Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Органы государственного надзора (их территориальные органы) осуществляют государственный земельный надзор посредством проведения:

- профилактических мероприятий;

- контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия с контролируемым лицом.

         Профилактические мероприятия осуществляются органами государственного надзора в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований контролируемыми лицами, устранения условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и доведения обязательных требований до контролируемых лиц, способов их соблюдения.

         При осуществлении государственного земельного надзора проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

         Профилактические мероприятия осуществляются на основании программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Также могут проводиться профилактические мероприятия, не предусмотренные указанной программой профилактики.

         Если при проведении профилактических мероприятий установлено, что объекты контроля представляют явную непосредственную угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или такой вред (ущерб) причинен, инспектор незамедлительно направляет информацию об этом руководителю (заместителю руководителя) органа государственного надзора, его территориального органа для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

При осуществлении органами государственного надзора (их территориальными органами) государственного земельного надзора могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

 -информирование;

 -обобщение правоприменительной практики;

 -объявление предостережений;

 -консультирование;

 -профилактический визит.

         Информирование осуществляется органами государственного надзора (их территориальными органами) по вопросам соблюдения обязательных требований посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и средствах массовой информации.

         Обобщение правоприменительной практики осуществляется органами государственного надзора (их территориальными органами) посредством сбора и анализа данных о проведенных контрольных (надзорных) мероприятиях и их результатах.

          Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований   объявляется контролируемому лицу в случае наличия у органа государственного надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтверждения данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Предостережение оформляется в письменной форме или в форме электронного документа и направляется в адрес контролируемого лица.

         Консультирование контролируемых лиц осуществляется должностным лицом органа государственного надзора (его территориального органа) по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий и не должно превышать 15 минут. Личный прием граждан проводится руководителем органа государственного надзора (его заместителями), начальниками структурных подразделений, руководителем территориального органа (его заместителями) и начальниками структурных подразделений территориального органа. Консультирование осуществляется в устной или письменной форме.  

Профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи.

         В ходе профилактического визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля, исходя из их отнесения к соответствующей категории риска. При проведении профилактического визита контролируемым лицам не выдаются предписания об устранении нарушений обязательных требований. Разъяснения, полученные контролируемым лицом в ходе профилактического визита, носят рекомендательный характер. Обязательный профилактический визит проводится в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков.

 

Специалист-эксперт Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                 

Мадина Везирова

С 1 июля 2021 года государственные земельные инспекторы в целях оценки соблюдения требований земельного законодательства проводят выездное обследование.  

         Наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование проводятся органами государственного надзора (их территориальными органами) без взаимодействия и информирования контролируемых лиц.

Выездное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры выездного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется.

В ходе выездного обследования земельного участка на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:

1) осмотр;

2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).

         Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.

         Результаты выездного обследования объекта земельных отношений направляются проверяемому лицу, а также, в течение 10 рабочих дней со дня утверждения акта выездного обследования объекта земельных отношений, подлежат опубликованию на официальном сайте органа государственного земельного надзора, осуществившего такое выездного обследование. Опубликование осуществляется с учетом установленных законодательством Российской Федерации ограничений, в том числе ограничений, связанных с защитой персональных данных.

         Выявленные в ходе выездного обследования нарушения требований земельного законодательства являются основанием для привлечения нарушителей к административной ответственности.

 

Специалист-эксперт Стрежевского

межмуниципального отдела  

Управления Росреестра по Томской области                                                      

Мадина Везирова

Государственные геодезические сети создаются в целях обеспечения выполнения геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, а также повышения точности результатов указанных работ. И представляют собой совокупность геодезических пунктов, закрепленных на местности специальными знаками.

Для обеспечения лучшей сохранности и опознования на местности геодезические пункты имеют соответствующее внешнее оформление: наружный знак, канавы, курганы, опознавательные столбы (бетонные или металлические) или опознавательные знаки. Без этих геодезических пунктов профессиональная деятельность кадастровых инженеров невозможна, поскольку координаты этих пунктов необходимы для выполнения геодезических измерений и подготовки технической документации, являющейся результатом выполнения работ по договору с заказчиком. Кадастровые инженеры обязаны лично выезжать на место нахождения обследуемого объекта, а в качестве исходных данных использовать близлежащие геодезические пункты, благодаря которым они определяют точные координаты земельного участка или иного объекта недвижимости.

Пункты ГГС относятся к федеральной собственности, находятся под охраной государства и рассчитаны на очень длительное их использование.

«Росреестр проводит масштабную инвентаризацию геодезических пунктов по госпрограмме «Национальная система пространственных данных». Управлением Росреестра по Томской области осуществляется обследование таких пунктов с использованием высокоточного оборудования, а также сбор и систематизация сведений о состоянии геодезических пунктов от лиц, выполняющих геодезические и кадастровые работы», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления.

На территории Томской области расположено 2846 пунктов государственной геодезической сети. В 2022 году было запланировано обследование 149 пунктов. В обследовании принимали участие как специалисты Управления, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) в области геодезии и картографии и федеральный государственный земельный контроль (надзор), так и сторонние организации, использующие в своей деятельности геодезические пункты. Общими усилиями было обследовано 159 пунктов. Информация об их состоянии занесена в карточки обследования и направлена в ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» для систематизации и учета.

Лица, заинтересованные в получении сведений о координатах геодезических пунктов, могут получить информацию о порядке предоставления такой информации на сайте ФГБУ «Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных» https://cgkipd.ru/fsdf/ggs/monitoring-ggs/

 

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Татьяна Крупиненко

Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование (дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля). Консультирование осуществляется без взимания платы.

Консультирование может осуществляться должностным лицом контрольного (надзорного) органа как по телефону, посредством видео-конференц-связи, так и на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия или контрольного (надзорного) мероприятия.

«По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос о предоставлении письменного ответа», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

При осуществлении консультирования должностное лицо контрольного (надзорного) органа соблюдает конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц контрольного (надзорного) органа, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний.

Информация, ставшая известной должностному лицу контрольного (надзорного) органа в ходе консультирования, не может использоваться контрольным (надзорным) органом в целях оценки контролируемого лица по вопросам соблюдения обязательных требований.

 

 

Начальник отдела

государственного земельного надзора                                                

Управления Росреестра по Томской области

Александр Ткачев

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

 - Свидетельства о государственной регистрации права, выданные до 15.07.2016, сохраняют свою юридическую силу.

Необходимо отметить, что свидетельство о государственной регистрации права подтверждает только факт проведения самой регистрации (п. 1 ст. 14 Закона о регистрации прав на недвижимость N 122-ФЗ в редакции, действовавшей до 15.07.2016).

Нужно учесть, что указанные в свидетельстве о государственной регистрации права данные могут быть не актуальными в связи с тем, что в ЕГРН были внесены новые сведения. Например, свидетельство о государственной регистрации права выдано 31.03.2016, а в январе 2017 года недвижимость была заложена по договору об ипотеке. Следовательно, сведений об ипотеке в свидетельстве о государственной регистрации права не будет, потому что такая запись внесена уже после его выдачи.

Если вам необходимы актуальные сведения об объекте недвижимости, то можно запросить выписку из ЕГРН. Сведения в ней будут актуальны на дату её подписания органом регистрации прав.

Когда от имени организации за государственной регистрацией прав на недвижимость обращается представитель, то ему потребуется доверенность. Основное требование к доверенности - это ее нотариальное удостоверение.

Нотариально удостоверенная доверенность необходима:

  • не только для государственной регистрации прав, но и для кадастрового учета объекта недвижимости;
  • как для представления документов, так и для их получения после проведения этих процедур.

Без доверенности организация, которая обращается за государственной регистрацией прав и (или) кадастровым учетом, сможет обойтись лишь в случае, если подавать и получать документы будет сам директор или иное лицо, которое может действовать от ее имени без доверенности.

Так как доверенность на государственную регистрацию должна быть удостоверена нотариально, то и составить ее может нотариус. В случае если организация составляет доверенность самостоятельно, то при этом нужно учесть те требования, которые будет проверять нотариус при удостоверении доверенности.

Доверенность должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным лицом. При этом печать организации проставлять не обязательно.  

При удостоверении доверенности нотариусу необходимо:

  • установить личность того лица, которое обращается к нотариусу. Поэтому при себе необходимо иметь паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность;
  • проверить полномочия лица, которое подписывает доверенность от имени организации (например, директор). В этом случае нужно представить также протоколы, решения, подтверждающие его полномочия;
  • проверить правоспособность организации. Для этого нотариус запрашивает сведения из ЕГРЮЛ.

 

Начальник Асиновского межмуниципального отдела                            

Управления Росреестра по Томской области 

Людмила Елькина

 

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который направлен на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований путем проведения профилактических мероприятий, в т.ч. проведение профилактических визитов.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» с 10 марта 2022 года введен мораторий на проведение плановых проверок и ограничения на проведение внеплановых проверок.

Данный комплекс мер призван обеспечить устойчивость экономики, снижение нагрузки на граждан, а также развитие малого и среднего бизнеса в стране.

Как отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина, целесообразнее работать в режиме профилактики нарушений, когда можно предотвратить нарушение, а не бороться с их последствиями.

Управление Росреестра по Томской области в рамках государственного земельного контроля (надзора) проводит следующие профилактические мероприятия:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

Поскольку при проведении профилактических мероприятий факт нарушения не устанавливается, то дело об административном правонарушении по результатам профилактического мероприятия не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Гражданин, являющийся добросовестным приобретателем, от которого по решению суда было истребовано жилое помещение, после вступления в законную силу судебного акта об истребовании жилого помещения имеет право на выплату однократной единовременной компенсации за счет казны РФ в размере суммы, составляющей реальный ущерб, либо в размере кадастровой стоимости жилого помещения за вычетом возмещенных добросовестному приобретателю убытков.

