Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Федеральным законом от 05.12.2022 № 493-ФЗ (далее Закон) внесены поправки в ст. 333.33 НК РФ о том, что с 1 января 2023 года уменьшился размер государственной пошлины за регистрацию соглашений об изменении и расторжении договоров аренды. Согласно Закона, для физических лиц госпошлина будет составлять 350 рублей,  для юридических – 1000 рублей.

Необходимо отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Соглашение о расторжении договора совершается в той же форме, в какой был заключен договор, если из Закона, других правовых актов, договора не вытекает иное.

Таким образом, соглашение о расторжении зарегистрированного договора аренды также подлежит государственной регистрации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если по закону такие сделки подлежат регистрации, взимается государственная пошлина.

 

Людмила Елькина

начальник Асиновского

межмуниципального отдела                            

Управления Росреестра по Томской области 

25 апреля 2023 года с 09.00 до 13:00 заместитель начальника отдела государственного земельного надзора, Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Предостережение как профилактика нарушений» по телефону 8(3822)51-28-48.

28 апреля 2023 года с 14:00 до 16:00 заместитель начальника отдела регистрации объектов  недвижимости жилого назначения и  договоров долевого участия в строительстве, Харитонова Наталья Анатольевна ответит на вопросы граждан по теме: «Форма договора купли продажи объектов недвижимости с использованием средств материнского (семейного капитала)»  по телефону 8(3822) 65-02-47

28 апреля 2023 с 10:00 до 12:00 заместитель начальника Парабельского отдела Аликина Анна Алексеевна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учет » по телефону: 8(38253) 2-26-36

Одним из оснований для наложения ограничений на сделки с недвижимым имуществом являются решения арбитражных судов, судов общей юрисдикции, а также постановления судебных приставов-исполнителей.  Суд или уполномоченный орган, наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение определенных действий с недвижимым имуществом, либо избравшие залог недвижимого имущества в качестве меры пресечения, направляют в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня заверенную копию акта о наложении ареста.

Арест имущества может включать запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или его изъятие. Запрет на распоряжение имуществом означает, что оно не может быть продано, подарено, обменено, сдано внаем, аренду или заложено, в зависимости от содержания ограничения. Что может послужить причиной ограничения права распоряжаться принадлежащим собственнику недвижимым имуществом? Это могут быть неоплаченные штрафы ГИБДД, долги по кредитам, за коммунальные услуги, налоги, сборы, алименты и т.д., даже если это весьма незначительные суммы.

Поступление в Управление Росреестра по Томской области документов о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права. При этом запись о наложении ограничения делается без заявления правообладателя.

Основанием для погашения в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) записи об аресте объекта недвижимого имущества является судебный акт, вынесенный судебным органом в установленном порядке, постановление судебного пристава-исполнителя об отмене ограничений на распоряжение имуществом, иной процессуальный документ, изданный государственным органом, наделенным полномочиями по наложению и (или) отмене таких ограничений прав.

После поступления в регистрирующий орган документа об отмене ограничений, запись об аресте в ЕГРН погашается.

По словам исполняющей обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмилы Лабуткиной: «В I квартале 2023 года только на основании документов, поступивших от судебных приставов-исполнителей Управления ФССП по Томской области, в ЕГРН внесенs 71268 записей о наложении/снятии арестов или запретов. Это на 21% больше, чем в соответствующем периоде 2021 года.

В случае, если сведения о прекращении ограничения не внесены в ЕГРН по причине не поступления от суда или иного уполномоченного органа документов об отмене арестов, запретов, заинтересованное лицо (лицо, права которого были ограничены) вправе в порядке, установленном для представления заявления на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, обратиться с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН.

Для этого необходимо предоставить заявление заинтересованного лица и документы уполномоченных органов, свидетельствующие об отмене наложенных ограничений на совершение сделок с имуществом.

Это можно сделать:

- лично, обратившись в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» Вы можете ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999;

- в электронной форме через Интернет, в том числе через Единый портал госуслуг или сайт Росреестра.

Узнать, внесены ли сведения о снятии ограничений с недвижимости в ЕГРН, можно также с помощью  Единого портала госуслуг или электронных сервисов сайта Росреестра.

 

 

Тамара Федорова

Начальник отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН

Одной из мер профилактики нарушений земельного законодательства является объявление контрольным (надзорным) органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить автомойку на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие автомойки.

В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выдавая в этом случае предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

В связи с чем, контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. принимались ли им такие меры и какие именно.

Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то не установлена ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

Таким образом, предостережение – это не угроза контрольного (надзорного) органа в адрес контролируемого лица об обязательном применении штрафных санкций, а разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

Тем самым, предостережение является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности.

Вместе с тем, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.

 

 

 

Александр Ткачев

Начальник отдела

государственного земельного надзора

В Управлении Росреестра по Томской области (далее – Управление) состоялась очередная рабочая встреча с представителями кредитных организаций.

В ходе рабочей встречи участниками обсуждались вопросы взаимодействия органа регистрации прав с кредитными организациями по  предоставлению услуги по государственной регистрация прав на недвижимое имущество в электронном виде, рассмотрены наиболее часто встречающиеся  замечания по представленным кредитными организациями документам, а так же иные вопросы эффективного взаимодействия органа регистрации прав с кредитными организациями.

«На  встрече  было отмечено, что немаловажную роль в достижении качества предоставления услуг по кредитованию населения имеет способ подачи документов на государственную регистрацию, а именно в электронном виде. Представители кредитных организаций в свою очередь озвучили, что со своей стороны принимают на местах все зависящие от них меры по переходу на 100% электронное взаимодействие», - сообщила на заседании заместитель руководителя Управления Елена Ковальчук.

