Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Уважаемые пользователи сервисов Росреестра!

Сообщаем вам, что с 6 мая 18:00 (мск) по 8 мая 23:59 (мск) в целях улучшения наших систем и повышения качества услуг будут проводиться плановые технические работы.

 В указанный период будут недоступны прием обращений на предоставление государственных услуг Росреестра, включая услуги в учетно-регистрационной сфере и предоставление сведений ЕГРН из любых источников, в том числе офисов многофункциональных центров, «Личного кабинета» на официальном сайте Росреестра, портала Госуслуг, информационной системы нотариата, веб-сервисов Росреестра (СПД-3), СМЭВ

По всем вопросам обращайтесь по телефону: 8(800)100-34-34 или через форму обратной связи (https://rosreestr.gov.ru/eservices/services/tickets/).

Все работы мы проводим для улучшения качества, безопасности и стабильности сервисов Росреестра в интересах людей.

Невозможно представить себе успешное государственное управление или ведение бизнеса в условиях отсутствия четкого понимания, где начинается определенная, используемая в хозяйстве, территория и где она заканчивается. Вопросы установления границ и внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) всегда остаются весьма актуальными.

Наличие в ЕГРН сведений об административных границах позволяет субъектам Российской Федерации эффективно управлять земельными ресурсами и объектами недвижимости, планировать доходы бюджетов всех уровней в части обеспечения поступления выплат по земельному налогу и арендной плате, что способствует привлечению инвестиций в экономику регионов в целом, поскольку качество сведений в ЕГРН напрямую определяет привлекательность территорий и стимулирует деловую среду в них.

Томской области, как пилотному региону, участвующему в создании федеральной государственной информационной системы «Единая цифровая платформа «Национальная система пространственных данных», необходимо завершить работы по внесению в ЕГРН сведений об административных границах до 1 января 2024 года.

Из областного бюджета Томской области в 2023 году на выполнение работ по описанию местоположения административных границ выделены бюджетные ассигнования.

С целью обеспечения выполнения работ в установленный срок и контроля за их исполнением при Управлении Росреестра по Томской области создана рабочая группа по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах муниципальных образований, населенных пунктов и территориальных зон.

27.04.2023 прошло очередное заседание рабочей группы в котором приняли участие представители органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Томской области.

 Во время заседания представитель Департамента архитектуры и строительства Томской области отчитался о ходе исполнения работы по описанию местоположения границ муниципальных образований, исполнения органами местного самоуправления

         По состоянию на 1 апреля 2023 в ЕГРН внесены сведения о 4 из 6 участков границы Томской области (Красноярский край, Тюменская область, Омская область и Кемеровская область-Кузбасс); сведения о границах 6 из 135 муниципальных образований Томской области,  403 из 577 населенных пунктов Томской области и 578 из 1983 территориальных зон Томской области.

К концу 2023 года в Томской области должны быть  установлены не только все границы со смежными субъектами РФ, но также все межмуниципальные границы, границы населенных пунктов и территориальных зон региона.

 

 

Оксана Бобкова начальник отдела

землеустройства и мониторинга земель,

кадастровой оценки недвижимости,

геодезии и картографии

В 2020 году Росреестр по поручению Правительства Российской Федерации во всех регионах провел масштабную работу по выявлению свободных территорий для возможной застройки.

Для свободного доступа к этим данным на Публичной кадастровой карте (ПКК) создан сервис «Земля для стройки». С помощью сервиса на ПКК все заинтересованные лица могут наглядно оценить и выбрать подходящие для строительства жилья земли.

«Сервис «Земля для стройки» стал удобным инструментом, с помощью которого граждане и инвесторы могут оценить и выбрать на Публичной кадастровой карте подходящие для строительства жилья земли. Так, уже размещены сведения о 63 земельных участках в Томском районе», – отметил председатель комитета архитектуры и территориального развития Администрации Томской области Алексей Крутов.

Для реализации проекта «Жилье и городская среда» на территории Томской области и проведения анализа эффективности использования земельных участков, для определения возможности вовлечения их в оборот в целях жилищного строительства, при Управлении Росреестра по Томской области создан постоянно действующий оперативный штаб.

В целях организации выполнения работ по выявлению земельных участков и территорий, возможных для вовлечения в оборот в целях жилищного строительства, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 № 2148, Распоряжения Росреестра от 25.11.2022 № Р/0333 «Об организации выполнения работ по выявлению земельных участков и территорий, возможных для вовлечения в оборот в целях жилищного строительства» для Томской области установлены значения показателя «Площадь земельных участков и территорий, выявленных для вовлечения в оборот в целях жилищного строительства» на 2023г. – 742 га, 2024 г. – 973 га и 2025 г. – 1203 га.

