Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Лицензирование геодезической и картографической деятельности регулируется нормами Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ.
С 01.03.2022 из закона исчезло понятие «переоформление лицензии». Теперь в определенных случаях возникает необходимость внести изменения в реестр лицензий. К таким случаям относится изменение мест осуществления лицензируемой деятельности, изменение перечня видов работ, составляющих лицензируемую деятельность, изменение в соответствии с нормативным правовым актом РФ наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности.
Для внесения изменений в реестр лицензий лицензиат или его правопреемник подает в лицензирующий орган заявление в электронной форме через портал Госулуг.
При этом в 2023 году лицензирующий орган вносит в реестр лицензий в автоматическом режиме без заявления на основании информации, полученной из государственных информационных систем, информацию об изменении места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объекта адресации, в том числе почтового индекса, а также о переименовании юридического лица, реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения лицензиата к этому юридическому лицу.
За внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления необходимо заплатить государственную пошлину. Ее размер составляет 3 500 рублей. Однако, необходимость оплаты государственной пошлины за предоставление, внесение изменений в реестр лицензий отменена до 31.12.2023 г.
Для получения более подробной информации по вопросам внесения изменений в реестр лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности можно обратиться в Управление Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.
Материал подготовила Татьяна Крупиненко, главный специалист землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН). Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена по категориям в зависимости от целевого назначения участков.
Обращаем внимание землепользователей на необходимость соблюдения обязанности, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами в соответствии, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Земельный участок должен использоваться в соответствии с его категорией и видом разрешенного использования, указанными в сведениях ЕГРН.
Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Например, земельный участок, имеющий вид разрешенного использования: «для садоводства», используется собственником для размещения магазина. В этом случае усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
При этом необходимо отметить, что 18.06.2013 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 71/13, в котором указал, что правовые нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. Исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) отсутствуют.
Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова отметила: «Использование земельного участка не по целевому назначению полностью или частично не влияет на квалификацию указанного правонарушения».
Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Устранение данного правонарушения возможно путем прекращения использования земельного участка не по назначению, либо путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования в соответствии с фактическим видом использования.
Начальник отдела
государственного земельного надзора
Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Одной из особенностей рассмотрения обращений по вопросам проведения контрольно-надзорных мероприятий является обязанность должностных лиц Управления, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, принятия мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации, и их подтверждения.
Так, при подаче обращения заявитель обязан предъявить документ, удостоверяющий личность или документы, подтверждающие полномочия представителя гражданина или организации. В случаях подачи обращений посредством электронной или почтовой связи, должностными лицами Управления принимаются меры, направленные на установление и подтверждение личности заявителя.
Исключением являются следующие случаи:
- - при подаче обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в контрольный (надзорный) орган, либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;
- - при подаче обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации, и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети «Интернет», а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов.
При невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации, в том числе, при отказе заявителя от такого подтверждения, поступившие обращения (заявления) рассматриваются Управлением в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В этом случае, должностным лицом Управления подготавливается мотивированное представление об отсутствии оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, о чем уведомляется заявитель.
Нормы закона, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан, позволили в полной мере проводить оценку достоверности поступающих сведений, минимизировать количество анонимных обращений, недостоверных сведений и исключить представление заведомо ложных сведений от имени третьих лиц.
Специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Нотариальное удостоверение сделки –это проверка нотариусом или иным уполномоченным лицом законности сделки, включая наличие прав у сторон на ее подписание. Удостоверение сделки осуществляется по правилам, установленным законодательством о нотариате и нормативными правовыми актами органов, регулирующих соответствующие правоотношения.
