Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В 2023 году во всех субъектах Российской Федерации проводится государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
В Томской области подлежат оценке 765818 учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов капитального строительства. Оценка проводится по состоянию на 1 января 2023 года. Полномочиями по определению кадастровой стоимости наделено ОГБУ «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).
В настоящее время ОГБУ «ТОЦИК» завершены основные мероприятия по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, подготовлен проект отчета, который в настоящее время проходит проверку в Росреестре на соответствие установленным требованиям. После проверки проект отчета будет размещен на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) в информационном ресурсе «Фонд данных государственной кадастровой оценки», где также будет указана информация о месте его размещения на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://gko70.ru). Размещение проекта отчета планируется в конце июля - начале августа 2023 года.
На этом этапе любое заинтересованное лицо может проверить как определена кадастровая стоимость его объектов. Если имеются какие-либо возражения или уточнения, то правообладатель вправе представить свои замечания в течение 30 календарных дней. Их можно подать путем личного обращения в ОГБУ «ТОЦИК» (634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. для справок: 907-944, 907-933) или в любой из офисов ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», направить почтой либо через Интернет.
Разъяснения о порядке и сроках представления замечаний, а также рекомендуемая форма для таких замечаний размещены на официальном сайте ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: https://www.gko70.ru в разделе «Кадастровая оценка».
Замечание к проекту отчета наряду с изложением его сути должно содержать:
1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к проекту отчета;
2) кадастровый номер объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к проекту отчета, если замечание относится к конкретному объекту недвижимости;
3) указание на номера страниц (разделов) проекта отчета, к которым представляется замечание (при необходимости).
К замечанию к проекту отчета могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также иные документы, содержащие сведения о характеристиках объектов недвижимости, которые не были учтены при определении их кадастровой стоимости. Замечания к проекту отчета, не соответствующие установленным требованиям, не подлежат рассмотрению.
По итогам рассмотрения представленных замечаний бюджетное учреждение может учесть их и пересчитать кадастровую стоимость объекта недвижимости, указанного в этом замечании. Узнать о том, приняты ли замечания, заинтересованное лицо может на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://www.gko70.ru/). На нем размещается информация об объектах, стоимость которых изменена, и причины ее изменения, а также информация о замечаниях, которые не были учтены, с обязательным обоснованием причин. Кроме того, не реже чем один раз в пять дней обновляется опубликованный на нем проект отчета.
Таким образом, любое заинтересованное лицо на данном этапе может проконтролировать определение кадастровой стоимости своих объектов и при необходимости скорректировать их кадастровую стоимость до того, как она будет утверждена.
Оксана Бобкова
Начальник отдела землеустройства
и мониторинга земель, кадастровой
оценки недвижимости, геодезии и картографии
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с положениями статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Росреестром регулярно осуществляется выгрузка сведений в Федеральную налоговую службу России об объектах недвижимости, в отношении которых Росреестром совершались учетно-регистрационные действия, в том числе вносились изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), регистрировались права или переход прав на них.
На основе данной информации налоговый орган формирует и направляет уведомления собственникам недвижимости о необходимости заплатить налоги.
В целях подготовки к массовому направлению в 2023 году налоговых уведомлений и сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога на имущество организаций и земельного налога, Управлением Росреестра по Томской области переданы в Управление ФНС России по Томской области сведения более чем о 639 тыс. объектов недвижимости.
Из общего объема сведений порядка 452 тыс. сведений относятся к земельным участкам, 187 тыс. – к объектам капитального строительства.
«Значительное количество переданных в налоговый орган сведений связано именно с изменением качественных и количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе в результате проводимой Росреестром работы по верификации сведений ЕГРН.» – отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Управление Росреестра по Томской области напоминает правообладателям о возможности проверки сведений о зарегистрированных правах, правильности отражения характеристик объекта недвижимости в информационных ресурсах Росреестра в режиме «online» в Личном кабинете правообладателя или посредством обращения к электронному сервису «Справочная информация по объектам недвижимости», размещенных на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).
