Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно п. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК) на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление права собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК, не требуется.
В соответствии с разъяснениями, данными Минэкономразвития России в письме от 26.04.2018 № Д23и-2215, а также судебной практикой наличие правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих возможность размещения объекта без предоставления земельного участка, в отношении подземных объектов недвижимости не требуется.
Вместе с тем из буквального толкования ч. 10 ст. 40 Закона № 218-ФЗ следует, что возможность осуществления учетно-регистрационных действий существует либо при предоставлении правоустанавливающего документа на земельный участок, либо при предоставлении иного документа, подтверждающего в соответствии с ЗК возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В целом в законодательстве Российской Федерации на комплексной и системной основе не урегулированы вопросы, связанные со строительством подземной недвижимости (в том числе линейных объектов).
Однако из общих положений гражданского и земельного законодательства, в частности учитывая пункты 6 и 8 статьи 90 ЗК, по мнению Росреестра:
1) предоставление земельных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания, ремонта подземных сооружений может осуществляться по общим правилам, предусмотренным земельным законодательством (то есть предоставление земельного участка может осуществляться на период строительства застройщику либо для эксплуатации, реконструкции и ремонта правообладателю уже существующего подземного сооружения);
2) оформление прав на земельные участки не требуется именно собственнику и только объекта трубопроводного транспорта, но при этом земельный участок может предоставляться для размещения наземных элементов такого объекта;
3) в отношении объектов, создаваемых с применением технологии горизонтально-направленного бурения (когда размещение подземных элементов осуществляется без использования поверхности земельного участка и нарушения его почвенного слоя), оформление прав на земельный участок требуется только в части, необходимой для размещения наземных конструктивных элементов такого линейного объекта, а также в части, где проводится бурение поверхности земельного участка;
4) если для строительства подземных объектов, относящихся к линейным объектам, используется поверхность земельного участка, то есть строительство линейного объекта предусматривает нарушение почвенного слоя земельного участка, требуется оформление соответствующих прав на данный земельный участок (в том числе сервитут, публичный сервитут).
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В настоящее время государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», которым установлен единый цикл оценки и единая дата оценки - раз в четыре года, начиная с 2022 года. А для городов федерального значения - раз в два года по их решению. Это создает дополнительные удобства для собственников недвижимости, особенно если она находится в нескольких регионах.
Еще один важный нюанс, во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке должна быть проведена в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
На территории Томской области уполномоченным органом на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области. Определение кадастровой стоимости проводит Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).
На сегодняшний день в Томской области завершены мероприятия по определению кадастровой стоимости земельных участков в рамках государственной кадастровой оценки 2022 года. Результаты определения кадастровой стоимости, которые содержатся в подготовленном бюджетным учреждением отчете, утверждаются актом уполномоченного органа, который вступит в силу с 1 января 2023 года.
В связи с чем, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2023 года будет применяться новая кадастровая стоимость земельных участков.
Также важно помнить, что на территории Томской области согласно распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 18.01.2022 №2-о в 2023 году будет проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. При этом подготовка к проведению государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением осуществляется на постоянной основе.
В целях уточнения характеристик на этапе подготовки правообладатель может подать в бюджетное учреждение декларацию о характеристиках объекта недвижимости с приложением документов, подтверждающих указанные в декларации значения характеристик (например: технический паспорт на объект недвижимости, акт ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, иные документы). Это позволит исключить ошибки в сведениях об объекте недвижимости, которые учитываются при определении кадастровой стоимости. Декларацию можно подать в ОГБУ «ТОЦИК» лично, через ОГКУ «ТО МФЦ», Интернет, а также почтовым отправлением по адресу: 634009, г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2. Телефоны для справок: 8(3822) 907-933, 8(3822) 907-944.
Нововведения коснулись и оспаривания кадастровой стоимости. Статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке с 1 января 2023 года определен новый порядок, в соответствии с которым налогоплательщики могут оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости. Но перейти на работу по новым правилам субъект РФ вправе и раньше. На территории Томской области новый порядок введен с 1 июля 2022 года. Дата перехода установлена Постановлением Администрации Томской области от 24.03.2022 № 102а.
