Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Адрес электронной почты относится к дополнительным сведениям и вносится в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) по желанию собственника. Благодаря наличию в ЕГРН электронной почты правообладатель может оперативно получить из Росреестра информацию о действиях с его недвижимостью.
Так в чем же преимущества наличия в ЕГРН электронной почты собственника? По электронной почте Росреестр уведомит:
- о поступлении пакета документов на регистрацию прав в отношении вашей недвижимости (в том числе, если документы поступили в электронном виде). Если вы ничего не знаете о предстоящей сделке, скорее всего, речь идет о неправомерных действиях в отношении вашего имущества. В этом случае вы можете связаться с сотрудниками Росреестра, и сделка не состоится;
- о возврате документов в отношении вашего имущества, представленных в электронном виде (при отсутствии в ЕГРН записи о возможности проведения электронной регистрации прав);
- об исправлении в ЕГРН технических или реестровых ошибок, по принадлежащим вам объектам недвижимости;
- об изменении данных правообладателя, характеристик принадлежащих ему объектов недвижимости, если сведения о таких изменениях поступили в орган регистрации прав из уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления (к примеру, площади, адреса, кадастровой стоимости, паспортных данных и т.д.);
- об аресте, запрете совершать сделки с недвижимостью в отношении ваших объектов недвижимости;
- о включении вашего земельного участка в границы зоны с особыми условиями использования территории;
- о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте, установленном в отношении принадлежащего вам земельного участка.
Кроме того, по электронной почте вы сможете оперативно получить информацию о статусе рассмотрения своих заявлений на получение государственных услуг Росреестра, а именно:
- о результатах государственной кадастровой оценки в отношении принадлежащих вам объектов недвижимости;
- о ходе рассмотрения вашего запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН;
- о приостановлении, отказе, прекращении учетно-регистрационных действий или возврате без рассмотрения документов, представленных для учетно-регистрационных действий в отношении ваших объектов недвижимости и т.д.
По электронной почте Росреестр сможет направить правообладателю все необходимые документы по результатам оказания государственной услуги по кадастровому учету и (или) регистрации прав на недвижимое имущество, если документы для оказания такой услуги были представлены в электронном виде.
В свою очередь, данные СНИЛС собственника позволят Росреестру оказывать ему более качественные услуги и предоставлять точные выписки из ЕГРН, потому как, при отсутствии в запросе сведений о СНИЛС информация будет предоставлена в отношении всех лиц с одинаковыми фамилией, именем, отчеством и датой рождения, не имеющих СНИЛС. Для получения актуальной и достоверной информации необходимо при заполнении запроса указывать в нем все сведения о правообладателе, согласно которым его можно будет однозначно идентифицировать в ЕГРН. Одним из таких уникальных идентификаторов личности человека является СНИЛС. Он обладает высокой степенью стабильности, не меняется в течение всей жизни, в отличие от номера паспорта или фамилии, имени, отчества гражданина.
В случае, если в ЕГРН отсутствует информация о СНИЛС и об адресе электронной почты, то правообладатель вправе обратиться с заявлением о внесении таких сведений в ЕГРН через офис МФЦ либо на сайте Росреестра.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Деятельность кадастрового инженера подлежит контролю со стороны саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой он является.
В зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий кадастрового инженера могут привлечь к административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.
За определенные умышленные нарушения кадастровый инженер может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Такими нарушениями являются:
- внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;
- подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории.
Ответственность будет зависеть от суммы ущерба, который возникнет в результате действий инженера.
Гражданско-правовая ответственность кадастрового инженера может наступить в виде:
- обязанности возместить причиненные убытки заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам. Гражданская ответственность кадастрового инженера в этой части должна быть застрахована, соответственно, оплата производится за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования;
- мер, предусмотренных договором подряда на выполнение кадастровых работ (например, в виде обязанности уплатить неустойку).
Действия кадастрового инженера в рамках договора подряда на проведение кадастровых работ по оформлению межевого плана, технического плана и акта обследования могут быть оспорены в судебном порядке.
Дисциплинарная ответственность: меры дисциплинарного воздействия к кадастровому инженеру могут применить следующие:
- предписание об устранении нарушений в определенный срок;
- предупреждение;
- штраф;
- исключение из СРО. При этом исключенный инженер не сможет вступить в другую аналогичную организацию в течение определенного срока. Таким образом, он на некоторое время лишается возможности осуществлять деятельность в качестве кадастрового инженера. Исключить инженера из СРО могут, например, если он часто допускает ошибки при составлении документов, в результате чего орган регистрации прав вынужден исправлять реестровые ошибки или отказывать в осуществлении кадастрового учета. Количество отказов (решений об устранении реестровых ошибок), по достижении которого кадастрового инженера следует исключить из СРО, определено действующим законодательством;
- иные меры ответственности, которые установлены внутренними документами СРО.
Начальник Стрежевского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно п. 8 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК) на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление права собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном ЗК, не требуется.
В соответствии с разъяснениями, данными Минэкономразвития России в письме от 26.04.2018 № Д23и-2215, а также судебной практикой наличие правоустанавливающих документов на земельные участки или документов, подтверждающих возможность размещения объекта без предоставления земельного участка, в отношении подземных объектов недвижимости не требуется.
Вместе с тем из буквального толкования ч. 10 ст. 40 Закона № 218-ФЗ следует, что возможность осуществления учетно-регистрационных действий существует либо при предоставлении правоустанавливающего документа на земельный участок, либо при предоставлении иного документа, подтверждающего в соответствии с ЗК возможность размещения таких созданных сооружений без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В целом в законодательстве Российской Федерации на комплексной и системной основе не урегулированы вопросы, связанные со строительством подземной недвижимости (в том числе линейных объектов).
Однако из общих положений гражданского и земельного законодательства, в частности учитывая пункты 6 и 8 статьи 90 ЗК, по мнению Росреестра:
1) предоставление земельных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания, ремонта подземных сооружений может осуществляться по общим правилам, предусмотренным земельным законодательством (то есть предоставление земельного участка может осуществляться на период строительства застройщику либо для эксплуатации, реконструкции и ремонта правообладателю уже существующего подземного сооружения);
2) оформление прав на земельные участки не требуется именно собственнику и только объекта трубопроводного транспорта, но при этом земельный участок может предоставляться для размещения наземных элементов такого объекта;
3) в отношении объектов, создаваемых с применением технологии горизонтально-направленного бурения (когда размещение подземных элементов осуществляется без использования поверхности земельного участка и нарушения его почвенного слоя), оформление прав на земельный участок требуется только в части, необходимой для размещения наземных конструктивных элементов такого линейного объекта, а также в части, где проводится бурение поверхности земельного участка;
4) если для строительства подземных объектов, относящихся к линейным объектам, используется поверхность земельного участка, то есть строительство линейного объекта предусматривает нарушение почвенного слоя земельного участка, требуется оформление соответствующих прав на данный земельный участок (в том числе сервитут, публичный сервитут).
Заместитель начальника отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Собственник земельного участка или земельной доли должен использовать их по целевому назначению. Если земельный участок не используется или заброшен, то налоги всё равно необходимо платить.
Лицо, желающее отказаться от права собственности на земельный участок, должно подать заявление о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. На территории нашего региона это Управление Росреестра по Томской области. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Такое заявление собственник может подать бесплатно, одним из способов: лично в любом офисе МФЦ, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).
К заявлению на прекращение права должен быть приложен правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.
При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля.
В течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок или земельную долю орган регистрации направляет уведомление об этом лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности, а также в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Заместитель начальника Стрежевского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Е.В. Черногубова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В настоящее время государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», которым установлен единый цикл оценки и единая дата оценки - раз в четыре года, начиная с 2022 года. А для городов федерального значения - раз в два года по их решению. Это создает дополнительные удобства для собственников недвижимости, особенно если она находится в нескольких регионах.
Еще один важный нюанс, во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности в обязательном порядке должна быть проведена в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
На территории Томской области уполномоченным органом на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки является Департамент по управлению государственной собственностью Томской области. Определение кадастровой стоимости проводит Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).
На сегодняшний день в Томской области завершены мероприятия по определению кадастровой стоимости земельных участков в рамках государственной кадастровой оценки 2022 года. Результаты определения кадастровой стоимости, которые содержатся в подготовленном бюджетным учреждением отчете, утверждаются актом уполномоченного органа, который вступит в силу с 1 января 2023 года.
В связи с чем, для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2023 года будет применяться новая кадастровая стоимость земельных участков.
Также важно помнить, что на территории Томской области согласно распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 18.01.2022 №2-о в 2023 году будет проведена государственная кадастровая оценка в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест. При этом подготовка к проведению государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением осуществляется на постоянной основе.
В целях уточнения характеристик на этапе подготовки правообладатель может подать в бюджетное учреждение декларацию о характеристиках объекта недвижимости с приложением документов, подтверждающих указанные в декларации значения характеристик (например: технический паспорт на объект недвижимости, акт ввода объекта недвижимости в эксплуатацию, иные документы). Это позволит исключить ошибки в сведениях об объекте недвижимости, которые учитываются при определении кадастровой стоимости. Декларацию можно подать в ОГБУ «ТОЦИК» лично, через ОГКУ «ТО МФЦ», Интернет, а также почтовым отправлением по адресу: 634009, г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2. Телефоны для справок: 8(3822) 907-933, 8(3822) 907-944.
Нововведения коснулись и оспаривания кадастровой стоимости. Статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке с 1 января 2023 года определен новый порядок, в соответствии с которым налогоплательщики могут оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости. Но перейти на работу по новым правилам субъект РФ вправе и раньше. На территории Томской области новый порядок введен с 1 июля 2022 года. Дата перехода установлена Постановлением Администрации Томской области от 24.03.2022 № 102а.
С этой даты рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области и при Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области не осуществляется, все заявления, поступившие и направленные в адрес комиссий до 30 июня 2022 года, по указанному основанию рассмотрены.
Теперь заявления заинтересованных лиц об установлении кадастровой стоимости и земельных участков и объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости, в случае если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, рассматриваются ОГБУ «ТОЦИК».
Заявление в бюджетное учреждение может быть подано в период с даты постановки объекта на государственный кадастровый учет до даты снятия с этого учета. При этом нужно будет уложиться в 6-месячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта. Эта дата должна быть указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости.
Решение бюджетного учреждения можно обжаловать в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с этим у заинтересованного лица будет право подать в суд заявление об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной. Таким образом, установлен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.
«Возможность оспаривания кадастровой стоимости земельных участков по основанию недостоверности сведений, использованных для определения кадастровой стоимости, остается в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области до 1 января 2023 года, а именно до момента повсеместного применения нового единого порядка оспаривания кадастровой стоимости в субъектах Российской Федерации», - рассказала Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Например, если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данном земельном участке должен стоять жилой дом и использовать земельный участок можно для строительства жилого дома и обслуживание этого дома. А если Вы на данном земельном участке построили магазин или используете свой жилой дом под магазин, то усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).
Чтобы не допустить данное нарушение, необходимо использовать участок в соответствии с целевым назначением.
Сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.
Основной и вспомогательный виды разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбираются правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Если Вам принадлежит на праве собственности земельный участок с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», то Вы должны приступить к использованию данного земельного участка по целевому назначению, то есть освоить данный земельный участок (получить разрешение на строительство и приступить к строительству индивидуального жилого дома на данном земельном участке) в течение трёх лет с момента, когда Вы стали собственником земельного участка. Если с момента возникновения права собственности на земельный участок прошло более трёх лет и Вами не предприняты меры по использованию земельного участка в соответствии с видом разрешённого использования, то Вы нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 284 Гражданского кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.
«Все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений, следует принимать заранее и заблаговременно до осуществления контрольных мероприятий», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.
Начальник отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Томской области
Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Управление Росреестра по Томской области, как и другие регионы Российской Федерации, участвует в проекте «Электронная ипотека за один день». Благодаря системной работе по переводу сделок в цифровой формат, а также сотрудничеству с крупными банками, услуги по осуществлению учетно-регистрационных действий становятся удобными для людей, а их популярность растет.
«Доля электронных ипотечных сделок в декабре 2022 года в Управлении составляет уже 66,3% от общего числа поданных по указанной категории дел заявлений, при этом показатель зарегистрированных в течение одного дня электронных сделок составляет 92,5%», - сообщила руководитель Управления Елена Золоткова.
Электронная регистрация ипотеки не только существенно сокращает время оформления документов, но и позволяет оптимизировать гражданам временные затраты на оформление документов.
«Для оформления прав заемщикам кредитных средств под ипотеку, как в силу договора, так и в силу закона, нет необходимости посещать офисы МФЦ для подачи документов на государственную регистрацию, достаточно обратиться в кредитную организацию, где все необходимые документы будут оформлены и поданы сотрудниками банков в орган регистрации прав посредством электронного сервиса, и которые не позднее следующего дня выдадут выписку из ЕГРН», - рассказала заместитель управляющего Томским ГОСБ № 8616 ПАО Сбербанк Варвара Игнатович.
Заместитель начальника отдела регистрации объектов
недвижимости нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 1 декабря 2022 года адреса электронной почты, используемые государственными органами и органами местного самоуправления, должны создаваться с использованием доменных имен и сетевых адресов, находящихся в российской национальной доменной зоне. И был обновлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В частности, установлен перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов, по основанию, предусмотренному подпунктом 3.3 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, а также уточнены некоторые положения перечня, утвержденного Приказом Росреестра от 02.09.2020 № П/0321.
С 1 января 2023 года установлены размеры госпошлин за государственную регистрацию соглашений об изменении или о расторжении договора аренды, зарегистрированного в ЕГРН. Госпошлина для физических лиц составит - 350 рублей, для организаций - 1 000 рублей.
Также был принят закон, направленный на обеспечение прав граждан и организаций при приобретении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно общему правилу при оказании государственной услуги, результатом которой является заключение договора аренды, договора купли-продажи или соглашения об установлении сервитута, размер платы или цена определяются исходя из величины кадастровой стоимости, действующей по состоянию на дату подачи заявления (ходатайства) о предоставлении соответствующей услуги.
При этом устанавливается исключение из этого правила: если после подачи заявления (ходатайства) кадастровая стоимость объекта недвижимости изменилась в сторону понижения, то применяется измененная (сниженная) кадастровая стоимость.
Усовершенствован порядок изъятия у собственника земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в случае его неиспользования по целевому назначению.
Закон, в частности:
- предусматривает возможность изъятия земельного участка в случае его неиспользования по целевому назначению в течение трех и более лет к моменту осуществления федерального государственного земельного контроля (надзора);
- уточняет порядок продажи изъятых участков с публичных торгов;
- вводит запрет на переход, прекращение права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в случае его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ, а также на передачу такого участка в ипотеку.
Так, при выявлении нарушений в ЕГРН вносится запись о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на земельный участок и ипотеки как обременения на такой участок, за исключением случаев перехода права собственности в порядке универсального правопреемства.
В случае не устранения выявленных нарушений в срок, установленный в предписании, выданном уполномоченным органом, в отношении такого земельного участка (посредством внесения в ЕГРН соответствующей записи) запрещается совершение любых сделок до завершения рассмотрения судом дела об изъятии земельного участка.
Начальник Асиновского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Людмила Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В Росреестр поступают решения судов о признании прав собственности, признании сделок недействительными и т.п., где регистрирующий орган привлекался только в качестве третьего лица и в резолютивной части отсутствует указание на совершение регистрационных действий.
Сами граждане не всегда спешат обращаться за регистрацией своих прав на основании решений судов, поскольку считают, что факта поступления такого решения в адрес регистрирующего органа достаточно.
В данной статье рассмотрим, в каких случаях необходимо обращаться в орган регистрации прав для совершения регистрационных действий на основании решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно части 2 статьи 27 Закона № 218-ФЗ, если отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав признан судом незаконным и в решении суда указано на необходимость осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, указанные действия осуществляются без подачи заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на основании соответствующего решения суда, вступившего в законную силу или подлежащего немедленному исполнению в соответствии с законом и поступившего в орган регистрации прав, и документов, ранее помещенных в реестровое дело (в том числе межевого плана, технического плана, акта обследования).
Однако в иных случаях действует общий (заявительный) порядок осуществления учетно-регистрационных действий, предусмотренный статьей 18 Закона № 218-ФЗ.
Рассматривая указанный вопрос, следует принимать во внимание, что в соответствии с принципами гражданского законодательства физические и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. В гражданском законодательстве не предусмотрена возможность принудительного осуществления гражданских прав.
Орган регистрации прав не вправе самостоятельно по своей инициативе при отсутствии заявлений и необходимых для государственной регистрации прав документов вносить в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) какие-либо записи (за исключением случаев, установленных законом, либо если обязанность осуществить внесение соответствующих записей в ЕГРН возложена на орган регистрации прав судом в резолютивной части вступившего в законную силу судебного акта, и копия такого решения была направлена судом в орган регистрации прав).
Таким образом, по общему правилу, при наличии вступившего в законную силу судебного акта о признании права собственности на недвижимое имущество, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, права на недвижимое имущество возникают с момента внесения в ЕГРН записи о соответствующем праве на объект недвижимости.
Также согласно пункту 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.10.2010 «О некоторых вопросах, возникающих на практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону № 218-ФЗ.
«В настоящее время регистрация прав на основании решений судов носит заявительный характер, за исключением случаев, когда в резолютивной части решения суд обязывает регистрирующий орган совершить учетно-регистрационные действия», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Заместитель начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
Мария Коломиец
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Согласно действующему на сегодняшний день законодательству информация из ЕГРН является общедоступной. Это означает, что любое лицо может получить открытую информацию из ЕГРН о любом объекте недвижимости в виде выписки, включая данные о собственнике объекта недвижимости.
С 1 марта 2023 года порядок получения сведений из ЕГРН существенно изменится.
С указанной даты нельзя будет получить выписку из ЕГРН с личными данными собственника без его согласия.
Это означает, что после вступления в силу поправок в законодательство, Росреестр больше не будет указывать фамилию, имя и отчество собственников недвижимости, если выписку заказывает посторонний человек.
Изменения в порядке получения сведений ЕГРН не коснутся уполномоченных органов, супругов владельца недвижимости, совладельцев, арендаторов и арендодателей недвижимости, обладателей частного или публичного сервитута, наследников, собственников недвижимости, чей объект расположен на чужой земле, собственников смежного участка, арбитражных управляющих, залогодержателей, нотариусов, кадастровых инженеров.
Остальные лица получить выписку из ЕГРН с данными правообладателя смогут только через нотариуса, подтвердив наличие обстоятельств, достаточных для получения.
К таким обстоятельствам могут относиться:
1) наличие договора, сторонами которого являются заявитель и правообладатель, предметом которого является совершение работ (оказание услуг) в отношении объекта недвижимости;
2) наличие предварительного договора, сторонами которого являются заявитель и собственник объекта недвижимости, предметом которого является обязательство заключить в будущем договор об отчуждении такого объекта заявителю;
3) намерение заявителя обратиться в суд за защитой своего права на участие в приватизации объекта недвижимости;
4) намерение заявителя обратиться в суд за возмещением причиненного ущерба его личности или имуществу, если для возмещения такого ущерба необходимы сведения об объекте недвижимости и о его правообладателе либо о лице, в пользу которого зарегистрированы ограничения или обременения в отношении данного объекта;
5) наличие оснований для предъявления заявителем иска к правообладателю, в том числе иска о взыскании с правообладателя объекта недвижимости денежных средств в связи с наличием у него задолженности по уплате платежей, связанных с использованием данного объекта;
6) наличие у заявителя предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для обращения взыскания на принадлежащий правообладателю на праве собственности объект недвижимости.
«Нововведения направлены на повышение защищенности персональных данных граждан от несанкционированного доступа неограниченного круга лиц.
Персональные данные правообладателя будут предоставляться третьим лицам, только если собственник изъявит такое желание и подаст в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН соответствующей записи», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Заместитель начальника
отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Соболевская
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.
Некоторые граждане сталкиваются с такой ситуацией, что в полученной выписке из ЕГРН на объект недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и правообладателе.
Основной причиной отсутствия сведений о правообладателе недвижимости является то, что собственник просто не зарегистрировал свое право в ЕГРН. Данная процедура носит заявительный характер. Если гражданин не обращался в орган регистрации прав с соответствующим заявлением, то информация о праве на недвижимость и не будет внесена в ЕГРН.
Зачастую подобная ситуация происходит с ранее возникшим правом. Ранее возникшие права – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998, когда права на недвижимое имущество регистрировали органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления.
Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. То есть, выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Они подтверждают наличие ранее возникших прав.
Однако автоматически сведения о ранее возникших правах в ЕГРН из других реестров не вносились. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя.
Для внесения в ЕГРН сведений о правах на недвижимое имущество нужно обратиться в МФЦ, представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, содержащий отметку о ранее зарегистрированном праве (штамп БТИ), или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю.
Основным существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в реестре недвижимости, соответственно, отсутствуют) является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова рассказала: «Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости. Государственная пошлина за подтверждение ранее возникших прав на объекты недвижимости не взимается.
Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя».
Заместитель начальника
отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Соболевская