Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

 

- Одноэтажные гаражи, которые блокированы общими стенами с другими одноэтажными гаражами, сведения о которых внесены в ЕГРН как о помещениях в здании или сооружении, признаются самостоятельными зданиями. Внесение соответствующих изменений в записи ЕГРН осуществляется путем указания на вид объекта «здание» и на его назначение «гараж» на основании заявления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Собственник гаража, который является объектом капитального строительства, возведённого до введения в действие ГрК РФ (до 30 декабря 2004 г.), вправе приобрести земельный участок, на котором расположен такой гараж, в собственность бесплатно, за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с ЗК РФ (пункт 20 статьи 3.7 Закона № 137-ФЗ).

Гаражи, сведения о которых внесены в ЕГРН как о помещениях в здании, признаются в силу закона зданиями. При этом собственник здания (гаража) вправе обратиться в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления о предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположен гараж, до внесения соответствующих изменений в ЕГРН.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований использования земельного участка проводится практически во всех случаях, когда необходимо проверить информацию о нарушениях земельного законодательства, поступившую в Управление Росреестра по Томской области.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований государственный инспектор проводит сбор и анализ информации о земельном участке, изучает характеристики земельного участка, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости: к какой категории земель относится земельный участок, какой вид разрешенного использования ему установлен, площадь земельного участка, проводились ли кадастровые работы, какие объекты недвижимости зарегистрированы на участке, есть ли собственник у земельного участка и объектов недвижимости, на нем расположенных.

Также в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований использования земельного участка госземинспектор при необходимости рассматривает информацию о земельном участке, содержащуюся:
-на публичной кадастровой карте;

-в актах выезда или осмотра, поступивших из иных государственных органов или органов местного самоуправления;

-в документах и материалах, предоставленных владельцем земельного участка, и иных источниках.

Данный вид надзорных мероприятий  проводится без взаимодействия с контролируемым лицом и проводится на основании  заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа и не требуют информирования контролируемого лица, а также согласования с органами прокуратуры. По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия предусмотрено составление акта и его последующее направление в адрес контролируемого лица. 

В условиях нового правового регулирования по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия может быть принято одно из следующих решений: о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом; об объявлении предостережения; о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

 

 

Специалист-эксперт Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                        

Мадина Везирова

C 2020 года Росреестр активно включился в работу по цифровой трансформации ведомства. Ее основной целью определено увеличение доли государственных услуг, доступных в электронном виде, повышение качества и эффективности оказания государственных услуг Росреестра.

Основным способом решения поставленной задачи является увеличение количества по-настоящему востребованных электронных сервисов, учитывающих запросы всех участников рынка недвижимости, переход на оказание государственных услуг в электронном виде.

В рамках цифровой трансформации Росреестра процесс оказания государственных услуг развивается и совершенствуется, упрощается  порядок подачи заявлений на получение государственных услуг, сокращаются сроки рассмотрения таких заявлений, тем самым повышается доступность регистрационных процедур для граждан и юридических лиц.

Одним из этапов проводимой работы по цифровизации стал перевод взаимодействия Росреестра с органами власти и органами местного самоуправления исключительно в электронный формат.

С 01.01.2023 все органы власти и органы местного самоуправления направляют заявления на совершение учетно-регистрационных действий в Росреестр только в электронном виде, в том числе в интересах граждан и юридических лиц. Органы власти, органы местного самоуправления в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании актов этих органов или сделок с этими органами, самостоятельно направляют в Росреестр документы в электронном виде для регистрации и учета, заверяя их при этом электронной подписью в одностороннем порядке. При этом органы власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

С 01.01.2024 на электронную форму взаимодействия Росреестр полностью перейдет и с юридическими лицами, в том числе с застройщиками и кредитными учреждениями.

Постепенно все большее предпочтение электронному взаимодействию с Росреестром  отдают и физические лица. Люди больше ценят свое время, поэтому возможность дистанционного оформления документов с использованием современных цифровых сервисов становится все более востребованной.

Электронные услуги Росреестра – это простой способ получить услуги ведомства напрямую, без посредников, не выходя из дома или офиса.

Получение государственных услуг в электронном виде предоставляет заявителям ряд преимуществ: возможность получения услуги из любой точки России; отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офиса МФЦ; прозрачность процедуры - возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме online; сокращение финансовых затрат физических лиц, обращающихся за государственной регистрацией прав в электронном виде; сокращение сроков регистрации.

 «В Томской области доля электронных услуг по регистрации прав собственности и кадастровому учету растёт из года в год. Если за 2020 год в электронном виде поступило 43% заявлений от всех категорий заявителей, за 2021 – 48%, то на 01.01.2023 доля электронных обращений составила уже 55,5%. Существенно увеличилась и скорость регистрации прав, сделок с недвижимостью - важного показателя качества и доступности государственных услуг Росреестра. Учетно-регистрационные действия по заявлениям, представленным в электронном виде, совершаются Управлением в срок до 24 часов, при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 

Заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН                                                     

Управления Росреестра по Томской области

Наталья Соболевская

Согласно Федеральному закону от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (ГФДЗ) осуществляется публично-правовой компанией «Роскадастр», созданной в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2021 №448-ФЗ.

На территории Томской области с января 2023 года указанные полномочия осуществляет филиал публично-правовой компании «Роскадастр» по Томской области (634029, Томская область, г.Томск, ул.Белинского,8, тел./факс (3822) 46-78-71, е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.)

К документам ГФДЗ отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

При обращении заявителя лично материалы ГФДЗ предоставляются в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня принятия заявления. При этом можно запросить за один раз не более десяти документов. В случае обращения по почте заявителю направляются копии документов ГФДЗ в течение 15 дней со дня получения заявления.

Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя.

Адрес для отправки заявления по почте: 634029, Томская область, г.Томск, ул.Белинского,8.

Адрес для обращения заинтересованных лиц: г. Томск, пр. Фрунзе, 117/17, кабинет 20, прием осуществляет Жеребцова Инна Владимировна, телефон (3822)467871, добавочный 2012.

 

 

Начальник отдела землеустройства и

мониторинга земель, кадастровой оценки

недвижимости, геодезии и картографии

Управления Росреестра по Томской области

Оксана Бобкова

Томской области, как пилотному региону, участвующему в создании федеральной государственной информационной системы «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных», необходимо завершить работы по внесению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений об административных границах до 01.01.2024 года.

По состоянию на 01.02.2023 в ЕГРН внесены сведения о 4 из 6 участков границы Томской области (Красноярский край, Тюменская область, Омская область и Кемеровская область-Кузбасс); сведения о границах 6 из 135 муниципальных образований Томской области,  401 из 577 населенных пунктов Томской области и 486 из 1983 территориальных зон Томской области.

«Наличие в ЕГРН информации об административных границах способствует качественному управлению земельными ресурсами, предотвращению земельных споров, которые причиняют немало неудобств гражданам, сокращает финансовые и временные затраты на оформление документов по предоставлению земельных участков, впоследствии обеспечит информирование заинтересованных лиц, позволит включить в оборот неиспользуемые объекты недвижимости, что будет способствовать формированию достоверной и актуальной базы налогообложения и одновременно обеспечит рост бюджетных доходов», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ с 01.01.2024 не будет производиться выдача разрешений на строительство при отсутствии в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, в которых расположены земельные участки, на которых планируются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Поэтому работы по установлению административных границ должны завершиться к 01.01.2024.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела

землеустройства и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости,

геодезии и картографии   

Управления Росреестра по Томской области                       

Надежда Нестерова

17 февраля в Управлении Росреестра по Томской области состоялась лекция спикеров Российского общества «Знание» по темам «Геральдика: история и значение символов» и «Научные достижения России».

Про правила геральдики, историю эмблем городов, герба России и другие интересные факты рассказал Илья Емелин, член гильдии геральдических художников, практикующий геральдист, автор герба Петрозаводска и других городских и личных гербов, редактор геральдического журнала Sub clypeo. Наслышан специалист и о гербе Томска. Он рассказал его историю, начиная с семнадцатого века.

«Хорошо, что в Томске восстановили исторический герб. Есть схожие черты томского коня с конём в гербе немецкой земли Нижней Саксонии. При желании любой грамотный живописец может «прокачать» герб. Можно, например, добавить в герб Томской области символ города трудовой доблести - два молота за короной», - поделился Илья.

Основатель Студии продуктовой разработки OASIS, основатель акселератора Products School, более 31 успешного продукта с 0 Климент Кузьмин рассказал про научные достижения России и нашего региона.

«Одно из последних выдающихся изобретений томских ученых, которое вышло в массовое использование - это инновационная ранозаживляющая повязка «ВитаВаллис». Такие повязки стали востребованными не только в России, но и вышли на рынок Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Для людей страдающих диабетом это простой и очень нужный помощник», - рассказал Климент.

 

Для справки: Российское общество «Знание» – это общественная некоммерческая организация, осуществляющая просветительскую работу в регионах, формирование интеллектуального контента, организацию и проведение бесплатных лекций, а также разнообразных мероприятий в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений и людей пожилого возраста. Сегодня это организация, объединяющая десятки тысяч представителей российской интеллигенции.

 

Ведущий специалист-эксперт отдела
организации, мониторинга и контроля

Управления Росреестра по Томской области

Анна Шиянова

Управление Росреестра по Томской области напоминает собственникам объектов недвижимости о возможности дополнительной защиты своего имущества от мошеннических действий.

Снизить риск утраты права собственности в случае потери документов, долгосрочного отъезда или в случае, когда собственником недвижимости является престарелый гражданин, которого легче ввести в заблуждение, позволяет обращение собственника в Росреестр с заявлением о запрете осуществления регистрационных действий без его личного участия.

Каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без его личного участия.

При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом.

«Теперь запретить сделки с недвижимостью  без  личного  присутствия     можно и через Госуслуги. Чтобы подать такое заявление, нужна подтвержденная учетная запись на Госуслугах и приложение «Госключ» с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП)», - рассказала руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

УКЭП оформляется бесплатно прямо в приложении, для этого нужен загранпаспорт нового образца и телефон с Near Field Communication (NFC) – модулем (технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия, позволяющей обмениваться данными между устройствами). Когда запись о невозможности госрегистрации внесут в ЕГРН, заявителя уведомят об этом через личный кабинет на Госуслугах.

Также заявление о невозможности регистрации без личного участия собственника можно подать лично в любом офисе МФЦ и в электронном виде через личный кабинет официального сайта Росреестра.

Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при взаимодействии с контролируемым лицом и без взаимодействия. Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие мероприятия: наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование.

Под наблюдением за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) понимается сбор, анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия. Предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из сети «Интернет», иных общедоступных данных, а также данных, полученных с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Выездным обследованием является контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля, при этом не допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.

Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа и не требуют информирования контролируемого лица, а также согласования с органами прокуратуры. По результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия предусмотрено составление акта и его последующее направление в адрес контролируемого лица. 

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Правительству РФ предоставлены полномочия по принятию в 2022 году решений, устанавливающих особенности организации и осуществления видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в отношении которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, в том числе в части введения моратория на проведение проверок, контрольных (надзорных) мероприятий. В целях реализации указанного полномочия Правительством РФ издано постановление от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля».

В соответствии с вышеуказанным постановлением, выдача предписаний по итогам проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом не допускается. Аналогичным образом постановлением № 336 исключена возможность привлечения контролируемого лица к административной ответственности по результатам проведения таких мероприятий.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2022 № 2516 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 № 336» ограничения для проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, внеплановых проверок продлены на 2023 год.

Таким образом, в условиях нового правового регулирования по результатам контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия может быть принято одно из следующих решений: о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом; об объявлении предостережения; о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

  

Специалист-эксперт Молчановского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Николай Орлов

Для эффективного использования земель и оперативного вовлечения их в жилищное строительство на базе Публичной кадастровой карты разработан онлайн-сервис «Земля для стройки», с помощью которого можно в онлайн-режиме выбрать свободный участок для строительства жилья. Преимущество данного сервиса заключается в том, что любое заинтересованное лицо может в удобное время посмотреть земельные участки и для индивидуального жилищного строительства, и для многоквартирных домов.

«Земля для стройки» – единый информационный ресурс по поиску и покупке земельных участков и территорий, имеющих потенциал вовлечения в оборот под строительство жилья.

С помощью сервиса можно не только найти интересующий гражданина участок, но и заполнить форму обращения и отправить его в уполномоченный орган.

Процедура подбора участка для строительства достаточно проста. Для этого нужно зайти на сайт Публичной кадастровой карты, затем выбрать в критериях поиска «Жилищное строительство» и ввести в поисковую строку следующую комбинацию знаков: номер региона, двоеточие и звездочку, далее начать поиск.

Сервис покажет свободные земельные участки, имеющиеся в регионе, а также сведения о них (площадь, адрес объекта, категорию земель).

После выбора земельного участка электронный сервис дает возможность направить в уполномоченный орган обращение о своей заинтересованности использовать территорию, нажав на ссылку «Подать обращение» в информационном окне объекта.

Кроме общедоступных сведений, уже содержащихся в Едином государственном реестре прав, там также будет информация о потенциале использования участка (строительство индивидуального жилого дома или многоквартирного дома), наличии инженерных сетей и т.д.

«Реализация проекта «Земля для стройки» успешно проходит во всех субъектах Российской Федерации. Воспользоваться им можно удалённо из любого региона и в удобное время», – отмечает руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

На территории Томской области вопросами эффективности и рационального использования земель занимается оперативный штаб, созданный при Управлении Росреестра по Томской области.

По результатам работы оперативного штаба сведения о 71 земельном участке размещены на Публичной кадастровой карте в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между Росреестром и Администрацией Томской области.

Электронный сервис «Земля для стройки» позволяет в онлайн-режиме не только подобрать подходящий земельный участок, но поможет инвесторам и застройщикам планировать свою деятельность, увеличивать объемы строительства и инвестиций, тем самым повысить комфортность городской среды для проживания людей.

 

 

Специалист-эксперт отдела землеустройства

и мониторинга земель, кадастровой оценки

недвижимости, геодезии и картографии

Управления Росреестра по Томской области

Анастасия Ивановна

Управление Росреестра по Томской области доводит до сведения соискателей лицензий и лицензиатов на осуществление геодезической и картографической деятельности следующую информацию.

26.01.2023 вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2023 № 63 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. № 353 и признании утратившим силу отдельного положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2022 г. № 1589». Необходимость оплаты государственной пошлины за предоставление, внесение изменений в реестр лицензий отменена до 31.12.2023.

В случае уплаты с 1 января 2023 г. до дня вступления в силу указанного постановления государственной пошлины в рамках оказания государственных услуг по предоставлению лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности, внесению изменений в реестр лицензий по соответствующим заявлениям, поданным в 2023 году, плательщик такой государственной пошлины вправе обратиться за ее возвратом.

За информацией по вопросу предоставления или переоформления  лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности можно обратиться в отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области по телефону 8(3822)513622.

 

Главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Татьяна Крупиненко   

На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:

- Истечение срока действия разрешения на строительство на момент подачи заявления о регистрации не препятствует государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства.

В соответствии с нормами законодательства разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом, проектом планировки территории и проектом межевания территории, за исключением установленных законом случаев, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 51 ГрК РФ.

Разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта незавершенного строительства. Без одновременного государственного кадастрового учета государственная регистрация прав осуществляется при условии наличия в ЕГРН сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется в связи с возникновением права на созданный объект незавершенного строительства.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости. При этом окончание срока действия разрешения на строительство не является основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Само по себе истечение срока действия разрешения на строительство заявленного к регистрации объекта на момент подачи заявления о регистрации не препятствует государственной регистрации (Постановление по делу Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.01.2020 N Ф08-12677/2019 N А32-12345/2019, Определение Верховного Суда РФ от 01.02.2019 N 309-ЭС18-23984)


.