С этой даты рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области и при Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области не осуществляется, все заявления, поступившие и направленные в адрес комиссий до 30 июня 2022 года, по указанному основанию рассмотрены.
Теперь заявления заинтересованных лиц об установлении кадастровой стоимости и земельных участков и объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости, в случае если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, рассматриваются ОГБУ «ТОЦИК».
Заявление в бюджетное учреждение может быть подано в период с даты постановки объекта на государственный кадастровый учет до даты снятия с этого учета. При этом нужно будет уложиться в 6-месячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта. Эта дата должна быть указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости.
Решение бюджетного учреждения можно обжаловать в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с этим у заинтересованного лица будет право подать в суд заявление об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной. Таким образом, установлен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
«Возможность оспаривания кадастровой стоимости земельных участков по основанию недостоверности сведений, использованных для определения кадастровой стоимости, остается в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области до 1 января 2023 года, а именно до момента повсеместного применения нового единого порядка оспаривания кадастровой стоимости в субъектах Российской Федерации», - рассказала Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области, как и другие регионы Российской Федерации, участвует в проекте «Электронная ипотека за один день». Благодаря системной работе по переводу сделок в цифровой формат, а также сотрудничеству с крупными банками, услуги по осуществлению учетно-регистрационных действий становятся удобными для людей, а их популярность растет.
«Доля электронных ипотечных сделок в декабре 2022 года в Управлении составляет уже 66,3% от общего числа поданных по указанной категории дел заявлений, при этом показатель зарегистрированных в течение одного дня электронных сделок составляет 92,5%», - сообщила руководитель Управления Елена Золоткова.
Электронная регистрация ипотеки не только существенно сокращает время оформления документов, но и позволяет оптимизировать гражданам временные затраты на оформление документов.
«Для оформления прав заемщикам кредитных средств под ипотеку, как в силу договора, так и в силу закона, нет необходимости посещать офисы МФЦ для подачи документов на государственную регистрацию, достаточно обратиться в кредитную организацию, где все необходимые документы будут оформлены и поданы сотрудниками банков в орган регистрации прав посредством электронного сервиса, и которые не позднее следующего дня выдадут выписку из ЕГРН», - рассказала заместитель управляющего Томским ГОСБ № 8616 ПАО Сбербанк Варвара Игнатович.
Заместитель начальника отдела регистрации объектов
недвижимости нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В Росреестр поступают решения судов о признании прав собственности, признании сделок недействительными и т.п., где регистрирующий орган привлекался только в качестве третьего лица и в резолютивной части отсутствует указание на совершение регистрационных действий.
Сами граждане не всегда спешат обращаться за регистрацией своих прав на основании решений судов, поскольку считают, что факта поступления такого решения в адрес регистрирующего органа достаточно.
В данной статье рассмотрим, в каких случаях необходимо обращаться в орган регистрации прав для совершения регистрационных действий на основании решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 2 статьи 27 Закона № 218-ФЗ, если отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав признан судом незаконным и в решении суда указано на необходимость осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, указанные действия осуществляются без подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу или подлежащего немедленному исполнению в соответствии с законом и поступившего в орган регистрации прав, и документов, ранее помещенных в реестровое дело (в том числе межевого плана, технического плана, акта обследования).
Однако в иных случаях действует общий (заявительный) порядок осуществления учетно-регистрационных действий, предусмотренный статьей 18 Закона № 218-ФЗ.
Рассматривая указанный вопрос, следует принимать во внимание, что в соответствии с принципами гражданского законодательства физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. В гражданском законодательстве не предусмотрена возможность принудительного осуществления гражданских прав.
Орган регистрации прав не вправе самостоятельно по своей инициативе при отсутствии заявлений и необходимых для государственной регистрации прав документов вносить в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) какие-либо записи (за исключением случаев, установленных законом, либо если обязанность осуществить внесение соответствующих записей в ЕГРН возложена на орган регистрации прав судом в резолютивной части вступившего в законную силу судебного акта, и копия такого решения была направлена судом в орган регистрации прав).
