Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Организации и граждане могут столкнуться с недобросовестными продавцами недвижимости либо стать жертвой стечения неблагоприятных обстоятельств, в том числе, неопределенности договоренностей между сторонами договора, неточностью формулировок договора, оплошностей, допущенных обеими сторонами в процессе осуществления сделки по отчуждению недвижимости.
Чтобы узнать, кто является собственником недвижимости и историю объекта капитального строительства или земельного участка, необходимо заказать актуальную выписку из ЕГРН об объекте недвижимости. Это поможет выявить зарегистрированные обременения (залог, арест, долгосрочную аренду) и убедиться в наличии права собственности у продавца. А также заказать выписку из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости, которая содержит дополнительно сведения о правообладателях объекта недвижимости в определенный период времени, включая данные о правах и долях отдельных лиц, даты регистрации и прекращения прав на недвижимость, и сведения о признании собственника полностью или частично недееспособным. Стоит отметить, что в ЕГРН хранятся все сведения о недвижимом имуществе, начиная с 1998 года и по настоящее время.
Получить сведения о собственнике объекта недвижимости из ЕГРН может любое заинтересованное лицо. Поиск сведений осуществляется как по адресу, так и по кадастровому номеру объекта. Запрос в реестр подается одним из следующих способов:
- лично в МФЦ;
- в бумажном виде по почте;
- онлайн через портал Росреестра или Госуслуг;
Кроме того, для просмотра данных об объекте недвижимости в режиме реального времени на официальном сайте Росреестра реализован информационно-справочный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». Данный сервис предоставляет открытые данные о недвижимости на безвозмездной основе всем желающим и является очень полезным для оперативного получения справочной информации об объектах недвижимости. Для этого необходимо ввести в поисковую строку адрес объекта, и перейти на его страницу, где отобразиться общая информацию об объекте: полный адрес, кадастровый номер, кадастровая стоимость, площадь, этаж, дата постановки объекта на учёт, форма собственности, а также количество собственников. Чтобы узнать имя владельца - закажите выписку из ЕГРН. Общедоступные сведения, содержатся в выписке об основных характеристиках.
На Госуслугах доступны все 18 видов выписок ЕГРН.
С 1 марта 2023 года получить из ЕГРН сведения о правообладателе недвижимости станет сложнее.
Нововведения направлены на повышение защищенности персональных данных граждан от несанкционированного доступа неограниченного круга лиц. С 1 марта 2023 года персональные данные могут предоставляться третьим лицам только если собственник изъявит такое желание и подаст в Росреестр заявление о внесении в ЕГРН соответствующей записи.
Изменения не коснутся уполномоченных органов, супругов владельца недвижимости, совладельцев, арендаторов и арендодателей недвижимости, обладателей частного или публичного сервитута, наследников, собственников недвижимости, чей объект расположен на чужой земле, собственников смежного участка, арбитражных управляющих, залогодержателей, нотариусов, кадастровых инженеров.
Получить выписку с данными правообладателя остальные лица смогут только через нотариуса, подтвердив наличие обстоятельств, достаточных для получения.
Заместитель начальника Молчановского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Мария Визер
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Гражданин, являющийся собственником гаража, может приобрести в собственность земельный участок под этим гаражом, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
При определенных условиях можно оформить земельный участок в собственность в упрощенном порядке, получившем название "гаражная амнистия" (ст. 3.7 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Если гараж является капитальным (то есть прочно связан с землей), возведен на земельном участке до 30.12.2004 и не признан в установленном порядке самовольной постройкой, подлежащей сносу, то при определенных условиях до 01.09.2026 можно приобрести право собственности на находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок под таким гаражом бесплатно.
Приобретение права собственности на земельный участок под гаражом в рамках "гаражной амнистии" возможно в следующих случаях:
- земельный участок для размещения гаража предоставлен или передан вам какой-либо организацией (в том числе с которой вы состояли в трудовых или иных отношениях), либо иным образом выделен вам, либо право на использование такого земельного участка возникло у вас по иным основаниям;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив (далее - гаражный кооператив), либо право на использование такого земельного участка возникло у такого кооператива по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок под гаражом распределены вам на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Такой гараж может быть блокирован общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящим объектом капитального строительства.
