Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр во исполнение протокола совещания по вопросу взаимодействия с Национальным объединением саморегулируемых организаций кадастровых инженеров в своем письме от 30.05.2022 № 14-04820/22@ дал ряд разъяснений по вопросу о порядке указания в документах, подготовленных кадастровыми инженерами, сведений об адресе объектов недвижимости.
Так, в межевом и техническом плане в соответствующих разделах заполняются следующие реквизиты:
«адрес земельного участка», «адрес объекта недвижимости» в структурированном в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (далее – ФИАС) виде на основании:
- сведений государственного адресного реестра (в приложение к межевому, техническому плану может быть включена копия выписки из государственного адресного реестра, в том числе в электронном виде);
- акта органа государственной власти (местного самоуправления), уполномоченного на присвоение адресов (копия которого включается в состав приложения к межевому, техническому плану);
«местоположение земельного участка в структурированном виде в соответствии с федеральной информационной адресной системой (при отсутствии адреса земельного участка)», «местоположение объекта недвижимости» в структурированном в соответствии с ФИАС виде (при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса) с указанием слов: «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, населенного пункта (город, село), улицы (проспект, шоссе, переулок, бульвар) – при наличии, номера здания (сооружения), номера помещения;
«дополнительные сведения о местоположении земельного участка», «дополнение местоположения объекта недвижимости», в котором указывается:
- не структурируемая в соответствии с ФИАС часть сведений о местоположении земельных участков, например, в реквизите «местоположение объекта недвижимости» указываются слова «Российская Федерация», наименования субъекта Российской Федерации (например, Томская область), муниципального образования (например, Кривошеинский район), а в реквизите «дополнение местоположения объекта недвижимости» указываются слова: «<…> западнее деревни <…>»;
- не структурируемые в соответствии с ФИАС сведения о местоположении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, например, сведения о местоположении линейного сооружения: «от ГРС до котельной, расположенной по адресу: <…>, и многоквартирного жилого дома <…>» (реквизит «местоположение объекта недвижимости» в указанном случае не заполняется).
Также обращаем внимание на заполнение реквизитов «местоположение объекта недвижимости», «дополнение местоположения объекта недвижимости» соответствующего раздела технического плана в отношении здания, сооружения, помещения, объекта незавершенного строительства, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества (при отсутствии присвоенного в установленном порядке адреса):
в реквизите «местоположение объекта недвижимости» указывается присвоенный в установленном порядке адрес земельного участка, при его отсутствии – местоположение земельного участка (включая наименование соответствующего некоммерческого товарищества и номер земельного участка);
в строке «дополнение местоположения объекта недвижимости» указывается неструктурированная часть местоположения земельного участка.
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
По поручению Правительства РФ и Росреестра, Управлением Росреестра по Томской области (Управление) с марта 2022 года проводится очень важная и социально-значимая работа по выявлению и исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков.
«В связи с изменением законодательства, переходом региона на местную систему координат-70, а также неточностью приборов измерения, которые использовали ранее, произошли ошибки в описании местоположения границ земельных участков», - пояснила Елена Золоткова, руководитель Управления.
Главная задача проводимых работ исправить реестровые ошибки, обеспечить правильное внесение границ земельных участков в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Кроме того, Управление планирует уточнить границы земельных участков максимально своими силами и средствами без привлечения финансовых средств граждан.
«Управление серьёзно подготовилось к работам по исправлению реестровых ошибок. Были проведены совещания с представителями различных организаций и ведомств с целью получения в государственный фонд данных картматериалов необходимо масштаба, создана рабочая группа, назначены ответственные лица. Специалистами Управления ведётся активная разъяснительная работа среди граждан, а также налажено эффективное взаимодействие с кадастровыми инженерами», - рассказала Елена Золоткова.
При правильном установлении границ земельных участков сводится к минимуму риск возникновения земельных споров с правообладателями земельных участков.
На сегодняшний день в рамках выполнения работ по исправлению реестровых ошибок в описании местоположения границ земельных участков Управлением направлено 835 писем - поручений в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (Филиал) для проведения пространственного анализа данных с целью правильного установления границ земельных участков. Получено из Филиала 422 отчёта о возможности исправления границ, в отношении 29 земельных участков исправлены ошибки в координатах и правильно установлены границы. И это только начало. К концу 2022 года Управлением запланировано исправить реестровые ошибки в описании местоположения границ земельных участков в отношении 900 земельных участков, расположенных в Томской области.
