Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Осуществлении правосудия на территории Российской Федерации заключается в выполнении судами двойной функции: вынесение правильного и справедливого решения путем установления сущностной истины и осуществление судопроизводства посредством надлежащего руководства процессом для обеспечения эффективного метода для его ускорения без ущерба качеству.
Верховный суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 17.12.2020 № 42 "О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства" определил упрощенное (письменное) производство как специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора.
Возможность рассмотрения судами административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства предусмотрена главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Исковое заявление (административное исковое заявление, заявление), согласно положений КАС РФ, и прилагаемые к нему документы по делам, которые должны или могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства, подаются в суд по общим правилам подсудности.
При принятии искового заявления к производству суд решает, относится ли дело к категории дел, которые должны быть рассмотрены в таком порядке.
При положительном ответе на этот вопрос суд указывает на это в определении о принятии искового заявления и устанавливает сроки представления участвующими в деле лицами в суд и друг другу доказательств и документов.
Сроки для совершения данных действий могут быть определены судом посредством указания точной календарной даты либо периода, исчисляемого со дня вынесения определения о принятии искового заявления к производству или определения о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства.
В административном судопроизводстве при решении вопроса о возможности рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства судом учитываются особенности разрешения конкретной категории административных дел, а также сроки их рассмотрения.
Отличительной особенностью упрощенного производства по делам является отсутствие необходимости проведения устного разбирательства, и, как следствие этого, не осуществляется аудиопротоколирование, не составляется протокол в письменной форме, не применяются правила об отложении судебного разбирательства и объявлении судебного решения, не изготавливается отдельно резолютивная часть решения.
Суд исследует доказательства только в письменной форме.
Как правило, административные дела в порядке упрощенного судопроизводства судом рассматриваются единолично.
Статьей 291 КАС РФ предусмотрены следующие случаи рассмотрения дел в порядке упрощенного производства:
- всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
- административным истцом заявлено ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
- указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тыс. руб.
Перечень дел, рассматриваемых в порядке упрощенного производства, не является исчерпывающим.
Так, суд вправе рассмотреть административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства в случае:
- если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц (ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
- при преодолении решения суда о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части повторным принятием такого же акта (ч. 5 ст. 216 КАС РФ);
- установленном ч. 2 ст. 315 КАС РФ в связи с рассмотрением частной жалобы, представления прокурора.
Суд может перейти к рассмотрению дела в обычном порядке только в случае если от административного ответчика поступили возражения против осуществления упрощенного производства по его делу (ч. 5 ст. 292 КАС РФ).
Суд неправомочен по своей инициативе перейти к рассмотрению административного дела в обычном порядке.
КАС РФ предусматривает также и ситуации, когда нельзя рассмотреть дело в упрощенном (письменном) порядке, это те дела, которые предусмотрены гл. 24, 28 - 31.1 КАС РФ.
Так, в силу прямого указания ч. 6 ст. 243 КАС РФ правила упрощенного (письменного) производства не подлежат применению при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Следует отметить, что правила упрощенного производства не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.
«Практика рассмотрения судом административных дел в порядке упрощенного производства по КАС РФ с привлечением Управления в качестве ответчика отсутствует, в качестве третьего лица – незначительна» - рассказала Елена Золоткова - руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Елена Винокурова
Заместитель начальника отдела правового
обеспечения, по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр рассмотрев обращение Национальной палаты кадастровых инженеров по вопросу учета площади антресоли пояснил, что для целей государственного кадастрового учета объектов недвижимости при выполнении кадастровых работ и подготовке технических планов в соответствии с частью 13 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приказом Росреестра от 23.10.2020 № П/0393 утверждены Требования к определению площади здания, сооружения, помещения, машино-места (далее – Требования № П/0393), которые не содержат положений относительно учета площади антресоли в площади жилого или нежилого помещения.
Принимая во внимание определение понятия антресоль, содержащееся в различных сводах правил, для обеспечения доступа на антресоль, предусматривающую возможность нахождения на ней людей, осуществляется устройство лестниц внутри таких помещений, в связи с чем антресоль может представлять собой лестничную площадку. Правила подсчета площади помещений при наличии внутри помещения лестниц установлены пунктами 11.2, 12.2, 12,4 Требований № П/0393.
Согласно пункту 8.4 Требований № П/0393 в нежилом здании в площади этажа такого здания и соответственно площади самого нежилого здания учитывается антресоль, площадь которой на любой отметке составляет более 40% площади этажа здания.
Антресоль, площадь которой менее 40 %, не учитывается в площади нежилого здания. Ввиду того, что в соответствии с пунктами 8.3, 10.2 Требований № П/0393 площадь этажа как жилого, так и нежилого здания определяется в пределах внутренних поверхностей наружных стен, а помещения, расположенные на таком этаже, являются его составной (неотъемлемой) частью, то антресоль, площадь которой менее 40 % площади помещения, по мнению Росреестра, также не учитывается при определении площади жилого и нежилого помещения.
Антресоль, расположенная в помещении, подлежит отображению на плане этажа технического плана здания, в котором расположено такое помещение, в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана, утвержденными приказом Росреестра от 15.03.2022 № П/0082.
Татьяна Никитюк
Начальник отдела регистрации
объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки
Управления Росреестра по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Одной из особенностей рассмотрения обращений по вопросам проведения контрольно-надзорных мероприятий является обязанность должностных лиц Управления, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, принятия мер по установлению личности гражданина и полномочий представителя организации, и их подтверждения.
Так, при подаче обращения заявитель обязан предъявить документ, удостоверяющий личность или документы, подтверждающие полномочия представителя гражданина или организации. В случаях подачи обращений посредством электронной или почтовой связи, должностными лицами Управления принимаются меры, направленные на установление и подтверждение личности заявителя.
Исключением являются следующие случаи:
- - при подаче обращений (заявлений) гражданами и организациями либо их уполномоченными представителями непосредственно в контрольный (надзорный) орган, либо через многофункциональный центр оказания государственных и муниципальных услуг лично с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия;
- - при подаче обращений (заявлений) граждан и организаций после прохождения идентификации, и аутентификации заявителя посредством единой системы идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг, региональных порталах государственных и муниципальных услуг или на официальных сайтах контрольных (надзорных) органов в сети «Интернет», а также в информационных системах контрольных (надзорных) органов.
При невозможности подтверждения личности гражданина, полномочий представителя организации, в том числе, при отказе заявителя от такого подтверждения, поступившие обращения (заявления) рассматриваются Управлением в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В этом случае, должностным лицом Управления подготавливается мотивированное представление об отсутствии оснований для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, о чем уведомляется заявитель.
Следует обратить внимание, что контрольный (надзорный) орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании с гражданина, организации, со средства массовой информации расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением обращения (заявления), информации указанных лиц, если в них были указаны заведомо ложные сведения.
Нормы закона, регулирующие порядок рассмотрения обращений граждан, позволили в полной мере проводить оценку достоверности поступающих сведений, минимизировать количество анонимных обращений, недостоверных сведений и исключить представление заведомо ложных сведений от имени третьих лиц.
Специалист-эксперт Стрежевского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра по Томской области
Мадина Везирова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В целях защиты имущественных прав несовершеннолетних законодатель предусмотрел, что сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину, подлежат нотариальному удостоверению.
Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением:
– сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке,
– сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда,
– сделок по отчуждению земельных долей,
– сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение,
– договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.
По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона – залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны – залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Учитывая, что договор об ипотеке не является сделкой по отчуждению недвижимого имущества, в случае заключения договора об ипотеке в отношении недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетним лицам, он не подлежит обязательному нотариальному удостоверению.
При этом договоры ипотеки долей в праве общей собственности на имущество, принадлежащее несовершеннолетним, подлежат нотариальному удостоверению в силу ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если они не подпадают под исключительные случаи.
При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного.
В пункте 2 ст. 37 ГК РФ, в свою очередь, сказано, что опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.
Так же И.В. Гладких отметила, - «Совершая операции с недвижимостью в выше указанных случаях, необходимо максимально обезопасить себя от рисков и тщательно проверять все документы. Данный порядок, связанный с необходимостью получения родителями разрешений от органов опеки и попечительства на совершение соответствующих сделок, может в достаточной мере способствовать защите прав и законных интересов несовершеннолетних при распоряжении их имуществом».
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с пунктом 3 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена (аналогичная норма содержится в пункте 2 статьи 163 ГК РФ).
Если нотариальное удостоверение сделки в соответствии с пунктом 2 статьи 163 ГК РФ является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность (пункт 3 статьи 163 ГК РФ).
Согласно части 1.1 статьи 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением случаев, прямо перечисленных в данной статье.
В соответствии с абзацем вторым статьи 1164 ГК РФ к общей собственности наследников на наследственное имущество применяются положения главы 16 ГК РФ об общей долевой собственности с учетом правил статей 1165 – 1170 ГК РФ.
При этом статьей 1165 ГК РФ установлено, что наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, может быть разделено по соглашению между ними; к соглашению о разделе наследства применяются правила ГК РФ о форме сделок и форме договоров.
Согласно пункту 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Таким образом, наследники имеют право разделить наследственное имущество (перераспределить доли в праве общей собственности на него) в силу предоставленного им законом правомочия.
Такой раздел (перераспределение), на основании указанных положений ГК РФ, не должен рассматриваться как сделка по отчуждению доли в праве собственности на объект недвижимости применительно к статье 218 ГК РФ, если сохранились те же участники общей долевой собственности и у них в долевой собственности остались те же объекты недвижимости, что были указаны в свидетельстве о праве на наследство. Соответственно, применительно к данной ситуации соглашение о разделе наследственного имущества (о перераспределении долей в праве общей собственности на него) может быть заключено в простой письменной форме, поскольку требование о нотариальном удостоверении не установлено законом для подобного рода сделок.
При этом, если в соглашении о разделе наследственного имущества, заключаемом после принятия наследства и выдачи свидетельства о праве на наследство, наследники перераспределяют принадлежащие им (согласно свидетельству о праве на наследство) доли в праве собственности на наследуемое имущество таким образом, что каждый (один) из них становится единоличным собственником одного из наследуемых объектов недвижимости, то есть на основании такого соглашения о разделе наследственного имущества изменяется вид права, состав правообладателей объектов недвижимости и, поскольку право общей долевой собственности у наследников уже возникло, совершается, по сути, мена долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости – сделка по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество в понимании статьи 218 ГК РФ, такое соглашение о разделе наследственного имущества, учитывая положения части 1.1 статьи 42 Закона № 218-ФЗ, подлежит нотариальному удостоверению.
Начальник Северского отдела Илья Валеев
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Нотариальное удостоверение сделки – это проверка нотариусом или иным уполномоченным лицом законности сделки, включая наличие прав у сторон на ее подписание. Удостоверение сделки осуществляется по правилам, установленным законодательством о нотариате и нормативными правовыми актами органов, регулирующих соответствующие правоотношения.
В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
Обязательному в силу закона нотариальному удостоверению подлежат:
- доверенности, от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;
- доверенности, выдаваемые физическими лицами в порядке передоверия;
- завещания;
- сделки, заключаемые лицом (лицами), которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может расписаться самостоятельно, из-за чего подписантом выступает иное лицо;
- договоры ренты;
- сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество;
- сделки, связанные с распоряжением недвижимостью на условиях опеки, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину;
- брачные договоры;
- договоры поручительства, заключаемые застройщиками в целях обеспечения обязательств перед участниками долевого строительства;
-договоры условного депонирования (эскроу), за исключением случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг;
- иные сделки, в отношении которых законом предусмотрена соответствующая форма.
Обязательному в силу соглашения сторон нотариальному удостоверению подлежат сделки, стороны которых договорились об их нотариальном удостоверении. Нотариально удостоверять следует также договор о приобретении объекта недвижимости за счет общих доходов супругов и средств материнского (семейного) капитала либо полностью за счет средств маткапитала, поскольку такой объект недвижимости поступает не в общую совместную собственность супругов, а в общую долевую собственность родителей (каждого из супругов) и детей.
При удостоверении сделок нотариус осуществляет проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также наличия волеизъявления заявителей. В случае если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, обратившегося за совершением нотариального действия, проверяются его полномочия, в том числе доверенность на предмет ее отмены.
По общему правилу представление необходимых документов является обязанностью сторон сделки. Но в предусмотренных законом случаях нотариус запрашивает некоторые из них самостоятельно, например, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. После удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.
При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нотариально удостоверенного факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.
Государственная регистрация прав осуществляется в течение трёх рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.
Материал подготовила Елена Черногубовая
заместитель начальника Стрежевского
межмуниципального отдела
Управления Росреестра
по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- В различных ситуациях оформления недвижимости гражданам требуются сведения о кадастровой стоимости объектов. Получить необходимую информацию можно несколькими способами, не выходя из дома.
- С помощью сервисов на официальном сайте Росреестра. Сервис«Фонд данных государственной кадастровой оценки» предоставляет сведения, используемые при определении кадастровой стоимости и результаты ее определения. Для получения сведений необходимо воспользоваться поиском по кадастровому номеру.
- С помощью сервиса«Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» можно узнать кадастровую стоимость не только земельных участков или объектов капитального строительства, но и помещений. Поиск проводится как по номеру объекта недвижимости, так и по его адресу.
- Сервис «Публичная кадастровая карта» позволяет бесплатно и в круглосуточном режиме получать основные характеристики интересующего объекта недвижимости, в том числе информацию о кадастровой стоимости.
Информация сервисов является справочной.
При необходимости получения юридически значимого документа можно заказать выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Выписка содержит сведения о кадастровой стоимости и дате ее утверждения, реквизитах акта об утверждении, дате внесения в ЕГРН и т.д.
Выписка о кадастровой стоимости является одним из востребованных видов сведений ЕГРН. В 2022 году жители региона получили более 29 тыс. таких выписок, 75% документов выдано в электронном виде. Выписка предоставляется бесплатно.
Запросить выписку в электронном виде можно на портале Госуслуг, готовый результат следует распечатать в любом офисе многофункицонального центра «Мои Документы» (МФЦ). При самостоятельной распечатке электронный документ теряет юридическую силу. Подать запрос и получить готовый документ в бумажном виде также можно в любом офисе МФЦ.
Материал подготовила Татьяна Студеникина, ведущий специалист филиала «ППК Роскадастр» по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Гражданин, являющийся собственником гаража, может приобрести в собственность земельный участок под этим гаражом, находящийся в государственной или муниципальной собственности. При определенных условиях можно оформить земельный участок в собственность в упрощенном порядке, получившем название "гаражная амнистия". «Упрощенный порядок при оформлении прав распространяется на земельные участки и расположенные на них гаражные боксы в линейках гаражей, возведенные до 31 декабря 2004 года, до введения в действие Градостроительного кодекса РФ. Также на объекты капитального строительства (капитальные гаражи), которые не были признаны самовольной постройкой», - отметила И.В. Гладких, начальник Колпашевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области.
Чтобы приобрести в собственность земельный участок под принадлежащим вам гаражом, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подается в орган местного самоуправления в случаях, если земельный участок не образован или его границы подлежат уточнению. К заявлению необходимо приложить, в частности:
документ, устанавливающий (удостоверяющий) право собственности на гараж (если оно не зарегистрировано в ЕГРН);
документ, устанавливающий (удостоверяющий) права на земельный участок, если такое право не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии);
схему расположения земельного участка (если участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания соответствующей территории);
документ, подтверждающий полномочия представителя (если с заявлением обращается представитель).
Если земельный участок не образован, и его границы не требуют уточнения, то кадастровым инженером в результате кадастровых работ будет подготовлен межевой план земельного участка, являющийся основанием для государственного кадастрового учета. Межевой план готовится в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.
По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган при отсутствии оснований для отказа не позднее 14 календарных дней со дня поступления заявления подготовит и подпишет проект договора купли-продажи земельного участка и выдаст их вам для подписания, он же и будет являться основанием для государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Если же гараж возведен на земельном участке до 30.12.2004 и не признан в установленном порядке самовольной постройкой, подлежащей сносу, то при определенных условиях до 01.09.2026 (в рамках «гаражной амнистии») можно приобрести право собственности на находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок под таким гаражом бесплатно.
Это возможно в следующих случаях:
земельный участок для размещения гаража предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой, этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, либо право на использование такого земельного участка возникло у такого кооператива по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок под гаражом распределены гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Такой гараж может быть блокирован общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящим объектом капитального строительства. При этом "гаражная амнистия" распространяется в том числе на граждан, прекративших членство в гаражном кооперативе, в том числе вследствие его ликвидации или исключения из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности юридического лица.
Указанные земельные участки предоставляются гражданам в том же порядке, как указано выше, но с определенными особенностями. Например, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются:
документ о предоставлении гражданину земельного участка или о возникновении у гражданина права на использование земельного участка по иным основаниям, либо документ, подтверждающий предоставление земельного участка, из которого образован (должен быть образован) испрашиваемый земельный участок, гаражному кооперативу для гаражного строительства и (или) размещения гаражей, либо документ, подтверждающий приобретение указанным кооперативом права на использование такого земельного участка по иным основаниям;
решение общего собрания членов гаражного кооператива о распределении гражданину гаража и (или) земельного участка (иной документ, устанавливающий такое распределение), и (или) документ, выданный гаражным кооперативом, подтверждающий выплату гражданином пая (паевого взноса), в том числе без указания на то, что выплата такого пая (паевого взноса) является полной, и (или) документ, подтверждающий факт осуществления строительства гаража данным кооперативом или указанным гражданином (указанные документы представляются, если земельный участок был предоставлен гаражному кооперативу);
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок);
документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель);
технический план гаража.
Если вышеуказанные документы у гражданина отсутствуют, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов:
заключенные до 30.12.2004 договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг;
документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 01.01.2013 в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до 30.12.2004.
Региональным законодательством может быть предусмотрен перечень документов, которые могут быть представлены гражданином для подтверждения соответствия земельного участка условиям, необходимым для оформления прав на него по "гаражной амнистии", в случае отсутствия у гражданина вышеуказанных документов. На территории Томской области 19 августа 2021 года был принят Закон № 90-ОЗ «О реализации на территории Томской области отдельных положений Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ, который также вступил в силу 1 сентября 2021 года.
Указанным Законом № 90-ОЗ установлены:
- полномочия органов государственной власти Томской области по регулированию отдельных отношений по реализации на территории Томской области отдельных положений Закона № 79-ФЗ;
- перечень документов, которые могут быть представлены гражданином для подтверждения соответствия земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, условиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в случае отсутствия у гражданина документов, предусмотренных пунктами 5 - 7 указанной статьи, подтверждающих такое соответствие;
- состав и порядок осуществления мероприятий, направленных на выявление лиц, использующих расположенные в границах муниципальных образований Томской области гаражи, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, и оказание содействия пользователям в приобретении прав на них и на земельные участки, на которых расположены гаражи.
При наличии соответствующих документов земельный участок также может быть предоставлен наследнику вышеуказанного гражданина либо лицу, приобретшему гараж у вышеуказанного гражданина по соглашению.
Если земельный участок под гаражом является ограниченным в обороте, то он подлежит предоставлению гражданину в аренду с установлением арендной платы в размере не выше размера земельного налога за соответствующий земельный участок.
Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный земельный участок (договора аренды земельного участка) осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом (при необходимости) расположенного на нем гаража и регистрацией права собственности на гараж по заявлению уполномоченного органа, предоставившего гражданину земельный участок. Такое заявление должно быть подано уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения о предоставлении гражданину земельного участка. Если в указанный срок заявление уполномоченным органом не подано, гражданин вправе обратиться с таким заявлением самостоятельно в любой офис МФЦ. Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).
Срок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении земельного участка, предназначенного для строительства гаража для собственных нужд, составляет 3 рабочих дня с даты приема заявления органом регистрации прав или 5 рабочих дней с даты приема заявления в МФЦ.
Материал подготовила Ирина Гладких начальник Колпашевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Геодезия и картография обеспечивают решение задач территориального планирования, архитектурного и строительного проектирования, кадастрового учёта недвижимого имущества в целях его гражданского оборота, в сфере экологии и природопользования, в том числе демографической политики.
Сегодня ответственность за отрасль геодезии и картографии возложена на Росреестр. В Управлении Росреестра по Томской области вопросами геодезии и картографии занимается отдел землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии. На данный отдел возложено множество задач и функций, таких как федеральный государственный контроль (надзор) в области геодезии и картографии за соблюдением обязательных требований к обеспечению сохранности пунктов государственной геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей, за соблюдением обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о наименованиях географических объектов, лицензирование геодезической и картографической деятельности и другие.
Для сбора сведений о сохранности геодезических пунктов специалистами отдела проводится их полевое обследование. На территории Томской области расположено 4888 геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов. В настоящее время в Управлении имеется информация о состоянии 790 пунктов.
Кроме обследования геодезических пунктов в задачи отдела входит установление их охранных зон. На сегодняшний день охранные зоны установлены на все 2846 пунктов государственной геодезической сети, 60 пунктов государственной нивелирной сети и 3 пункта государственной гравиметрической сети.
При осуществлении контроля за употреблением наименований географических объектов на топографических картах выявлены 2 наименования географических объектов, не зарегистрированные в Государственном каталоге географических названий. Данные о них направлены в ППК «Роскадастр», неточность в каталоге была устранена.
Проведены работы по включению в федеральный фонд пространственных данных цифровых ортофотопланов масштаба 1:500 на территорию 73 населенных пунктов Томской области общей площадью 109,63 кв.км., созданных в рамках государственного контракта, заключенного между Департаментом архитектуры и строительства Томской области и ООО «СЕВЕРНЕФТЕГАЗПРОЕКТ».
Материал подготовила Татьяна Крупиненко - главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно ст. 75 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023), под выездным обследованием понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях оценки соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований.
Первой и главной особенностью выездного обследования является то, что данный вид контрольно-надзорного мероприятия осуществляется без взаимодействия с правообладателями объектов земельных отношений.
При этом, выездное обследование может быть осуществлено в отношении земельных участков, принадлежащих как гражданам, так и юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Согласование в органах прокуратуры выездного обследования, организуемого в отношении земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя, не требуется. Это вторая особенность выездного обследования.
Процедура осуществления выездного обследования прописана на законодательном уровне.
В ходе выездного обследования земельного участка на общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектах могут осуществляться:
1) осмотр;
2) инструментальное обследование (с применением видеозаписи).
Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица.
Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля.
Результаты выездного обследования оформляются актом выездного обследования объекта земельных отношений.
Выявленные в ходе выездного обследования нарушения требований земельного законодательства являются основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия или проведения профилактического мероприятия.
Материал подготовила Светлана Васильева, главный специалист – эксперт Парабельского межмуниципального отдела
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее – ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.
Для правомерного использования земельных участков владельцы и пользователи земельных участков должны обращать внимание на два основных момента. Во-первых, это территориальная зона и градостроительный регламент зоны, в которой размещён земельный участок. Во-вторых, это сам вид разрешенного использования и его группа для конкретной территориальной зоны.
С января 2022 года в действующее законодательство внесены изменения. Теперь любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства из предусмотренных градостроительным зонированием территорий правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным статьёй 39 ГрК РФ, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка.
Основной или условно разрешенный вид использования земельного участка считается выбранным в отношении такого земельного участка со дня внесения сведений о соответствующем виде разрешенного использования в ЕГРН. На вспомогательный вид разрешенного использования данные правила не распространяются. Внесение в ЕГРН сведений о вспомогательных видах разрешенного использования земельного участка не требуется.
Обращаем внимание, при определении деятельности, которой планируется заниматься на земельном участке, недостаточно того, чтобы данный вид деятельности фактически относился к одному из списка всех допустимых основных или условно разрешенных видов разрешенного использования в конкретной территориальной зоне. Теперь запись в ЕГРН о виде разрешенного использования должна соответствовать той деятельности, которая осуществляется на данном земельном участке.
Несоблюдение данных положений действующего законодательства может привести в использованию земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его разрешенным использованием, что является административным правонарушением, ответственность в виде административного штрафа за которое предусмотрено частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Начальник Северского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Илья Валеев