Кроме того, приказом Управления Росреестра по Томской области от 20.01.2023 №10 утвержден план мероприятий по организации выполнения работ по выявлению земельных участков и территорий, возможных для вовлечения в оборот в целях жилищного строительства, в рамках которого на постоянной основе отделом землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области осуществляется актуализация данных о земельных участках, уточняется фактическое использование выявленных земельных участков (территорий), а также проводится работа по выявлению новых.

«По результатам работы оперативного штаба по состоянию на 01.04.2023 год в регионе выявлены 242 земельных участка общей площадью 905,6 га, из них 148 земельных участков общей площадью 606,1 га, которые могут быть вовлечены в оборот в целях в целях жилищного строительства и 94 земельных участка общей площадью 299,5 га., которые уже вовлечены в оборот в целях жилищного строительства.» отмечает руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

В настоящее время Управлением Росреестра по Томской области осуществляется актуализация данных, уточняется фактическое использование выявленных земельных участков (территорий), а также проводится работа по выявлению новых.

 

 

 

Оксана Бобкова

начальник отдела землеустройства

и мониторинга земель, кадастровой оценки

недвижимости, геодезии и картографии

C 2020 года Росреестр активно включился в работу по цифровой трансформации ведомства. Ее основной целью определено увеличение доли государственных услуг, доступных в электронном виде, повышение качества и эффективности оказания государственных услуг Росреестра.

Основным способом решения поставленной задачи является увеличение количества по-настоящему востребованных электронных сервисов, учитывающих запросы всех участников рынка недвижимости, переход на оказание государственных услуг в электронном виде.

В рамках цифровой трансформации Росреестра процесс оказания государственных услуг развивается и совершенствуется, упрощается  порядок подачи заявлений на получение государственных услуг Росреестра, сокращаются сроки рассмотрения таких заявлений, тем самым повышается доступность регистрационных процедур для граждан и юридических лиц.

Одним из этапов проводимой работы по цифровизации Росреестра стал перевод взаимодействия Росреестра с органами власти и органами местного самоуправления исключительно в электронный формат.

С 01.01.2023 все органы власти и органы местного самоуправления направляют заявления на совершение учетно-регистрационных действий в Росреестр только в электронном виде.

В интересах граждан и юридических лиц, органы власти, органы местного самоуправления в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании актов этих органов или сделок с этими органами, самостоятельно направляют в Росреестр документы в электронном виде для регистрации и учета, заверяя их при этом электронной подписью в одностороннем порядке. При этом органы власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

С 1 января 2024 года на электронную форму взаимодействия Росреестр полностью перейдет и с юридическими лицами, в том числе с застройщиками и кредитными учреждениями.

Постепенно все большее предпочтение электронному взаимодействию с Росреестром  отдают и физические лица. Люди больше ценят свое время, и поэтому возможность дистанционного оформления документов с использованием современных цифровых сервисов становится все более востребованной.

Электронные услуги Росреестра – это простой способ получить услуги ведомства напрямую, без посредников, не выходя из дома или офиса.

Получение государственных услуг в электронном виде предоставляет заявителям ряд преимуществ: возможность получения услуги из любой точки России; отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офиса многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг; прозрачность процедуры - возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме online; сокращение финансовых затрат физических лиц, обращающихся за государственной регистрацией прав в электронном виде; сокращение сроков регистрации.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «В Томской области доля электронных услуг по регистрации прав собственности и кадастровому учету возрастает из года в год. Если в 2020 году  в электронном виде поступило 43% заявлений от всех категорий заявителей, в 2021 году – 48%, то на 01.04.2023 доля электронных обращений составила уже более 54%. Существенно увеличилась и скорость регистрации прав, сделок с недвижимостью - важного показателя качества и доступности государственных услуг Росреестра. Учетно-регистрационные действия по заявлениям, представленным в электронном виде, совершаются Управлением в срок до 24 часов, при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства.»

 

 

 

 

 

Наталья Соболевская

заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН

«Верховный суд в рамках рассмотрения дел о банкротстве принял ряд ключевых позиций и дал разъяснение, в том числе по вопросам: при каких обстоятельствах у жилья сохраняется исполнительский иммунитет; могут ли жену признать банкротом из-за долгов мужа, влияет ли неразумное поведение физлица-заемщика на возможность освобождения от долгов через банкротство», рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

Значимым событием в банкротной практике стало принятие Конституционным судом РФ в апреле 2021 года постановления №15-П, которое позволило снимать исполнительский иммунитет с единственного жилья должника. По мере накопления практики появляются позиции Верховного суда РФ, которые проясняют границы применения такой меры пополнения конкурсной массы.

Так, в Определении Верховного суда РФ от 12.12.2022 №304-ЭС22-15217 указано:

  • попытка должника подарить в преддверии банкротства жилье своим детям не влияет на исполнительский иммунитет;
  • одной лишь ссылки на постановление Конституционного суда РФ №15-П недостаточно для лишения исполнительского иммунитета. Финансовый управляющий обязан обосновать наличие критериев, которые приведены в этом постановлении;
  • в числе значимых для сохранения исполнительского иммунитета обстоятельств могут выступать проживание всей семьи на одной жилплощади, наличие несовершеннолетних детей, мнение органа опеки.

Верховный суд высказал позицию о том, что нельзя признать физическое лицо банкротом из-за долгов бывшего супруга (Определение ВС РФ от 19.12.2022 № 309-ЭС22-16470).

Судом в банкротном деле рассматривалась ситуация: в период брака один из супругов взял в долг и не вернул 10 млн. руб. Кредитор обратился в суд о признании банкротами обоих супругов. В силу презумпции согласия другого супруга суды признали долг общим обязательством и при разводе разделили его пополам. Суды трех инстанций поддержали кредитора и признали банкротом не только заемщика, но и его бывшую жену.

Верховный суд возразил: признание долга общим означает лишь то, что кредитор может обратить взыскание на общее имущество супругов. Решение суда о признании долга общим обязательством супругов не является документом, подтверждающим требование кредитора к супруге должника.

Кроме того, Верховным судом в Определении ВС РФ от 31.10.2022 №307-ЭС22-12512 было дано разъяснение, что принятие непосильных обязательств по кредитам не препятствует физическому лицу освободиться от долгов через банкротство.

Так, суды трех инстанций после завершения банкротных процедур отказали физическому лицу в освобождении от долгов. Основной аргумент: физическое лицо вело себя недобросовестно, поскольку взяло кредиты с ежемесячным платежом больше ежемесячного дохода.

Верховный суд с таким подходом не согласился: в данном случае следует говорить о неразумном поведении, а не о недобросовестном. Необъективная оценка собственных возможностей и жизненных обстоятельств не препятствует освобождению от долгов. Более того, банк — профессиональный участник рынка, а значит, до выдачи кредита оценивает платежеспособность заемщика. Если гражданин не обманывал представителей банка, то они не вправе после выдачи кредита ссылаться на неразумность заемщика.

 

 

Татьяна Казакова

начальник отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций

С 1 марта 2023 вступили в действие новые правила выдачи выписок из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН). Росреестр перестал публиковать сведения о собственниках в выписке из ЕГРН, если ее заказывают третьи лица. Теперь данные из ЕГРН будут доступны только с согласия собственников объектов (Федеральный закон от 14.07.2022 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Арбитражный управляющий до внесения изменений мог получить расширенные сведения из Росреестра в отношении должников следующим образом: направив запрос, заполненный по форме, почтой России, через сервис Росреестра посредством ФГИС, электронно через личный кабинет, доступ к которому предоставляется через ЕСИА (без взимания платы).

После 01.03.2023 арбитражный управляющий может подать заявление лично в офисах МФЦ или через нотариуса (с дальнейшим включением расходов на нотариуса в конкурсную массу должника), а в электронной форме через личный кабинет на сайте Росреестра или на портале Госуслуг.

В настоящий момент сайт Росреестра для получения сведений о правообладателе недвижимого имущества переадресовывает заявителя на сайт Госуслуг. Сведения о правообладателе недвижимого имущества можно получить и через личный кабинет Госуслуг, но за это взимается плата. Получается, что в настоящее время самый очевидный способ для арбитражного управляющего получить выписку – через нотариуса или обратиться лично в МФЦ.

«Для получения выписки из ЕГРН арбитражному управляющему необходимо зарегистрироваться (создать учетную запись) на сайте «Госуслуги» не как физическому лицу, а как арбитражному управляющему, и тогда данная услуга по предоставлению выписки из ЕГРН будет бесплатной» - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Среди вариантов получения сведений также видится истребование сведений через суд; запрос согласия у должника-правообладателя на предоставление его персональных данных через портал «Госуслуги»; также должник по просьбе арбитражного управляющего может внести в ЕГРН «разрешительную» запись, либо сформировать выписку через «Госуслуги» самостоятельно.

 

 

Татьяна Казакова  

Начальник отдела правового обеспечения,

по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций

В рамках реализации мероприятий федерального проекта «Национальная система пространственных данных» Управлением Росреестра по Томской области в Единый государственный реестр недвижимого имущества на сегодняшний день внесены сведения обо всех объектах культурного наследия, которые значатся в Едином государственном реестре объектов культурного наследия.

Так, в кадастр недвижимости были внесены сведения о 431 объектах культурного наследия и 483 территориях объектов культурного наследия, расположенных на территории Томской области.

Наиболее полное отражение информации об объектах культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимого имущества позволит обеспечить дополнительную защиту и сохранение исторической ценности таких объектов в процессе их участия в гражданском обороте.

 

 

 

Татьяна Никитюк

начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки

На вопрос отвечает Татьяна Никитюк, начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области:

 «Если жилой/садовый дом создан/реконструирован на земельном участке с видом разрешенного использования, указанным в части 12 статьи 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»,  а именно на земельных участках для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством своей деятельности, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, при этом такой вид разрешенного использования не установлен (отсутствует) в территориальной зоне, в которой расположен этот земельный участок и (или), соответственно, «нулевые» предельные параметры разрешенного строительства установлены в такой территориальной зоне не для жилых/садовых домов, то данное обстоятельство не может являться основанием для отказа гражданину в совершении учетно-регистрационных действий по указанному основанию вне зависимости от даты утверждения правил землепользования и застройки.

При этом наличие в утвержденных в составе правил землепользования и застройки градостроительных регламентах указаний на «нулевые» параметры для видов разрешенного использования, предусматривающих строительство жилых/садовых домов, на которые распространяется действие предусмотренных законом ограничений на строительство, является основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности на такие жилые/садовые дома»

В настоящее время на сайте Росреестра в разделе «Открытая служба», в подразделе «Статистика и аналитика» размещается статистическая информация о деятельности кадастровых инженеров, а именно – рейтинг кадастровых инженеров, включающая в себя данные о количестве положительных решений, отказов и приостановлений. 

Главной целью создания рейтинга кадастровых инженеров, является помощь заинтересованным в проведении кадастровых работ гражданам и представителям бизнеса в выборе профессионала. Статистика, которая отражается в рейтинге объективно свидетельствует о способности того или иного специалиста подготовить необходимые в отношении объекта недвижимости документы таким образом, чтобы в дальнейшем избежать приостановлений или отказов в проведении учетно-регистрационных действий.

Эксперты  обращают внимание, что только кадастровый инженер обладает правом на осуществление кадастровой деятельности. Кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации (СРО) кадастровых инженеров. Кадастровые инженеры, не являющиеся членами зарегистрированных СРО, не могут заниматься профессиональной деятельностью.

Результатом работы кадастрового инженера в отношении земельного участка является межевой план. В отношении объекта капитального строительства инженер подготавливает технический план или акт обследования. Перечисленные документы необходимы при постановке на кадастровый учет земельного участка, а также при постановке на учет или снятии с учета здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства.

Вместе с тем напомним, что граждане, а также представители бизнеса могут обратиться в филиал ППК  "Роскадастр" по Томской области, где смогут получить консультацию  по всем интересующим вопросам.

Получить подробную информацию о данной услуге можно по телефону: 8 (3822) 46-78-71  (доб. 2356 ).

 

Пресслужба Управления

 

Владелец участка обязан уплачивать предусмотренные законом налоговые платежи, а также содержать и ухаживать за ним, независимо от того, существует у него возможность для осуществления своего права на пользование.

         При условии, что потребность иметь в своей собственности землю исчезла, а провести процедуру отчуждения нет возможности, тем более, нет планов производить обработку надела, для того чтобы не росли обязательства по налогам, от собственности на свой земельный участок лучше отказаться.

         Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о прекращении права собственности на земельный участок вследствие отказа от соответствующего права в Управление Росреестра по Томской области.

С соответствующим заявлением можно обратиться в любой из отделов ОГКУ "ТО МФЦ" (С адресами и графиком работы можно ознакомиться на сайте md.tomsk.ru, Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999).

К заявлению прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю (свидетельство о праве собственности на землю, государственный акт). Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на эти земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Право собственности на земельный участок или земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

При государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от такого права осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта РФ или муниципального образования, к собственности которых будут отнесены эти земельный участок или земельная доля.

Росреестр в течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации права собственности субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок или земельную направляет уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такие земельный участок или земельную долю, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.

Государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения права собственности не взимается.

Отказаться от права собственности на земельный участок нельзя, если на нем расположен принадлежащий вам объект недвижимости, в силу принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, закрепленного в п. 1 ст. 1, п. 4 ст. 35 Земельного Кодекса РФ. Такой отказ был бы формальным, поскольку, оставаясь собственником недвижимости, вы продолжите пользоваться земельным участком, т.е. не намерены отказываться от всех правомочий собственника в отношении него.

 

 

Алексей Алишин

начальник Молчановского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской

Согласно  требованиям статьи 16  Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"  объектами государственного земельного контроля (надзора), муниципального земельного контроля являются:

1) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);

2) результаты деятельности граждан и организаций к которым предъявляются обязательные требования;

3) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ  контрольными (надзорными) органами в рамках видов контроля обеспечивается учет объектов контроля. При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах контроля для целей их учета контрольные (надзорные) органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию. При осуществлении учета объектов контроля на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, документов, если иное не предусмотрено федеральными законами, а также, если соответствующие сведения, документы содержатся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.

 

Николай Орлов

Специалист-эксперт Молчановского

межмуниципального отдела