Наталья Соболевская
Исполняющая обязанности начальника
отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
В соответствии с действующим законодательством, возраст совершеннолетия наступает с 18 лет. Гражданский кодекс РФ разделяет несовершеннолетних на малолетних – т.е. не достигших 14 лет и лиц в возрасте с 14 до 18 лет. И одна, и другая категория является детьми, однако малолетние граждане в силу совсем молодого возраста наделены еще меньшей дееспособностью, чем лица категории с 14 до 18 лет, но это не является ущемлением их прав. Часть сделок несовершеннолетние могут осуществлять с согласия родителей, опекуна или попечителя. Это напрямую касается и возможности их участия в сделках с недвижимостью.
Решение родителей, опекунов или согласие попечителей не может рассматриваться как возможность распоряжаться недвижимым имуществом, являющимся собственностью несовершеннолетнего в интересах взрослых. Более того, в большинстве случаев, родители и опекуны не могут сами продать, обменять, подарить, сдать в аренду, разделить или выделить доли из имущества ребенка, а попечитель давать согласие на это без предварительного разрешения органов опеки и попечительства.
«Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, часто содержит определенное условие. Для примера - приобретение в собственность ребенка иного недвижимого имущества взамен отчуждаемого. Это условие должно быть выполнено до того, как документы по отчуждению имущества ребенка будут представлены в органы регистрации прав, иначе в регистрации сделки может быть отказано», - пояснил начальник юридического отдела филиала ППК «Роскадастра» по Томской области Андрей Камышников.
Без предварительного разрешения органов опеки опекун не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, в том числе:
- по обмену или дарению;
- сдаче внаем (аренду);
- сдаче в безвозмездное пользование или в залог;
- влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей;
- любых других действий, влекущих уменьшение стоимости имущества подопечного.
Согласно Федеральному закону «Об опеке и попечительстве», предварительное разрешение либо отказ в его выдаче должны быть предоставлены законным представителям ребенка в письменной форме не позднее чем через 15 дней с даты подачи соответствующего заявления в орган опеки и попечительства. Отказ в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивирован и может быть оспорен в судебном порядке.
В подавляющем большинстве случаев, закон предусматривает обязательное нотариальное удостоверение договора купли-продажи, если собственником либо участником общей собственности продаваемого недвижимого имущества является несовершеннолетний. Несоблюдение предусмотренной законом нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.
В Федеральном законе «О государственной регистрации недвижимости» указано, что сделки, связанные с распоряжением недвижимым имуществом на условиях опеки, а также сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему гражданину или гражданину, признанному ограниченно дееспособным, подлежат нотариальному удостоверению.
Отдельно следует отметить сделки с недвижимостью, приобретенной с привлечением средств материнского (семейного) капитала. Закон устанавливает обязанность выделения долей родителям и детям в жилье, которое приобретено за счет средств материнского капитала. По закону, использовав материнский капитал для погашения ипотеки, родители обязаны наделить своих детей причитающимися им долями в недвижимости. То есть, в таком случае, уже закон обязывает родителей соблюсти права ребенка, выступая представителями несовершеннолетних детей.
Решение о государственной регистрации прав (приостановлении или отказе), в том числе в отношении сделок с участием несовершеннолетних, принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав по результатам правовой экспертизы представленных документов.
Материал подготовила
Татьяна Студеникина
ведущий инженер отдела контроля и анализа деятельности
филиала ППК "Роскадастр" по Томской области
тел (3822)46-78-71(вн 2007)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
17.02.2023 вступил в силу Федеральный закон от 06.02.2023 № 13-ФЗ, в соответствии с которым публичный сервитут может быть установлен в отношении помещений. Публичный сервитут - это право на ограниченное пользование недвижимостью, в данном случае - для доступа к другим помещениям.
Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» дополнен положением, предусматривающим, что при приватизации находящегося в государственной или муниципальной собственности помещения, которое является единственным путем прохода или доступа в другие расположенные в здании (сооружении) помещения, сделка по приватизации в обязательном порядке должна сопровождаться установлением публичного сервитута для обеспечения прохода, доступа.
Публичный сервитут подлежит регистрации одновременно с регистрацией прав на приватизируемое помещение. Данный публичный сервитут не может быть установлен в случае, если проход, доступ в иные помещения в здании, сооружении возможен посредством помещений, являющихся общим имуществом в таких здании, сооружении.
