Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Управление Росреестра по Томской области (Управление), как один из органов государственного земельного надзора, осуществляет надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного земельного надзора земельные участки подлежат отнесению к категориям риска. Отнесение Управлением земельных участков к определенной категории риска осуществляется в соответствии со специальными критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются.

Действующее законодательство выделяет три категории риска - средний, умеренный и низкий.

Например, к категории среднего риска относятся земельные участки, которые расположены в границах или примыкают к границе береговой полосы водных объектов общего пользования (реки, озера).

К категории умеренного риска относятся земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса.

К данной же категории относятся земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Однако законодательством могут быть предусмотрены исключения из приведенного перечня земель.

Стоит отметить, что присвоенные земельным участкам категории риска могут изменяться как в большую, так и меньшую стороны.

Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями ответственных должностных лиц Управления. При отнесении земельных участков к категориям риска может использоваться различная информация, в том числе: сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости; сведения, полученные в рамках проведенных должностными лицами Управления контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий; сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.

При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.

Каких–либо отдельных решений об отнесении земельных участков к категории низкого риска не требуется.

В первую очередь отнесение земельных участков к категориям риска влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земельных участков.

Важно отметить, что в отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся вообще.

Правообладатели земельных участков по запросу в орган государственного надзора вправе получить информацию о присвоенной земельному участку категории риска (а также о сведениях, использованных при отнесении земельного участка к определенной категории риска). Также правообладатели земельных участков вправе подать в орган государственного надзора заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска.

 

 

 

Заместитель начальника отдела

государственного земельного надзора                                           

Управления Росреестра по Томской области

Антон Шмыков

Компания продала физлицу земельный участок в преддверии банкротства и подтвердила оплату в передаточном акте. Через несколько месяцев был зарегистрирован переход права на земельный участок. В дальнейшем компания была признана банкротом.

В ходе процедуры банкротства компании конкурсный управляющий оспорил сделку. В своем заявлении управляющий указал, что указанная сделка совершена с целью навредить кредиторам должника. Конкурсный управляющий просил суд учесть, в частности, следующее:

- рыночная стоимость земли более чем в 9 раз выше ее цены по договору, при этом в подтверждение представлен отчет об оценке;

- участок был под арестом;

- нет надлежащих доказательств того, что гражданин рассчитался с компанией.

Суд первой инстанции признал сделку недействительной.

Апелляционная и кассационная инстанции сочли иначе. Покупатель не мог знать о том, что компания неплатежеспособна. Из-за этого цена участка в этом споре не имеет значения. Злонамеренность сделки не доказали, ущерб кредиторам указанной сделкой не причинен и т.д.

Судебная коллегия Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 28.04.2022 №305-ЭС21-21196) решения апелляционной и кассационной инстанции отменила и в своем Определении указала, что когда цена многократно занижена, покупатель должен понимать, что имущество продают с незаконной целью. Например, хотят помешать обратить на него взыскание.

Коллегия в своем определении указала, что при разрешении подобных споров суду, в том числе следует оценить добросовестность контрагента должника, сопоставив его поведение с поведением абстрактного среднего участника хозяйственного оборота, действующего в той же обстановке разумно и осмотрительно. Стандарты такого поведения, как правило, задаются судебной практикой на основе исследования обстоятельств конкретного дела и мнений участников спора. Существенное отклонение от стандартов общепринятого поведения подозрительно и в отсутствие убедительных доводов и доказательств о его разумности может указывать на недобросовестность такого лица.

Верховный суд, отменяя решение апелляционной инстанции, и суда округа указал: «Действия лица, приобретающего имущество по цене, явно ниже кадастровой и рыночной, нельзя назвать осмотрительными и осторожными. Многократное занижение стоимости отчуждаемого имущества должно породить у любого добросовестного и разумного участника гражданского оборота сомнения относительно правомерности такого отчуждения (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2016 № 308-ЭС16-11018).

В подобной ситуации предполагается, что покупатель либо знает о намерении должника вывести свое имущество из-под угрозы обращения на него взыскания и действует с ним совместно, либо понимает, что менеджмент или иные контролирующие должника лица избавляются от имущества общества по заниженной (бросовой) цене по причинам, не связанным с экономическими интересами последнего. Соответственно, покупатель прямо или косвенно осведомлен о противоправной цели должника.

Кроме того, конкурсный управляющий приводил доводы о нахождении спорного имущества под арестом, отсутствии как надлежащих доказательств оплаты имущества и поступления денежных средств должнику, так и финансовой возможности у покупателя оплатить имущество в установленном размере.

Совокупность установленных обстоятельств спора и приведенных конкурсным управляющим доводов убедительным образом свидетельствовала в пользу того, что отчуждение имущества, скорее всего, осуществлено по заниженной цене и направлено на вывод активов из конкурсной массы. Бремя их опровержения подлежало переложению на покупателя, настаивавшего на действительности сделки».

К подобному выводу ВС РФ приходил и ранее.

 

Заместитель начальника отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области Елена Винокурова

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына

- Для государственной регистрации права собственности на кооперативную квартиру необходимо представить:

1) заявление правообладателя о государственной регистрации (оригинал)  права собственности;

2)     документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);

3) документ, подтверждающий полномочия представителя правообладателя (если от имени правообладателя действует его представитель) (оригинал и копия);

4)  справка о полном внесении (полной выплате) паевого взноса, подписанная уполномоченным лицом кооператива (оригинал и копия).

За государственную регистрацию права, в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей;

Указанный перечень является примерным, и с учетом конкретной ситуации могут быть затребованы иные документы.

Обращаем внимание, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

01.05.2022 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 124-ФЗ), которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ), предусматривающие изменение основных сведений о сооружении в результате его капитального ремонта.

Законом № 124-ФЗ уточнен порядок подготовки декларации об объекте недвижимости (декларация составляется и заверяется правообладателем такого сооружения), а также порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (осуществляются по установленным Законом № 218-ФЗ правилам осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае реконструкции зданий, сооружений, при которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство).

Для случая реконструкции линейного объекта, предусматривающей изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, также установлен порядок подготовки технического плана, где сведения о линейном объекте, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане линейного объекта на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации, содержащей сведения о линейном объекте и подготовленной в связи с реконструкцией соответствующих участка (участков) или части (частей) линейного объекта. При этом допускается указание в техническом плане координат характерных точек контура линейного объекта только в отношении реконструированных участка (участков) или части (частей).

Законом № 124-ФЗ также уточнены лица, уполномоченные на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик линейного объекта.  

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения  и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Татьяна Никитюк                            

На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына

- Для государственной регистрации права собственности на кооперативную квартиру необходимо представить:

1) заявление правообладателя о государственной регистрации (оригинал)  права собственности;

2)     документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);

3) документ, подтверждающий полномочия представителя правообладателя (если от имени правообладателя действует его представитель) (оригинал и копия);

4)  справка о полном внесении (полной выплате) паевого взноса, подписанная уполномоченным лицом кооператива (оригинал и копия).

За государственную регистрацию права, в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей;

Указанный перечень является примерным, и с учетом конкретной ситуации могут быть затребованы иные документы.

Обращаем внимание, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Права на объекты недвижимости, возникшие до 31.01.1998 года, т.е. до вступления в силу ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными даже при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их правообладателей.

Правообладатель ранее учтенного объекта может самостоятельно обратиться с  заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права в любой из офисов многофункциональных центров Российской Федерации, с предъявлением паспорта и правоустанавливающего документа, если в ЕГРН содержатся сведения об объекте или с заявлением об одновременном внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и регистрации на него.  Государственная пошлина за государственную регистрацию права в этом случае не взимается. Кроме того, заявление о государственной регистрации ранее возникших прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация  перехода таких прав указанных объектов.

«Так, на 01.06.2022 в отношении 5135 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права, в связи с прекращением существования 5362 объекта сняты с государственного кадастрового учета», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Также возможно обращение в форме электронных документов и (или) электронных образов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» с использованием сервисов интернет-портала Росреестра.

К преимуществам наличия в ЕГРН зарегистрированных прав граждан относятся:  защита их прав и имущественных интересов, в том числе от мошеннических действий с их имуществом; при внесении сведений о ранее учтенных объектах, также наполняются данные ЕГРН контактными данными правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса), что позволяет органу регистрации прав своевременно направлять в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.

 

Заместитель начальника Парабельского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Анна Аликина

19 июня 2022 года вступили в силу новая форма и требования к подготовке межевого плана (приказ Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»). Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 утратил силу.

В течение девяти месяцев с даты вступления в силу приказа Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество могут быть представлены межевые планы, подготовленные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, в соответствии с формой и требованиями к подготовке межевого плана, действовавшими до вступления в силу указанного приказа. 

 

Начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич

С каждым годом все большее количество различных государственных услуг предоставляется в электронном виде, в том числе и услуги Росреестра. Через сайт https://rosreestr.gov.ru/ можно получить больше десятка услуг.

 

Следующие электронные услуги Росреестра доступны заявителям:

 

            Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online - сервис позволяет получить общедоступную информацию об объекте недвижимости: его размерах, адресе, кадастровой стоимости и наличии обременений (аренда, залог и др.).

 

            Публичная кадастровая карта -             удобный сервис для быстрого поиска информации об определенном земельном участке.

 

            Доступ к ФГИС ЕГРН – сервис позволяет получить информацию из ЕГРН через Федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). Эта система позволяет оперативно получать необходимые сведения. Как правило, ответ может быть получен в течение 5-10 минут.

 

            Проверка электронного документа – сервис позволяет проверить электронный документ. Выписки из ФГИС ЕГРН выгружаются в виде файлов xml. Но не каждый компьютер имеет настройки, позволяющие их читать. Для решения этой проблемы можно использовать сервис «проверка электронного документа». Он позволяет сформировать печатное представление выписки, полученной в электронном виде. У сервиса есть и другое применение – проверка корректности электронной цифровой подписи документа.

 

            Получение сведений из ЕГРН – сервис предоставляет возможность также через сайт Росреестра заказать и получить в электронном виде выписку из ЕГРН. В отличие от информационной выписки из ФГИС ЕГРН, она является актуальной на дату предоставления и по юридической силе идентична бумажной выписке. Также можно получить другие сведения из ЕГРН: копии договоров, межевых планов, аналитической информации и др.

 

            Государственная регистрация – сервис предоставляет возможность вместо посещения пунктов приема документов загрузить электронные документы через сервис ведомства. Для получения услуги необходимо перевести бумаги в электронный вид, а также приобрести электронную подпись. Ее можно получить в любом удостоверяющем центре, перечень которых размещен на сайте Росреестра.

 

            Кадастровый учет – используя возможности данного сервиса через сайт можно поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Для этого понадобится межевой план земельного участка или технический план объекта капитального строительства в формате XML, подписанный электронной подписью кадастрового инженера.

 

            Проверка исполнения запроса (заявления) – через данный сервис можно проверить стадию исполнения заявления. При этом услугой могут воспользоваться и лица, подавшие заявление «на бумаге».

 

            Мониторинг рынка недвижимости - благодаря этому сервису можно изучить информацию о сделках на рынке недвижимости, сортируя их по различным параметрам.

 

            Фонд данных государственной кадастровой оценки – сервис позволяет получить информацию о том, как была определена кадастровая стоимость недвижимости.

            Рейтинг кадастровых инженеров  -       сервис содержит сведения о каждом кадастровом инженере, допущенном к работе по специальности. Через сервис можно увидеть, членом какой СРО инженер является и запись, указывающую на аннулирование его квалификационного аттестата. Также в системе содержится статистика результатов профессиональной деятельности инженера, количество принятых работ, отказов в осуществлении кадастрового учета и решений о необходимости устранения допущенных ошибок.

 

            Также на сайте ведомства предоставлен ряд сервисов, позволяющих получить ответы на интересующие вопросы.

 

            Сервис «Жизненные ситуации» является конструктором, составляющим перечень необходимых для обращения документов.

 

            Через страницу «Обращения граждан» можно задать интересующий вопрос, ответ на который будет получен в течение 30 календарных дней.

 

            Сервис «Помощь и поддержка» содержит ответы на часто встречающиеся вопросы.

 

 

 

Ведущий специалист-эксперт

Шегарского межмуниципального отдела                                                                                

Управления Росреестра по Томской области

Сергей Малюгин

С 13 апреля 2022 года жители региона могут получить консультацию государственного регистратора, не обращаясь в Управление Росреестра по Томской области.

В отделах МФЦ по Кировскому району города Томска и ЗАТО Северск еженедельно по средам с 15 до 17 часов специалисты Управления Росреестра по Томской области консультируют граждан по видеоконференцсвязи.

Видеоконсультации в МФЦ ведутся по предварительной записи. Записаться можно на сайте «Мои документы» Томской области в МФЦ по Кировскому району города Томска или ЗАТО Северск, выбрав услугу «Онлайн-консультация специалиста Росреестра». При этом нужно оставить свой телефон и адрес электронной почты для связи с сотрудником многофункционального центра. Также запись ведется по телефонам 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный) и 602-999.

