Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» плановые контрольные мероприятия по государственному земельному контролю (надзору) в 2022 г. не проводятся.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям (в ред. Постановление Правительства РФ от 24.03.2022 N 448):
а) при условии согласования с органами прокуратуры;
- при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
- при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка проводится исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;
б) без согласования с органами прокуратуры:
- по поручению Президента Российской Федерации;
- по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу вышеуказанного постановления;
- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу вышеуказанного постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
Допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований в отношении контролируемых лиц.
Ведущий специалист-эксперт
Парабельского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Ольга Деметьева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
- акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
- акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
- выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства), форма которой устанавливается органом нормативно-правового регулирования;
- иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется на основании следующих документов:
- свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
- один из документов, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.
Если право собственности гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, представление таких документов на земельный участок не требуется.
Представить документы можно лично в любом офисе МФЦ, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Наталья Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Реализацию госпрограммы «Национальная система пространственных данных» в Сибирском федеральном округе обсудили руководитель Росреестра и заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в СФО. Во встрече также приняли участие заместители руководителя ведомства, региональные Управления Службы, филиалы ФГБУ «ФКП Росреестра», управленческие команды регионов.
Совещание было посвящено вопросам реализации государственной программы «Национальная система пространственных данных», в том числе созданию федеральной государственной информационной системы «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных», и работе по наполнению Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) полными и точными данными.
Создание Единой цифровой платформы послужит цифровой основой для всех будущих преобразований в сферах пространственных данных, недвижимости и строительства в субъектах СФО.
«Росреестром и органами исполнительной власти субъектов Сибирского федерального округа организована деятельность по обеспечению полноты и качества сведений ЕГРН. В этом вопросе считаю очень важной координирующую роль аппарата полномочного представителя Президента России. В рамках создания НСПД мы продолжим работать с региональными командами для достижения целей и задач государственной программы», – отметил Олег Скуфинский, руководитель Росреестра.
Томская область, Алтайский край, Кемеровская область – Кузбасс, а также Иркутская и Новосибирская области вошли в число субъектов, где будет создана НСПД в 2023–2024 гг.
«Реализация госпрограммы «Национальная система пространственных данных» решает стратегические задачи. Достижение ее целей возможно только при консолидации усилий на всех уровнях государственного управления. Уже скоро пилотные регионы смогут увидеть первые результаты совместной работы, а именно - систематизацию сведений о недвижимости, точные данные для оценки и развития инвестиционного потенциала территорий, сокращение сроков оказания услуг, а также новые инструменты для защиты имущественных интересов граждан», – сказал Вадим Головко, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в СФО.
Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области, сказала, что создание НСПД упростит процессы сбора данных для принятия управленческих решений органами государственной власти и органами местного самоуправления. Важным ожиданием по итогам реализации государственной программы является создание полного и достоверного ресурса об объектах недвижимости на территории области, их правообладателях для оперативного решения вопросов о вовлечении в оборот бесхозяйных и неиспользуемых объектов. Значимым также является наполнение данного ресурса достоверными данными, например, о границах земельных участков, что снимет многочисленные вопросы и споры у жителей области, связанные с наличием неустановленных границ. Так, по данным ЕГРН, по 44,5% земельных участков на территории Томской области, сведения о которых содержатся в ЕГРН, нет установленных в соответствии с требованиями действующего законодательства границ.
Подводя итоги, участники совещания договорились развивать взаимодействие, в том числе в электронном формате, между Росреестром, управленческими командами регионов СФО, а также бизнесом и профессиональным сообществом.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав соответствующего заявления, в случае если обязательства по договору купли-продажи недвижимости с рассрочкой платежа, либо с приобретением кредитных средств исполнены, а именно:
Если закладная не выдавалась, на основании:
-совместного заявления залогодателя и залогодержателя;
-заявления залогодержателя.
Если была выдана закладная, ипотека в силу закона погашается на основании:
-совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
-заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
-заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме.
Регистрационная запись об ипотеке может быть также погашена по решению суда о прекращении ипотеки.
Если ипотека возникла в силу закона об участии в долевом строительстве, запись о ней погашается на основании заявления залогодателя-застройщика, а также представляемых им иных документов.
В случае ликвидации залогодержателя - юридического лица регистрационная запись об ипотеке погашается на основании заявления залогодателя и выписки из ЕГРЮЛ, подтверждающей внесение в данный реестр записи о ликвидации данного юридического лица.
В случае если договор об ипотеке (договор, по которому возникла ипотека в силу закона) был удостоверен нотариально, заявление о погашении регистрационной записи об ипотеке в регистрирующий орган подает нотариус (его помощник).
Госпошлина за погашение регистрационной записи об ипотеке не уплачивается.
Заявление о погашении ипотеки можно подать одним из способов: лично в любом офисе МФЦ, в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ Вы можете получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Наталья Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает Наталья Ананьева, заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области:
- С 29.06.2022 действующим законодательством отменено представление в орган регистрации прав документов на бумажном носителе путем отправки его по почте.
В описанной ситуации посредством личного обращения можно подать заявление о государственной регистрации права собственности и необходимые для такой регистрации документы на бумажном носителе не только по месту нахождения объекта недвижимости, но и по своему месту нахождения в любом офисе МФЦ. При этом государственная регистрация права будет проведена по месту нахождения объекта.
Информацию об адресах времени работы офисов МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru, либо по телефонам регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории Томской области), 8 (3822) 602-999
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области информирует членов семей мобилизованных жителей Томской области о возможности получить консультации по вопросам оформления недвижимости и сокращении сроков получения соответствующих услуг.
Необходимую информацию можно получить по телефонам: 8 (38 22) 65-02-47, 65-66-59.
«Мобилизованные граждане, защищая безопасность нашей страны, должны быть уверены, что их семьям оказывают содействие. Специалисты Управления, в свою очередь, постараются максимально быстро решить вопросы по оформлению их недвижимости», – отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков должны соблюдать обязанности по использованию земельных участков установленные ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Одними из таких обязанностей являются:
использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами.
Целевое назначение земельного участка определяется исходя из его принадлежности к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Если земельный участок имеет вид разрешенного использования, связанного с жилищным или иным строительством, садоводством, огородничеством, то на правообладателя земельного участка налагается обязанность использовать свой земельный участок именно в соответствии с разрешенным видом.
Неисполнение данной обязанности в течение определенного законом времени является основанием для привлечения к административной ответственности.
В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Таким образом, не использование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст.8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом).
Размер штрафа устанавливается, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц (индивидуальных предпринимателей) от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей.
Специалист-эксперт Стрежевского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Основанием для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий может быть:
- наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований , или отклонения объекта контроля от таких параметров;
- поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;
- требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных Федеральным законом N 248-ФЗ.
В рамках государственного контроля (надзора) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в виде документарных и выездных проверок.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном законом, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, установлен ст.59 Федерального закона N 248-ФЗ.
При подтверждении достоверности сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (либо установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым или отклонение от которых является нарушением согласно утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований) должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. Для проведения контрольного (надзорного) мероприятия принимается решение контрольного (надзорного) органа, подписанное уполномоченным должностным лицом контрольного (надзорного) органа по форме, установленной приказом Минэкономразвития России N 151.
Не допускается проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов государственного контроля (надзора) должностными лицами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении указанных объектов, если со дня окончания таких профилактических мероприятий не истек один год.
Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
За 9 месяцев 2022 года Управлением Росреестра по Томской области проведено 347 контрольных (надзорных) мероприятий по соблюдению земельного законодательства. По результатам проведённых контрольных (надзорных) мероприятий и рассмотренных Управлением материалов проверок органов муниципального земельного контроля выявлено 208 нарушений земельного законодательства. По итогам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях сумма наложенных штрафов за нарушения земельного законодательства составила 690 тыс. руб. В результате мер, принятых к нарушителям земельного законодательства, устранено 65 нарушений.
«Большинство протоколов об административных правонарушениях составляется за самовольное занятие земельных участков и использование земельных участков не по целевому назначению», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Кроме того, Управлением проведены профилактические мероприятия, в том числе: 515 размещений на сайтах администраций муниципальных образований, в региональной вкладке официального сайта Росреестра и в СМИ, выдано 156 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, проведен 101 профилактический визит.
В целях недопущения нарушений требований земельного законодательства, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка), необходимо освободить самовольно занятые земли, либо оформить права на них.
В целях недопущения требований земельного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению), необходимо прекратить использование земельного участка не в соответствии с его категорией и видом разрешенного использования, либо изменить характеристики земельного участка (категорию, вид разрешенного использования) в соответствии с фактическим видом использования земельного участка.
Начальник отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Томской области
Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо Росреестра по вопросу уплаты государственной пошлины за внесение в ЕГРН сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС), в результате чего выразил следующую позицию по указанному вопросу.
Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определен размер государственной пошлины за внесение изменений в записи ЕГРН о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 28.1 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 13 Закона о недвижимости внесение дополнительных сведений в ЕГРН в уведомительном порядке не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, в случае внесения сведений о СНИЛС в ЕГРН отсутствует необходимость уплаты государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.
Внесенные в ЕГРН сведения о СНИЛС для правообладателей имеют свои плюсы, например: в личном кабинете на сайте Росреестра корректно отражаются объекты недвижимости, принадлежащие владельцу личного кабинета, поскольку идентификация правообладателя осуществляется по СНИЛС; корректно предоставляются сведения из ЕГРН о зарегистрированных правах правообладателя, в том числе по запросам уполномоченных органов.
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно положениям, установленным гражданским законодательством, при недействительности сделок каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Целью процедуры банкротства является удовлетворение требований кредиторов за счет конкурсной массы должника. Все имущество должника, имеющееся на дату открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
При этом одним из способов пополнения конкурсной массы должника является оспаривание сделок должника.
Таким образом, возможность оспаривания сделок, совершенных должником или другими лицами за его счет, установленная Законом о банкротстве, направлена на защиту имущественных интересов кредиторов должника и преследует цель приведения сторон сделки в первоначальное положение, которое существовало до ее совершения.
Все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с Законом о банкротстве, подлежит возврату в конкурсную массу. В случае невозможности возврата имущества в конкурсную массу в натуре приобретатель должен возместить действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, в соответствии с положениями гражданского законодательства об обязательствах, возникающих вследствие неосновательного обогащения.
«Указанные положения законодательства направлены на создание условий для справедливого удовлетворения требований всех кредиторов должника путем фактического наполнения конкурсной массы - реального приведения ее в то состояние, которое существовало до совершения сделки, признанной впоследствии недействительной.
Вместе с тем, кредиторы и иные лица, которым передано имущество или перед которыми должник исполнял обязательства по сделке, признанной недействительной, в случае возврата в конкурсную массу полученного по недействительной сделке имущества также приобретают право требования к должнику. В результате применения последствий недействительности сделок, отношения сторон должны быть восстановлены в том виде, в котором они существовали до их совершения», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Татьяна Казакова