Таким образом, по общему правилу, при наличии вступившего в законную силу судебного акта о признании права собственности на недвижимое имущество, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, права на недвижимое имущество возникают с момента внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве на объект недвижимости.
Также согласно пункту 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.10.2010 «О некоторых вопросах, возникающих на практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону № 218-ФЗ.
«В настоящее время регистрация прав на основании решений судов носит заявительный характер, за исключением случаев, когда в резолютивной части решения суд обязывает регистрирующий орган совершить учетно-регистрационные действия», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Заместитель начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.
Некоторые граждане сталкиваются с такой ситуацией, что в полученной выписке из ЕГРН на объект недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и правообладателе.
Основной причиной отсутствия сведений о правообладателе недвижимости является то, что собственник просто не зарегистрировал свое право в ЕГРН. Данная процедура носит заявительный характер. Если гражданин не обращался в орган регистрации прав с соответствующим заявлением, то информация о праве на недвижимость и не будет внесена в ЕГРН.
Зачастую подобная ситуация происходит с ранее возникшим правом. Ранее возникшие права – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998, когда права на недвижимое имущество регистрировали органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления.
Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. То есть, выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Они подтверждают наличие ранее возникших прав.
Однако автоматически сведения о ранее возникших правах в ЕГРН из других реестров не вносились. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя.
Для внесения в ЕГРН сведений о правах на недвижимое имущество нужно обратиться в МФЦ, представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, содержащий отметку о ранее зарегистрированном праве (штамп БТИ), или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю.
Основным существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в реестре недвижимости, соответственно, отсутствуют) является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости. Государственная пошлина за подтверждение ранее возникших прав на объекты недвижимости не взимается.
Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя».
Заместитель начальника
отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает Алексей Алишин, начальник Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области:
- Садовый дом представляет собой здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании.
Получение разрешений на строительство и на ввод садового дома в эксплуатацию не требуется. В настоящее время установлена обязанность направлять в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (далее - уполномоченный орган), уведомление о начале и об окончании строительства садового дома. При этом до 01.03.2031 допускается регистрация прав на садовый дом, соответствующий установленным параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, без указанного уведомления. Право выбора порядка оформления такого объекта недвижимости (с направлением или без направления уведомления) принадлежит его правообладателю.
Кроме того, не требуется направлять уведомления о начале и об окончании строительства в отношении садового дома, созданного на садовом земельном участке, кадастровый учет которого осуществлен до 04.08.2018.
Отсутствие регистрации права собственности на построенный садовый дом может повлечь признание его самовольной постройкой и последующий снос.
Чтобы зарегистрировать право собственности на садовый дом, необходим технический план, который готовиться кадастровым инженером.
Кадастровому инженеру необходимо предоставить, следующие документы:
- уведомление застройщика о планируемом строительстве садового дома (при наличии);
- уведомление о соответствии садового дома предельным параметрам разрешенного строительства и допустимости размещения садового дома на земельном участке (при наличии);
- декларацию, составленную и заверенную правообладателем (представителем правообладателя) земельного участка, на котором находится завершенный строительством объект недвижимости. Вы можете составить декларацию самостоятельно или обратиться за помощью к кадастровому инженеру. При этом ответственность за достоверность указанных в декларации сведений несет правообладатель земельного участка.
Кадастровый инженер может запросить у вас дополнительные документы, поэтому рекомендуется уточнить перечень документов у кадастрового инженера заранее.
Для постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на садовый дом, о начале строительства которого направлялось уведомление в уполномоченный орган, необходимы следующие документы:
- уведомление об окончании строительства садового дома;
- технический план;
- правоустанавливающий документ на земельный участок (не требуется, если право на земельный участок ранее было зарегистрировано в ЕГРН);
- заключенное правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный садовый дом (в случае, если земельный участок, на котором он построен, принадлежит двум и более гражданам).
Регистрация права собственности на садовый дом, созданный на садовом земельном участке, кадастровый учет которого осуществлен до 04.08.2018, производится на основании правоустанавливающего документа на соответствующий земельный участок. Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН, указанный документ представлять не требуется. Кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный садовый дом при соблюдении уведомительного порядка строительства осуществляются по заявлению уполномоченного органа.