Приобретатель является добросовестным, если имущество приобретено возмездно у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать. Приобретатель недвижимого имущества признается добросовестным, пока в судебном порядке не доказано, что он знал или должен был знать об отсутствии права на отчуждение этого имущества у лица, от которого ему перешли права на него.

Компенсация выплачивается на основании вступившего в законную силу судебного акта по иску добросовестного приобретателя к РФ о выплате данной компенсации. Соответствующий судебный акт принимается в случае, если по не зависящим от добросовестного приобретателя причинам в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом о возмещении ему убытков, возникших в связи с истребованием от него жилого помещения, взыскание по исполнительному документу произведено частично или не производилось в течение шести месяцев со дня предъявления этого документа к исполнению.

 Размер компенсации определяется судом исходя из суммы, составляющей реальный ущерб, либо, если соответствующее требование заявлено добросовестным приобретателем, в размере кадастровой стоимости жилого помещения, действующей на дату вступления в силу судебного акта. Если судом при рассмотрении требований о выплате компенсации установлено, что добросовестному приобретателю возмещены убытки, возникшие в связи с истребованием от него жилого помещения, размер компенсации подлежит уменьшению на сумму возмещенных убытков.

Исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу. По ходатайству взыскателя исполнительный лист вместе с копией решения суда и заявлением может быть направлен судом для исполнения в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Единовременная компенсация должна быть выплачена в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа на исполнение.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                          

Наталья Фрис

Под объектом индивидуального жилищного строительства (ИЖС) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в ИЖС не допускаются.

Кроме того, исходя из правового режима ИЖС, согласно нормы части 1 ст. 133 Гражданского кодекса РФ вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части, указанный жилой дом не может быть разделен на самостоятельные объекты недвижимости.

Вместе с тем, если в отношении здания в силу его архитектурно-конструктивных особенностей не может быть осуществлен раздел, то такое здание, являясь объектом капитального строительства, может быть реконструировано таким образом, чтобы его раздел стал возможным.

В зависимости от того, как проектной документацией будут определены выделенные части (например, жилые блоки или квартиры), то тогда ИЖС может быть отнесен к жилому дому блокированной застройки или многоквартирному дому.

Необходимо также учитывать, что земельные участки, на которых могут создаваться многоквартирный дом, ИЖС, жилой дом блокированной застройки имеют различные правовые режимы. Соответственно, вид разрешенного использования и категория земельного участка, на котором будет создан жилой дом блокированной застройки либо многоквартирный дом, указанные в правоустанавливающем документе на земельный участок, градостроительном плане земельного участка, должны предусматривать возможность размещения и эксплуатации соответствующего вида жилого помещения.

Вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости. А нужно ли обращаться за регистрацией права на недвижимость, если оно признано судом? Да, ведь регистрация права проводится в заявительном порядке.

Таким образом, лицо, в чью пользу судом принято решение, должно подать заявление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Такое заявление можно подать лично в любом офисе МФЦ, а также в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Подробную информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области). Подать заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов можно и посредством выездного приема, осуществляемого публично-правовой компанией, размеры платы за его осуществление устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Порядок осуществления МФЦ выездного приема, размеры платы за его осуществление, а также случаи, при которых такая плата не взимается, устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

К заявлению о государственной  регистрации права должен быть приложен судебный акт, в виде копии с отметкой о вступлении в законную силу. Если одновременно с регистрацией права на объект недвижимости, установленного решением суда, проводится и кадастровый учет этого объекта, то дополнительно потребуются межевой план, для земельного участка, или технический план, для других объектов недвижимости. Для подготовки межевого или технического планов необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Также при государственной регистрации прав на недвижимое имущество уплачивается госпошлина, размер которой установлен Налоговым кодексом РФ.

Государственная регистрация права собственности подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                         

Наталья Фрис

Управление Росреестра по Томской области напоминает собственникам объектов недвижимости о возможности дополнительной защиты своего имущества от мошеннических действий.

Снизить риск утраты права собственности в случае потери документов, долгосрочного отъезда или в случае, когда собственником недвижимости является престарелый гражданин, которого легче ввести в заблуждение, позволяет обращение собственника в Росреестр с заявлением о запрете осуществления регистрационных действий без его личного участия.

«Каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без его личного участия.

При подаче такого заявления в ЕГРН вносится соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Заявление о невозможности регистрации без личного участия собственника можно подать как лично в любом офисе МФЦ, так и в электронном виде через личный кабинет официального сайта Росреестра.

Однако существуют законодательно предусмотренные случаи, когда запрет осуществления регистрационных действий без личного участия собственника не действует – это случаи, когда недвижимость продаётся по решению суда или судебного пристава.

При необходимости, запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости можно погасить по соответствующему заявлению собственника.

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская