Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

С 1 марта 2023 года изменится порядок получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). С указанной даты нельзя будет получить выписку из ЕГРН с личными данными собственника без его согласия. После вступления в силу поправок в законодательство Росреестр больше не будет указывать фамилию, имя и отчество собственников недвижимости, если выписку заказывает посторонний человек.
Система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним существует уже достаточно давно. Сегодня каждый гражданин, желающий стать законным правообладателем недвижимого имущества, знает, что для этого необходимо зарегистрировать свое право в органах, осуществляющих государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с законом сведений.
На основании действующего на сегодняшний день законодательства сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными и предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц. Это означает, что любое лицо, предъявившее удостоверение личности и запрос по установленной форме, может получить информацию из ЕГРН о любом объекте недвижимости.
С 01 марта 2023 года получить из ЕГРН сведения о правообладателе недвижимости станет сложнее.
Нововведения направлены на повышение защищенности персональных данных граждан от несанкционированного доступа неограниченного круга лиц. С 1 марта 2023 года персональные данные могут предоставляться третьим лицам только если собственник изъявит такое желание и подаст в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН соответствующей записи.
Изменения не коснутся уполномоченных органов, супругов владельца недвижимости, совладельцев, арендаторов и арендодателей недвижимости, обладателей частного или публичного сервитута, наследников, собственников недвижимости, чей объект расположен на чужой земле, собственников смежного участка, арбитражных управляющих, залогодержателей, нотариусов, кадастровых инженеров.
«Получить выписку с данными правообладателя остальные лица смогут только через нотариуса, подтвердив наличие обстоятельств, достаточных для получения», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

Заместитель начальника
отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Соболевская

Росреестр провел «открытый диалог» с представителями кредитных организаций, в котором приняло участие и Управление  Росреестра по Томской области совместно с представителями региональных отделений  банков в Томской области. В рамках проведенного мероприятия Росреестр  дал ответы на ряд вопросов банков, которые позволят сделать более удобными услуги по осуществлению учетно-регистрационных действий при регистрации ипотеки в электронном виде.

Росреестр в очередной раз обозначил, что сейчас отсутствуют препятствия для подачи документов в электронном виде для регистрации перехода права по сделкам, сторонами которой выступают банк и юридическое лицо, а также для регистрации договора ипотеки с физическими лицами, в том числе по государственной регистрации ипотеки для военнослужащих.

«Управление Росреестра по Томской области обрабатывает порядка 91,5 % заявлений о государственной регистрации ипотеки, поданных в электронном виде, срок государственной регистрации по которым не превышает 1 рабочий день», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

В рамках проводимого мероприятия также было обращено внимание на положения ч. 12 ст. 21 Закона о недвижимости, которая предусматривает возможность кредитным организациям подписывать своей электронной подписью нотариальные документы (например: свидетельство о браке, согласие супругов), поскольку в соответствии с  положениями указанной статьи органом регистрации прав указанные документы проверяются с использованием государственных информационных систем, единой информационной системы нотариата.

В настоящее время в отношении возможности и перспективы развития интеграции банковской системы с Росреестром в части автоматизированного запроса и получения массива выписок на объекты недвижимости (в т.ч. возможности пополнения ключа и отслеживания расходов), возможности и перспективы прямой интеграции систем Банка с сервисами Росреестра для получения сведений об объектах недвижимого имущества из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) в режиме онлайн, а также обеспечения регистрации ипотеки в электронном виде без участия организаций-посредников Росреестром прорабатывается техническая возможность реализации предоставления сведений из ФГИС ЕГРН в пакетном режиме.

До 1 марта 2031 года гражданин, использующий для постоянного проживания возведенный до 14 мая 1998 года жилой дом, который расположен в границах населенного пункта и право собственности на который у гражданина и иных лиц отсутствует, имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который не предоставлен указанному гражданину и на котором расположен данный жилой дом.
Для оформления жилого дома и земельного участка под ним владелец может обратиться с заявлением в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, приложив:
1) схему расположения земельного участка (в случае, если земельный участок подлежит образованию);
2) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя;
3) документ, подтверждающий подключение (технологическое присоединение) жилого дома к сетям инженерно-технического обеспечения и (или) подтверждающий осуществление оплаты коммунальных услуг;
4) документ, который подтверждает проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации жилого дома до 1 января 2013 года и из которого следует, что заявитель является правообладателем жилого дома либо заказчиком изготовления указанного документа и жилой дом возведен до 14 мая 1998 года;
5) документ, подтверждающий предоставление либо передачу иным лицом земельного участка, в том числе из которого образован испрашиваемый земельный участок, заявителю;
6) документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства в жилом доме до 14 мая 1998 года;
7) выписку из похозяйственной книги или из иного документа, в которой содержится информация о жилом доме и его принадлежности заявителю;
8) документ, выданный заявителю нотариусом до 14 мая 1998 года в отношении жилого дома, подтверждающий права заявителя на него.
К заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, также прилагается технический план жилого дома, за исключением случая, если на момент направления указанного заявления в отношении жилого дома осуществлен государственный кадастровый учет.
В сроки, предусмотренные законодательством уполномоченный орган:
1) проводит осмотр жилого дома в целях подтверждения его наличия на испрашиваемом земельном участке;
2) осуществляет опубликование, извещения о предоставлении земельного участка, указанного в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или о предоставлении такого земельного участка, обеспечивает размещение такого извещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте уполномоченного органа, а также на информационных щитах в границах населенного пункта, на территории которого расположен земельный участок.
Результаты осмотра жилого дома фиксируются актом осмотра. В случае, если по результатам осмотра жилого дома установлен факт отсутствия жилого дома на испрашиваемом земельном участке, в течение десяти дней со дня составления акта осмотра уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка. К указанному решению прилагается акт осмотра. Решение об отказе в предоставлении земельного участка так же принимается в случаях, когда в судебном или в ином предусмотренном законом порядке дом признан самовольной постройкой, подлежащей сносу, или в случае, если заявителем не приложен к соответствующему заявлению ни один из вышеперечисленных документов.
В случае, если по итогам рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка принято положительное решение, подача заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также документов, предусмотренных законодательством, не требуется. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, образованного на основании указанного решения, осуществляется после его постановки на государственный кадастровый учет и не позднее двадцати рабочих дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления технического плана жилого дома, расположенного на таком земельном участке (за исключением случая, если на момент осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в отношении жилого дома осуществлен государственный кадастровый учет жилого дома).
Государственная регистрация права собственности на земельный участок, на котором расположен указанный жилой дом, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учётом этого дома и государственной регистрацией права собственности гражданина на жилой дом по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших гражданину такой земельный участок.
В случае, если в жилом доме имеют регистрацию по месту жительства несколько граждан и такой жилой дом соответствует установленным законодательством требованиям, то земельный участок под таким жилым домом предоставляется в общую долевую собственность, если иное не предусмотрено соглашением между указанными лицами.

 

Начальник
Молчановского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Алексей Алишин

Беспрепятственно пользоваться электронными услугами стало проще благодаря усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП)Она является удобным и надежным способом постановки недвижимости на кадастровый учет, регистрации права на него, а также получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). 

Электронная подпись предназначена для тех граждан, кому предстоит подписывать какие-либо важные бумаги в электронном виде и дистанционно совершать юридически значимые действия, в том числе получать государственные услуги не выходя из дома. С помощью УКЭП возможно:

  • зарегистрировать права собственности на объект недвижимости;
  • получить ИНН;
  • оформить анкету для получения загранпаспорта;
  • подать заявление в вуз;
  • узнать о своих штрафах;
  • поставить свой автомобиль на учет в ГИБДД;
  • подать налоговую декларацию и др.

 

«Электронная подпись позволяет подать документы самостоятельно. Ее обладатель может не терять времени на визит в офис, а получить услугу на порталах Росреестра и Кадастровой палаты, находясь дома или на работе. Документ, который подан в режиме онлайн и подписан электронной подписью имеет такую же юридическую силу, как и бумажный, подписанный собственноручно», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Как рассказал Виталий Файт, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестар» по Томской области, Удостоверяющий центр Кадастровой палаты осуществляет выдачу сертификатов УКЭП с 2017 года. За этот период жителям нашего региона оказано более 430 услуг.

Получить сертификат УКЭП, а также проверить электронную подпись на подлинность можно на сайте Удостоверяющего центра Кадастровой палаты.

Кроме того, преимуществами данной услуги являются:

  • длительный срок использования - 15 месяцев (на 3 месяца больше, чем у других центров)
  • гарантия качества от государственного учреждения;
  • надежная защита от подделок - электронная подпись создается с использованием криптографических средств, сертифицированных ФСБ РФ.

Подробную информацию об услуге можно узнать в Удостоверяющем центре Кадастровой палаты https://kadastr.ru/services/udostoveryayushchiy-tsentr/

Каждый гражданин прямо или косвенно взаимодействует с должностными лицами и органами (учреждениями), осуществляющими публичные полномочия.

При этом возможно возникновение ситуаций, когда такое взаимодействие, направленное на достижение благосостояния общества, не в полной мере удовлетворяет интересам определенного лица (группы лиц), а иногда и нарушает данные интересы (права).

В связи с этим возникает вопрос, как поступить в данном случае, как достичь необходимого результата?

Государство предусмотрело правовую возможность каждого обратиться за судебной защитой.

Так, в случае возникновения у граждан или юридических лиц сомнений в законности принятого органами, осуществляющими публичные полномочия, их должностными лицами актов, решений и действий (бездействия), указанные лица вправе обратится в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ).

После принятия к производству заявления (административного искового заявления)  суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя (административного истца).

Такое судопроизводство принято называть «административным».

Особенностью рассмотрения дел судом в порядке административного судопроизводства является отличие распределение бремени доказывания между заявителем (административным истцом) и заинтересованным лицом (административным ответчиком), чьи действия (бездействие) обжалуются от дел, рассматриваемых в порядке гражданского судопроизводства.

Так, при обращении в суд в порядке административного судопроизводства заявитель (административный истец) должен обосновать, какие принадлежащие ему права, свободы и законные интересы, в нарушение каких норм права и какими действиями заинтересованного лица (административного ответчика) нарушены.

Одновременно, на орган, осуществляющий публичные полномочия должностных лиц, возлагается обязанность доказать законность и обоснованность обжалуемых действий (бездействия).

Управление, оказывая услуги государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, взаимодействует с гражданами и юридическими лицами.

«Продавая, покупая, сдавая в аренду, либо арендуя недвижимое имущество, построив дом, получив наследство, осуществив перепланировку и т.д., юридическую силу сделке (действиям) при определенных обстоятельствах придает именно результат обращения за совершением учетно-регистрационных действий в Управление Росреестра по Томской области. При осуществлении такой деятельности случаи возникновения недопонимания со стороны граждан и юридических лиц, обращающихся в Управление, не исключены. Однако специалисты Управления стараются разрешить возникающие вопросы во внесудебном порядке», - рассказала Елена Ковальчук, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.

 

 

 

Начальник отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций       

Управления Росреестра по Томской области                                                        

Татьяна Казакова

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:

- акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;

- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;

- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется на основании следующих документов:

- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;

- один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, представление таких документов на земельный участок не требуется.

Представить документы можно лично в любом офисе МФЦ, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ Вы можете получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис

Согласно действующему законодательству в 2023 году во всех субъектах РФ в обязательном порядке будет проведена государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.

На территории Томской области уполномоченным органом на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области (https://dugs.tomsk.gov.ru/). Определение кадастровой стоимости проводит Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК») (https://www.gko70.ru/).

Решение о проведении в 2023 году государственной кадастровой оценки в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)  на территории Томской области зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Томской области, принято распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 18.01.2022 №2-о.

Подготовка к проведению государственной кадастровой оценки осуществляется бюджетным учреждением на постоянной основе. В рамках подготовки собирается, обрабатывается и учитывается информация обо всех объектах недвижимости, в том числе кадастровая стоимость которых была установлена в размере рыночной стоимости.

На этапе подготовки в целях уточнения характеристик правообладатель может подать в бюджетное учреждение декларацию о характеристиках объекта недвижимости с приложением документов, подтверждающих указанные в декларации значения характеристик (например: технический паспорт на объект недвижимости, акт ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, выписка из Единого государственного реестра недвижимости, иные документы).

В случае если характеристики объекта недвижимости влияют на его кадастровую стоимость, но при этом не соответствуют имеющимся в ЕГРН сведениям об объекте, они не будут учтены. Во избежание этого стоит заранее ознакомиться с содержащимися в ЕГРН характеристиками объекта недвижимости, и в случае несоответствия их фактическим, внести изменения в ЕГРН в установленном законодательством порядке.

