Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных законодательством случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и государственной регистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».
Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г.1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер.
Как отметила Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.
Как проверить статус участка?
С 1 марта 2022 г. для земельных участков со статусом «временный» произошли изменения. А именно, ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Как можно зарегистрировать участок со статусом «временный»?
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Необходимо собрать документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц. В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В 2023 году в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при проведении комплексных кадастровых работ, Росреестром была одобрена заявка Томской области на предоставление субсидии из федерального бюджета в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов. В связи с чем и Администрацией Томской области на указанные работы были выделены денежные средства из бюджета Томской области.
Департаментом по управлению государственной собственностью Тоской области - заказчиком комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2023 году запланировано проведение комплексных кадастровых работ в Томском районе на территории 23 кадастровых кварталов в отношении 5 147 объектов недвижимости, в г. Томске на территории 46 кадастровых кварталов в отношении 18 183 объектов недвижимости, Александровском районе на территории 3 кадастровых кварталовв отношении 3 173 объектов недвижимости, Бакчарском районе на территории 4 кадастровых кварталов в отношении 2 792 объектов недвижимости, в Кожевниковском районе на территории 10 кадастровых кварталов в отношении 6 677 объектов недвижимости.
Перечень кадастровых кварталов утвержден Распоряжением Администрации Томской области от 23.03.2020 №174-ра «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Томской области в 2021 году и плановом периоде 2022 и 2023 годов».
По результатам проведения комплексных кадастровых работ будет проведено уточнение местоположения границ земельных участков, будет установлено или уточнено местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, будут образованы земельные участки, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, будут образованы земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, будут исправлены реестровые ошибки в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
Таким образом, правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых будут проводиться данные работы, могут уточнить местоположение границ принадлежащих им объектов недвижимости, не затрачивая собственных средств.
О начале проведения комплексных кадастровых работ можно будет узнать на сайтах Росреестра, Департамента по управлению государственной собственностью Тоской области, а также сайтах и информационных щитах органов местного самоуправления иорганов управления садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан,на территории которых планируется выполнение комплексных кадастровых работ.
«Проведение указанных работ позволит существенно повысить качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, что будет способствовать защите прав собственности, формированию налоговой базы, совершенствованию земельно-имущественных отношений и повышению инвестиционной привлекательности региона», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Юлия Васецкая
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Работы по подготовке документов для государственного кадастрового учета объектов недвижимости проводят кадастровые инженеры.
В соответствии с законодательством каждый кадастровый инженер должен состоять в саморегулируемой организации (СРО). В противном случае он не имеет права проводить кадастровые работы, а подготовленные им документы не будут иметь юридической силы. Деятельность специалиста строго контролируется со стороны СРО кадастровых инженеров.
Кадастровый инженер несет административную и уголовную ответственность за несоблюдение требований законодательства в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений в подготовленных документах. Убытки, причиненные заказчику работ действиями или бездействием кадастрового инженера, возмещаются по договору обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженера.
При выборе кадастрового инженера важно учитывать наличие у него действующего квалификационного аттестата, членства в СРО и результаты профессиональной деятельности. Поэтому перед заключением договора на выполнение работ рекомендуем проверить сведения о заинтересовавшем вас кадастровом инженере в реестре членов саморегулируемой организации, размещенном на официальном сайте Росреестра в государственном реестре кадастровых инженеров. Всего в реестре содержится информация о почти 40 тыс. кадастровых инженерах.
Также на сайте Росреестра функционирует сервис «Личный кабинет кадастрового инженера», с помощью которого предварительно проверяются документы, подготовленные кадастровым инженером. После проверки документы помещаются на временное хранение в электронное хранилище с присвоением уникального идентифицирующего номера (УИН). При подаче документов на проведение учетно-регистрационных процедур заявителю нужно только указать УИН, не представляя документы в бумажном виде.