Заместитель начальника отдела
регистрации земельных участков
Управления Росреестра по Томской области
Инесса Гончарова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына:
- Действующее законодательство предусматривает возможность внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости, но только в случае представления заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без личного участия лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника объекта недвижимости, или его законного представителя.
Следует отметить, что ЕГРН содержит сведения о правах, зарегистрированных после 03.09.1998 года. То есть, если право собственности на квартиру зарегистрировано после 03.09.1998 года, то в ЕГРН имеются сведения о Вас, как о собственнике квартиры. В таком случае Вам лично необходимо обратиться в офис приема документов МФЦ с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без Вашего личного участия.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Земельный фонд Томской области на 1 января 2022 года составляет 31439,1 тыс.га.
Согласно действующему законодательству земли по категориям распределяются в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.
Основная часть территории области занята землями лесного фонда 91,3 % (28696,5 тыс.га). Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1918,7 тыс.га (6,1 %). Площадь данной категории земель по сравнению с 2020 годом уменьшилась на 12,2 тыс.га за счет перевода в состав земель промышленности, энергетики, транспорта … иного специального назначения, лесного фонда, земель населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий и объектов. Вместе с тем данная категория земель увеличилась на 807 га за счет земель запаса. Следует отметить ежегодную тенденцию к сокращению площади земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения. С 2010 по 2021 годы их площадь сократилась на 102,2 тыс.га.
Земли населенных пунктов составляют 0,4 % (136,8 тыс.га), земли водного фонда 0,5 % (141,5 тыс.га), земли промышленности, энергетики, транспорта, … иного специального назначения 0,2 % (62,1 тыс.га), земли запаса 1,5 % (483,4 тыс.га)
Земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам, являются земельными угодьями. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием. Характерной особенностью области является высокая залесенность и заболоченность земель.
Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные в соответствии с действующими нормами и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.
По состоянию на 1 января 2022 года площадь сельскохозяйственных угодий составила 1371,7 тыс.га. Площадь сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями, гражданами, занимающимися производством сельхозпродукции, в сравнении с 2020 годом увеличилась на 0,7 тыс.га за счет увеличения площади на 0,8 тыс.га сенокосов, вместе с тем площадь пастбищ уменьшилась на 0,1 тыс.га.
На долю несельскохозяйственных угодий приходится 30067,4 тыс.га или 95,6 %.
Заместитель начальника отдела землеустройства
и мониторинга земель, кадастровой оценки
недвижимости, геодезии и картографии
Управления Росреестра по Томской области
Олеся Грищенко
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Оформление прав на землю никогда не утратит своей актуальности. Для оформления прав собственности на земельный участок или земельный надел в первую очередь необходимо четко определить его местоположение на карте или ортофотоплане.
Единая электронная картографическая основа (ЕЭКО) содержит пространственные данные обо всей территории России в виде цифровых топографических карт и цифровых ортофотопланов разных масштабов и не содержит сведений, составляющих государственную тайну.
«Целью создания ЕЭКО является создание общегосударственной базы информации о земной поверхности, которой смогут пользоваться все потребители. ЕЭКО можно использовать в качестве картографической основы в любых информационных и геоинформационных системах. Она поможет планировать кадастровый учет и контролировать использование земель», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
ЕЭКО предоставляется всем заинтересованным лицам только в электронном виде.
Предоставление заинтересованным лицам сведений ЕЭКО осуществляется по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.12.2016 № 1370.
Для получения сведений ЕЭКО необходимо предоставить в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» соответствующее заявление, подписанное УКЭП, и копию документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, если такое заявление представлено представителем заявителя.
Предоставить заявление в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» возможно путем заполнения электронной формы заявления на федеральном портале пространственных данных, которое будет доступно в личном кабинете после прохождения авторизации.