Договор приватизации, в указанном случае, обязательно должен содержать условие о публичном сервитуте, в результате установления которого через помещение вглубь здания смогут пройти все желающие без согласия его собственника. Если же к остальным помещениям можно пройти через помещения, которые являются общим имуществом здания, то публичный сервитут устанавливаться не будет.
Собственник объекта недвижимости вправе требовать возмещения убытков, причиненных ограничением его прав (при условии возникновения таких убытков).
Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Черногубова Е.В.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Земельный фонд Томской области на 1 января 2023года составляет 31439,1 тыс.га.
Согласно действующему законодательству земли по категориям распределяются в соответствии с их целевым назначением и правовым режимом.
Основная часть территории области (28 700,1 тыс. га или 91,3 %) занята землями лесного фонда.
Общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 1915,5тыс. га или 6,1% от общей площади области. Площадь данной категории земель по сравнению с 2021 годом уменьшилась на 3,2 тыс.га за счет перевода в состав земель лесного фонда и земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Следует отметить ежегодную тенденцию к сокращению площади земель, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
Площадь земель населенных пунктов составляет 136,9 тыс.га или 0,4 % всех земель Томской области. Населенные пункты подразделяются на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города и поселки городского типа. На начало 2023 года общая площадь городских населенных пунктов составила 70,4 тыс.га или 51,4 % от общей площади земель данной категории. Площадь сельских населенных пунктов составляет 66,5 тыс.га, что составляет 48,6 % от общей площади земель данной категории.
Земли водного фонда занимают 141,5 тыс.га или 0,5 %.
Земли промышленности, энергетики, транспорта, иного специального назначения занимают 62,2 тыс.га или 0,2 % всех земель области.
Земли запаса расположены на площади 482,8 тыс.га, это 1,5 % от всех земель области.
Земли, систематически используемые или пригодные к использованию для конкретных хозяйственных целей и отличающиеся по природно-историческим признакам, являются земельными угодьями. Учет земель по угодьям ведется в соответствии с их фактическим состоянием и использованием. Характерной особенностью области является высокая залесенность и заболоченность земель.
Земельные угодья делятся на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные в соответствии с действующими нормами и правилами, принимаемыми на государственном и ведомственном уровнях.
По состоянию на 1 января 2023 года площадь сельскохозяйственных угодий в Томской области составила 1371,7 тыс.га.
На долю несельскохозяйственных угодий приходится 30067,4 тыс.га или 95,6 %.
Олеся Грищенко
исполняющая обязанности
начальника отдела
землеустройства и мониторинга
земель, кадастровой оценки
недвижимости,
геодезии и картографии
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Кадастровый инженер уполномочен на подачу документов для осуществления учетно-регистрационных действий без доверенности, если в договоре подряда на выполнение кадастровых работ прописаны данные обязанности. В остальных случаях кадастровый инженер может представлять интересы собственника только на основании нотариально удостоверенной доверенности.
При подаче документов кадастровым инженером в электронном виде они напрямую поступают в Росреестр, и в случае возникновения потребности внесения изменений в документы замечания направляются кадастровому инженеру. Данная возможность, прописанная в законодательстве, способствует более качественной подготовке документов, а так как все эти действия осуществляются в электронном виде, возрастает скорость не только обмена информацией, но и осуществления учетно-регистрационных действий.
Кадастровый инженер может представлять в орган регистрации документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ без нотариально удостоверенной доверенности в случае:
- Раздела, объединения, выдела земельных участков, при этом заказчик является собственником (пользователем) исходного участка.
- Уточнения границ земельного участка, заказчик – собственник (пользователь).
- Подготовки акта обследования здания, заказчик – собственник или наследник собственника.
- Подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства, гаража, дачного или садового дома, хозяйственных построек, в отношении которых не требуется разрешение на строительство и (или) разрешение на ввод в эксплуатацию, при этом заказчик – собственник земельного участка, на котором находится объект, либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.
Подача документов в Росреестр кадастровыми инженерами существенно упрощает процесс учетно-регистрационных действий, поскольку освобождает заявителя от трудностей и временных затрат.
Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Черногубова Е.В.
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), установлен порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействий) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).
Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий; выданы предписания об устранении выявленных нарушений; совершены иные действия (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.
Одной из главных особенностей является досудебный порядок подачи жалобы.
Закон № 248-ФЗ прямо указывает, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде через портал Госуслуг и подписывается простой или усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если к жалобе необходимо приложить копии документов, то их необходимо приложить также в электронном (сканированном) виде.
Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действие (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.
Стоит отметить, что в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.
Лицо, подавшее жалобу, до принятия окончательного решения по ней может отозвать жалобу. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.
Статьей 41 Закона № 248-ФЗ определены требования к форме и содержанию жалобы.
Обращаем внимание, что жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.
Данные обстоятельства являются основанием для отказа в рассмотрении жалобы.
Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, правила ведения которой утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 482.
Жалоба может быть подана полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».
Контрольный (надзорный) орган рассматривает жалобу в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.
Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения размещается в личном кабинете контролируемого лица на портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 дня со дня его принятия.
Антон Шмыков
Исполняющий обязанности начальника отдела
государственного земельного надзора
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является совершенствование процесса оказания государственных услуг в электронном виде, развитие инновационных технологий и внедрение цифровых инструментов в интересах граждан, бизнеса и профессионального сообщества.
В 2022 году в рамках программы «Национальной системы пространственных данных» Росреестр продолжил разрабатывать новые электронные сервисы, призванные помочь россиянам решать вопросы, связанные с регистрацией недвижимости и земельных участков.
Например, сервис «Мои объекты недвижимости» - позволит объединить пространственные данные из различных государственных информационных систем, устранить ошибки и противоречия в сведениях. Пользователи смогут отслеживать изменения данных по объектам и их окружению, анализировать рынок недвижимости, прогнозировать развитие территорий.
«Земля просто» - поможет подбирать гражданам и бизнесу участки, подавать заявления на государственные и муниципальные услуги по приобретению прав в упрощенной форме. Ожидается, что после внедрения сервиса сроки получения услуг сократятся в два раза.
Сервис «Градостроительная проработка онлайн» позволит получать информацию о возможностях использования земельного участка, сервис «Согласования в стройке» оптимизирует процедуры, связанные с процессом строительства, а специальный сервис «Индивидуальное жилищное строительство» упростит процедуры для людей и застройщиков при взаимодействии с органами власти.
Часть из новых сервисов в настоящее время проходит тестирование, а сервис «Земля для стройки» уже развернут во всех 85 регионах Российской Федерации и доступен на публичной кадастровой карте Росреестра.
В рамках работы, проводимой Росреестром для упрощения и повышения удобства сделок с недвижимостью, сокращения сроков оказания услуг, с 01.01.2023 все органы власти и органы местного самоуправления направляют заявления на совершение учетно-регистрационных действий в Росреестр только в электронном виде.
В соответствии с законом, в интересах граждан и юридических лиц, органы власти, органы местного самоуправления в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании актов этих органов или сделок с этими органами, обязаны самостоятельно направлять в Росреестр документы в электронном виде для регистрации и учета, заверяя их при этом электронной подписью в одностороннем порядке. При этом органы власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
Исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина: «Электронные заявления рассматриваются Управлением в течение 1-2 дней при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, что значительно меньше срока, установленного законом. Таким образом, переход Росреестра на взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления исключительно в электронном виде способствует сокращению сроков регистрации – важному показателю качества и доступности государственных услуг Росреестра.».
А с 1 января 2024 года на электронную форму взаимодействия Росреестр полностью перейдет и с юридическими лицами, в том числе с застройщиками и кредитными учреждениями.
Наталья Соболевская
Исполняющая обязанности начальника
отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Жизнь и быт граждан нашей страны тесно связаны, казалось бы, с такой простой и понятной с обычной точки зрения вещью как «земля» - например, размещение частного домовладения, садового участка, загородного дома, личное подсобное хозяйство, какое-либо предприятие или предпринимательская деятельность и многое-многое другое. Из этого прямо следует что земля, а точнее земельные участки, являются в данном случае чуть ли не главным предметом гражданских правоотношений между людьми. Купить, продать земельный участок, взять в аренду или в пользование, получить по наследству, всё это уже давно неотъемлемая часть нашей жизни. Главное при этом не стоит упускать из вида такой важный момент как описание местоположения земельного участка, т.е. его границы.