«Кадастровые инженеры наделены полномочиями по подаче документов на осуществление действий по кадастровому учёту. Кадастровым инженерам рекомендуется подавать документы в электронном виде, так как электронные обращения имеют приоритет в последовательности рассмотрения», - подчеркнула Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Управлением Росреестра по Томской области ежеквартально подводятся итоги деятельности кадастровых инженеров, по результатам которых составляется рейтинг. С рейтингом кадастровых инженеров Томской области можно ознакомиться в региональном блоке официального сайта Росреестра, пройдя по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/open-service/statistika-i-analitika/tomskaya-oblast-reyting-kadastrovykh-inzhenerov/
«Нужно учесть, что принятие положительного решения о постановке на государственный кадастровый учет недвижимого имущества во многом зависит от того, насколько профессионально работает кадастровый инженер», - отметил Виталий Файт, директор ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области.
Напоминаем, по любым вопросам оформления недвижимости можно обращаться в Ведомственный центр телефонного обслуживания (ВЦТО):
8 (800) 100-34-34. ВЦТО работает в круглосуточном режиме. Звонок по России бесплатный.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре ), органы государственного надзора при организации и осуществлении государственного земельного надзора получают на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.
Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, при осуществлении государственного земельного надзора взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.
В случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушений обязательных требований земельного законодательства, надзор за соблюдением осуществляют другие органы государственной власти, должностные лица органов государственного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного надзора для принятия необходимых мер.
Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка на межселенной территории - в орган местного самоуправления поселения, городского округа уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт, в случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия указанными должностными лицами выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков не допускается.
Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль также определены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2019.
Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Целевое назначение земельного участка – это разделение земельных участков по категориям (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов и др.) и видам разрешенного использования (для ведения сельского хозяйства, для ведения личного подсобного хозяйства, для размещения жилых помещений и др.). Категория земли зависит от цели ее использования и устанавливается законодательством. Согласно Земельному кодексу РФ собственник земельного участка может выбрать самостоятельно один или несколько видов разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий. Если собственник использует свой земельный участок не по назначению, то это является правонарушением. Нарушителями могут быть как граждане, так и юридические лица. Примером нецелевого использования земельного участка может быть ситуация, когда земельный участок имеет вид разрешенного использования «личное подсобное хозяйство», но на земельном участке собственник ведет предпринимательскую деятельность – это нарушение.
Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности, если участок используется не по целевому назначению, или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде, или на участке возведена или создана самовольная постройка, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.
Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Управление Росреестра по Томской области рекомендует правообладателям земельных участков, использующих их не по целевому назначению, обратиться в органы местного самоуправления с вопросом о возможности изменения вида разрешенного использования. В случае, если изменение разрешенного вида использования земельного участка невозможно, рекомендуем привести его в соответствие с правоустанавливающими документами на землю, прекратив использование земли не по целевому назначению.
Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Материнский (семейный) капитал - это одна из мер государственной поддержки семей, имеющих ребенка (детей). Его можно использовать, в том числе для улучшения жилищных условий, в частности на покупку жилья. Договор купли-продажи жилья с использованием средств материнского капитала должен быть заключен в письменной форме и подписан всеми сторонами. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Обязательного нотариального удостоверения такого договора закон не предусматривает. Исключение составляют подлежащие нотариальному удостоверению:
сделки по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему или признанному ограниченно дееспособным гражданину;
сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимость (за исключением, в частности, сделок при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке);
сделки по отчуждению недвижимости, если заявление и документы на регистрацию этой сделки или возникающего на ее основании права (ограничения или обременения права) будут представлены в орган регистрации прав по почте (за исключением направления нотариусом заявления о государственной регистрации прав, подписи на котором им засвидетельствованы, и прилагаемых к нему документов).
Удостоверение сделки возможно двумя и более нотариусами, если в совершении такой сделки участвуют два и более лица без их совместного присутствия. В этом случае хотя бы один из нотариусов должен осуществлять свою деятельность в субъекте РФ по месту нахождения объекта недвижимости.
Учитывая установленные законодательством правила и порядок предоставления материнского капитала, при составлении договора купли-продажи необходимо принять во внимание некоторые особенности.
