Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является совершенствование процесса оказания государственных услуг в электронном виде, развитие инновационных технологий и внедрение цифровых инструментов в интересах граждан, бизнеса и профессионального сообщества.

В 2022 году в рамках программы «Национальной системы пространственных данных» Росреестр продолжил разрабатывать новые электронные сервисы, призванные помочь россиянам решать вопросы, связанные с регистрацией недвижимости и земельных участков.

Например, сервис «Мои объекты недвижимости» - позволит объединить пространственные данные из различных государственных информационных систем, устранить ошибки и противоречия в сведениях. Пользователи смогут отслеживать изменения данных по объектам и их окружению, анализировать рынок недвижимости, прогнозировать развитие территорий.

«Земля просто» - поможет подбирать гражданам и бизнесу участки, подавать заявления на государственные и муниципальные услуги по приобретению прав в упрощенной форме. Ожидается, что после внедрения сервиса сроки получения услуг сократятся в два раза.

Сервис «Градостроительная проработка онлайн» позволит получать информацию о возможностях использования земельного участка, сервис «Согласования в стройке» оптимизирует процедуры, связанные с процессом строительства, а специальный сервис «Индивидуальное жилищное строительство» упростит процедуры для людей и застройщиков при взаимодействии с органами власти.

Часть из новых сервисов в настоящее время проходит тестирование, а сервис «Земля для стройки» уже развернут во всех 85 регионах Российской Федерации и доступен на публичной кадастровой карте Росреестра.

В рамках работы, проводимой Росреестром для упрощения и повышения удобства сделок с недвижимостью, сокращения сроков оказания услуг, с 01.01.2023 все органы власти и органы местного самоуправления направляют заявления на совершение учетно-регистрационных действий в Росреестр только в электронном виде.

В соответствии с законом, в интересах граждан и юридических лиц, органы власти, органы местного самоуправления в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании актов этих органов или сделок с этими органами, обязаны самостоятельно направлять в Росреестр документы в электронном виде для регистрации и учета, заверяя их при этом электронной подписью в одностороннем порядке. При этом органы власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина: «Электронные заявления рассматриваются Управлением в течение 1-2 дней при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, что значительно меньше срока, установленного законом. Таким образом, переход Росреестра на взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления исключительно в электронном виде способствует сокращению сроков регистрации – важному показателю качества и доступности государственных услуг Росреестра.».

А с 1 января 2024 года на электронную форму взаимодействия Росреестр полностью перейдет и с юридическими лицами, в том числе с застройщиками и кредитными учреждениями.

 

 

Наталья Соболевская

Исполняющая обязанности начальника

отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН

Чтобы операция с недвижимостью прошла успешно и свелись к минимуму риски, рекомендуем воспользоваться справочными сервисами на официальном сайте Росреестра. Сервисы Росреестра предоставляют основные сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) бесплатно и в режиме онлайн. Обращаем внимание, представленная на электронных сервисах справочная информация не может использоваться в качестве юридически значимого документа.

Эксперты филиала ППК Роскадастра по Томской области  назвали топ-5 бесплатных справочных сервисов, представленных на официальном сайте Росреестра, которые могут помочь при оформлении недвижимости.

Публичная кадастровая карта

Сервис предоставляет общедоступные сведения из ЕГРН в режиме онлайн в текстовой и графической форме. В зависимости от выбранного вида объекта недвижимости пользователи получают различную информацию: границы, площадь и вид разрешенного использования земельных участков; контуры зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства; кадастровая стоимость; форма собственности; границы зон с особыми условиями использования территории, территориальных и других зон.

Также на базе Публичной кадастровой карты работают информационные ресурсы «Земля для стройки» и «Земля для туризма».

Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online

С помощью сервиса можно сформировать запрос по кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости и получить общедоступные сведения ЕГРН: кадастровая стоимость, статус, площадь, адрес, дата постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и т.д.

С помощью сервиса можно проверить объект недвижимости, например, перед заключением договора купли-продажи или аренды.

Жизненные ситуации

Электронный сервис поможет определить перечень документов, необходимых для конкретной услуги Росреестра.

 Для формирова­ния па­ке­та до­ку­мен­тов необходимо прой­ти анкетирование, со­сто­я­щее из нескольких во­про­сов. На ос­но­ва­нии полученных от­ве­тов сер­вис вы­даст список необходимых до­ку­мен­тов, а также ин­фор­ма­цию о сро­ках оказания услу­ги и раз­мере го­су­дар­ствен­ной по­шли­ны. Полученный перечень документов можно сохранить или распечатать. Кроме того, пользователь может перейти по ссылке для получения услуги в электронном виде.

Реестр кадастровых инженеров

Сервис предоставляет достоверные и актуальные сведения о кадастровых инженерах нашей страны. Чтобы проверить, есть ли у специалиста квалификационный аттестат, достаточно знать ФИО кадастрового инженера. Посредством сервиса также можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.

 Сервис позволяет найти грамотных кадастровых инженеров и не ошибиться в специалисте перед заключением договора на выполнение работ.

Фонд данных государственной кадастровой оценки

С помощью сервиса можно ознакомиться с отчетами об определении кадастровой стоимости, отчетами об оценке рыночной стоимости, на основании которых оспорены результаты определения кадастровой стоимости, а также с систематизированными сведениями об объектах оценки.

 

Материал подготовила

Татьяна Студеникина

ведущий инженер отдела контроля и анализа деятельности

филиала ППК "Роскадастр" по Томской области

тел (3822)46-78-71(вн 2007)

 

Подпунктом 5 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. п. 2 п. 4 ст. 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

Кроме этого, частью 1 ст. 57 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество одновременно на основании заявления осуществляется государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок, занятый таким недвижимым имуществом и принадлежавший предшествующему собственнику такого недвижимого имущества на праве собственности.

Данная норма согласуется и с положениями гражданского законодательства (ст. 273 ГК РФ).

Таким образом, лицо, являющееся в одном лице собственником земельного участка и находящегося на нем здания, сооружения не вправе продавать земельный участок без здания.

 

 

Татьяна Никитюк

начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки

В соответствии с действующим законодательством, возраст совершеннолетия наступает с 18 лет. Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на малолетних – т.е. не достигших 14 лет и лиц в возрасте с 14 до 18 лет. И одна, и другая категория является детьми, однако малолетние граждане в силу совсем молодого возраста наделены еще меньшей дееспособностью, чем лица категории с 14 до 18 лет, но это не является ущемлением их прав. Часть сделок несовершеннолетние могут осуществлять с согласия родителей, опекуна или попечителя. Это напрямую касается и возможности их участия в сделках с недвижимостью.

Решение родителей, опекунов или согласие попечителей не может рассматриваться как возможность распоряжаться недвижимым имуществом, являющимся собственностью несовершеннолетнего в интересах взрослых. Более того, в большинстве случаев, родители и опекуны не могут сами продать, обменять, подарить, сдать в аренду, разделить или выделить доли из имущества ребенка, а попечитель давать согласие на это без предварительного разрешения органов опеки и попечительства.

 

«Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, часто содержит определенное условие. Для примера - приобретение в собственность ребенка иного недвижимого имущества взамен отчуждаемого. Это условие должно быть выполнено до того, как документы по отчуждению имущества ребенка будут представлены в органы регистрации прав, иначе в регистрации сделки может быть отказано», - пояснил начальник юридического отдела филиала ППК «Роскадастра» по Томской области Андрей Камышников.

 

Без предварительного разрешения органов опеки опекун не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, в том числе:

- по обмену или дарению;

- сдаче внаем (аренду);

- сдаче в безвозмездное пользование или в залог;

- влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей;

- любых других действий, влекущих уменьшение стоимости имущества подопечного.

Согласно Федеральному закону «Об опеке и попечительстве», предварительное разрешение либо отказ в его выдаче должны быть предоставлены законным представителям ребенка в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи соответствующего заявления в орган опеки и попечительства. Отказ в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивирован и может быть оспорен в судебном порядке.

В подавляющем большинстве случаев, закон предусматривает обязательное нотариальное удостоверение договора купли-продажи, если собственником либо участником общей собственности продаваемого недвижимого имущества является несовершеннолетний. Несоблюдение предусмотренной законом нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

В Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» указано, что сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.

 

Отдельно следует отметить сделки с недвижимостью, приобретенной с привлечением средств материнского (семейного) капитала. Закон устанавливает обязанность выделения долей родителям и детям в жилье, которое приобретено за счет средств материнского капитала.  По закону, использовав материнский капитал для погашения ипотеки, родители обязаны наделить своих детей причитающимися им долями в недвижимости. То есть, в таком случае, уже закон обязывает родителей соблюсти права ребенка, выступая представителями несовершеннолетних детей.

Решение о государственной регистрации прав (приостановлении или отказе), в том числе в отношении сделок с участием несовершеннолетних, принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав по результатам правовой экспертизы представленных документов.

 

 

Материал подготовила

Татьяна Студеникина

ведущий инженер отдела контроля и анализа деятельности

филиала ППК "Роскадастр" по Томской области

тел (3822)46-78-71(вн 2007)

В соответствии с частью 16.2 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ) по запросу кадастрового инженера, выполняющего кадастровые работы в отношении земельного участка или земельных участков, необходимые для выполнения таких кадастровых работ сведения ЕГРН, в том числе об адресах правообладателей земельных участков (при наличии таких сведений), предоставляются в составе выписки об объекте недвижимости (в случае выполнения кадастровых работ) или кадастрового плана территории (в случае выполнения комплексных кадастровых работ) в форме документов на бумажном носителе или электронных документов при представлении кадастровым инженером копии документа, на основании которого выполняются кадастровые работы (выписки из такого документа), копии государственного или муниципального контракта на выполнение комплексных кадастровых работ.

Пунктом 31 Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденного приказом Росреестра от 08.04.2021 № П/0149 предусмотрено, что в случае если в ППК «Роскадастр» поступил запрос кадастрового инженера, выполняющего комплексные кадастровые работы или кадастровые работы, о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, соответственно в виде кадастрового плана территории или в виде выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, в приложении к которому отсутствуют предусмотренные частью 16.2 статьи 62 Закона № 218-ФЗ документы либо не указана информация о размещении сведений о государственном или муниципальном контракте, заключенном заказчиком комплексных кадастровых работ с исполнителем таких работ, в единой информационной системе в сфере закупок, ППК «Роскадастр» осуществляет подготовку соответствующих кадастрового плана территории или выписки без указания сведений об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на земельный участок зарегистрировано, а также с лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права или обременение указанного объекта недвижимости.

В этой связи в целях получения выписки из ЕГРН или кадастрового плана территории, содержащих сведения об адресе электронной почты и (или) о почтовых адресах соответствующих лиц, к запросу необходимо приложить документы, подтверждающие выполнение кадастровых работ.

При соблюдении данных условий, но отсутствии в полученных выписках из ЕГРН или кадастровом плане территории информации об адресах электронной почты и (или) о почтовых адресах, в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» может быть указана информация о том, что кадастровым инженером были соблюдены требования части 16.2 статьи 62 Закона № 218-ФЗ, но полученная выписка сведений об адресах не содержала, в связи с чем извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ было опубликовано в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации соответствующего муниципального образования.

 

 

Илья Валеев

Начальник Северского

20 июня   с 10:00 до 13:00  в Управлении Росреестра по Томкой области состоится горячая телефонная линия по теме: «Особенности оформления и переоформления лицензии на геодезическую и картографическую деятельность», в ходе которой будет акцентировано внимание субъектов геодезической и картографической деятельности на основных изменениях действующего законодательства и вопросах их практической реализации:

  1. Перечень документов необходимых для получения (переоформления) лицензии.
  2. Особенности лицензирования геодезической и картографической деятельности в 2023 году.
  3. Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования в области геодезии и картографии.
  4. Реализуемые в 2023 году контрольно-надзорные и профилактические мероприятия в области геодезии и картографии.
  5. Порядок досудебного обжалования решений контрольного (надзорного) органа.

На эти и другие вопросы ответит главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии  Крупиненко Татьяна Владимировна по телефону: 8(3822) 51-36-22

Если несовершеннолетний выступал в качестве продавца, в силу части 2 статьи 54 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" договор купли-продажи, и соответственно, соглашение о расторжении такого договора должны быть нотариально удостоверены.

Если несовершеннолетний выступал в качестве покупателя и за ним зарегистрировано право собственности (общей долевой собственности), соглашение о расторжении договора купли-продажи должно быть нотариально удостоверено (независимо от того, в какой форме (простой письменной либо в нотариальной) был заключен договор купли-продажи).

Вопрос необходимости согласия органа опеки при заключении  требующего нотариального удостоверения  соглашения о расторжении договора купли-продажи  объекта недвижимости проверяется нотариусом, удостоверяющим такое соглашение.

 

Илья Валеев

Начальник Северского

межмуниципального отдела             

Люди больше ценят свое время, и поэтому возможность получения информации с использованием современных цифровых сервисов становится все более востребованной.

Большое количество электронных сервисов размещено на сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru/eservices/.

Электронные сервисы Росреестра позволяют оперативно получить информацию о любом объекте недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости.

Самым популярным сервисом является «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online». С помощью этого сервиса можно посмотреть не только кадастровую стоимость объектов недвижимости (в том числе помещений (квартир, офисов) и дату, по состоянию на которую она определена, но и получить общую информацию  об объекте недвижимости, его размерах, точном адресе, зарегистрированных правах и наличии обременений. Эти сведения будут полезны потенциальным покупателям в качестве  информации для предварительной оценки объекта. Поиск проводится как по кадастровому номеру объекта недвижимости, так и по его адресу.

  Большим функционалом обладает и сервис «Публичная кадастровая карта» (https://pkk.rosreestr.ru/). Этот инструмент позволяет узнать кадастровую стоимость земельных участков и объектов капитального строительства (зданий, сооружений). По кадастровому номеру или адресу можно выбрать любой отображенный на карте объект и ознакомиться с данными о нем, в том числе и с его кадастровой стоимостью. Воспользоваться сервисом можно бесплатно также в режиме реального времени.

 Сервис «Получение сведений из Фонда данных государственной кадастровой оценки» предоставляет возможность заинтересованным лицам получить информацию о кадастровой стоимости объектов, в том числе о том, как она была определена. Поиск в нем проводится по кадастровому номеру. Базы данных сервиса также содержат сведения о ходе и результатах проведения государственной кадастровой оценки. В этом же сервисе можно скачать отчет об итогах государственной кадастровой оценки, ознакомиться с информацией о том, какой региональный орган власти принял решение о проведении государственной кадастровой оценки, узнать наименование бюджетного учреждения, подготовившего отчет об итогах государственной кадастровой оценки, а также реквизиты акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

 Не только узнать кадастровую стоимость, но и подтвердить ее, можно с помощью выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Такая выписка предоставляется в разделе «Услуги и сервисы» — «Предоставление сведений ЕГРН»  по запросам любых лиц бесплатно в срок не более трех рабочих дней.

Таким образом, преимущества электронных сервисов Росреестра очевидны - получить сведения о кадастровой стоимости можно не выходя из дома и в любое время суток, что весьма удобно.

 

 

Оксана Бобкова

начальник отдела землеустройства и

мониторинга земель,  кадастровой оценки

недвижимости, геодезии и картографии

Объекты недвижимости и сведения о правах на объекты недвижимости могут отображаться  в личном кабинете правообладателя при условиях:

- Когда права на объект недвижимости зарегистрированы и внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН);

- Наличия в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) правообладателя. 

- В записи о праве в ЕГРН у физического лица значения ФИО и СНИЛС полностью совпадают со значениями в профиле учетной записи в ЕСИА на портале Государственных услуг;

Если права зарегистрированы в прежнем порядке и не внесены в ЕГРН,  необходимо подать заявление на регистрацию в ЕГРН ранее возникших до 1998 г прав.

Сделать это можно обративший в любой многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг (независимо от места нахождения объекта недвижимости) либо в электронной форме через Единый портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и личный кабинет на сайте.

Необходимо отметить, что в случае недостоверных сведений правообладателям объектов недвижимости необходимо обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в ЕГРН. В заявлении всегда следует указать СНИЛС и объект, в запись о праве на который необходимо внести изменения.

Таким образом, информация о принадлежащем объекте недвижимости будет отражаться в разделе «Мои объекты» личного кабинета (lk.rosreestr.ru) только после внесения в ЕГРН информации о СНИЛС правообладателя.

 

 

Людмила Елькина

начальник Асиновского

межмуниципального отдела                            

Управления Росреестра по Томской области

Статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) установлено, что за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

Подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ установлено, что за государственную регистрацию права собственности физического лица уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3 статьи 333.35 НК РФ государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию права на объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ).

Частью 1 ст. 69 Закона о недвижимости установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их правообладателей.

В случае регистрации права собственности на объект недвижимости на основании справки о выплате пая, ключевым является момент выплаты пая. Если он выплачен до 1998 года, то право является ранее возникшим и государственная пошлина не уплачивается. В случае, если пай выплачен после 1998 года, то государственная пошлина за государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости уплачивается в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 ст. 333.33 НК РФ.

 

 

Татьяна Никитюк

начальник отдела регистрации

объектов нежилого назначения и ипотеки 

Согласно положениям ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. В данном случае должен быть соблюден порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В зависимости от территории, на которой расположен объект недвижимости, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления.

Росреестр принимает на учет бесхозяйные недвижимые вещи на основании заявления соответствующего органа (п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ, п. п. 2 - 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).

При отказе от линейного объекта собственник можете обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления или к лицам, обязанным в соответствии с законом эксплуатировать такие объекты, по месту нахождения линейного объекта.

Заявителем в Росреестр в этом случае будет тот орган (лицо), к которому собственник обратится с заявлением (п. п. 3 - 5 ст. 225 ГК РФ).

Из текста заявления собственника должно быть ясно, что собственник отказывается от права собственности на конкретный объект. В противном случае в принятии на учет бесхозяйной вещи будет отказано, Росреестр возвратит заявление обратившемуся лицу (п. 12 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей). Это будет означать, что от права собственности собственник не отказался.

 

Татьяна Никитюк,

начальник отдела регистрации

объектов нежилого назначения и  ипотеки