 

 

Татьяна Никитюк

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и

Управление Росреестра по Томской области совместно с Главным Управлением МЧС России по Томской области выполняет мероприятия по недопущению пожаров, возникающих в том числе при сплошном выжигании растительности.

Перед Управлением Росреестра по Томской области стоит задача оперативно предоставлять сведения о земельных участках, на которых возникли пожары, а также об участках, которые потенциально входят в зону неконтролируемого выжигания травы.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова отмечает, что основными задачами ведомства в данном направлении являются проведение профилактических мероприятий земельного надзора для предупреждения выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков, разведения костров на полях. Кроме того, необходимо взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России, Россельхознадзором, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по пресечению таких случаев. В частности, их оперативное информирование в случае обнаружения фактов выжигания сухой растительности при проведении земельного надзора.

Специалисты Управления Росреестра по Томской области в рамках регулярных проверок соблюдения земельного законодательства также обращают внимание на земельные участки, которые потенциально входят в зону неконтролируемого выжигания травы на землях сельхозназначения и землях запаса. О таких участках специалисты Управления в обязательном порядке информируют Главное Управление МЧС России по Томской области. Также в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий госземинспекторы проводят профилактическую беседу с проверяемыми лицами о недопущении выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков, разведения костров на полях.

Информацию о пожарах, либо земельных участках, расположенных возле леса и на которых находится сухая растительность, граждане могут сообщать по телефону Единой дежурно - диспетчерской службы в г. Томске: 005.

 

 

Александр Ткачев

начальник отдела государственного

 земельного надзора

28.03.2023 прошло заседание Общественного совета при Управлении Росреестра по Томской области (далее – Управление).

На заседании были рассмотрены результаты анализа практики и обобщение результатов работы Управления при реализации полномочий по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций по данному направлению за 2022 год.

Также Общественным советом обсуждалась практика реализации «гаражной амнистии» на территории Томской области, а также возникающие при этом проблемные вопросы. С целью беспрепятственной реализации «гаражной амнистии» на территории Томской области Общественным советом было принято решение подготовить и направить в Росреестр соответствующее письмо.

 

 

 

Александр Ткачев

начальник отдела

государственного земельного надзора

Управление Росреестра по Томской области  в рамках сотрудничества осуществляет активное взаимодействие с ВУЗами г. Томска. Старший преподаватель,  кандидат технических наук Инженерной школы природных ресурсов Томского политехнического университета Гатина Наталия Владимировна 10.04.2023 провела для сотрудников Управления, осуществляющих государственную регистрацию прав, обучение работе в геоинформационных системах на примере программного обеспечения MapInfo Professional, предназначенного для сбора, хранения, отображения, редактирования и анализа пространственных данных. Данное программное обеспечение необходимо для осуществления учетных действий, требующих проведения пространственного анализа местоположения границ земельных участков.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление) информирует, что кредитные организации имеют возможность предоставления услуг по кредитованию населения нового качества, в случае  оказания  их в электронном виде.

«Использование  электронных сервисов обеспечит не только возможность предоставления принципиально нового качества услуг, но и снизит издержки и нагрузки на профессиональных участников, а также повысит эффективность собственных основных и обеспечивающих процессов, посредством их полноценной автоматизации, ухода от бумажного документооборота» - рассказала руководитель Управления Елена Золоткова.

Преимущества получения государственных услуг Росреестра в электронном виде очевидны:

- возможность получения услуги из любой точки России;

- реализация экстерриториального принципа;

- сокращение сроков регистрации и минимизации количества приостановлений;

- конфиденциальность информационного обмена;

- отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов МФЦ.

Кроме этого сроки оказания государственных услуг по заявлениям, представленным в электронном виде, сокращены до 24 часов при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства.

 

Татьяна Никитюк

начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки

 

В 2022 году во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности  была проведена государственная кадастровая оценка земельных участков.

В Томской области государственная кадастровая оценка проводилась в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января 2022 года  446 641 земельных участков.

Определение кадастровой стоимости на территории Томской области осуществляет Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).

Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 08.11.2022 № 40 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Томской области».

Кадастровая стоимость земельных участков внесена в ЕГРН и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2023 года. 

Кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на землю. Кроме того, сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для проведения ряда операций с недвижимостью, например, оформления аренды или наследства.

При этом Федеральным законом от 26.03.2022 №67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен мораторий на рост налоговой базы в 2023 году. Земельный налог в 2023 году будет рассчитываться от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 года, за исключением:

- случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года,

- изменения характеристик земельного участка (вида разрешенного использования, категории земель, площади).

Новые суммы налога на землю (земельного налога) будут направлены правообладателям в 2024 году. 

С целью получения разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, а также в случае наличия ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления могут обратиться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу ОГБУ «ТОЦИК»: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. для справок: 907-944, 907-933. Подробная информация (форма заявлений, способы направления) размещена на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://gko70.ru).

 

 

Оксана Бобкова

начальник отдела землеустройства и

мониторинга земель,  кадастровой оценки

недвижимости, геодезии и картографии

В целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления может быть установлен сервитут (публичный сервитут).

Публичный сервитут может устанавливаться для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), в случае принятия ими актов об установлении или прекращении публичных сервитутов, а также описание местоположения границ публичного сервитута.

Сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН.

В реестр границ вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:

1) реквизиты решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута (дата принятия решения, номер решения);

2) описание местоположения границ публичного сервитута;

3) цель установления публичного сервитута;

4) срок публичного сервитута;

5) обладатель публичного сервитута;

6) наименование исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявших решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.

 

 

Инесса Гончарова

заместитель  начальника

отдела регистрации земельных участков