Жилье, приобретаемое с использованием средств материнского капитала, должно быть оформлено в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги) и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. В связи с этим целесообразно сразу приобрести жилье в общую собственность всех вышеуказанных лиц и определить их доли в договоре купли-продажи. Если оформить жилое помещение в общую собственность всех указанных лиц при заключении договора купли-продажи не представляется возможным, жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность в течение шести месяцев после перечисления ПФР средств материнского (семейного) капитала продавцу, а если жилье приобретается с использованием средств целевого жилищного займа - после снятия соответствующего обременения. Оформлять при заключении договора купли-продажи нотариальное обязательство о выделении долей в настоящее время не требуется.
При покупке жилья с использованием средств материнского капитала полная оплата цены договора происходит не сразу, а через определенное время. В связи с этим жилье признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате (залог (ипотека) в силу закона). Стороны могут заключить письменное соглашение, регулирующее их отношения применительно к залогу, а также предусмотреть в договоре купли-продажи, что такого залога не возникает, однако для защиты интересов продавца возникновение залога рекомендовано. Если договор заключается ещё и с привлечением заемных средств, то залог регистрируется также в пользу банка. ПФР перечисляет денежные средства только в безналичной форме. В связи с этим в договоре купли-продажи необходимо отметить безналичную форму расчета в части материнского капитала и указать реквизиты банковского счета продавца, на который будет осуществлен платеж.
Государственная регистрация перехода права собственности и ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления и необходимых документов, поступивших в орган регистрации прав. За государственную регистрацию права необходимо уплатить госпошлину, в размере 2 000 рублей. Если жилое помещение приобретается в долевую собственность за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на недвижимое имущество, государственная пошлина уплачивается каждым плательщиком в размере, определенном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, умноженном на размер доли в праве общей долевой собственности. За государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, госпошлина не уплачивается. Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
С выплатой продавцу жилого помещения денежных средств в полном объеме залог прекращается, однако для погашения регистрационной записи об ипотеке в Росреестр необходимо, в частности, представить совместное заявление залогодателя и залогодержателя (продавца и покупателя жилого помещения), либо только заявление залогодержателя. Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней, после чего не позднее следующего рабочего дня Росреестр направит залогодателю и залогодержателю соответствующее уведомление.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Государственный земельный надзор осуществляется в форме проведения плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.
Внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях:
- выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;
-поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.
В рамках систематического наблюдения за исполнением требований законодательства Российской Федерации должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, проводится административное обследование объектов земельных отношений.
Без взаимодействия с контролируемыми лицами проводится наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование.
Мероприятия, которые проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом, такие:
Инспекционный визит. Он может длиться не более одного рабочего дня на одном объекте (на месте нахождения или осуществления деятельности контролируемого лица). При визите могут использоваться средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязь. Инспекционный визит согласовывается с прокуратурой, за исключением установленных законом случаев. В рамках инспекционного визита может проходить, в частности, инструментальное обследование;
Рейдовый осмотр. Срок его проведения - не более 10 рабочих дней. Взаимодействие с одним контролируемым лицом продолжается не более одного рабочего дня. Мероприятие согласовывается с органами прокуратуры (есть исключения). При рейдовом осмотре могут провести досмотр, экспертизу и др.;
Документарная проверка. Она длится до 10 рабочих дней. Согласование с органами прокуратуры не требуется. В ходе ее проведения могут истребовать документы, провести экспертизу и др. Не могут требовать представить сведения и документы, не относящиеся к предмету проверки, и те, которые надзорный орган может получить от иных органов;
Выездная проверка. Срок ее проведения - не более 10 рабочих дней. Она проводится только в определенных ситуациях и, как правило, по согласованию с органами прокуратуры. В исключительных случаях оно не нужно. Например, не согласовывается проверка, проводимая по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека по материалам и обращениям, поступившим в прокуратуру. В общем случае о проверке уведомят, направив копию решения не позднее чем за 24 часа до ее начала. В ходе проверки могут затребовать письменные объяснения, провести испытание. Выездная проверка может проводиться дистанционно, в том числе с использованием аудио- или видеосвязи.
Правительство РФ определило, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля (постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. № 1520, постановление Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 336). Это распространяется только на те проверки, проведение которых регулируется Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Несмотря на появление спутниковых технологий, остается большая потребность в геодезических пунктах, которые используются для выполнения научных, научно-технических задач, а также топографических съемок всех масштабов. Они носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются геодезической основой единого государственного реестра недвижимости. Большинство геодезических пунктов создано за счет средств федерального бюджета и относится к федеральной собственности.
Управлением Росреестра по Томской области (Управление) в рамках осуществления функции по государственному геодезическому надзору проводится работа по обследованию и мониторингу состояния пунктов государственной геодезической сети, расположенных на территории Томской области.
В соответствии с приказом Росреестра от 08.02.2022 №П/0038 «Об организации в Росреестре деятельности по поддержанию в надлежащем состоянии пунктов государственной геодезической сети (ГГС), государственной нивелирной сети (ГНС) и государственной гравиметрической сети (ГГрС), включая соблюдение установленных норм плотности размещения на территории Российской Федерации пунктов указанных сетей» в целях поддержания пунктов ГГС, ГНС и ГГрС в надлежащем состоянии территориальные органы Росреестра осуществляют сбор сведений о состоянии пунктов в виде обследования, систематизации, учета сведений, полученных от лиц, выполняющих геодезические и картографические работы, правообладателей объектов недвижимости, на которых расположены пункты.
Росреестром поставлена задача перед территориальными управлениями провести мониторинг и обследование пунктов государственных геодезических сетей в максимально короткий срок.
Обследование пунктов ГГС проводится специалистами Управления, осуществляющими государственный геодезический контроль (надзор) и государственный земельный контроль (надзор). Помощь Управлению оказывают субъекты геодезической деятельности, осуществляющие работы на территории Томской области, а также органы власти Томской области (Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Томской области, Департамент лесного хозяйства по Томской области и Департамент охотничьего и рыбного хозяйства по Томской области).
Обследование пунктов ГГС включает в себя сбор информационных материалов о местонахождении пункта и его характерных внешних признаках, определение местоположения пункта на местности, его идентификацию, как пункта ГГС, фиксирование изображений района местонахождения пункта и его состояния, документальное оформление результатов обследования пункта.
Силами Управления обследовано 737 пунктов (85 пунктов в 2022 году) и выявлено, что у большинства пунктов ГГС сохранились рабочие центры. Данные пункты пригодны для работы. Однако, внешнее оформление почти всех пунктов утрачено, пирамиды спилены, окопка заросла растительностью, что затрудняет поиск пунктов ГГС на местности. Всего на территории Томской области обследовано порядка 26% пунктов ГГС.
«Работа по обследованию пунктов ГГС будет продолжена. В связи с чем, направленная в Управление информация о пунктах ГГС субъектами геодезической деятельности и собственниками земельных участков, на которых расположены такие пункты, будет являться значительным вкладом в осуществление мониторинга пунктов ГГС на территории Томской области», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления.
Начальник отдела
землеустройства и мониторинга земель,
кадастровой оценки недвижимости,
геодезии и картографии
Управления Росреестра по Томской области
Оксана Бобкова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Организация и проведение собраний кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.
Арбитражный управляющий определяет время и место проведения собрания кредиторов, уведомляет об этом всех лиц, которые имеют право на участие в таком собрании кредитов, и также включает сведения о проведении собрания кредиторов в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Определяя время и место проведения собрания кредиторов, арбитражный управляющий должен учитывать, что они не должны препятствовать участию в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право в соответствии с законом принимать участие в собрании кредиторов.
Собрания кредиторов юридических лиц до апреля 2020 года проводились только в очной форме, то есть при совместном присутствии участников такого собрания.
В Федеральный закон от 26.10.2022 №127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве» были внесены изменения Федеральным законом от 01.04.2020 №98-ФЗ, в частности включена статья 9.1, которая установила, что Правительство РФ вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством РФ и согласно пункту 5 указанной статьи арбитражный управляющий по своему решению мог проводить собрания кредиторов, комитета кредиторов, участников строительства и собрания работников, бывших работников любого должника, в том числе того, на кого не распространяется мораторий, в форме заочного голосования.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 №428 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» установлено, что срок действия моратория составляет 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Также Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» срок действия моратория был продлен до 07.01.2021 и более не продлялся.
«В период пандемии (2020 год) арбитражные управляющие, используя возможность проведения собрания кредиторов в заочной форме, принимали решения о его проведении без совместного присутствия участников. Однако, некоторые арбитражные управляющие и после 07.01.2021 продолжали назначать и проводить собрания кредиторов юридических лиц - банкротов в заочной форме, что являлось нарушением законодательства о несостоятельности (банкротстве) и это находило отражение в судебной практике», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Судебные инстанции пришли к выводу, что на основании Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1587 «О продлении срока действия моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлению кредиторов в отношении отдельных должников» после 07.01.2021 все собрания кредиторов должников - юридических лиц должны были проводиться путем совместного присутствия лиц, имеющих право в нем участвовать. Проведение собрания кредиторов в заочной форме по истечении срока моратория не соответствует требованиям Федерального закона от 26.10.2022 №127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве» и нарушает права конкурсных кредиторов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» с 01.04.2022 по 01.10.2022 вновь введен мораторий, в связи с чем, у арбитражного управляющего в настоящее время есть право выбора формы проведения собрания кредиторов либо в очной, либо в заочной форме.
Начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 апреля 2022 года филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области (Филиал) в рамках государственной программы «Национальная система пространственных данных» приступил к переводу документов из дел правоустанавливающих документов о регистрации прав на недвижимость, хранящихся в Управлении Росреестра по Томской области (Управление) в бумажном виде, в электронный вид.
Ведение и хранение дел правоустанавливающих документов и книг учета документов в бумажном виде осуществляется Управлением, в архивах же Филиала хранятся кадастровые дела. Дела правоустанавливающих документов и кадастровые дела в совокупности составляют реестровое дело на объект недвижимости. Работы по переводу реестровых дел в электронный вид проводятся в рамках выполнения государственного задания.
«Документы, формирующие реестровое дело на объект недвижимости, отражают «историю» объекта, информацию о его образовании и прекращении существования, об изменении основных характеристик, а также о переходе прав на недвижимое имущество. Хранение документов в электронном формате позволяет сокращать сроки проведения учетно-регистрационных действий и оказания услуг по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Также оцифровка документов открывает возможность получать государственные услуги Росреестра удаленно, независимо от региона расположения объекта недвижимости», - отметила заместитель руководителя Управления Елена Ковальчук.
Выполнение работ по сканированию дел правоустанавливающих документов и кадастровых дел является одной из составляющих деятельности по наполнению ЕГРН полными и точными сведениями.По состоянию на 01.08.2022 переведено в электронный формат почти 30 тысяч реестровых дел. До 2025 года в рамках госпрограммы «Национальная система пространственных данных»необходимо оцифровать более 700 тысяч реестровых дел.
Начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Тамара Фёдорова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В рамках реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных» перед Росреестром стоит задача сформировать Единый банк земли для жилищного строительства.
Росреестром был разработан сервис «Земля для стройки», чтобы выявленные земельные участки можно было отображать на Публичной кадастровой карте в интересах граждан и инвесторов. Для жителей Томска и области это означает появление новых предложений на рынке недвижимости, отвечающих активно растущему спросу.
Для проведения анализа эффективности использования земельных участков, а также для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства при Управлении Росреестра по Томской области создан постоянно действующий оперативный штаб.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «По результатам работы оперативного штаба по состоянию на 01.08.2022 в регионе выявлено 202 земельных участка общей площадью 796 га, которые могут быть вовлечены в оборот в целях жилищного строительства. Сведения о 41 земельном участке общей площадью 471 га размещены на Публичной кадастровой карте. Сервис «Земля для стройки» востребован, он стал удобным инструментом, с помощью которого граждане и инвесторы могут оценить и выбрать на Публичной кадастровой карте подходящие для строительства жилья земли».
Управлением Росреестра по Томской области на постоянной основе осуществляется актуализация данных, уточняется фактическое использование выявленных земельных участков (территорий), а также проводится работа по выявлению новых.
Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Оксана Бобкова