При этом "гаражная амнистия" распространяется и на граждан, прекративших членство в гаражном кооперативе, в том числе вследствие его ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица. Количество гаражей и земельных участков, которые могут быть оформлены в собственность гражданина в рамках "гаражной амнистии", законодательством не ограничено.
Граждане должны иметь в виду, что если земельный участок под гаражом не стоит на кадастровом учете, его будет необходимо образовать, для этого необходимо будет обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит межевой план земельного участка и технический план гаража.
Решение о бесплатном предоставлении земельного участка под гаражом в собственность принимает уполномоченный орган публичной власти, как правило, это муниципалитет. Такое решение принимается после того, как участок под гаражом будет образован и поставлен на кадастровый учёт. В целях сокращения финансовой нагрузки на граждан законом предусмотрено, что за государственную регистрацию права собственности на гараж и земельный участок под ним не нужно будет платить госпошлину, поскольку соответствующее заявление в Росреестр будет подавать орган местного самоуправления от имени гражданина. После проведения регистрационных действий он вручит владельцу выписки из ЕГРН, подтверждающие оформление прав на гараж и земельный участок.
Если права на гараж зарегистрированы в ЕГРН, возможно оформление права собственности на земельный участок под гаражом в общем порядке.
Для этого необходимо обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов, т.к. вы являетесь собственником гаража. По итогам рассмотрения заявления при отсутствии оснований для отказа уполномоченный орган не позднее 30 дней (в 2022 г. - 14 календарных дней) со дня поступления заявления подготовит и подпишет проекты договора купли-продажи земельного участка и выдаст (направит) их вам для подписания. Договор купли-продажи земельного участка является основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок. Заявление в Росреестр на государственную регистрацию прав будет подавать орган местного самоуправления от имени гражданина. После проведения регистрационных действий он вручит владельцу выписку из ЕГРН.
Начальник Молчановского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Алексей Алишин
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Неточные геодезические измерения могут привести к появлению реестровых ошибок в сведениях о местоположении объектов недвижимости, возникновению спорных ситуаций между владельцами смежных земельных участков или иных проблем для землепользователей.
Управление Росреестра по Томской области проводит мероприятия по обязательным проверкам соблюдения кадастровыми инженерами требований к геодезическому и картографическому обоснованию кадастровых работ, точности определения границ объектов недвижимости, в том числе и в рамках проверки межевых и технических планов на предмет достоверности сведений.
Основными ошибками кадастровых инженеров являются:
1) противоречие сведений об используемых средствах измерения, методе определения координат и полученной точности определения координат;
2) при использовании для подготовки межевого плана картографической основы, полученной из государственного картографо-геодезического фонда или ГФДЗ, в межевом плане не указаны реквизиты полученного документа, не указаны наименование организации, изготовившей материал, инвентарный номер, номер или номенклатура, дата его создания и дата последнего обновления;
3) в разделе «Схема геодезических построений» межевого плана не отражено расстояние от базовых станций до ближайшей характерной точки объекта кадастровых работ;
4) в межевом плане неверно указаны наименования геодезических пунктов и значения их координат;
5) в межевой или технический план включены сведения о геодезических пунктах, которые не получены в установленном порядке;
6) несоответствие сведений раздела «Схема геодезических построений» и информации, отраженной в разделе «Исходные данные»;
7) выбранный масштаб чертежа земельного участка не обеспечивает читаемость местоположения характерных точек границ земельных участков;
8) специальные условные знаки, отображенные в графической части технического плана не соответствуют условным знакам, утвержденным действующим законодательством, либо используются условные знаки, обозначение которых не приведено в условных обозначениях;
9) контур, отображенный на дежурной кадастровой карте в соответствии с координатами, представленными в техническом плане, не соответствуют разделам графической части технического плана;
10) в техническом плане указаны не все земельные участки и/или кадастровые квартала на (-под, -над) которыми расположен объект капитального строительства;
11)в составе технического плана отсутствует акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение перепланировки помещения в многоквартирном доме;
12) обозначение характерных точек границ в разделе Чертеж не соответствует XML-схеме межевого плана;
13) в графе "3" строки "Сведения о земельных участках (землях общего пользования, территории общего пользования), посредством которых обеспечивается доступ" реквизита "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" в качестве кадастрового номера или обозначения земельного участка, для которого обеспечивается доступ, не указан кадастровый номер (обозначение) единого землепользования или многоконтурного земельного участка, а также учетный номер (обозначение) контура.