В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
Обязательному в силу закона нотариальному удостоверению подлежат:
- доверенности, от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;
- доверенности, выдаваемые физическими лицами в порядке передоверия;
- завещания;
- сделки, заключаемые лицом (лицами), которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может расписаться самостоятельно, из-за чего подписантом выступает иное лицо;
- договоры ренты;
- сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество;
- сделки, связанные с распоряжением недвижимостью на условиях опеки, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину;
- брачные договоры;
- договоры поручительства, заключаемые застройщиками в целях обеспечения обязательств перед участниками долевого строительства;
-договоры условного депонирования (эскроу), за исключением случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг;
- иные сделки, в отношении которых законом предусмотрена соответствующая форма.
Обязательному в силу соглашения сторон нотариальному удостоверению подлежат сделки, стороны которых договорились об их нотариальном удостоверении. Нотариально удостоверять следует также договор о приобретении объекта недвижимости за счет общих доходов супругов и средств материнского (семейного) капитала либо полностью за счет средств маткапитала, поскольку такой объект недвижимости поступает не в общую совместную собственность супругов, а в общую долевую собственность родителей (каждого из супругов) и детей.
При удостоверении сделок нотариус осуществляет проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также наличия волеизъявления заявителей. В случае если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, обратившегося за совершением нотариального действия, проверяются его полномочия, в том числе доверенность на предмет ее отмены.
По общему правилу представление необходимых документов является обязанностью сторон сделки. Но в предусмотренных законом случаях нотариус запрашивает некоторые из них самостоятельно, например, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. После удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нотариально удостоверенного факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.
Государственная регистрация прав осуществляется в течение трёх рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.
Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.В. Черногубова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Земельным кодексом Российской Федерации установлен перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков.
Согласно положениям указанного кодекса, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в ЕГРН и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Специалист-эксперт Стрежевского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области М.А. Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Право собственности, возникшее до 31 января 1998г., считается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, сведения по которым отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости.
Государственная регистрация прав также является обязательной, если с заявлением о внесении сведений, как о ранее учтенном объекте, обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Для этого нужно представить соответствующее заявление и документ, удостоверяющий право на объект недвижимости, в офисе приема МФЦ и в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru
Регистрация ранее возникших прав на объекты недвижимости осуществляется бесплатно.
Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.В. Черногубова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Действенный способ защиты – это представление лицом, указанным в Едином государственном реестре недвижимости в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия. В срок не более пяти рабочих дней со дня приема органом регистрации прав соответствующего заявления вносится запись в Единый государственный реестр недвижимости о невозможности регистрации без личного участия правообладателя.
С указанного периода если какое-либо третье лицо, даже действуя по доверенности, выданной собственником, подаст от его имени заявление в Росреестр о государственной регистрации перехода права собственности, данная информация будет являться основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, прекращения, ограничения права и обременения соответствующего объекта недвижимости.
При этом необходимо учитывать, что наличие такой записи в ЕГРН не будет препятствием для регистрации на основании вступившего в законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.
Запись, содержащаяся в Едином государственном реестре недвижимости, о заявлении о невозможности регистрации погашается на основании решения государственного регистратора прав (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с осуществляемой при его личном участии государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника, а также при осуществлении государственной регистрации прав в порядке наследования; заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности регистрации; вступившего в законную силу судебного акта.
Подать такое заявление собственник недвижимости может на портале госуслуг, в любом офисе МФЦ «Мои Документы», либо через личный кабинет на сайте Росреестра.
Также, чтобы обезопасить свою недвижимость, можно порекомендовать обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении в ЕГРН актуального адреса своей электронной почты. В случае поступления на регистрацию электронных документов государственный регистратор прав уведомит правообладателя объекта недвижимости о подаче таких документов. Правообладатель, не обращавшийся за государственной регистрацией, получив такое сообщение, сможет оперативно уведомить об этом территориальный орган Росреестра, и сделка не состоится.
Заместитель начальника Стрежевского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области Е.В. Черногубова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Законодательством Российской Федерации установлено, что договор аренды объектов недвижимости, земельного участка, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Соглашение о расторжении договора аренды совершается в той же форме, в какой был заключен сам договор, если из закона, других правовых актов, и договора не вытекает иное. Таким образом, соглашение о расторжении зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости договора аренды также подлежит государственной регистрации.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если по закону такие сделки подлежат регистрации, взимается государственная пошлина.