Ознакомиться с характеристиками объектов недвижимости, содержащимися в ЕГРН, можно на официальном сайте Росреестра по адресу:  https://rosreestr.gov.ru   в разделе «Электронные услуги и сервисы», в том числе на публичной кадастровой карте Росреестра.

Подача и рассмотрение декларации осуществляется в порядке и по форме, установленным Приказом Росреестра от 24.05.2021 N П/0216 «Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы».

Декларацию можно подать в ОГБУ «ТОЦИК» лично, через ОГКУ «ТО МФЦ»,  Интернет,  а также почтовым отправлением по адресу: 634009, г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2. Телефоны для справок: 8(3822) 907-933, 8(3822) 907-944.

Декларация рассматривается в течение 30 рабочих дней со дня ее представления. Результатом рассмотрения ОГБУ «ТОЦИК» декларации является уведомление с указанием учтенной информации, содержащейся в декларации, а также неучтенной информации и причин, по которым она не была учтена.

Установленная форма декларации, требования к ее заполнению, способы направления, порядок ее рассмотрения, перечень прилагаемых документов размещены на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://www.gko70.ru) в разделе «Декларации».

  «Представление правообладателем декларации с целью уточнения характеристик объекта позволит исключить ошибки в сведениях об объекте недвижимости, которые учитываются при определении кадастровой стоимости», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области

 

 

Ведущий специалист-эксперт

отдела землеустройства

и мониторинга земель, кадастровой

оценки недвижимости, геодезии и картографии

Управления Росреестра по Томской области

Елена Сапогова

Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав соответствующего заявления, в случае если обязательства по договору купли-продажи недвижимости с рассрочкой платежа, либо с приобретением кредитных средств исполнены, а именно:

Если закладная не выдавалась, на основании:

-совместного заявления залогодателя и залогодержателя;

-заявления залогодержателя.

Если была выдана закладная, ипотека в силу закона погашается на основании:

-совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;

-заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;

-заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме.

Регистрационная запись об ипотеке может быть также погашена по решению суда о прекращении ипотеки.

Если ипотека возникла в силу закона об участии в долевом строительстве, запись о ней погашается на основании заявления залогодателя-застройщика, а также представляемых им иных документов.

В случае ликвидации залогодержателя - юридического лица регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей внесение в данный реестр записи о ликвидации данного юридического лица.

В случае если договор об ипотеке (договор, по которому возникла ипотека в силу закона) был удостоверен нотариально, заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке в регистрирующий орган подает нотариус (его помощник).

Госпошлина за погашение регистрационной записи об ипотеке не уплачивается.

Заявление о погашении ипотеки можно подать одним из способов: лично в любом офисе МФЦ, в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ Вы можете получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

 

 

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                                                   Н.В. Фрис

Наиболее распространённым нарушением земельного законодательства   является самовольное занятие земельного участка.

Самовольное занятие может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании, использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а также использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности. 

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане,  юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация. 

Также к самовольному занятию земельного участка относятся и действия собственника (арендатора), направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка. 

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Согласно пункту 1 ст.60 Земельного кодекса РФ следствием самовольного занятия земельного участка является обязанность лица по восстановлению нарушенного им права. 

В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве осуществляются виновными лицами за свой счет.

Кроме того, в соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации. Таким образом, имея на руках документ о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды  или иной документ, необходимо обязательно обратиться в соответствующий государственный орган для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены в установленном порядке, т.е. зарегистрированы. 

Это же относится и к отчуждению (продаже, дарению) земельного участка. В противном случае, при заключении устной сделки или сделки в письменной форме без последующей государственной регистрации перехода права, продавец или даритель остаётся полноправным собственником земельного участка. А действия покупателя (или одаряемого), осуществляющего пользование участком, без регистрации своего права подпадают под действие ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ. 

В случае самовольного занятия земельного участка  наступает административная   ответственность. 

Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена  ст. 7.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которой самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок,  влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

 За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

 В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

 

 

Специалист-эксперт Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                             

Мадина Везирова                  

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» должностные лица контрольного (надзорного) органа при проведении контрольных (надзорных) мероприятий обязаны разъяснять контролируемому лицу, его представителю их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав.

Таким образом, при взаимодействии с контролируемым лицом (выездная проверка, инспекционный визит, профилактический визит) сотрудники Управления Росреестра по Томской области проверяемым лицам разъясняют их права, обязанности, ответственность за неисполнение обязанностей, а также способы устранения нарушений и последствия, в случае их не устранения.

«В случае, если контрольное (надзорное) мероприятие было проведено без взаимодействия с контролируемым лицом, акт результатов проведения такого мероприятия направляется контролируемому лицу. При возникновении вопросов он может связаться с сотрудниками Управления для получения разъяснений по соблюдению обязательных требований земельного законодательства и получить консультацию по телефону», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина,

И при проведении профилактического визита сотрудники Управления Росреестра по Томской области разъясняют обязательные требования земельного законодательства, но при этом профилактический визит является мероприятием профилактическим, а не мерой реагирования на поступившую жалобу. Таким образом, разъясняя обязательные требования при проведении профилактических мероприятий можно предотвратить нарушение, а не бороться с их последствиями. За 9 месяцев 2022 года сотрудниками Управления был проведен 101 профилактический визит.

 

 

 

Начальник отдела

государственного земельного надзора                                                 

Управления Росреестра по Томской области

Александр Ткачев

 

Техническая ошибка представляет собой описку, опечатку либо грамматическую или арифметическую ошибку. Ее следует отличать от реестровой ошибки, так как от этого будет зависеть порядок ее исправления.

Техническая ошибка исправляется достаточно просто. Нужно подготовить и подать заявление о ее исправлении. Сделать это может любое заинтересованное лицо. Если орган регистрации прав обнаружит такую ошибку самостоятельно, он исправит ее без вашего участия (ч. 1 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости).

Порядок представления заявления об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН утверждены Приказом Росреестра от 02.08.2021 N П/0328.

Важно отличать техническую ошибку от реестровой, которая перенесена в ЕГРН из представленных документов. То есть изначально такая ошибка допущена именно в документах.

Чтобы узнать, какая ошибка совершена, сравните сведения об объекте недвижимости в выписке из ЕГРН и документах, которые вы представляли для кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на него. Если они отличаются, то обращайтесь за исправлением технической ошибки. Если сведения одинаковы, это означает, что ошибка допущена в самих документах и исправлять нужно реестровую ошибку.

Для исправления технической ошибки в первую очередь потребуется заявление, которое подается в орган регистрации прав. При личной подаче его может оформить специалист, принимающий документы (п. 6 Требований, приведенных в Приложении N 4 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310).

Для самостоятельного оформления заявления можно воспользоваться  формой согласно  Приложению N 2 Приказа Росреестра от 19.08.2020 N П/0310.

           Такое заявление можно подать на бумажном носителе:

  • в Кадастровую палату, в том числе при выездном приеме;
  • через МФЦ;

А также  в электронном виде в орган регистрации прав через портал госуслуг, официальный сайт Росреестра или с помощью веб-сервисов.

По собственной инициативе вы можете приложить к заявлению документы, подтверждающие, что при проведении кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав была допущена ошибка.

Согласно ч. 1 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости  ошибка может быть исправлена без вашего заявления:

1)        если орган регистрации прав выявил ее самостоятельно;

2)        в орган регистрации прав поступило решение суда об исправлении ошибки, вступившее в законную силу.

Техническая ошибка исправляется в течение трех рабочих дней после получения соответствующего заявления. После этого в течение трех рабочих дней со дня ее исправления орган регистрации прав направит правообладателю либо лицам, которые обращались за исправлением ошибки, уведомление. Оно направляется независимо от основания исправления ошибки - как по заявлению, так и органом регистрации прав самостоятельно без заявления.

Уведомление направляется в форме электронного документа на адрес электронной почты, указанный в заявлении (если подавалось заявление) и (или) который содержится в ЕГРН (в том числе если ошибка исправлена без заявления), высылается ссылка на электронный документ, размещенный на сайте органа регистрации прав, или электронный документ. Если заявление подавалось лично через МФЦ, то уведомление можно получить в МФЦ.

Техническая ошибка не исправляется,  если:

  • ее исправление повлечет прекращение, возникновение либо переход зарегистрированного права на недвижимость. Это следует из п. 1 ст. 61 Закона о государственной регистрации недвижимости;
  • ее исправление может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей либо третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи в ЕГРН. В этом случае техническая ошибка может быть исправлена только по решению суда (ч. 4 ст. 61 названного Закона).

Если в исправлении технической ошибки откажут, то не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного срока для ее исправления вам направят уведомление об отказе, указав его причины.

 

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                

Людмила  Елькина