Подать документы на кадастровый учёт и регистрацию права собственности заявитель может и самостоятельно, одним из следующих способов:
- непосредственно (лично либо через представителя по доверенности) в МФЦ, в том числе независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, размещенному на сайте Росреестра.
- через нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи на заявлении о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав;
- в электронной форме, в том числе через Интернет посредством Единого портала госуслуг и сайта Росреестра.
При представлении документов лично необходимо предъявить документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт).
Документы, представленные в электронной форме, должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, если иное не предусмотрено законом.
За регистрацию права собственности на садовый дом необходимо будет уплатить госпошлину.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно ч. 1 ст. 94 Федерального закона № 248-ФЗ от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» должностным лицом контрольного (надзорного) органа, вынесшим решение, рассматриваются следующие вопросы, связанные с исполнением решения:
1) о разъяснении способа и порядка исполнения решения;
2) об отсрочке исполнения решения;
3) о приостановлении исполнения решения, возобновлении ранее приостановленного исполнения решения;
4) о прекращении исполнения решения.
Решение о прекращении исполнения предписания принимается по ходатайству контролируемого лица или по представлению инспектора:
- в случае ликвидации юридического лица, смерти физического лица, которым было выдано (должно быть выдано) предписание об устранении нарушения земельного законодательства;
- при наличии достаточных оснований (отсутствие события административного правонарушения, вступившее в силу решение суда, нахождение виновного лица в месте лишения свободы и другие);
- в случае прекращения прав на земельный участок у контролируемого лица, которому выдано предписание;
- в случае, если предписание об устранении нарушения не было получено контролируемым лицом до окончания срока устранения нарушения, указанного в Предписании, и при условии наличия сведений, подтверждающих неоднократное направление и безуспешное вручение Предписания лицу, которому оно выдано.
«Контролируемое лицо информируется о месте и времени рассмотрения вопросов, связанных с исполнением предписания. Неявка контролируемого лица без уважительной причины не является препятствием для рассмотрения соответствующих вопросов», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.
Информация о решениях, если они повлекли за собой отмену или изменение решения, вносятся в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий.
Начальник отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Томской области
Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На основании ст. 244 Гражданского Кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Общая собственность на имущество является долевой, кроме случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.
Участники общей долевой собственности (граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица) вправе по своему усмотрению распорядиться принадлежащей ему долей – продать, подарить, завещать, отдать в залог, либо распорядиться ею иным образом. При этом, когда происходит возмездное отчуждение указанной доли, должны быть соблюдены правила, установленные ст. 250 ГК РФ.
Законом установлено, что при продаже доли в праве общей долевой собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях.
Следовательно, продавец обязан в письменной форме известить остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий. Если остальные участники долевой собственности не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, продавец вправе продать свою долю любому лицу. В случае письменного отказа остальными участниками долевой собственности от реализации преимущественного права покупки продаваемой доли, то такая доля может быть продана постороннему лицу ранее указанного срока.
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается возможность известить участников долевой собственности на объект недвижимости (за исключением жилых помещений) посредством размещения извещения на сайте Росреестра в случае, когда число таких участников превышает 20. Разместить такое извещение собственник может через «Личный кабинет», вход в который осуществляется с главной страницы сайта Росреестра.
Сделка по продаже доли в праве собственности на объект недвижимости подлежит нотариальному удостоверению.
С 01.09.2022 собственник жилого помещения не вправе совершать действия, влекущие возникновение долей в праве собственности на это помещение, а обладатель доли в праве общей собственности на жилое помещение не вправе совершать действия, влекущие разделение этой доли в праве общей собственности, если в результате таких действий площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников и определяемая пропорционально размеру доли каждого из сособственников, составит менее 6 кв. м общей площади жилого помещения на каждого сособственника.
Названные положения не применяются при возникновении права общей долевой собственности на жилое помещение в результате наследования, при приватизации жилых помещений, а также в случаях признания права собственности судом.
Также указанное правило не применяется для сделок, заключаемых за счет средств материнского (семейного) капитала. Не стоит опасаться запрета и тем, кто стал собственником «микродоли» до 1 сентября 2022 года. Они смогут распорядиться принадлежащей им долей и после указанной даты.
Если участниками общей долевой собственности на недвижимое имущество являются несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, то при его отказе от преимущественного права покупки доли вправе собственности законные представители должны дать согласие на такой отказ. От имени несовершеннолетних в возрасте до 14 лет отказ дают законные представители (родители, опекуны, попечители). В таких случаях требуется предварительное разрешение (согласие) органа опеки и попечительства на дачу согласия законным представителем несовершеннолетнему на отказ от права преимущественной покупки доли в праве общей собственности на имущество или отказа законных представителей несовершеннолетнего от указанного права.
В случае же, если жилое помещение приобретено как за счет средств материнского (семейного) капитала, так и за счет собственных средств супругов, то нужно обратить внимание на следующее. В соответствии со ст. 33 Семейного кодекса РФ законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью (ст. 34 СК РФ). Законный режим имущества супругов может быть изменен соглашением о разделе общего имущества супругов (ст. 38 СК РФ) либо брачным договором (ст. 40 СК РФ).
Начальник Асиновского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Людмила Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Под комплексными кадастровыми работами понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов.
По результатам их проведения осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков, установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, а также исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.
В 2021 - 2025 годах на территории Томской области проводятся масштабные мероприятия по выполнению комплексных кадастровых работ за счет средств субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Томской области, на основании соглашения, заключенного между Росреестром и Администрацией Томской области.
Заказчиками вышеуказанных работ выступают Департамент по управлению государственной собственностью Томской области и органы местного самоуправления, на территории которых проводятся комплексные кадастровые работы.
Исполнители комплексных кадастровых работ определяются на конкурсной основе заказчиками работ, которые осуществляют контроль за проведением указанных работ и их приемку.
В 2022 году комплексные кадастровые работы проводятся на территории 75 кадастровых кварталов Александровского, Асиновского, Верхнекетского, Зырянского, Каргасокского, Кривошенского, Кожевниковского, Колпашевского, Молчановского, Парабельского, Первомайского, Томского, Чаинского районов и г. Томска в отношении более 49 тысяч объектов недвижимости.
В 2023 году также запланировано проведение комплексных кадастровых работ уже на территории 86 кадастровых кварталов Томского, Александровского, Бакчарского, Кожевниковского районов и г. Томска в отношении более 35 тысяч объектов недвижимости.
Перечень кадастровых кварталов, на территории которых запланировано проведение указанных работ, утвержден Распоряжением Администрации Томской области от 23.03.2020 №174-ра «Об организации проведения комплексных кадастровых работ на территории Томской области».
«Правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых будут проводиться данные работы, могут уточнить местоположение границ принадлежащих им объектов недвижимости, не затрачивая собственных средств», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Согласование местоположения границ объектов недвижимости при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется специально созданной при органе местного самоуправления согласительной комиссией, которая обеспечивает ознакомление всех заинтересованных лиц с проектом карты-плана территории.
На этой стадии правообладатели объектов недвижимости могут проконтролировать установление местоположения границ принадлежащих им объектов недвижимости и в случае несогласия могут подать возражения в согласительную комиссию.
Узнать информацию о начале проведения комплексных кадастровых и о дате и месте заседания согласительной комиссии можно будет из печатных средств массовой информации и сетевых изданий, на сайтах Росреестра, Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, органов местного самоуправления, на информационных щитах органов управления садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, на территории которых планируется выполнение таких работ.
Проведение указанных работ существенно повышает качество данных, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, что способствует защите прав собственности, формированию налоговой базы, совершенствованию земельно-имущественных отношений и повышению инвестиционной привлекательности региона.
Главный специалист-эксперт отдела
землеустройства и мониторинга земель,
кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии
Управления Росреестра по Томской области
Юлия Васецкая
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Порядок и условия предоставления информации из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) установлены статьями 62 и 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По запросам правообладателя, его законного представителя, лица, получившего доверенность от правообладателя или его законного представителя, выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН, в том числе копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.