Управление Росреестра по Томской области обращает внимание кадастровых инженеров на необходимость соблюдения обязательных требований действующего законодательства.
Начальник Асиновского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Людмила Елькина
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Реестровая ошибка – это воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Реестровую ошибку следует отличать от технической ошибки. Техническая ошибка - это описки, опечатки, грамматические, арифметические или другие подобные ошибки, которые допущены органом регистрации прав при внесении сведений в ЕГРН. В результате такой ошибки сведения о недвижимости не соответствуют данным в документах, на основании которых сведения вносились в реестр. Например, в техническом плане здания указана одна площадь, а в реестре – другая.
Чтобы узнать, какая ошибка допущена, нужно сравнить сведения об объекте недвижимости в выписке из ЕГРН и документах, на основании которых сведения вносились в реестр. Если они различаются, нужно исправить техническую ошибку. Если сведения идентичны, то это означает, что ошибка допущена в документах, то есть исправлять нужно реестровую ошибку.
Например, собственники земельных участков часто сталкиваются с неверным отображением границ на кадастровой карте. Проблема выглядит так: земельный участок корректно стоит на кадастровом учёте, но его расположение на публичной карте отличается от реальных границ. Пересечение границ и наложение участков наблюдается в большинстве сельских поселений. Именно это и является реестровой ошибкой.
Исправление ошибки – это внесение корректных изменений в ЕГРН. Есть два способа внесения таких изменений: внесудебный порядок и на основании судебного решения. Первый способ отличает отсутствие претензий со стороны третьих лиц, например владельцев смежных (соседних) участков. Если же возник конфликт с соседями, тогда внесение изменений в ЕГРН возможно по решению суда.
Если ошибка содержится в документах о характеристиках объекта недвижимости, тогда следует обратиться к кадастровому инженеру. Рекомендуем обращаться к кадастровому инженеру, допустившему данную ошибку. Кадастровый инженер составит технический план для объекта капитального строительства или межевой план в отношении земельного участка. В таком плане будет указано, что он подготовлен в связи с исправлением ошибки.
После этого нужно подать заявление в орган регистрации прав и приложить к нему исправленные документы.
Если исправить ошибку в досудебном порядке не представляется возможным, ее можно исправить и в суде. Однако в некоторых случаях обращение в суд является единственным способом ее исправления. Основаниями для исправления реестровой ошибки исключительно в суде являются следующие:
1) ее исправление может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН
2) при возникновении споров при исправлении ошибки в описании местоположения границ земельных участков
Когда ошибка будет исправлена судом, нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением и приложить к нему вступившее в законную силу решение суда, на основании которого она будет исправлена в ЕГРН.
Такая ошибка исправляется органом регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, которые свидетельствуют о ее наличии и содержат верные сведения, либо вступившего в законную силу решения суда.
После этого собственнику направляется уведомление об исправлении ошибки. Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Специалист-эксперт Молчановского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Бойчик
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Первой и главной особенностью выездного обследования является то, что данный вид надзорного мероприятия осуществляется государственными инспекторами Управления без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений.
При этом, выездное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры выездного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность выездного обследования.
На первый взгляд у лиц, использующих земельные участки, могут возникнуть опасения на предмет четкого соблюдения государственными инспекторами их защищаемых законодательством прав, вне зависимости от того являются ли они нарушителями земельного законодательства или нет.
Однако оснований для подобного рода беспокойства нет.
Процедура осуществления выездного обследования четко прописана на законодательном уровне.
В ходе выездного обследования земельного участка на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Результаты выездного обследования оформляются актом выездного обследования объекта земельных отношений.
«Выявленные в ходе выездного обследования нарушения требований земельного законодательства являются основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или проведения профилактического мероприятия», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Начальник отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Томской области
Александр Ткачев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральным законом от 05.12.2022 № 507-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ.
В частности, уточнен порядок исчисления срока неиспользования земель с/х назначения, по окончании которого возникают основания для принудительного изъятия соответствующего земельного участка у его собственника по решению суда.
Установлена возможность такого изъятия в случае, если на момент проведения контрольно-надзорного мероприятия выявлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению в течение 3 лет и более.
Вводятся особенности проведения торгов в форме публичного предложения, которые проводятся в случае, если повторные публичные торги по продаже изымаемого земельного участка признаны несостоявшимися.
Сокращены сроки принятия уполномоченными органами решений о приобретении изымаемых земельных участков в государственную или муниципальную собственность. Так, если земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не продан посредством проведения торгов в форме публичного предложения, в течение пятнадцати дней такой земельный участок может быть приобретен в собственность муниципального образования, на территории которого он расположен, по минимальной цене торгов в форме публичного предложения. При этом, если такой земельный участок не приобретен в муниципальную собственность в указанный срок, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение пятнадцати дней с даты истечения срока, в течение которого такой земельный участок мог быть приобретен в муниципальную собственность, обязан приобрести такой земельный участок в государственную собственность по минимальной цене торгов в форме публичного предложения.
Закреплено, что собственник земельного участка из земель с/х назначения, которому выдано предписание об устранении выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований, не вправе передавать такой земельный участок в залог, совершать сделки, направленные на переход, прекращение права собственности на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, а также иные действия, направленные на прекращение права собственности на такой земельный участок.
С 3 до 5 лет увеличен максимальный срок, на который может быть заключен договор аренды земельного участка из земель с/х назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для сенокошения и выпаса скота.
Обращаем внимание правообладателей, что действие Федерального закона №101-ФЗ не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Начальник отдела регистрации
земельных участков
Анастасия Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Способы защиты гражданских прав определены Гражданским кодексом Российской Федерации. Статья 12 ГК РФ, перечисляя такие способы защиты, оставляет их перечень открытым, при этом указывая, что «иные способы» должны быть предусмотрены нормами действующего законодательства.
«Основными способами защиты прав собственников недвижимого имущества выступают: признание права, признание сделки недействительной, истребование вещи из чужого незаконного владения (виндикационный иск), устранение нарушений вещного права, не связанных с лишением владения (негаторный иск)», - рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Признание права является популярным способом узаконить самовольную постройку.
Указанный способ может быть применен при одновременном соблюдении следующих условий:
- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
- если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Признание сделки недействительной.
Недействительной является сделка, которая по основаниям, предусмотренным законом, признана таковой судом или недействительна независимо от такого признания.
Таким образом, недействительная сделка - это сделка, которая была совершена, но ее стороны не достигли правового результата, на который она была направлена. То есть желаемое возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей по ней не состоялось.
Заявить требование о признании сделки недействительной может сторона сделки, а также лицо, которому закон предоставляет такое право. Некоторые нормы о недействительных сделках содержат ограничения относительно круга лиц, которые могут заявлять соответствующие требования.
Для удовлетворения иска по ничтожной сделке нужно доказать, что у заявителя есть охраняемый законом интерес в признании ее недействительной. Можно заявить подобное требование, несмотря на то что ничтожная сделка недействительна независимо от судебного признания.
Чтобы оспоримую сделку можно было признать недействительной, нужно, чтобы она нарушала права или охраняемые законом интересы лица, ее оспаривающего. А если она оспаривается в интересах третьих лиц, то должны нарушаться их права и охраняемые законом интересы.
Истребование вещи из чужого незаконного владения используется в случае, когда вещью владеет лицо, не имеющее на это права.
