Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:
- Государственная регистрация прекращения права на объект недвижимости в связи с его сносом проводится одновременно с его снятием с кадастрового учета. После сноса объекта необходимо провести кадастровые работы. Для этого нужно обратиться к кадастровому инженеру, который в результате таких работ выдаст акт обследования.
Чтобы прекратить право собственности на объект недвижимости в связи с его сносом, нужно также снять его с кадастрового учета. Эти процедуры проводятся одновременно.
Процедура государственной регистрации прекращения прав и снятия с кадастрового учета проводится по общим правилам: нужно подготовить заявление и необходимые документы (в числе которых акт обследования). Подать их можно любым из способов:
- непосредственно в ФГБУ "ФКП Росреестра" или МФЦ, независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений и МФЦ, размещенному на сайте Росреестра, в том числе при выездном приеме.
- в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра; Для этого воспользуйтесь утвержденной формой заявления, которая применяется для кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимость.
- через нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи на заявлении.
Так как государственная регистрация прекращения права на снесенный объект недвижимости и его снятие с кадастрового учета проводятся одновременно, то поэтому нужно подготовить одно заявление.
В подтверждение того, что объект снят с учета и права на него прекращены, вам выдадут выписку из ЕГРН.
Если в здании (сооружении), которое снесено, были поставлены на учет и зарегистрированы права на помещения (машино-места), то одновременно проводится снятие с кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав и на все эти помещения и машино-места.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Довольно часто для оформления сделок и решения земельных споров в суде гражданам необходимо получить копии правоустанавливающих документов и документов, на основании которых сведения об объекте внесены в государственный реестр недвижимости.
«Кадастровая палата наделена полномочиями по предоставлению всех видов сведений, содержащихся в ЕГРН, в том числе в виде копий документов. Кроме копий межевых и технических планов, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и иных документов, заявители могут получить копии договоров, соглашений, имеющихся в реестровых делах, на основании которых возникло право собственности на объект недвижимости», - отметил Виталий Файт, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области.
Копии документов предоставляются в течение трех рабочих дней со дня получения запроса. По запросам нотариусов сведения предоставляются в электронной форме в течение одного рабочего дня.
Копии правоустанавливающих документов предоставляются только правообладателям недвижимости или их законным представителям. Копию документа можно получить как в бумажном, так и в электронном виде. Электронная копия юридически равнозначна бумажной, заверяется электронной подписью уполномоченного лица.
Запросить копии документов в бумажном виде можно, обратившись с заявлением в ближайший офис МФЦ.
«При наличии сертификата электронной подписи и авторизации на портале Госуслуг можно подать запрос в личном кабинете на официальном сайте Росреестра. В разделе «Мои услуги и сервисы» необходимо выбрать «Предоставление сведений из ЕГРН», после чего – «Предоставление сведений в виде копии документа», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Вопросы о порядке предоставления сведений из ЕГРН жители Томской области могут задать по телефону: 8 (3822) 46-78-71(2011).
Специалисты Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра (ВЦТО) в круглосуточном режиме отвечают на вопросы граждан по телефону: 8 (800) 100-34-34 (звонок бесплатный).
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с пунктом 1 ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон № 218-ФЗ) кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования.
Дополнительные сведения об объекте недвижимости изменяются:
- в порядке межведомственного взаимодействия на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления;
- в уведомительном порядке (для случаев, установленных частями 2, 3 ст. 38 Закона № 218-ФЗ);
- а также с 30.04.2021 в заявительном порядке (ч. 3 ст. 8 Закона № 218-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 120-ФЗ)) в случаях, предусмотренных Законом № 218-ФЗ.
Таким образом, обращаем внимание, что до внесения изменений в Закон № 218-ФЗ Законом № 120-ФЗ в заявительном порядке дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе наименование объекта, не изменялись.
С 30.04.2021 частью 18 ст. 70 Закона № 218-ФЗ (в ред. Закона № 120-ФЗ) предусмотрен порядок внесения в ЕГРН дополнительных сведений о наименовании объекта недвижимости в заявительном порядке.
