Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

В Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.

Некоторые граждане сталкиваются с такой ситуацией, что в полученной выписке из ЕГРН на объект недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах и ограничениях.

Основной причиной отсутствия сведений о правах на недвижимость является то, что собственник просто не зарегистрировал свое право в ЕГРН. Данная процедура носит заявительный характер. Если гражданин не обращался в орган регистрации прав с соответствующим заявлением, то информация о праве на недвижимость и не будет внесена в ЕГРН.

Зачастую подобная ситуация происходит с ранее возникшим правом. Ранее возникшие права – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998, когда права на недвижимое имущество регистрировали органы технической инвентаризации и органы местного самоуправления.

Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. То есть, выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Они подтверждают наличие ранее возникших прав.

Однако автоматически сведения о ранее возникших правах в ЕГРН из других реестров не вносились. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя.

Для внесения в ЕГРН сведений о правах на недвижимое имущество нужно обратиться в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, содержащий отметку о ранее зарегистрированном праве (штамп  БТИ), или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю.

Основным существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в реестре недвижимости, соответственно, отсутствуют) является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости. Государственная пошлина за подтверждение ранее возникших прав на объекты недвижимости не взимается.

Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.»

 

 

 

 

 

Наталья Соболевская

заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данный ЕГРН

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020  № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ) одним из контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом является  выездное обследование (ст. 75 Закон № 248-ФЗ). Под выездным обследованием в целях настоящего Федерального закона понимается контрольное (надзорное) мероприятие, проводимое в целях визуальной оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований.

Выездное обследование проводится по месту нахождения (осуществления деятельности) организации (ее филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), месту осуществления деятельности гражданина, месту нахождения объекта контроля. В ходе такого обследования инспектор может осуществлять осмотр общедоступных (открытых для посещения неограниченным кругом лиц) производственных объектов. Мероприятие проводится без информирования контролируемого лица. Срок проведения выездного обследования одного объекта (нескольких объектов, расположенных в непосредственной близости друг от друга) не может превышать один рабочий день.

 Выездное обследование может проводиться в следующих случаях:

- явное использование земельного участка не по целевому назначению (для установления которого достаточно провести осмотр общедоступных территорий, либо с общедоступных территорий). Например,  автостоянка/ магазин, кафе на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо личного подсобного хозяйства;

- самовольное занятие общедоступных земель. Например, киоск, гараж или забор занимает земли общего пользования и обмер можно провести с общедоступных земель.

В рамках выездного обследования допустимо проводить следующие контрольные (надзорные) действия: осмотр, инструментальное обследование.

Выездное обследование является мероприятием без взаимодействия с контролируемым лицом, в связи с чем, Законом № 248-ФЗ предусмотрено не вручение контролируемому лицу акта выездного обследования на месте его проведения, а направление контролируемому лицу акта выездного обследования в порядке, предусмотренном ст. 21 Закона № 248-ФЗ (в электронном виде, либо по почте).

          В соответствии с п. 5 ст. 75, ч. 2 ст. 90 Закона № 248-ФЗ по результатам проведения выездного обследования:

         - инспектор обязан принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности (при установлении достаточных данных, свидетельствующих о наличии события правонарушения);

- инспектор не вправе выдавать предписание об устранении нарушения требований земельного законодательства.

С целью выдачи предписания об устранении нарушения требований земельного законодательства может быть проведена документарная проверка, в рамках которой изучаются материалы выездного обследования, и по результатам которой контролируемому лицу может быть выдано такое предписание.

 

 

Николай Орлов

Специалист-эксперт Молчановского

межмуниципального отдела, заместитель

главного государственного инспектора                                           

Чаинского и Кривошеинского районов Томской

области по использованию и охране земель

С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который направлен на стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований путем проведения профилактических мероприятий.

Один из инструментов профилактики является предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Надо понимать, что цель предостережения не привлечение контролируемого лица к ответственности, а информирование о недопустимости совершения нарушения, побуждение к добровольному прекращению осуществления действий (бездействий), содержащих признаки нарушения обязательных требований. Предостережение в отличие от предписания не является обязательным для исполнения. Вместе с тем, игнорировать предостережения не стоит.

Так как при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается. В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

В связи с чем, контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то и не установлена ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

Следует отметить что, предостережение  это не угроза контрольного (надзорного) органа в адрес контролируемого лица об обязательном применении штрафных санкций, а разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

Предостережение является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности.

Но стоит отметить, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение, и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.

 

 

Мадина Везирова

специалист-эксперт Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области

 

 Кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на землю, а также на имущество юридических и физических лиц. Информация о кадастровой стоимости может быть использована для проведения ряда операций с недвижимостью, например, для оформления аренды или наследства.

Узнать бесплатно кадастровую стоимость земельных участков, а также любых других объектов недвижимости можно несколькими способами.

С помощью простых и удобных сервисов на сайте Росреестра (https:// rosreestr.gov.ru):

- «Публичная кадастровая карта» (https://pkk.rosreestr.ru/). Этот инструмент позволяет узнать кадастровую стоимость земельных участков и объектов капитального строительства (зданий, сооружений). Можно выбрать любой отображенный на карте объект и ознакомиться с данными о нем, в том числе и с его кадастровой стоимостью;

- «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» (https://lk.rosreestr.ru/eservices/real-estate-objects-online). С помощью этого сервиса можно узнать кадастровую стоимость не только земельных участков или объектов капстроительства, но и помещений. Поиск проводится как по номеру объекта недвижимости (кадастровому, условному), так и по его адресу;

- «Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки» (https://rosreestr.gov.ru/wps/portal/cc_ib_svedFDGKO). Здесь поиск проводится по кадастровому номеру.

Собственники недвижимости могут оперативно узнать кадастровую стоимость принадлежащих им объектов как в личном кабинете Росреестра, который расположен на главной странице сайта Росреестра  (https://rosreestr.gov.ru/Login.aspx), так и в своем личном кабинете на сайте ФНС России (https://www.nalog.gov.ru/).

Узнать и подтвердить кадастровую стоимость можно с помощью выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Такая выписка выдается бесплатно по запросам любых лиц в срок не более 3 рабочих дней с момента предоставления запроса.

Получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости можно на официальном сайте Росреестра в разделе «Услуги и сервисы» (https://rosreestr.gov.ru/eservices/) — «Предоставление сведений ЕГРН» — «Выписки ЕГРН об объектах недвижимости и (или) их правообладателях» — «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта».  Для этого необходимо заполнить соответствующую форму запроса сведений ЕГРН. Данная выписка предоставляется в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, или бумажного документа, направляется заявителю согласно выбранному способу получения.     

Также получить выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости на объект недвижимости можно путем личного обращения в любой из офисов МФЦ. Адреса офисов МФЦ можно найти на сайте Росреестра (https:// rosreestr.gov.ru) или на сайте МФЦ (https://mfc.tomsk.ru/).

 

 

 

Илья Валеев

Начальник Северского

межмуниципального отдела Управления

 

 

Контакты для СМИ

Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области

Телефон +7(3822) 65-19-39 (доб.2121)

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

https://rosreestr.gov.ru

Адрес: г. Томск, ул. Пушкина, 34/1

Процедура внесудебного банкротства граждан применяется с1 сентября 2020 года.

 На сегодняшний день гражданин, у которого общий размер денежных обязательств, в том числе по уплате обязательных платежей, обязательств по уплате алиментов и обязательств по договору поручительства независимо от просрочки основного должника, составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей, имеет право обратиться с заявлением о признании его банкротом во внесудебном порядке, если на дату подачи такого заявления в отношении его окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа и не возбуждено иное исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.

Законопроект, предусматривающий изменения во внесудебной процедуре банкротства граждан, направлен на расширение круга лиц, для которых станет доступной данная процедура.

В частности, процедура внесудебного банкротства станет доступна для граждан с долгами на сумму от двадцати пяти тысяч рублей до одного миллиона рублей.

Законопроект предоставляет доступ к процедуре внесудебного банкротства пенсионерам (с единственным источником дохода-пенсией), получающим: страховую пенсию по старости, и (или) страховую пенсию по инвалидности, и (или) накопительную пенсию, и (или) срочную пенсионную выплату, и (или) пособие по временной нетрудоспособности, а также гражданам, получающим социальные пособия.

Предусматривается, что многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в течение трех рабочих дней со дня получения заявления гражданина (получателя пенсии или социального пособия) о признании его банкротом во внесудебном порядке будет осуществлять включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Вышеуказанная категория граждан сможет начать банкротство уже через год после начала принудительного взыскания долга. Остальные граждане смогут сделать это через семь лет после начала взыскания.

«Также новым законопроектом предусматривается возможность повторной подачи гражданином заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке через пять лет со дня прекращения или завершения процедуры внесудебного банкротства, а также завершения процедуры реализации имущества гражданина, а не через десять лет, как в настоящее время» - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 

Татьяна Казакова

Начальник отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций

Федеральным законом от 05.12.2022 № 493-ФЗ (далее Закон) внесены поправки в ст. 333.33 НК РФ о том, что с 1 января 2023 года уменьшился размер государственной пошлины за регистрацию соглашений об изменении и расторжении договоров аренды. Согласно Закона, для физических лиц госпошлина будет составлять 350 рублей,  для юридических – 1000 рублей.

Необходимо отметить, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Соглашение о расторжении договора совершается в той же форме, в какой был заключен договор, если из Закона, других правовых актов, договора не вытекает иное.

Таким образом, соглашение о расторжении зарегистрированного договора аренды также подлежит государственной регистрации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации за государственную регистрацию сделок с объектом недвижимости, если по закону такие сделки подлежат регистрации, взимается государственная пошлина.

 

Людмила Елькина

начальник Асиновского

межмуниципального отдела                            

Управления Росреестра по Томской области 

25 апреля 2023 года с 09.00 до 13:00 заместитель начальника отдела государственного земельного надзора, Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Предостережение как профилактика нарушений» по телефону 8(3822)51-28-48.

28 апреля 2023 года с 14:00 до 16:00 заместитель начальника отдела регистрации объектов  недвижимости жилого назначения и  договоров долевого участия в строительстве, Харитонова Наталья Анатольевна ответит на вопросы граждан по теме: «Форма договора купли продажи объектов недвижимости с использованием средств материнского (семейного капитала)»  по телефону 8(3822) 65-02-47

28 апреля 2023 с 10:00 до 12:00 заместитель начальника Парабельского отдела Аликина Анна Алексеевна ответит на вопросы граждан по теме: «Государственный кадастровый учет » по телефону: 8(38253) 2-26-36

Одной из мер профилактики нарушений земельного законодательства является объявление контрольным (надзорным) органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить автомойку на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие автомойки.

В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Выдавая в этом случае предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

В связи с чем, контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. принимались ли им такие меры и какие именно.

Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то не установлена ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

Таким образом, предостережение – это не угроза контрольного (надзорного) органа в адрес контролируемого лица об обязательном применении штрафных санкций, а разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

Тем самым, предостережение является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности.

Вместе с тем, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.

 

 

 

Александр Ткачев

Начальник отдела

государственного земельного надзора

Управление Росреестра по Томской области совместно с Главным Управлением МЧС России по Томской области выполняет мероприятия по недопущению пожаров, возникающих в том числе при сплошном выжигании растительности.

Перед Управлением Росреестра по Томской области стоит задача оперативно предоставлять сведения о земельных участках, на которых возникли пожары, а также об участках, которые потенциально входят в зону неконтролируемого выжигания травы.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова отмечает, что основными задачами ведомства в данном направлении являются проведение профилактических мероприятий земельного надзора для предупреждения выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков, разведения костров на полях. Кроме того, необходимо взаимодействие с территориальными подразделениями МЧС России, Россельхознадзором, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по пресечению таких случаев. В частности, их оперативное информирование в случае обнаружения фактов выжигания сухой растительности при проведении земельного надзора.

Специалисты Управления Росреестра по Томской области в рамках регулярных проверок соблюдения земельного законодательства также обращают внимание на земельные участки, которые потенциально входят в зону неконтролируемого выжигания травы на землях сельхозназначения и землях запаса. О таких участках специалисты Управления в обязательном порядке информируют Главное Управление МЧС России по Томской области. Также в ходе проведения контрольных (надзорных) мероприятий госземинспекторы проводят профилактическую беседу с проверяемыми лицами о недопущении выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков, разведения костров на полях.

Информацию о пожарах, либо земельных участках, расположенных возле леса и на которых находится сухая растительность, граждане могут сообщать по телефону Единой дежурно - диспетчерской службы в г. Томске: 005.

 

 

Александр Ткачев

начальник отдела государственного

 земельного надзора

Управление Росреестра по Томской области  в рамках сотрудничества осуществляет активное взаимодействие с ВУЗами г. Томска. Старший преподаватель,  кандидат технических наук Инженерной школы природных ресурсов Томского политехнического университета Гатина Наталия Владимировна 10.04.2023 провела для сотрудников Управления, осуществляющих государственную регистрацию прав, обучение работе в геоинформационных системах на примере программного обеспечения MapInfo Professional, предназначенного для сбора, хранения, отображения, редактирования и анализа пространственных данных. Данное программное обеспечение необходимо для осуществления учетных действий, требующих проведения пространственного анализа местоположения границ земельных участков.

В 2022 году во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности  была проведена государственная кадастровая оценка земельных участков.

В Томской области государственная кадастровая оценка проводилась в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) по состоянию на 1 января 2022 года  446 641 земельных участков.

Определение кадастровой стоимости на территории Томской области осуществляет Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).

Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 08.11.2022 № 40 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Томской области».

Кадастровая стоимость земельных участков внесена в ЕГРН и применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2023 года. 

Кадастровая стоимость является базовой величиной для исчисления налога на землю. Кроме того, сведения о кадастровой стоимости могут быть использованы для проведения ряда операций с недвижимостью, например, оформления аренды или наследства.

При этом Федеральным законом от 26.03.2022 №67-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлен мораторий на рост налоговой базы в 2023 году. Земельный налог в 2023 году будет рассчитываться от кадастровой стоимости по состоянию на 1 января 2022 года, за исключением:

- случаев, когда кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января 2023 года, превышает кадастровую стоимость такого земельного участка, внесенную в ЕГРН и подлежащую применению с 1 января 2022 года,

- изменения характеристик земельного участка (вида разрешенного использования, категории земель, площади).

Новые суммы налога на землю (земельного налога) будут направлены правообладателям в 2024 году. 

С целью получения разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, а также в случае наличия ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления могут обратиться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу ОГБУ «ТОЦИК»: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. для справок: 907-944, 907-933. Подробная информация (форма заявлений, способы направления) размещена на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://gko70.ru).

 

 

Оксана Бобкова

начальник отдела землеустройства и

мониторинга земель,  кадастровой оценки

недвижимости, геодезии и картографии