей долевой собственности государственную пошлину платит каждый владелец в зависимости от размера своей доли. Для регистрации права собственности пошлина взимается в следующих размерах: с физических лиц – 2 000  рублей, с юридических лиц - 22 000 рублей. Если покупатели – физические лица, то каждый собственник делит сумму 2 000 рублей на размер своей доли. Например, квартиру в долевую собственность приобрели два человека, их доли равны ¼ и ¾. Первый покупатель должен оплатить госпошлину в размере 2000:1/4 =500 рублей, а второй – в размере 2000:3/4=1500 рублей.

Если регистрируется общая долевая собственность нескольких лиц и среди них есть льготник, например, малоимущий, то пошлина льготника отнимается от общей суммы. Остаток делится на остальных заявителей по общим правилам.

Однако, в случае, если доля в праве общей долевой собственности приобретается одним лицом, например, по договору купли-продажи покупатель покупает в собственность долю в праве на объект недвижимости, или право общей долевой собственности на недвижимость признано за одном лицом по решению суда, в этом случае государственная пошлина уплачивается в полном размере, 2000 рублей – для физического лица, 22000 рублей – для юридического лица.

В случае наследования права общей долевой собственности с каждого сособственника взимается государственная пошлина в полном размере: для физических лиц – 2000 рублей. При этом не важно, одновременно обратились все участники долевой собственности или в разное время, в любом случае с каждого лица взимается полный размер государственной пошлины. 

 

Заместитель начальника

Парабельского межмуниципального отдела   

Управления Росреестра по Томской области                                          

Анна Аликина

В 2023 году в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, Росреестром была одобрена заявка Томской области на предоставление субсидии из федерального бюджета в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов. В связи с чем и Администрацией Томской области на указанные работы были выделены денежные средства из бюджета Томской области.

Департаментом по управлению государственной собственностью Тоской области - заказчиком комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2023 году запланировано проведение комплексных кадастровых работ в Томском районе на территории 23 кадастровых кварталов в отношении 5 147 объектов недвижимости, в г. Томске на территории 46 кадастровых кварталов в отношении 18 183 объектов недвижимости,  Александровском районе на территории 3 кадастровых кварталовв отношении 3 173 объектов недвижимости, Бакчарском районе на территории 4 кадастровых кварталов в отношении 2 792 объектов недвижимости, в Кожевниковском районе на территории 10 кадастровых кварталов в отношении 6 677 объектов недвижимости.

Перечень кадастровых кварталов утвержден Распоряжением Администрации Томской области от 23.03.2020 №174-ра «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов».

По результатам проведения комплексных кадастровых работ будет проведено уточнение местоположения границ земельных участков, будет установлено или уточнено местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства,  будут образованы земельные участки, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, будут образованы земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами,  будут исправлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Таким образом, правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых будут проводиться данные работы, могут уточнить местоположение границ принадлежащих им объектов недвижимости, не затрачивая собственных средств.

О начале проведения комплексных кадастровых работ можно будет узнать на сайтах Росреестра, Департамента по управлению государственной собственностью Тоской области, а также сайтах и информационных щитах органов местного самоуправления иорганов управления садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан,на территории которых планируется выполнение комплексных кадастровых работ.

«Проведение указанных работ позволит существенно повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, что будет способствовать защите прав собственности, формированию налоговой базы, совершенствованию земельно-имущественных отношений и повышению инвестиционной привлекательности региона», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Юлия Васецкая

30 декабря 2021 года был принят Федеральный закон №478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внёсший изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 13.05.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года.                                                                                               

Федеральный закон №478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволяет оформить прав на объекты недвижимости, в отношении которых отсутствуют правоустанавливающие документы.

До 1 марта 2031 года гражданин, использующий для постоянного проживания возведенный до 14 мая 1998 года жилой дом, расположенный в границах населенного пункта, и право собственности, на который у гражданина и иных лиц отсутствует, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.

Образование земельного участка, на котором расположен жилой дом, отвечающий вышеназванному требованию, из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы расположения земельного участка. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка прилагаются:

1) схема расположения земельного участка (в случае, если земельный участок подлежит образованию);

2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается его представитель;

3) документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) документ, подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;

4) документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 2 января 2013 года и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14 мая 1998 года;

5) документ, подтверждающий предоставление либо передачу заявителю иным лицом земельного участка, в том числе из которого образован испрашиваемый земельный участок;

6) документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме до 14 мая 1998 года;

7) выписка из по хозяйственной книги или из иного документа, в который содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю;

8) документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.

Упрощенный порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой дом, созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности также продлевается до 2031 года.

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области  Людмила Елькина

Работы по подготовке документов для государственного кадастрового учета объектов недвижимости проводят кадастровые инженеры.

В соответствии с законодательством каждый кадастровый инженер должен состоять в саморегулируемой организации (СРО). В противном случае он не имеет права проводить кадастровые работы, а подготовленные им документы не будут иметь юридической силы. Деятельность специалиста строго контролируется со стороны СРО кадастровых инженеров.

Кадастровый инженер несет административную и уголовную ответственность за несоблюдение требований законодательства в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений в подготовленных документах. Убытки, причиненные заказчику работ действиями или бездействием кадастрового инженера, возмещаются по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера.