Как рассказал главный специалист отдела контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Департамента архитектуры и строительства Томской области Владимир Белов, для федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления направление заявления осуществляется через систему межведомственного электронного взаимодействия, что очень удобно. Сведения ЕЭКО предоставляются без взимания платы органам государственной власти РФ, а также организациям и учреждениям, выполняющим работы по государственным/муниципальным контрактам, и в случае исполнения государственного задания.
По вопросам получения сведений ЕЭКО необходимо обращаться в ФГБУ «Центр геодезии, картографии и ИПД» по телефону 8 (495) 456-91-27 или по адресу электронной почты: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Главный специалист-эксперт отдела землеустройства
и мониторинга земель, кадастровой оценки
недвижимости, геодезии и картографии
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Крупиненко
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Гражданин, являющийся собственником гаража, может приобрести в собственность земельный участок под этим гаражом, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При определенных условиях можно оформить земельный участок в собственность в упрощенном порядке, получившем название "гаражная амнистия". Чтобы приобрести в собственность земельный участок под принадлежащим вам гаражом, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подается в орган местного самоуправления в случаях, если земельный участок не образован или его границы подлежат уточнению. К заявлению необходимо приложить, в частности:
документ, устанавливающий (удостоверяющий) право собственности на гараж (если оно не зарегистрировано в ЕГРН);
документ, устанавливающий (удостоверяющий) права на земельный участок, если такое право не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии);
схему расположения земельного участка (если участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания соответствующей территории);
документ, подтверждающий полномочия представителя (если с заявлением обращается представитель).
Если земельный участок образован, и его границы не требуют уточнения, то кадастровым инженером в результате кадастровых работ будет подготовлен межевой план земельного участка, являющийся основанием для государственного кадастрового учета. Межевой план готовится в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган при отсутствии оснований для отказа не позднее 14 календарных дней со дня поступления заявления подготовит и подпишет проект договора купли-продажи земельного участка и выдаст их вам для подписания, он же и будет являться основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Если же гараж возведен на земельном участке до 30.12.2004 и не признан в установленном порядке самовольной постройкой, подлежащей сносу, то при определенных условиях до 01.09.2026 (в рамках «гаражной амнистии») можно приобрести право собственности на находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок под таким гаражом бесплатно.
Это возможно в следующих случаях:
земельный участок для размещения гаража предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, либо право на использование такого земельного участка возникло у такого кооператива по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок под гаражом распределены гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Такой гараж может быть блокирован общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящим объектом капитального строительства. При этом "гаражная амнистия" распространяется в том числе на граждан, прекративших членство в гаражном кооперативе, в том числе вследствие его ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица.
Указанные земельные участки предоставляются гражданам в том же порядке, как указано выше, но с определенными особенностями. Например, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются:
документ о предоставлении гражданину земельного участка или о возникновении у гражданина права на использование земельного участка по иным основаниям, либо документ, подтверждающий предоставление земельного участка, из которого образован (должен быть образован) испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, либо документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом права на использование такого земельного участка по иным основаниям;
решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) земельного участка (иной документ, устанавливающий такое распределение), и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) документ, подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином (указанные документы представляются, если земельный участок был предоставлен гаражному кооперативу);
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок);
документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель);
технический план гаража.
Если вышеуказанные документы у гражданина отсутствуют, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:
заключенные до 30.12.2004 договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;
документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 01.01.2013 в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до 30.12.2004.
Региональным законодательством может быть предусмотрен перечень документов, которые могут быть представлены гражданином для подтверждения соответствия земельного участка условиям, необходимым для оформления прав на него по "гаражной амнистии", в случае отсутствия у гражданина вышеуказанных документов. На территории Томской области 19 августа 2021 года был принят Закон № 90-ОЗ «О реализации на территории Томской области отдельных положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ, который также вступил в силу 1 сентября 2021 года.
Указанным Законом № 90-ОЗ установлены:
- полномочия органов государственной власти Томской области по регулированию отдельных отношений по реализации на территории Томской области отдельных положений Закона № 79-ФЗ;
- перечень документов, которые могут быть представлены гражданином для подтверждения соответствия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, условиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае отсутствия у гражданина документов, предусмотренных пунктами 5 - 7 указанной статьи, подтверждающих такое соответствие;
- состав и порядок осуществления мероприятий, направленных на выявление лиц, использующих расположенные в границах муниципальных образований Томской области гаражи, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и оказание содействия пользователям в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены гаражи.
При наличии соответствующих документов земельный участок также может быть предоставлен наследнику вышеуказанного гражданина либо лицу, приобретшему гараж у вышеуказанного гражданина по соглашению.
Если земельный участок под гаражом является ограниченным в обороте, то он подлежит предоставлению гражданину в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок (договора аренды земельного участка) осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом (при необходимости) расположенного на нем гаража и регистрацией права собственности на гараж по заявлению уполномоченного органа, предоставившего гражданину земельный участок. Такое заявление должно быть подано уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении гражданину земельного участка. Если в указанный срок заявление уполномоченным органом не подано, гражданин вправе обратиться с таким заявлением самостоятельно в любой офис МФЦ. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).
Срок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для строительства гаража для собственных нужд, составляет 3 рабочих дня с даты приема заявления органом регистрации прав или 5 рабочих дней с даты приема заявления в МФЦ.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок - это одно из оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу Земельного кодекса РФ, т.е. до 30.10.2001 (п. 3 ч. 1 ст. 49 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Выписку выдает орган местного самоуправления. В ней указывается полное наименование должности лица, уполномоченного выдавать такие выписки, его фамилия и инициалы, а также проставляется печать (при наличии) (Приложение к Приказу Росреестра от 25.08.2021 N П/0368).
Порядок предоставления выписки определяется нормативным актом соответствующего муниципального образования, поэтому в разных муниципальных образованиях он может быть разным. Различными могут оказаться списки документов, необходимых для предоставления выписки, сроки ее подготовки и порядок получения ответа. Поэтому в каждом случае необходимо уточнять порядок получения выписки в администрации органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.
Для получения выписки гражданину или его представителю необходимо подготовить заявление, к которому прилагаются:
- Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя.
- Документ, удостоверяющий полномочия представителя гражданина (если заявление подается представителем).
- Письменное согласие на обработку персональных данных.
- Правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство (если право на земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН).
В случае оформления прав на земельный участок в порядке наследования потребуются также сведения органов ЗАГС о регистрации смерти владельца земельного участка и свидетельство о праве на наследство на земельный участок или на здание, расположенное на этом участке (ч. 2 ст. 49 Закона N 218-ФЗ).
Выписка из похозяйственной книги выдается администрациями сельских поселений, на территории которых ведется личное подсобное хозяйство. Заявление о выдаче выписки подается гражданином лично или через представителя в МФЦ.
Выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок предоставляется бесплатно.
Начальник Асиновского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Людмила Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
01.05.2022 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», сокращающие сроки осуществления учетно-регистрационных действий в отношении объектов бытовой недвижимости – соответственно до трех или пяти рабочих дней с даты приема заявления органом регистрации прав или многофункциональным центром.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение следующих сроков (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом:
семь рабочих дней с даты приема органом регистрации прав или девять рабочих дней с даты приема в многофункциональном центре заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
пять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав или семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и прилагаемых к нему документов;
десять рабочих дней с даты приема органом регистрации прав или двенадцать рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
пять рабочих дней с даты поступления в орган регистрации прав вступившего в законную силу судебного акта, установившего обязанность осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав;
три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта или акта уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации либо судебного акта или акта уполномоченного органа о снятии ареста или запрета, о возврате залога залогодателю или об обращении залога в доход государства;
три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, о включении организаций и физических лиц в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо об исключении организаций и физических лиц из указанных перечней;
три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица либо об отмене такого решения;
три рабочих дня с даты поступления в орган регистрации прав судебного акта о приостановлении операций с имуществом, принятого на основании части четвертой статьи 8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", либо об отмене такого судебного акта;
три рабочих дня с даты приема органом регистрации прав или пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке;
три рабочих дня с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов;
пять рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
пять рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав или семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственной регистрации ипотеки жилого помещения и прилагаемых к нему документов, электронная ипотека - 1 день;
пять рабочих дней со дня поступления в орган регистрации прав заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, а в случае поступления заявления и документов, указанных в настоящем пункте, в электронной форме - в течение трех рабочих дней, следующих за днем поступления соответствующих документов;
семь рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления о государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости после государственной регистрации договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства этого многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Датой государственной регистрации прав и датой государственного кадастрового учета является дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи об объекте недвижимости либо записи о соответствующем праве, об ограничении права или обременении объекта недвижимости.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 29.06.2022 вступили в силу изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации). Обращаем внимание на ряд изменений, касающихся приема заявлений и документов на государственную регистрацию права и (или) осуществления государственного кадастрового учета и способа их удостоверения, а именно:
Абзацем 4 ч. 13 ст. 18 Закона о регистрации установлено, если заявитель представляет в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе посредством личного обращения в многофункциональный центр, тогда работником многофункционального центра на полученных от заявителя заявлении и прилагаемых к нему подлинниках и копиях документов на бумажном носителе, кроме документов, удостоверяющих личность заявителя, проставляется отметка о создании электронных образов документов.