Положения части 18 ст. 70 Закона № 218-ФЗ применяются исключительно в случае изменения содержащегося в ЕГРН наименования объекта капитального строительства или внесения в ЕГРН сведений о наименовании в отношении объектов и на основании сведений/документов, указанных в данной норме:
- зданий или сооружений в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;
- зданий или сооружений в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если такое здание или такое сооружение является объектом культурного наследия и включено в указанный реестр;
- автомобильной дороги в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является составной частью автомобильной дороги.
При представлении лицом, указанным в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения, либо его законным представителем заявления об изменении такого наименования, если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения, такие сведения вносятся в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления (ч. 18 ст. 70 Закона № 218-ФЗ).
Таким образом, сведения о наименовании вносятся в ЕГРН по заявлению лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения, либо его законного представителя на основании заявления об изменении такого наименования, если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Никитюк
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2022 № 1674 расширен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.
Речь идет о площадках для размещения автомобильных заправочных станций компримированным и (или) сжиженным природным газом (контейнерных, модульных, передвижных автомобильных газовых заправщиков, модулей разгрузки емкостей с транспортными резервуарами) и оборудования, позволяющего осуществлять заправку транспортных средств компримированным и (или) сжиженным природным газом с таких объектов, а также некапитальных сооружений (мобильные комплексы производственного быта, офисы продаж) с целью обеспечения потребностей служб эксплуатации указанных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановление вступило в силу 4 октября 2022 года.
Начальник отдела регистрации
земельных участков
Управления Росреестра по Томской области
Анастасия Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Вывод государственных услуг на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ, Госуслуги) – одно из мероприятий, которое включено в программу цифровой трансформации Росреестра, утверждённой в декабре 2021 года, и реализуемой совместно с Минцифры России.
Новый электронный сервис по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на Госуслугах был запущен совместно Минцифры и Росреестром в 2021 году, когда появилась возможность получить наиболее востребованные виды выписок из ЕГРН:
- об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
- об объекте недвижимости;
- о переходе прав на объект недвижимости.
Сегодня на портале Госуслуг доступны уже все 18 видов выписок из ЕГРН.
Для направления запроса на получение выписки пользователям – физическим и юридическим лицам – необходимо иметь подтверждённую учетную запись на Госуслугах.
За получение выписок надо будет заплатить по установленным Росреестром тарифам.
Результат поступит в личный кабинет на портале в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью органа регистрации прав. Такая выписка является равнозначной бумажной версии, заверенной должностным лицом Росреестра и печатью органа.
«С помощью портала Госуслуг получить выписки из ЕГРН стало еще удобнее и доступнее для наших клиентов. Это самая популярная услуга, оказываемая ведомством.
До конца нынешнего года Росреестром совместно с Минцифры планируется также вывести на портал Госуслуг услуги по кадастровому учету и регистрации прав на недвижимое имущество, предоставлению сведений Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, включению в реестр саморегулируемых организаций (СРО) и сведений из него», – сообщила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Заместитель начальника
отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр представил для публичного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
«Предлагаемые законопроектом изменения связаны с реализацией государственной программы «Национальная система пространственных данных». Положения законопроекта способствуют защите имущественных интересов граждан, освобождают землепользователей от необоснованных решений контрольно-надзорных органов в части оценки осуществления освоения земельного участка. Данные инициативы направлены на осуществление государственной регистрации права собственности на построенные жилые дома. Законопроект сохраняет ранее предусмотренную в Градостроительном кодексе РФ обязанность застройщика в течение 10 лет завершить строительство жилого дома и зарегистрировать права на него», - рассказала Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Указанный Законопроект расширяет полномочия заинтересованных лиц по получению государственных услуг в электронном виде, позволит дополнительно наполнить Единый государственный реестр недвижимости достоверными сведениями об объектах недвижимого имущества.
Законопроект соответствует тренду на цифровизацию - предусматривает получение государственных услуг в электронном виде, даёт возможность заверения электронного договора на выполнение кадастровых работ цифровой подписью, что позволит гражданам экономить денежные средства на нотариальной доверенности.
Указанным законопроектом предлагается закрепить обязанность собственников земельных участков использовать объекты капитального строительства в соответствии с установленным видом разрешённого использования.