 При выборе кадастрового инженера важно учитывать наличие у него действующего квалификационного аттестата, членства в СРО и результаты профессиональной деятельности. Поэтому перед заключением договора на выполнение работ рекомендуем проверить сведения о заинтересовавшем вас кадастровом инженере в реестре членов саморегулируемой организации, размещенном на официальном сайте Росреестра в государственном реестре кадастровых инженеров. Всего в реестре содержится информация о почти 40 тыс. кадастровых инженерах. 

Также на сайте Росреестра функционирует сервис «Личный кабинет кадастрового инженера», с помощью которого предварительно проверяются документы, подготовленные кадастровым инженером. После проверки документы помещаются на временное хранение в электронное хранилище с присвоением уникального идентифицирующего номера (УИН). При подаче документов на проведение учетно-регистрационных процедур заявителю нужно только указать УИН, не представляя документы в бумажном виде.

«Кадастровые инженеры наделены полномочиями по подаче документов на осуществление действий по кадастровому учёту. Кадастровым инженерам рекомендуется подавать документы в электронном виде, так как электронные обращения имеют приоритет в последовательности рассмотрения», - подчеркнула Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Управлением Росреестра по Томской области ежеквартально подводятся итоги деятельности кадастровых инженеров, по результатам которых составляется рейтинг. С рейтингом кадастровых инженеров Томской области можно ознакомиться в региональном блоке официального сайта Росреестра, пройдя по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/open-service/statistika-i-analitika/tomskaya-oblast-reyting-kadastrovykh-inzhenerov/

«Нужно учесть, что принятие положительного решения о постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества во многом зависит от того, насколько профессионально работает кадастровый инженер», - отметил Виталий Файт, директор ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области.

Напоминаем, по любым вопросам оформления недвижимости можно обращаться в Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО):
8 (800) 100-34-34. ВЦТО работает в круглосуточном режиме. Звонок по России бесплатный.

С 1 сентября 2022 года начинают действовать новые правила раздела долей в праве собственности на жилое помещение, в соответствии с которыми собственник жилого помещения не вправе совершать действия, влекущие возникновение долей в праве собственности на это помещение, если в результате таких действий площадь помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников и определяемая пропорционально размеру доли каждого из них, составит менее 6 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого сособственника. Сделки, заключенные с нарушением указанного правила, будут являться ничтожными. Вместе с тем вводимая в Жилищный кодекс норма не будет применяться при возникновении права общей долевой собственности на жилое помещение в силу закона, в том числе в результате наследования по любому из оснований, а также в случаях приватизации жилых помещений.

Федеральный закон от 14 июля 2022 г. №310-ФЗ «О внесении изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» также устанавливает, что супруг, чье нотариально удостоверенное согласие на совершение сделки по распоряжению имуществом не было получено, вправе требовать признания такой сделки недействительной по правилам ст. 173.1 Гражданского кодекса. Помимо этого, поправками предусмотрено, что суд сможет отступить от начала равенства долей супругов в их общем имуществе, исходя из заслуживающего внимания интереса одного из супругов, в частности, в случае, если другой супруг совершал недобросовестные действия, которые привели к уменьшению общего имущества супругов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года. Внесенные в СК РФ и ЖК РФ поправки применяются к отношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего закона.

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина

В соответствии  с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре ), органы государственного надзора при организации и осуществлении государственного земельного надзора получают на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
         Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
В случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушений обязательных требований земельного законодательства, надзор за соблюдением  осуществляют другие органы государственной власти, должностные лица органов государственного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного надзора для принятия необходимых мер.
Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка на межселенной территории - в орган местного самоуправления поселения, городского округа уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт, в случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия указанными должностными лицами выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков не допускается.
Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль также определены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2019.

 

Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова

 

На вопрос отвечает главный специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Шолпан Сегизбаева:

- Продажа недвижимого имущества, собственником которого является несовершеннолетний, имеет ряд особенностей.

Во-первых, такую сделку в обязательном порядке должны одобрить органы опеки и попечительства. Для получения согласия опеки нужно обратиться в органы местного самоуправления.

Во-вторых, за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет обладают частичной дееспособностью и могут самостоятельно заключать договоры и расписываться в документах, но с письменного согласия родителей или других законных представителей. Однако, даже не достигшее совершеннолетия лицо может быть признано судом полностью дееспособным вследствие эмансипации или вступления в брак.

В-третьих, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, подлежат обязательному нотариальному удостоверению.

Целевое назначение земельного участка – это разделение земельных участков по категориям (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и др.) и видам разрешенного использования (для ведения сельского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения жилых помещений и др.). Категория земли зависит от цели ее использования и устанавливается законодательством. Согласно Земельному кодексу РФ собственник земельного участка может выбрать самостоятельно один или несколько видов разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.  Если собственник использует свой земельный участок не по назначению, то это является правонарушением. Нарушителями могут быть как граждане, так и юридические лица. Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация, когда земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник ведет предпринимательскую деятельность – это нарушение.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Управление Росреестра по Томской области рекомендует правообладателям земельных участков, использующих их не по целевому назначению, обратиться в органы местного самоуправления с вопросом о возможности изменения вида разрешенного использования. В случае, если изменение разрешенного вида использования земельного участка невозможно, рекомендуем привести его в соответствие с правоустанавливающими документами на землю, прекратив использование земли не по целевому назначению.

 

 

Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области  М.А. Везирова