Ранее за осуществление государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды нужно было уплатить государственную пошлину: юридические лица уплачивали 22 000 рублей, физические лица - 2 000 рублей, за исключением случаев, установленных законом.
С 1 января 2023 года вступил в силу закон, уменьшающий размер государственной пошлины за регистрацию соглашений об изменении и расторжении договоров аренды. Для физических лиц госпошлина составляет 350 рублей, для юридических – 1000 рублей.
Чек об уплате государственной пошлины может не представляться вместе с заявлением о государственной регистрации прав. Но, если информация об уплате государственной пошлины по истечении пяти дней с даты подачи заявления не появится в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, Росреестр вернет представленные документы без рассмотрения.
Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.В.Черногубова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
31 декабря 2022 года завершилась реорганизация Федеральной кадастровой палаты Росреестра путем присоединения ее к публично-правовой компании «Роскадастр».
ППК «Роскадастр» является правопреемником прав и обязанностей Федеральной кадастровой палаты Росреестра и осуществляет свою деятельность, в том числе, с учетом следующих услуг:
- выездной прием заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и прилагаемых к ним документов;
- курьерская доставка бумажных документов, подлежащих выдаче после осуществления учетно-регистрационных действий, а также уведомлений об отказе в кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, уведомлений о прекращении кадастрового учета объектов недвижимости и (или) государственной регистрации прав, а также доставка представленных заявителем подлинников бумажных документов, подлежащих выдаче после осуществления учетно-регистрационных действий;
- курьерская доставка документов на бумажных носителях, подлежащих выдаче заявителям по результатам рассмотрения заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и других заявлений в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, не полученных в установленном порядке заявителями, а также при принятии решения о возврате документов без рассмотрения;
- выездной прием запросов о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), и прилагаемых к ним документов к месту оказания государственных услуг;
- курьерская доставка документов, подлежащих выдаче по результатам рассмотрения запросов о предоставлении сведений из ЕГРН.
Стоимость и порядок предоставления услуг остались неизменными.
Подробную информацию об оказании услуг выездного обслуживания в Томской области можно получить по телефонам: 8(3822) 46-78-71 (доб. 2015, доб. 2017).
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В целях раздела публичного земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, уполномоченный орган власти обязан принять решение об утверждении схемы расположения ЗУ на КПТ или решение об отказе в ее утверждении. Срок для принятия такого решения сокращен с 1 месяца до 20 дней.
Срок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления публичного земельного участка либо заявления о перераспределении земель и земельных участков, если схема направлена на согласование в Рослесхоз, может быть продлен до 35 дней (ранее 45 дней).
Рослесхоз обязан будет уведомить о принятом решении в течение 10 рабочих дней (ранее 15 дней).
В случае, если Рослесхозом выявлено пересечение границ образуемого в соответствии со схемой земельного участка с границами расположенного на землях обороны и безопасности лесничества, указанный орган направляет схему соответственно в Минобороны России, ФСБ России. Указанные федеральные органы обязаны уведомить Рослесхоз о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании схемы в течение 10 дней (ранее 15 дней).
Рослесхоз уведомляет уполномоченный орган на предоставление участка об итогах такого согласования в течение 20 дней (ранее 30 дней).
Федеральный закон от 5 декабря 2022 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3.5 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 1 марта 2023 года.
Начальник отдела регистрации
земельных участков
Анастасия Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, сведения по которым отсутствует в ЕГРН, обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости. Заявление о государственной регистрации прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости.
Государственная регистрация прав также является обязательной, если с заявлением о внесении сведений как о ранее учтенном объекте обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Государственная пошлина за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости не уплачивается. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей. Для этого нужно обратиться в любой офис МФЦ - представить соответствующее заявление и ранее полученный документ, удостоверяющий право на объект недвижимости, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Наталья Фрис