 «Прошло два месяца с начала реализации проекта по консультированию граждан сотрудниками Управления на базе МФЦ. За это время оказано 26 консультаций по вопросам осуществления Управлением полномочий в учётно-регистрационной сфере», — отметила Елена Золоткова, руководитель  Управления Росреестра по Томской области.

Кроме того, получить консультацию возможно не выходя из дома, в любой точке региона, при наличии интернета. На электронную почту гражданина придет письмо со ссылкой, нажав на которую в установленное время можно будет связаться с сотрудником Управления Росреестра по Томской области.

Выгрузки сведений, установленных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, об объектах недвижимости, в отношении которых Росреестром совершались учетно-регистрационные действия, в том числе вносились изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), регистрировался переход прав на них, передаются Росреестром в ФНС России в электронном виде посредством информационных систем.

На основе данной информации налоговый орган формирует и направляет уведомления собственникам недвижимости о необходимости заплатить налоги.

В целях подготовки к массовому направлению в 2022 году налоговых уведомлений и сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах земельного налога, Управлением Росреестра по Томской области переданы в Управление ФНС России по Томской области сведения о более чем 397 тыс. объектов недвижимости.

Из общего объема сведений порядка 123 тыс. сведений относятся к земельным участкам, 274 тыс. – к объектам капитального строительства.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Значительное количество переданных в налоговый орган сведений связано именно с изменением качественных и количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе в результате проводимой Росреестром работы по верификации сведений ЕГРН».

Управление Росреестра по Томской области напоминает правообладателям о возможности проверки сведений о зарегистрированных правах, правильности отражения характеристик объекта недвижимости в информационных ресурсах Росреестра в режиме «online» в Личном кабинете правообладателя или посредством обращения к электронному сервису «Справочная информация по объектам недвижимости», размещенных на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

 

 

Заместитель начальник отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН                                                            

Управления Росреестра по Томской области

Наталья Соболевская

 

Одним из оснований для наложения ограничений на сделки с недвижимым имуществом являются решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также постановления судебных приставов-исполнителей.  Суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом, либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения, направляют в Росреестр в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста.

Арест имущества может включать запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или его изъятие. Запрет на распоряжение имуществом означает, что оно не может быть продано, подарено, обменено, сдано внаем, аренду или заложено, в зависимости от содержания ограничения. Что может послужить причиной ограничения права распоряжаться принадлежащим собственнику недвижимым имуществом? Это могут быть неоплаченные штрафы ГИБДД, долги по кредитам, за коммунальные услуги, налоги, сборы, алименты и т.д., даже если это весьма незначительные суммы.

Поступление в Управление Росреестра по Томской области документов о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права. При этом запись о наложении ограничения делается без заявления правообладателя.

Основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи об аресте объекта недвижимого имущества является судебный акт, вынесенный судебным органом в установленном порядке, постановление судебного пристава-исполнителя об отмене ограничений на распоряжение имуществом, иной процессуальный документ, изданный государственным органом, наделенным полномочиями по наложению и (или) отмене таких ограничений прав.

После поступления в регистрирующий орган документа об отмене ограничений, запись об аресте в ЕГРН погашается.

По словам руководителя Управления Росреестра по Томской области Елены Золотковой, за 5 месяцев 2022 года только на основании документов, поступивших от судебных приставов-исполнителей Управления ФССП по Томской области, в ЕГРН внесено 96218 записей о наложении/снятии арестов или запретов. Это немного меньше, чем в соответствующем периоде 2021 года, когда в некоторые месяцы в ЕГРН вносилось более 30 тыс записей о наложении/снятии арестов, запрещений.

В случае, если сведения о прекращении ограничения не внесены в ЕГРН по причине не поступления от суда или иного уполномоченного органа документов об отмене арестов, запретов, заинтересованное лицо (лицо, права которого были ограничены) вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.

Для этого необходимо предоставить заявление заинтересованного лица и документы уполномоченных органов, свидетельствующие об отмене наложенных ограничений на совершение сделок с имуществом.

Это можно сделать:

- лично, обратившись в офисы МФЦ. С графиком работы отделов МФЦ можно ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;

- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или сайт Росреестра.

Узнать, внесены ли сведения о снятии ограничений с недвижимости в ЕГРН можно также с помощью Единого портала госуслуг или электронных сервисов сайта Росреестра.

 

Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Тамара Фёдорова