Возможность истребования имущества из чужого незаконного владения напрямую зависит от того, является ли приобретатель добросовестным. Положение добросовестного приобретателя значительно укрепляет его позицию в споре, однако законодатель все же допускает возможность лишения права собственности и его посредством наделения собственника правом истребовать свое имущество у такого приобретателя. Законодатель связывает возможность истребования с основанием приобретения имущества (возмездное или безвозмездное) и с волей собственника на выбытие спорного имущества.
Устранение нарушений вещного права, не связанных с лишением владения.
Собственник, либо лицо, владеющее имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Указанные лица вправе требовать устранения неправомерных длящихся фактических действий, которые препятствуют ему в пользовании недвижимой вещью или создают угрозу подобного нарушения, но не повлекли лишения владения или оспаривания самого права.
Таким образом, создание собственнику или иным, перечисленным лицам, фактических препятствий в осуществлении владения, не повлекших лишения владения, является основанием к предъявлению негаторного иска.
Начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
Управления Росреестра по Томской области
Татьяна Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Единым документом территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа признается соответственно генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе подготовленные применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, частям населенного пункта, которые наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план, содержат карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капстроительства, порядок применения карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов и внесения в них изменений.
Обязательным приложением к единому документу территориального планирования являются сведения о границах населенных пунктов, территориальных зон.
Подготовка такого документа обеспечивается местной администрацией на основании решения высшего исполнительного органа субъекта РФ.
Если утвержден единый документ, в том числе применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, частям населенного пункта, то подготовка и утверждение правил землепользования и застройки применительно к территориям указанных населенных пунктов, их частям не осуществляются, а ранее утвержденные правила применительно к данным территориям подлежат признанию утратившими силу.
Соответствующие поправки внесены в Градостроительный кодекс РФ, которые вступили в силу 19.12.2022 года (Федеральный закон от 19.12.2022 № 541-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции»).
Начальник отдела регистрации
земельных участков
Анастасия Юркевич
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Подлежащим рассмотрению в судебном порядке является спор об установлении границ земельных участков.
Межевые споры инициируются заинтересованной стороной с целью установления, восстановления и закрепления на местности границ земельного участка, определения его местоположения и площади. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.
При разрешении межевых споров необходимо установить площадь каждого из смежных земельных участков, которая как одна из его уникальных характеристик зависит от конфигурации границ соответствующего земельного участка, а изменение местоположения границ смежных земельных участков может повлечь изменение их площади, а также установить соответствие юридической и фактической границы земельных участков, оценить наличие несовпадения закрепленных в государственном кадастре недвижимости сведений об их местоположении фактического, существующего на местности нахождения границ, выявить его причину.
Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру для составления акта согласования местоположения границ земельного участка. Местоположение границ земельного участка считается согласованным, если в акте стоят личные подписи всех заинтересованных лиц или их представителей.
Если причиной пересечения границ земельных участков является ошибка в сведениях ЕГРН о земельном участке, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, нужно обратиться в орган регистрации прав с заявлением о необходимости ее исправления. При этом ошибка в записях ЕГРН, возникшая в результате воспроизведения ошибки, содержащейся в представленном в орган регистрации прав межевом плане или иных документах (реестровая ошибка), исправляется в том же порядке, в котором были представлены документы, содержащие ошибку. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Если исправление ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи ЕГРН, то такое исправление производится только по решению суда.
Если местоположение границ не было согласовано в добровольном порядке, придется обратиться в суд. При подготовке искового заявления об установлении местоположения границ земельного участка обратите особое внимание на те объекты (природные или искусственные, существующие на местности 15 лет и более), на основании которых определялось местоположение участка (как вашего, так и смежного).
Подобными объектами являются заборы, деревья, иные насаждения, столбы и т.п. Данная информация очень важна, поскольку при отсутствии документального подтверждения границ участка его местоположение определяется только по названным объектам. В зависимости от обстоятельств дела в качестве ответчика может выступать, например, собственник смежного с вашим земельным участком, в качестве третьих лиц – орган регистрации прав и кадастровый инженер. При рассмотрении дела может потребоваться назначение землеустроительной экспертизы для разрешения вопроса о том, были ли проведены кадастровые работы в соответствии с требованиями законодательства, а также о том, по каким координатам необходимо устанавливать местоположение смежной границы двух спорных участков.
Вступившее в законную силу решение суда является основанием для осуществления, в частности, государственного кадастрового учета. Если решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков, содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения о земельном участке, в том числе сведения о координатах характерных точек его границ, соответствующие установленным методам их определения, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого плана не требуется. Орган регистрации прав обязан исправить ошибку и осуществить кадастровый учет.
Решение суда об исправлении ошибки в описании местоположения границ земельного участка в записях ЕГРН также может служить основанием для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам ранее вынесенного судом решения, если суд при его принятии руководствовался сведениями о границах земельного участка, существовавшими до исправления ошибки.
Главный специалист-эксперт Молчановского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Ольга Зайцева
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:
С 29.06.2022 Росреестр перешел на электронный документооборот. Теперь при подаче в МФЦ заявления на регистрацию права собственности и постановку на государственный кадастровый учет и всех документов на бумажных носителях переводятся в электронную форму, заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью и направляются в электронном виде по защищенным цифровым каналам в территориальный орган Росреестра. Бумажные документы возвращаются заявителю. Исключением остаются лишь документарные закладные.
Если ранее на договорах о регистрации сделок с недвижимостью ставили регистрационные надписи и печати, то в настоящее время любые учетно-регистрационные действия (переход права, внесение изменений в ЕГРН, регистрация ипотеки) удостоверяются только выпиской из ЕГРН, которая содержит сведения об объекте, в том числе о его характеристиках, собственнике, наличии либо отсутствии ограничений и обременений (например, арестов, запретов, ипотеки, ограничений в использовании) и другие общедоступные сведения об объекте недвижимости.
Выписка из ЕГРН выдается заявителю после государственной регистрации вместе с документами, которые он представил в бумажном виде. Указанная выписка подготавливается государственным регистратором прав и направляется в МФЦ в электронном виде. Уже бумажная выписка подписывается сотрудником МФЦ и выдается заявителю.
Следует отметить, что выписка из ЕГРН актуальна только на момент выдачи.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Самовольное занятие земельного участка является правонарушением, за совершение которого предусмотрена административная ответственность статьёй 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Самовольное занятие земельного участка – это пользование чужим земельным участком или его частью против воли собственника данного земельного участка.
Самовольное занятие может выражаться в увеличении площади участка собственником, противоправно установившим ограждение или строение за границами своего земельного участка.
Например, гражданин, имеющий в собственности земельный участок, огородил забором помимо своего участка еще и участок земель общего пользования. В таком случае в действиях гражданина будут усматриваться признаки самовольного занятия земельного участка.
Нередко «захватчики» занимают пустующие земли, обосновав это тем, что они никому не принадлежат. Однако земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Надзор за соблюдением требований земельного законодательства, в том числе о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использовании земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок, осуществляет Росреестр и его территориальные органы.
Надзор за законностью использования земельных участков как объектов недвижимости на территории Томской области осуществляет Управление Росреестра по Томской области.
Полномочиями по осуществлению контроля за соблюдением требований земельного законодательства при использовании земельных участков также наделены органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальный земельный контроль. Таким органом на территории г. Томска является Департамент недвижимости администрации города Томска, на территории Томского района – Администрация Томского района.
Полномочиями по рассмотрению административных дел по фактам самовольного занятия земельных участков наделены только должностные лица Управления Росреестра по Томской области.
За самовольное занятие земельного участка предусмотрен административный штраф для граждан в размере от 1% до 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, при этом его сумма должна составить не менее 5 тыс. рублей. Для юридических лиц размер штрафа составляет от 2% до 3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. рублей.
Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность по ст. 7.1 КоАП РФ как юридические лица.
«Необходимо своевременно оформлять права на используемые земельные участки, чтобы избежать административной ответственности за самовольное занятие земельных участков или части земельного участка», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления.
Начальник отдела
государственного земельного надзора
Управления Росреестра по Томской области
Александр Ткачев