Выдаются копии документов, выражающих содержание сделок, на основании которых соответствующие (имеющие отношение к этому правообладателю и принадлежащему/принадлежавшему ему объекту недвижимости)сведения внесены/были внесены в ЕГРН (т.е. если он или лицо, от которого к нему в порядке универсального правопреемства перешли права на соответствующий объект недвижимости, является/являлось стороной сделки).
Сведения в виде копии содержащегося в межевом плане акта согласования местоположения границ земельных участков предоставляются по запросу правообладателей земельных участков, чьи личные подписи в нем содержатся, их представителей, а также лиц, к которым права на соответствующие земельные участки перешли в порядке универсального правопреемства.
Выдача копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме предоставляется за плату. Размер, порядок взимания и возврата платы устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
При наличии в реестровом деле документов, свидетельствующих об изменении, прекращении действия основного документа, выражающего содержание сделки, копия которого запрашивается, заявителю одновременно с копией такого документа, выдаются копии документов о его изменении, прекращении.
Копия документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, в том числе копия договора и иного документа, который выражает содержание односторонней сделки, совершенного в простой письменной форме, и содержится в реестром деле, заверяется путем проставления на ней специальной надписи.
Заявителю направляется решение об отказе в предоставлении запрашиваемых документов в случаях, если:
- за выдачей копии документа, выражающего содержание сделки, обратилось ненадлежащее лицо, в том числе, представитель правообладателя, не уполномоченное на получение копии документа;
- в реестровом деле отсутствует подлинный экземпляр документа, выражающего содержание сделки, за выдачей копии которого обратился правообладатель;
- реестровое дело, в которое были помещены запрашиваемые документы, уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Заявителю направляется уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых документов, если отсутствует записи в ЕГРН об объекте и зарегистрированных правах на него, и если из запроса невозможно установить, копия какого документа запрашивается.
Выдачу сведений осуществляет Кадастровая палата.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Порядок и условия предоставления информации из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) установлены статьями 62 и 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
По запросам правообладателя, его законного представителя, лица, получившего доверенность от правообладателя или его законного представителя, выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии документов, на основании которых сведения внесены в ЕГРН, в том числе копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах.
Выдаются копии документов, выражающих содержание сделок, на основании которых соответствующие (имеющие отношение к этому правообладателю и принадлежащему/принадлежавшему ему объекту недвижимости)сведения внесены/были внесены в ЕГРН (т.е. если он или лицо, от которого к нему в порядке универсального правопреемства перешли права на соответствующий объект недвижимости, является/являлось стороной сделки).
Сведения в виде копии содержащегося в межевом плане акта согласования местоположения границ земельных участков предоставляются по запросу правообладателей земельных участков, чьи личные подписи в нем содержатся, их представителей, а также лиц, к которым права на соответствующие земельные участки перешли в порядке универсального правопреемства.
Выдача копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме предоставляется за плату. Размер, порядок взимания и возврата платы устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
При наличии в реестровом деле документов, свидетельствующих об изменении, прекращении действия основного документа, выражающего содержание сделки, копия которого запрашивается, заявителю одновременно с копией такого документа, выдаются копии документов о его изменении, прекращении.
Копия документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, в том числе копия договора и иного документа, который выражает содержание односторонней сделки, совершенного в простой письменной форме, и содержится в реестром деле, заверяется путем проставления на ней специальной надписи.
Заявителю направляется решение об отказе в предоставлении запрашиваемых документов в случаях, если:
- за выдачей копии документа, выражающего содержание сделки, обратилось ненадлежащее лицо, в том числе, представитель правообладателя, не уполномоченное на получение копии документа;
- в реестровом деле отсутствует подлинный экземпляр документа, выражающего содержание сделки, за выдачей копии которого обратился правообладатель;
- реестровое дело, в которое были помещены запрашиваемые документы, уничтожено в связи с истечением срока хранения.
Заявителю направляется уведомление об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых документов, если отсутствует записи в ЕГРН об объекте и зарегистрированных правах на него, и если из запроса невозможно установить, копия какого документа запрашивается.
Выдачу сведений осуществляет Кадастровая палата.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Фрис