«Законопроект вносит изменения и в Земельный кодекс РФ. Так, договор аренды для индивидуального жилищного строительства в качестве предмета договора должен содержать существенное условие о завершении арендатором строительства жилого дома, о подготовке и направлению в орган регистрации прав соответствующих документов для осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав объекта недвижимого имущества в срок не более чем 10 лет со дня заключения такого договора, а также уведомить об этом арендатора. Во избежание двойного толкования, в законопроекте разъясняется понятие «освоение земельного участка». К числу таких мероприятий относятся: подготовка проектной документации, освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений, установка ограждения и т.д. В настоящий момент действующим законодательством не определён срок начала строительства, а также не установлены признаки, на основании которых можно однозначно сделать вывод о неиспользовании такого земельного участка», - пояснил Александр Огородников, председатель комитета по земельным правоотношениям Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
12 октября 2022 года с 09:00 до 12:00 главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Стрельцова Светлана Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Признание права собственности на недвижимое имущество отсутствующим в судебном порядке» по телефону 8(38 22) 65-19-39 (доп. 2161).
13 октября 2022 года с 09:00 до 13:00 главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Крупиненко Татьяна Владимировна ответит на вопросы граждан по теме: «Особенности оформления и переоформления лицензии на геодезическую и картографическую деятельность» по телефону 8(38 22) 51-36-22.
14 октября 2022 года с 09:00 до 13:00 заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Соболевская Наталья Анатольевна ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок получения сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество посредством электронных сервисов» по телефону 8(38 22) 65-01-82.
14 октября 2022 года с 09:00 до 13:00 начальник Асиновского межмуниципального отдела Елькина Людмила Юрьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Как и где можно получить невостребованные документы» по телефону 8(38 241) 2-32-71.
18 октября 2022 года с 09:00 до 13:00 ведущий специалист-эксперт Колпашевского межмуниципального отдела Цымбалова Ольга Викторовна ответит по вопросам государственной регистрации прав и кадастрового учёта по телефону 8(38 254)5-29-78.
18 октября 2022 года с 14:00 до 18:00 заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом» по телефону 8(38 22) 51-28-48.
19 октября 2022 года с 09:00 до 13:00 начальник Северского отдела Валеев Илья Зайнулович ответит на вопросы граждан по теме: «Особенности совершения сделок с недвижимым имуществом, находящимся на территории закрытого административно-территориального образования» по телефону 8(38 23) 90-11-76.
19 октября 2022 года с 09:00 до 13:00 начальник Стрежевского межмуниципального отдела Фрис Наталья Владимировна ответит по вопросам регистрации прав и кадастрового учёта по телефону 8(38 259) 3-92-69.
19 октября 2022 года с 14:00 до 18:00 государственные регистраторы прав отдела регистрации земельных участков ответят на вопросы граждан по теме: «Осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на земельные участки» по телефону 8(38 22) 65-02-39.
21 октября 2022 года с 14:00 до 16:00 заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Ананьева Наталья Леонидовна ответит на вопросы граждан по теме: «Стоп-бумага: комплект необходимых документов для регистрации прав» по телефону 8(38 22) 65-02-47.
25 октября 2022 года с 14:00 до 16:00 начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Никитюк Татьяна Михайловна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, обременений (ограничений) на объекты недвижимости нежилого назначения» по телефону 8(38 22) 65-56-15.
26 октября 2022 года с 09:00 до 13:00 начальник Шегарского межмуниципального отдела Михеев Владимир Александрович ответит по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество по телефону 8(38 244) 2-17-04.
27 октября 2022 года с 09:00 до 13:00 начальник Молчановского межмуниципального отдела Алишин Алексей Николаевич ответит по вопросам государственной регистрации прав на недвижимое имущество по телефону 8(38 256)2-19-84.
28 октября 2022 года с 10:00 до 12:00 главный специалист-эксперт Парабельского межмуниципального отдела Васильева Светлана Геннадьевна ответит на вопросы граждан по теме: «Административная ответственность за уклонение от проведения проверки» по телефону 8(38 252)2-17-72.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Государственный земельный надзор за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляется специально уполномоченными государственными органами.
Росреестр и его территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок.
Цель выявления данного правонарушения - защита прав государственной, муниципальной и частной собственности на землю, обеспечение надлежащего порядка владения и распоряжения ею.
Самовольное занятие земельного участка может выражаться в застройке, ограждении земельного участка противоправно, временном или постоянном складировании, использовании земельного участка для сельскохозяйственных целей (путем посева сельскохозяйственных и иных растений) без согласования собственников, арендаторов земельного участка и т.д. Под самовольным занятием земельного участка понимается и пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управляемого им лица).
Основаниями возникновения прав на земельные участки могут являться: договор или иная сделка государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допустимым законом основаниям.
Приведение земельных участков в пригодное состояние для дальнейшего использования при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, снос зданий, строений, сооружений осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа. Если определена кадастровая стоимость земельного участка: на граждан в размере от 1 до 1,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей. Если не определена кадастровая стоимость земельного участка: на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно действующему законодательству на имущество, приобретенное супругами в период брака, распространяется законный режим общей совместной собственности, т.е. является совместно нажитым. Однако стороны могут изменить его, путем заключения, например брачного договора, или соглашения о разделе имущества - заключаются в письменной форме и должны быть нотариально удостоверены.
Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения. Именно в нем супруги устанавливают, что имущество может принадлежать им не только на праве совместной, но и долевой или раздельной собственности. При этом данное может относиться как ко всему имеющемуся имуществу, так и к отдельным его частям, в том числе приобретенного в будущем. Помимо указанного, все права и обязанности супругов по содержанию данного имущества, несению расходов на него также довольно четко определяются в этом соглашении. В то же время такие условия могут ставиться в зависимость от наступления каких-либо обстоятельств или ограничиваться сроками. Внести изменения или расторгнуть брачный договор возможно по соглашению сторон либо в судебном порядке (односторонний отказ в этом случае недопустим).
Еще одним способом изменения законного режима имущества супругов является соглашение о его разделе. Как правило, такой документ составляется во время расторжения брака, однако, его заключение возможно и в период существования брака, все зависит от волеизъявления супругов. По своему содержанию оно также подразумевает изменение «состояния» имущественного режима с общей совместной собственности на долевую, или раздельную. В этом документе необходимо четко указывать наименование имущества, его стоимость, кому оно переходит (если не целиком, то в какой доле). Отличительной особенностью в этом случае является то, что в соглашении может быть указано только то имущество, которое непосредственно имеет место быть в действительности.
Вне зависимости от способа, в соответствии с которым супруги решают изменить законный режим имущества, им необходимо помнить о тех правовых последствиях, которые несут в себе указанные действия. В частности, здесь речь идет о следующем:
-в случае развода супруги не могут уже претендовать на раздел имущества в равных долях;
-при передаче совместно нажитого имущества одному из супругов второй теряет право собственности на него в юридическом смысле слова;
-более того, когда это касается жилых помещений, бывший супруг (супруга) утрачивает и право проживания в нем;
-порядок наследования вторым супругом в этом случае также меняется (поскольку он не обладает изначально половиной наследуемого имущества).
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Наиболее распространённым нарушением земельного законодательства является самовольное занятие земельного участка.
Самовольное занятие может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании, использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.
Также к самовольному занятию земельного участка относятся и действия собственника (арендатора), направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Согласно пункту 1 ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются виновными лицами за свой счет.
Кроме того, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Таким образом, имея на руках документ о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратиться в соответствующий государственный орган для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены в установленном порядке, т.е. зарегистрированы.
Это же относится и к отчуждению (продаже, дарению) земельного участка. В противном случае, при заключении устной сделки или сделки в письменной форме без последующей государственной регистрации перехода права, продавец или даритель остаётся полноправным собственником земельного участка. А действия покупателя (или одаряемого), осуществляющего пользование участком, без регистрации своего права подпадают под действие ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В случае самовольного занятия земельного участка наступает административная ответственность.
Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена ст. 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, сведения по которым отсутствует в ЕГРН, обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости. Заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.
Государственная регистрация прав также является обязательной, если с заявлением о внесении сведений как о ранее учтенном объекте обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости не уплачивается. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Для этого нужно обратиться в любой офис МФЦ - представить соответствующее заявление и ранее полученный документ, удостоверяющий право на объект недвижимости, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ Вы можете получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис