Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Право собственности, возникшее до 31 января 1998г., считается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, сведения по которым отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости.

Государственная регистрация прав также является обязательной, если с заявлением о внесении сведений, как о ранее учтенном объекте, обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Для этого нужно представить соответствующее заявление и документ, удостоверяющий право на объект недвижимости, в офисе приема МФЦ  и в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru

Регистрация ранее возникших прав на объекты недвижимости осуществляется бесплатно.

 

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области  Е.В. Черногубова

Действенный способ защиты – это представление лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия. В срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись в Единый государственный реестр недвижимости о невозможности регистрации без личного участия правообладателя.

С указанного периода если какое-либо третье лицо, даже действуя по доверенности, выданной собственником, подаст от его имени заявление в Росреестр о государственной регистрации перехода права собственности, данная информация будет являться основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права и обременения соответствующего объекта недвижимости.

При этом необходимо учитывать, что наличие такой записи в ЕГРН не будет препятствием для регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.

Запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о заявлении о невозможности регистрации погашается на основании решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой при его личном участии государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника, а также при осуществлении государственной регистрации прав в порядке наследования; заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности регистрации; вступившего в законную силу судебного акта.

            Подать такое заявление собственник недвижимости может на портале госуслуг, в любом офисе МФЦ «Мои Документы», либо через личный кабинет на сайте Росреестра.

Также, чтобы обезопасить свою недвижимость, можно порекомендовать обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении в ЕГРН актуального адреса своей электронной почты. В случае поступления на регистрацию электронных документов государственный регистратор прав уведомит правообладателя объекта недвижимости о подаче таких документов. Правообладатель, не обращавшийся за государственной регистрацией, получив такое сообщение, сможет оперативно уведомить об этом территориальный орган Росреестра, и сделка не состоится.

 

 

Заместитель начальника Стрежевского

межмуниципального отдела                          

Управления Росреестра по Томской области                                    Е.В. Черногубова

01.01.2023 вступила в силу новая статья 10.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ.

Ею предусмотрено, что гражданин или крестьянское (фермерское) хозяйство наряду с иными случаями, установленными земельным законодательством, вправе получить в аренду без проведения торгов земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Такие земельные участки будут предоставляться на срок до пяти лет. При этом не потребуется подтверждение отсутствия земельного участка на территориях иных субъектов РФ.

Субъект РФ своим законом может установить предельный размер предоставляемого земельного участка.

Изменение целевого назначения (категории земель) предоставленного земельного участка не допускается.

Необходимо  учитывать, что с 01.01.2023 передача арендованного земельного участка в субаренду, передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка другому лицу, а также передача арендных прав в залог и внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив гражданином или крестьянским (фермерским) хозяйством, являющимися арендаторами земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, не допускаются.

 

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков

Анастасия  Юркевич

Законодательством Российской Федерации установлено, что договор аренды объектов недвижимости, земельного участка, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Соглашение о расторжении договора аренды совершается в той же форме, в какой был заключен сам договор, если из закона, других правовых актов, и договора не вытекает иное. Таким образом, соглашение о расторжении зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости договора аренды также подлежит государственной регистрации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если по закону такие сделки подлежат регистрации, взимается государственная пошлина.

Ранее за осуществление государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды нужно было уплатить государственную пошлину: юридические лица уплачивали 22 000 рублей, физические лица - 2 000 рублей, за исключением случаев, установленных законом.

С 1 января 2023 года вступил в силу закон, уменьшающий размер государственной пошлины за регистрацию соглашений об изменении и расторжении договоров аренды. Для физических лиц госпошлина составляет 350 рублей, для юридических – 1000 рублей.

Чек об уплате государственной пошлины может не представляться вместе с заявлением о государственной регистрации прав. Но, если информация об уплате государственной пошлины по истечении пяти дней с даты подачи заявления не появится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, Росреестр вернет представленные документы без рассмотрения.

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела  Управления Росреестра по Томской области Е.В.Черногубова

На защиту прав добросовестных приобретателей земельных участков, которые оказались в лесном фонде направлена так называемая «лесная амнистия» (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»).

На практике часто оказывается, что принадлежащий землепользователю земельный участок в соответствии со сведениями государственного лесного реестра или лесного плана субъекта РФ относится к землям лесного фонда, а по данным ЕГРН, правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов принадлежит к другой категории земель. В связи с этим возникали многочисленные споры о порядке пользования таким участком.

Суть «лесной амнистии» сводится к следующему. Если ваши права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016,  при установлении его принадлежности к определенной категории земель приоритет имеют сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), а при их отсутствии - сведения правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов.

Также к иной категории земель подлежит отнесению земельный участок, который по данным государственного лесного реестра, лесного плана субъекта РФ, ЕГРН и документам относится к землям лесного фонда, но до 08.08.2008 был предоставлен гражданину для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, для строительства или эксплуатации жилого дома, для личного подсобного хозяйства либо образован из таких участков.

Федеральный закон от 19.12.2022 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» до 1 января 2026 года продлевает возможность устранения противоречий в сведениях государственных реестров в части установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.

 

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков

Анастасия  Юркевич

31 декабря 2022 года завершилась реорганизация Федеральной кадастровой палаты Росреестра путем присоединения ее к публично-правовой компании «Роскадастр».

ППК «Роскадастр» является правопреемником прав и обязанностей Федеральной кадастровой палаты Росреестра и осуществляет свою деятельность, в том числе, с учетом следующих услуг:

- выездной прием заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прилагаемых к ним документов;

- курьерская доставка бумажных документов, подлежащих выдаче после осуществления учетно-регистрационных действий, а также уведомлений об отказе в кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, уведомлений о прекращении кадастрового учета объектов недвижимости и (или) государственной регистрации прав, а также доставка представленных заявителем подлинников бумажных документов, подлежащих выдаче после осуществления учетно-регистрационных действий;

- курьерская доставка документов на бумажных носителях, подлежащих выдаче заявителям по результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и других заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не полученных в установленном порядке заявителями, а также при принятии решения о возврате документов без рассмотрения;

- выездной прием запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), и прилагаемых к ним документов к месту оказания государственных услуг;

- курьерская доставка документов, подлежащих выдаче по результатам рассмотрения запросов о предоставлении сведений из ЕГРН.

      Стоимость и порядок предоставления услуг остались неизменными.

      Подробную информацию об оказании услуг выездного обслуживания в Томской области можно получить по телефонам: 8(3822) 46-78-71 (доб. 2015, доб. 2017).

За закладной в электронном виде можно обратиться не только непосредственно в  банк, но и к нотариусу, у которого есть техническая возможность работать с электронными закладными. Этот вариант удобен тем, что залогодержателю и залогодателю (а если залогодатель - третье лицо, также и должнику) необязательно иметь усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Заявление и электронную закладную подпишет только нотариус, и этого будет достаточно.

Так, статьей 13.3 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке) предусмотрено, что при подаче заявления о выдаче электронной закладной и направлении электронной закладной нотариусом, в том числе в случае отсутствия у залогодателя, а в случае, если залогодателем является третье лицо, также и у должника по обеспеченному ипотекой обязательству либо залогодержателя УКЭП, такие заявление и электронная закладная подписываются только УКЭП нотариуса.

С учетом наметившейся тенденции к переходу кредитных организаций на работу исключительно с электронными  закладными, а также в соответствии с положениями Закона об ипотеке о направлении нотариусом в орган регистрации прав электронной закладной, подписанной УКЭП нотариуса, Федеральной нотариальной палатой реализован сервис для подписания нотариусом представленной кредитной организацией электронной закладной и ее направления в орган регистрации прав, в рамках совершения нотариального  действия по удостоверению сделки, по которой возникает ипотека и права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству или по договору об ипотеке удостоверяются закладной в электронной форме.  Первая нотариальная сделка совершена 30 ноября 2022 года.

 

 

 

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки                                               

Управления Росреестра по Томской области

Мария Коломиец

В целях раздела публичного земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, уполномоченный орган власти обязан принять решение об утверждении схемы расположения ЗУ на КПТ или решение об отказе в ее утверждении. Срок для принятия такого решения сокращен с 1 месяца до 20 дней.

Срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления публичного земельного участка либо заявления о перераспределении земель и земельных участков, если схема направлена на согласование в Рослесхоз, может быть продлен до 35 дней (ранее 45 дней).

Рослесхоз обязан будет уведомить о принятом решении в течение 10 рабочих дней (ранее 15 дней).

В случае, если Рослесхозом выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества, указанный орган направляет схему соответственно в Минобороны России, ФСБ России. Указанные федеральные органы обязаны уведомить Рослесхоз о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы в течение 10 дней (ранее 15 дней).

Рослесхоз уведомляет уполномоченный орган на предоставление участка об итогах такого согласования в течение 20 дней (ранее 30 дней).

Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 марта 2023 года.

 

 

Начальник отдела регистрации

земельных участков

Анастасия  Юркевич

 

Комплексные кадастровые работы – это кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов, расположенных на территории одного или нескольких смежных кадастровых кварталов, а также на определенных территориях. В результате проведения комплексных кадастровых работ:

1)уточняется местоположение границ земельных участков;

2)устанавливается (уточняется) местоположение на них зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);

3)обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания (в том числе многоквартирные дома) и сооружения (кроме линейных объектов);

4)обеспечивается образование земельных участков общего пользования, занятых, в том числе, улицами, набережными, скверами;

5) обеспечивается исправление реестровых ошибок в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков и контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.

По итогам выполнения таких работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в ЕГРН.

Основанием для выполнения комплексных кадастровых работ является государственный или муниципальный контракт, если работы финансируются за счет бюджетных средств, либо договор подряда, если работы финансируются за счет внебюджетных средств.

Заказчиком комплексных кадастровых работ может быть уполномоченный орган самоуправления муниципального района, муниципального округа (для работ, финансируемых за счет бюджетных средств), либо правообладатели объектов недвижимости, за счет средств которых выполняются такие работы (внебюджетные средства). От имени заказчиков работ, финансируемых за счет внебюджетных средств, вправе выступать лицо, действующее на основании нотариально удостоверенной доверенности, указания федерального закона, а также представитель, в частности, участников гражданско-правового сообщества правообладателей объектов недвижимости.

Исполнителями комплексных кадастровых работ являются кадастровые инженеры – индивидуальные предприниматели, либо кадастровые инженеры – работники юридического лица. Другие лица, в том числе кадастровые инженеры, работающие у индивидуального предпринимателя по трудовому договору, не вправе выполнять такие работы.

 Согласование местоположения границ земельного участка проводится, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись эти работы, либо смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН. Согласование границ проводит согласительная комиссия.

 После работы согласительной комиссии исполнитель работ оформляет проект карты-плана территории в окончательной редакции.

 При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. По общему правилу она может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН.

 Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Такое согласие включается в состав приложения к карте-плану территории. Без такого согласия осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается.

В этом году многие собственники объектов недвижимости получили извещения о проведении в отношении их объектов комплексных кадастровых работ. Правообладатели, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать их проведению. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

 

Специалист-эксперт Молчановского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области

Татьяна Бойчик

Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, сведения по которым отсутствует в ЕГРН, обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости. Заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.

Государственная регистрация прав также является обязательной, если с заявлением о внесении сведений как о ранее учтенном объекте обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости не уплачивается. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Для этого нужно обратиться в любой офис МФЦ - представить соответствующее заявление и ранее полученный документ, удостоверяющий право на объект недвижимости, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                                           

Наталья Фрис

 

Деятельность кадастрового инженера подлежит контролю со стороны саморегулируемой организации кадастровых инженеров, членом которой он является.

В зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий кадастрового инженера могут привлечь к административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной ответственности.

За определенные умышленные нарушения кадастровый инженер может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности. Такими нарушениями являются:

- внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;

- подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории.

Ответственность будет зависеть от суммы ущерба, который возникнет в результате действий инженера.

Гражданско-правовая ответственность кадастрового инженера может наступить в виде:

- обязанности возместить причиненные убытки заказчику кадастровых работ и (или) третьим лицам. Гражданская ответственность кадастрового инженера в этой части должна быть застрахована, соответственно, оплата производится за счет страхового возмещения по договору обязательного страхования;

- мер, предусмотренных договором подряда на выполнение кадастровых работ (например, в виде обязанности уплатить неустойку).

Действия кадастрового инженера в рамках договора подряда на проведение кадастровых работ по оформлению межевого плана, технического плана и акта обследования могут быть оспорены в судебном порядке.

Дисциплинарная ответственность: меры дисциплинарного воздействия к кадастровому инженеру могут применить следующие:

-  предписание об устранении нарушений в определенный срок;

-  предупреждение;

-  штраф;

- исключение из СРО. При этом исключенный инженер не сможет вступить в другую аналогичную организацию в течение определенного срока. Таким образом, он на некоторое время лишается возможности осуществлять деятельность в качестве кадастрового инженера. Исключить инженера из СРО могут, например, если он часто допускает ошибки при составлении документов, в результате чего орган регистрации прав вынужден исправлять реестровые ошибки или отказывать в осуществлении кадастрового учета. Количество отказов (решений об устранении реестровых ошибок), по достижении которого кадастрового инженера следует исключить из СРО, определено действующим законодательством;

- иные меры ответственности, которые установлены внутренними документами СРО.

 

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                                                          

Наталья Фрис