Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

На вопрос отвечает начальник Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Алексей Алишин:

Первая, неожиданная причина – поиск земельного участка не на официальной публичной кадастровой карте, а на сайте двойнике, как правило, предлагающем платные услуги и сведения весьма сомнительного качества. Перейти в раздел «Публичная кадастровая карта» можно с официальной страницы Росреестра https://rosreestr.gov.ru или по прямой ссылке https://pkk5.rosreestr.ru.

Вторая причина – то, что у земельного участка не установлены границы в соответствии с требованиями действующего законодательства, т.е. не проведено межевание. Ранее при сделках с недвижимостью и регистрации прав, закон не требовал от граждан проводить межевание. Границы и площадь устанавливались описательно, без координат. Либо межевание сделано по устаревшему законодательству, с 1990 года земельное законодательство неоднократно менялось. Юридическая норма о карте объекта появилась только в июне 2001 года, когда вступил в силу закон «О землеустройстве». В 2009 Правительством установлены новые нормативы измерений координат. Поэтому границы участков, отмежеванных до 2001 года, а также в период 2001-2009 годов, могут быть не внесены в ЕГРН и на публичную кадастровую карту.

Может быть так, что межевание проводилось, но сведения о границах участка всё равно отсутствуют на Публичной кадастровой карте. Такое возможно в связи с тем, что:

- межевание было проведено, но правообладатель не обратился с необходимыми документами в уполномоченный орган, поэтому в базе информация отражена не была;

- межевание было проведено, но недостаточно точно (погрешность координат больше установленной нормативами).

Межевание земельного участка проводиться один раз. Исключение: если гражданин сам захотел уточнить границы своего земельного участка. Если есть сомнение, на том ли месте по координатам стоит забор, соответствует ли площадь земли по факту указанной в документах, то можно заказать работы по выносу границ земельного участка в натуру.

Если межевание земельного участка не проводилось, то рекомендуется его провести. Межевой план подготавливает кадастровый инженер. Реестры кадастровых инженеров и их контактные данные размещены на официальном сайте Росреестра. Также необходимо согласовать границы с владельцами смежных земельных участков. Следует внимательно относиться к согласованию границ соседей, т.к. поставив подпись в акте согласования вы не только согласуете границы соседа, но и можете изменить свои, и не в выгодную для вас сторону. После завершения кадастровых работ и согласования местоположения границ, необходимо обратиться в орган регистрации прав для осуществления учётных действий.

Внесение сведений в ЕГРН носит заявительный характер, всем собственникам объекта недвижимости (или представителю, действующему на основании нотариальной доверенности) необходимо обратиться с соответствующим заявлением. После внесения сведений об уточнении границ в ЕГРН, вы увидите свои объекты недвижимости на публичной кадастровой карте.

Под контролируемыми лицами понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные государственные и муниципальные органы выступают контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля.

 Права и обязанности контролируемых лиц, возникающие в связи с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), устанавливаются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

Взаимодействие контролируемого лица с контрольным (надзорным) органом могут осуществляться лично (если контролируемым лицом является гражданин) или через представителя. В качестве представителей контролируемого лица могут выступать законные представители граждан, законные представители организаций, уполномоченные представители. Полномочия представителя контролируемого лица должны быть подтверждены соответствующей доверенностью, распорядительным документом организации или иным документом, оформленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При проведении контрольных (надзорных) мероприятий и совершении контрольных (надзорных) действий, которые в соответствии с требованиями статьи 31 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ должны проводиться в присутствии контролируемого лица либо его представителя, присутствие контролируемого лица либо его представителя обязательно, за исключением проведения контрольных (надзорных) мероприятий не требующих взаимодействия с контролируемым лицом. В случаях отсутствия контролируемого лица либо его представителя, предоставления контролируемым лицом информации контрольному (надзорному) органу о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия контрольные (надзорные) мероприятия проводятся, контрольные (надзорные) действия совершаются, если оценка соблюдения обязательных требований при проведении контрольного (надзорного) мероприятия может быть проведена без присутствия контролируемого лица, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольного (надзорного) мероприятия.

Положением о виде контроля устанавливаются случаи, при наступлении которых индивидуальный предприниматель, гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в контрольный (надзорный) орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для данного обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган.

 

Специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Ольга Зайцева

В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре) органы государственного надзора при организации и осуществлении государственного земельного надзора получают на безвозмездной основе документы и (или) сведения от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме.

Перечень указанных документов и (или) сведений, порядок и сроки их представления установлены Правилами предоставления в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и (или) сведений, получаемых контрольными (надзорными) органами от иных органов либо подведомственных указанным органам организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) сведения, при организации и осуществлении видов государственного контроля (надзора), видов муниципального контроля, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2021 № 338 «О межведомственном информационном взаимодействии в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».
         Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

В случае выявления в ходе осуществления государственного земельного надзора нарушений обязательных требований земельного законодательства, надзор за соблюдением осуществляют другие органы государственной власти, должностные лица органов государственного надзора, выявившие такие нарушения, обязаны в течение 5 рабочих дней со дня выявления такого нарушения проинформировать о выявлении указанных нарушений уполномоченный орган государственного надзора для принятия необходимых мер.

Должностные лица, осуществляющие государственный земельный надзор, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания контрольного (надзорного) мероприятия направляют в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка на межселенной территории - в орган местного самоуправления поселения, городского округа уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт, в случае, если по результатам проведенного контрольного (надзорного) мероприятия указанными должностными лицами выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков не допускается.

Правила взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль также определены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2021 № 2019.

Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Мадина Везирова

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена по категориям в зависимости от целевого назначения участков.

Обращаем внимание землепользователей на необходимость соблюдения обязанности, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Нарушение данной обязанности влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Например, земельный участок, имеющий вид разрешенного использования: для садоводства используется собственником для содержания птицы. В этом случае усматривается административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.

Указанную позицию отразил Верховный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 02.08.2021 № 16-АД21-6-К4, в котором признал виновной жительницу Волгоградской области, которая разводила кур на земельном участке, предназначенном для садоводства и имеющим категорию земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Вместе с тем, не является административным правонарушением использование земельного участка в соответствии с вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка, который в Единый государственный реестр недвижимости не вносится, но предусмотрен территориальной зоной, в которой расположен земельный участок. Например, если вспомогательным видом разрешенного использования земельного участка предусмотрено размещение домашней птицы, то размещение птицы на таком земельном участке не будет являться использованием его не по целевому назначению. Информацию о территориальной зоне, в которой расположен земельный участок можно узнать в органе местного самоуправления.

При этом необходимо отметить, что 18.06.2013 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 71/13, в котором указал, что правовые нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. Исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) отсутствуют.

«Использование земельного участка не по целевому назначению полностью или частично не влияет на квалификацию указанного правонарушения», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.

 

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев

07.11.2022 вступил в силу приказ Росреестра от 09.07.2021 № П/0303 «Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)».

Утвержденный перечень включает в себя следующие индикаторы риска нарушения обязательных требований земельного законодательства, учитываемые в целях принятия решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия:

  1. Несоответствие площади используемого юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином земельного участка площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
  2. Отклонение местоположения характерной точки границы земельного участка относительно местоположения границы земельного участка, сведения о котором содержатся в ЕГРН, на величину, превышающую значения точности (средней квадратической погрешности) определения координат характерных точек границ земельных участков, установленное приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 23.10.2020 № П/0393 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места».
  3. Отсутствие в ЕГРН сведений о правах на используемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином земельный участок.
  4. Несоответствие использования юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или гражданином земельного участка виду разрешенного использования, сведения о котором содержатся в ЕГРН.
  5. Отсутствие объектов капитального строительства, ведения строительных работ, связанных с возведением объектов капитального строительства на земельном участке, предназначенном для жилищного или иного строительства.
  6. Непредставление гражданином декларации об использовании земельного участка в срок не позднее трех месяцев после истечения трех лет со дня заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  7. Наличие информации о неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по истечении одного года с момента приобретения новым собственником такого земельного участка по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации.

 Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области Александр Ткачев

Впервые возможность досудебного пересмотра кадастровой стоимости введена положениями Закона об оценочной деятельности, согласно которому результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивали права и обязанности заинтересованных лиц, могли быть оспорены в комиссиях, создаваемых при территориальных органах Росреестра. Такой порядок действовал в отношении ранее проведенных кадастровых оценок. С 2015 года и до середины 2022 года в комиссии при Управлении Росреестра по Томской области возможно было оспорить действующие результаты государственной кадастровой оценки земельных участков 2014 года, как по недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, так и установить рыночную стоимость объекта недвижимости.

С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который внес изменения как в правила проведения массовой кадастровой оценки, так и в оспаривание ее результатов, и распространялся на оценку, проводимую после этой даты.

По итогам проведения в Томской области  в 2019 году кадастровой оценки объектов капитального строительства, помещений, и иных объектов ее результаты подлежали оспариванию в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при исполнительном органе субъекта Российской Федерации, уполномоченном на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области), путем установления кадастровой стоимости объекта в размере рыночной.

Статьей 22.1 Закона о государственной кадастровой оценке с 1 января 2023 года определен новый порядок, в соответствии с которым налогоплательщики могут оспорить кадастровую стоимость объектов недвижимости. Но перейти на работу по новым правилам субъект РФ вправе и раньше.  На территории Томской области новый порядок введен с 1 июля 2022 года. Дата перехода установлена Постановлением Администрации Томской области от 24.03.2022 № 102а.

С этой даты рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Томской области и при Департаменте по управлению государственной собственностью Томской области не осуществляется. Все заявления, поступившие и направленные в адрес комиссий до 30 июня 2022 года, по указанному основанию рассмотрены.

Заявления заинтересованных лиц об установлении кадастровой стоимости и земельных участков и объектов капитального строительства в размере их рыночной стоимости, в случае если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, теперь рассматриваются бюджетными учреждениями, определившими кадастровую стоимость. На территории Томской области таким учреждением является ОГБУ «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»), которое расположено по адресу: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. 8 (3822) 907-944, 907-933.

Заявление в бюджетное учреждение может быть подано в период с даты постановки объекта на государственный кадастровый учет до даты снятия с этого учета. При этом нужно будет уложиться в 6-месячный срок с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта. Эта дата должна быть указана в приложенном к заявлению отчете об оценке рыночной стоимости, составленном в форме электронного документа.

  Форма заявления, требования к его заполнению, перечень необходимых документов, а также принятые решения размещены на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://www.gko70.ru) в разделе «Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости».

Заявление подается в ОГБУ «ТОЦИК» заявителем лично или через МФЦ, может быть направлено в ОГБУ «ТОЦИК» почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также с использованием сети Интернет, и подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его поступления.

Установленная бюджетным учреждением кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором подано заявление об установлении рыночной стоимости.

Решение бюджетного учреждения можно обжаловать в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с этим у заинтересованного лица будет право подать в суд заявление об установлении кадастровой стоимости недвижимости в размере рыночной. Таким образом, установлен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Елена Сапогова

Комплексные кадастровые работы выполняются в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов, а также на определенных территориях. Заказчиком выступает при бюджетном финансировании - орган местного самоуправления либо уполномоченный исполнительный орган госвласти субъекта РФ, а при внебюджетном финансировании - правообладатель объекта недвижимости, расположенного на определенной территории.

При бюджетном финансировании такие работы выполняются в отношении:

  • земельных участков, описание местоположения границ которых в ЕГРН не соответствует требованиям Закона о госрегистрации недвижимости;
  • земельных участков, образование которых предусмотрено документами, определенными в ч. 6 ст. 42.1 Закона о кадастровой деятельности. Например, в отношении лесных участков такие работы выполняются, только если их образование предусмотрено утвержденной проектной документацией лесных участков;
  • зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН. В то же время комплексные кадастровые работы могут проводиться, даже если в ЕГРН нет сведений о правообладателе объекта.

При внебюджетном финансировании комплексные кадастровые работы могут выполняться независимо от кадастрового деления в границах территории, если:

  • на ней ведется садоводство или огородничество для собственных нужд граждан;
  • она используется членами гаражного кооператива, объединяющего правообладателей гаражей и (или) земельных участков, занятых такими гаражами;
  • на ней расположены объекты недвижимости, которые принадлежат участникам иного гражданско-правового сообщества (например, членам товарищества собственников недвижимости).

Если на территории кадастрового квартала (кварталов) такие работы проведены, их повторное выполнение не допускается. Если работы были выполнены за счет внебюджетных средств в границах территории, указанной в ч. 1 ст. 42.11 Закона о кадастровой деятельности и представляющей собой часть кадастрового квартала (части кварталов), на оставшейся части территории квартала (частях кварталов) можно выполнять комплексные кадастровые работы, в том числе за счет бюджетных средств.

 Для чего проводятся комплексные кадастровые работы

В результате выполнения комплексных кадастровых работ:

  • уточняется местоположение границ земельных участков;
  • устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН;
  • обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения (кроме линейных объектов);
  • обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых в том числе улицами, набережными, скверами;
  • обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН

Основанием для выполнения комплексных кадастровых работ является:

  • государственный или муниципальный контракт - для работ, финансируемых за счет бюджетных средств;
  • договор подряда - для работ, финансируемых за счет внебюджетных средств.

Заказчиком комплексных кадастровых работ:

  • уполномоченный орган самоуправления муниципального района, муниципального округа (городского округа) либо уполномоченный исполнительный орган госвласти субъекта РФ - для работ, финансируемых за счет бюджетных средств;
  • правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых выполняются такие работы, - для работ, финансируемых за счет внебюджетных средств.

Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры - ИП либо кадастровые инженеры - работники юрлица. Контракт или договор подряда заключается с ИП или юрлицом. Другие лица, в том числе кадастровые инженеры, работающие у ИП по трудовому договору, не вправе выполнять такие работы. Кадастровые инженеры должны состоять в СРО.

Комплексные кадастровые работы проводятся в следующем порядке:

 Как разрабатывается проект карты-плана территории

На этом этапе исполнитель работ в том числе:

  • получает или собирает необходимые документы с исходными данными. После заключения государственного (муниципального) контракта исполнитель работ получает от заказчика имеющиеся в распоряжении последнего материалы и необходимые сведения. К ним, в частности, относятся сведения из ЕГРН, адресного реестра, архивов органов местного самоуправления, информационной системы обеспечения градостроительной деятельности и других систем. Иные необходимые материалы исполнитель получает самостоятельно. Когда выполнение работ финансируется за счет внебюджетных средств, сведения, материалы и документы исполнитель получает самостоятельно, если иное не установлено договором подряда;
  • уведомляет правообладателей объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, о начале их выполнения;
  • представляет в орган регистрации прав заявление о внесении в ЕГРН сведений об адресах электронной почты и (или) о почтовых адресах правообладателей объектов, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы;
  • представляет в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, сведений о которых нет в ЕГРН либо права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен;
  • подготавливает проект карты-плана территории.

Как правообладателю недвижимости действовать при проведении комплексных кадастровых работ

Исполнитель работ направляет извещения правообладателям объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, по адресам и (или) адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРН. О начале проведения работ можно узнать, в частности, на сайте органа регистрации прав и на сайте органов, по заказу которых выполняются комплексные кадастровые работы.

При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. По общему правилу она может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН.

Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карте-плану территории. Без такого согласия осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается;

Правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать проведению комплексных кадастровых работ. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

 

 

Заместитель начальника Молчановского межмуниципального

отдела Управления Росреестра по Томской области 

Мария Визер                                                                    

Сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Согласно действующему на сегодняшний день законодательству информация из ЕГРН является общедоступной. Это означает, что любое лицо может получить открытую информацию из ЕГРН о любом объекте недвижимости в виде выписки из ЕГРН.

Проще говоря, перед проведением сделки потенциальный покупатель может запросить выписки из ЕГРН об определенном доме, квартире, земельном участке и удостовериться, что объект недвижимости принадлежит именно этому продавцу, не находится в залоге, под арестом, не имеет иных ограничений.

Также актуальна будет и информация из ЕГРН в виде выписки о переходе прав на объект недвижимости – история смены владельцев объекта недвижимости на основании конкретных документов.

Выписку из ЕГРН можно получить не только в виде бумажного документа, обратившись в приемные пункты МФЦ или направив запрос установленной формы посредством почтового отправления, но и в электронном виде через «Личный кабинет» официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) или Единый портал государственных услуг (Госуслуги) (https://www.gosuslugi).ru.

Кроме того, для просмотра данных об объекте недвижимости в режиме реального времени на официальном сайте Росреестра реализован информационно-справочный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Данный сервис предоставляет открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе всем желающим и является очень полезным для оперативного получения справочной информации об объектах недвижимости.

По кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости можно узнать актуальные сведения об объекте недвижимости, включая данные о кадастровой стоимости и площади объекта, о наличии или отсутствии зарегистрированных прав (без указания собственника), а также об имеющихся обременениях/ограничениях объекта недвижимости.

«Чтобы застраховать себя от неприятных ситуаций при совершении сделок с недвижимостью – закажите выписку из ЕГРН. Выписка из ЕГРН является самым простым, надежным и официальным способом получения актуальной информации об объекте недвижимости.

Надо отметить, что тенденция к цифровизации распространяется на все сферы оказания государственных услуг. Все чаще граждане предпочитают электронный формат выписок из ЕГРН, потому что это быстро и удобно.

На сегодняшний день в Томской области более 90% всех сведений из ЕГРН предоставляется в электронном виде», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская

Материнский (семейный) капитал - это одна из мер государственной поддержки семей, имеющих ребенка (детей). Его можно использовать, в том числе для улучшения жилищных условий, в частности на покупку жилья. Договор купли-продажи жилья с использованием средств материнского капитала должен быть заключен в письменной форме и подписан всеми сторонами. Несоблюдение письменной формы договора влечет его недействительность. Обязательного нотариального удостоверения такого договора закон не предусматривает. Исключение составляют подлежащие нотариальному удостоверению:

       сделки по отчуждению недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему или признанному ограниченно дееспособным гражданину;

       сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимость (за исключением, в частности, сделок при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке);

       сделки по отчуждению недвижимости, если заявление и документы на регистрацию этой сделки или возникающего на ее основании права (ограничения или обременения права) будут представлены в орган регистрации прав по почте (за исключением направления нотариусом заявления о государственной регистрации прав, подписи на котором им засвидетельствованы, и прилагаемых к нему документов).

       Удостоверение сделки возможно двумя и более нотариусами, если в совершении такой сделки участвуют два и более лица без их совместного присутствия. В этом случае хотя бы один из нотариусов должен осуществлять свою деятельность в субъекте РФ по месту нахождения объекта недвижимости.

       Учитывая установленные законодательством правила и порядок предоставления материнского капитала, при составлении договора купли-продажи необходимо принять во внимание некоторые особенности.

       Жилье, приобретаемое с использованием средств материнского капитала, должно быть оформлено в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги) и детей (в том числе, первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению. В связи с этим целесообразно сразу приобрести жилье в общую собственность всех вышеуказанных лиц и определить их доли в договоре купли-продажи. Если оформить жилое помещение в общую собственность всех указанных лиц при заключении договора купли-продажи не представляется возможным, жилое помещение должно быть оформлено в общую собственность в течение шести месяцев после перечисления ПФР средств материнского (семейного) капитала продавцу, а если жилье приобретается с использованием средств целевого жилищного займа - после снятия соответствующего обременения. Оформлять при заключении договора купли-продажи нотариальное обязательство о выделении долей в настоящее время не требуется.

       При покупке жилья с использованием средств материнского капитала полная оплата цены договора происходит не сразу, а через определенное время. В связи с этим жилье признается находящимся в залоге у продавца для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате (залог (ипотека) в силу закона). Стороны могут заключить письменное соглашение, регулирующее их отношения применительно к залогу, а также предусмотреть в договоре купли-продажи, что такого залога не возникает, однако для защиты интересов продавца возникновение залога рекомендовано. Если договор заключается ещё и с привлечением заемных средств, то залог регистрируется также в пользу банка. ПФР перечисляет денежные средства только в безналичной форме. В связи с этим в договоре купли-продажи необходимо отметить безналичную форму расчета в части материнского капитала и указать реквизиты банковского счета продавца, на который будет осуществлен платеж.

       Государственная регистрация перехода права собственности и ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления и необходимых документов, поступивших в орган регистрации прав. За государственную регистрацию прав необходимо уплатить госпошлину в размере 2 000 руб. Если жилое помещение приобретается в долевую собственность, то госпошлину уплачивает каждый сособственник в размере 2 000 руб., умноженных на размер доли в праве собственности. За государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, госпошлина не уплачивается. Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

       С выплатой продавцу жилого помещения денежных средств в полном объеме залог прекращается, однако для погашения регистрационной записи об ипотеке в Росреестр необходимо, в частности, представить совместное заявление залогодателя и залогодержателя (продавца и покупателя жилого помещения), либо только заявление залогодержателя. Регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней, после чего не позднее следующего рабочего дня Росреестр направит залогодателю и залогодержателю соответствующее уведомление.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                          

Наталья Фрис

Ежедневно отделения МФЦ по всей стране принимают тысячи заявлений на получение государственных услуг Росреестра. При этом далеко не во всех заявлениях заявители указывают свою электронную почту и СНИЛС.

Казалось бы, ничего страшного – никакого нарушения тут нет, ведь эти сведения относятся к дополнительным сведениям и вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) по желанию правообладателя.

Однако, к сожалению, многие владельцы недвижимого имущества не догадываются, что эти сведения – это инструмент защиты их недвижимости от неправомерных действий.

Как это работает, рассказывает заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук: «При отсутствии в запросе сведений о СНИЛС информация будет предоставлена в отношении всех лиц с одинаковыми фамилией, именем, отчеством и датой рождения, не имеющих СНИЛС. В случае, если в ЕГРН отсутствует информация о СНИЛС, то правообладатель вправе обратиться с заявлением о внесении таких сведений в ЕГРН.

Благодаря наличию в ЕГРН электронной почты правообладатель может оперативно получить из Росреестра информацию о действиях с его недвижимостью, например:

- о поступлении пакета документов на регистрацию прав в отношении вашей недвижимости (если вы ничего не знаете о предстоящей сделке, скорее всего, речь идет о неправомерных действиях в отношении вашего имущества. В этом случае вы можете связаться с сотрудниками Росреестра, и сделка не состоится);

- об исправлении в ЕГРН технических или реестровых ошибок по принадлежащим вам объектам недвижимости;

- об изменении характеристик принадлежащих вам объектов недвижимости, если сведения о таких изменениях поступили в Росреестр из других уполномоченных ведомств, в том числе о площади, адресе, кадастровой стоимости и т.д.);

- об аресте, запрете совершать сделки с недвижимостью в отношении ваших объектов недвижимости;

- о включении вашего земельного участка в границы зоны с особыми условиями использования территории;

- о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте, установленном в отношении принадлежащего вам земельного участка и т.д.

Кроме того, по электронной почте Росреестр направит правообладателю все необходимые документы по результатам учётно-регистрационных действий, если документы для оказания такой услуги были представлены в электронном виде.

Указать адрес электронной почты можно не только в момент подачи заявления на осуществление учетно-регистрационных действий, но и обратившись в МФЦ со специальным заявлением – сотрудник МФЦ подскажет, как оно называется и поможет заполнить форму, как и в случае со СНИЛС.

Сведения будут внесены в ЕГРН бесплатно в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления».

 Директор филиала Кадастровой палаты по Томской области Виталий Файт подчёркивает, что благодаря наличию в ЕРГН таких дополнительных сведений собственник может своевременно получить важную информацию об изменении характеристик его недвижимости и, при необходимости, предпринять ответные действия. Например, в настоящее время Кадастровая палата, по поручению Росреестра, уточняет границы земельных участков при выявлении госрегистратором реестровых ошибок. Если в ЕГРН есть адрес электронной почты и СНИЛС, то собственники получат нужные сведения и при необходимости смогут оперативно отреагировать, в том числе выразить своё несогласие или направить свой межевой план.

Гражданин, общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей которого, в том числе обязательств, срок исполнения которых не наступил, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Чтобы воспользоваться процедурой, гражданин подает заявление в МФЦ по месту своего пребывания. Вместе с заявлением гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов.

МФЦ проверяет соответствие гражданина условиям проведения процедуры и размещает уведомление о начале процедуры в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

При этом возврат гражданину поданного им заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке с указанием причины возврата может быть обжалован в арбитражном суде по месту жительства гражданина.

После этого, в течение шести месяцев, приостанавливается исполнительное производство по долгам гражданина, не начисляются пени и штрафы. Но и на гражданина накладываются ограничения - он не имеет права получать займов, брать кредиты, выдавать поручительства.

Кредиторы гражданина в этот период могут подать заявление о введении в отношении гражданина общей процедуры банкротства.

 Через шесть месяцев внесудебная процедура банкротства завершается, гражданин освобождается от долгов, которые были указаны в его заявлении. Освобождение гражданина от обязательств не распространяется на требования кредиторов, не указанные в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

«Кроме общих последствий банкротства на гражданина накладывается еще одно ограничение - повторно воспользоваться процедурой внесудебного банкротства он сможет только через десять лет», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.