Также следует обратить внимание, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация сделки, возникновения, изменения или перехода вещных прав, возникновения ограничения права, обременения объекта недвижимости, в том числе ипотеки, изменения ограничения права, обременения объекта недвижимости на основании договора или иной сделки, включая изменение или дополнение регистрационной записи об ипотеке на основании договора или иной сделки, удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая проведенные государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию, а также предусмотренные Законом о регистрации уведомления выдаются заявителям многофункциональным центром в форме документа на бумажном носителе, составленного многофункциональным центром и подтверждающего содержание электронного документа, направленного в многофункциональный центр по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Значимое событие для ряда физических и юридических лиц произошло в мае этого года.
Конституционный Суд РФ устранил неопределенность в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 № 19-П).
Ранее, большинство судов, со ссылкой на п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» исчисляли срок давности привлечения к административной ответственности по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Данное положение «продлевало» срок давности привлечения к административной ответственности на один день и, одновременно, порождало произвольное определение дня, с которого должен исчисляться предусмотренный КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности, как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Конституционный суд РФ признал ч.1 ст.4.5. КоАП Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации.
Обязал Федерального законодателя незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания ч.1 ст.4.5 КоАП Российской Федерации в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный ею срок давности привлечения к административной ответственности.
Указал, что впредь, до соответствующих поправок в КоАП РФ, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ должно осуществляться, начиная со дня совершения административного правонарушения.
Заместитель начальника
отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Управления Росреестра по Томской области
Елена Винокурова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
1 июля 2022 года вступили в силу очередные поправки в закон о дачной амнистии. Упрощённый порядок оформления прав на земельные участки и дачные дома, построенные до 1998 года, будет действовать до 1 марта 2031 года.
Граждане РФ могут узаконить дома на участках под ИЖС, а также на землях для ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта.
Дачный дом представляет собой здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
В законе был введен переходный период для граждан, которые начали строительство дома до 4 августа 2018 года без получения разрешения на него. Он будет действовать до 1 марта 2031 года - в течение этого времени можно подать документы, а разрешения на начало строительства и ввод дома в эксплуатацию не требуются.
В настоящее время установлена обязанность - направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 1 марта 2031 года допускается регистрация прав на садовый дом, соответствующий установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, без указанного уведомления. Отсутствие регистрации права собственности на построенный садовый дом может повлечь признание его самовольной постройкой и последующий снос.
Для государственного кадастрового учета садового дома необходим технический план. Он готовится кадастровым инженером и содержит сведения о садовом доме. Для этого необходимо представить кадастровому инженеру следующие документы: уведомление застройщика о планируемом строительстве садового дома; уведомление о соответствии садового дома предельным параметрам разрешенного строительства и допустимости размещения садового дома на земельном участке; декларацию, составленную и заверенную правообладателем (представителем правообладателя) земельного участка, на котором находится завершенный строительством объект недвижимости.
Технический план подготавливается, в том числе в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на садовый дом необходимы следующие документы: уведомление об окончании строительства садового дома; технический план; правоустанавливающий документ на земельный участок (не требуется, если право на земельный участок ранее было зарегистрировано в ЕГРН).
За регистрацию права собственности на садовый дом необходимо уплатить госпошлину в размере 350 рублей. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав удостоверяются выпиской из ЕГРН.
Заместитель начальника
Парабельского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Анна Аликина