Как отметила исполняющая обязанности руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина: «Будучи уже владельцем земельного участка или его потенциальным приобретателем необходимо проверить состояние границ земельного участка, поскольку принцип добросовестного и ответственного владения имуществом является приоритетным, и наоборот, принцип «я не знал/не видел/приобрел как есть» в данном случае будет контрпродуктивным и может привести в негативным последствиям для владельца или пользователя земельного участка.»
В первую очередь это можно сделать самостоятельно. Желательно визуально осмотреть участок, чем он огорожен и какая у него конфигурация и соответствует ли это информации, указанной в документах на земельный участок. На данной стадии также желательно ознакомиться со сведениями официальных и публичных источников информации, таких как «Публичная кадастровая карта» (помимо общих ресурсов в различных городах могут быть свои местные ресурсы, на которых можно будет проверить границы участка).
Вторым способом будет являться обращение за услугами кадастровых инженеров, которые смогут проанализировать сведения о границах, указанных в документах на землю и спроецировать их непосредственно на земельном участке (это является максимально наглядным способом, поскольку специалист сможет указать какая линия границы, какая поворотная точка границы, где находятся или должны находиться и закрепит результат работ на местности).
После данных процедур вы уже будете уверены в границах участка или будете знать о «проблемных» моментах (например, по договору вы купили 10 соток земли, а выяснилось что по факту у вас 9,5 соток или даже больше положенных 10, или граница проходит не там где нужно), ведь не забывайте, что вокруг вас могут оказаться другие владельцы или пользователи земельных участков, и могут затрагиваться их права и интересы, а главное, ничьей земли не бывает.
Что же следует предпринять, если выяснилось что границы принадлежащего вам земельного участка не совпадают со сведениями государственного реестра?
В случае если, выяснилось что по факту вы занимаете площадь большую, чем вам принадлежит, то самым простым способ будет освободить занятые земли. Но если вы понимаете что данная земля вам нужна, то придется заняться оформлением прав на данную землю. За оформлением прав по общему правилу надо обращаться в органы местного самоуправления. И тут возможны различные варианты оформления прав:
- перераспределение земельного участка (когда изначальный земельный участок, находящийся в собственности, прекращает свое существование и образуется новый земельный участок большей площадью);
- оформить права на земельный участок (подразумевает под собой формирование нового участка с последующим приобретением прав на него, например, выкупить или взять в аренду);
- получение разрешения на использование земельного участка (даёт возможность использования земельного участка в установленных законом случаях без его предоставления на каком-либо праве).
Если же вы выяснили что границы вашего участка, поставленные на государственный учёт, не соответствуют фактическому местоположению земельного участка, хотя понятно, что участок находится на положенном ему месте (например, сам участок всегда был размещен с одной стороны дороги, а согласно сведений государственного учёта он якобы размещен с другой стороны от дороги или вообще на соседней улице), то это уже признаки реестровой ошибки. В данном случае владельцу участка необходимо обратиться в Росреестр или ППК «Роскадастр» с соответствующим заявлением, тогда будет запущена специальная процедура по исправлению данной ошибки. Следует учесть, что данный процесс с учётом проведения всех необходимых мероприятий и согласовательных процедур может занять несколько месяцев, но является наименее обременительным для владельца участка.
Антон Шмыков
Исполняющий обязанности начальника
отдела государственного земельного надзора
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Чтобы операция с недвижимостью прошла успешно и свелись к минимуму риски, рекомендуем воспользоваться справочными сервисами на официальном сайте Росреестра. Сервисы Росреестра предоставляют основные сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) бесплатно и в режиме онлайн. Обращаем внимание, представленная на электронных сервисах справочная информация не может использоваться в качестве юридически значимого документа.
Эксперты филиала ППК Роскадастра по Томской области назвали топ-5 бесплатных справочных сервисов, представленных на официальном сайте Росреестра, которые могут помочь при оформлении недвижимости.
Публичная кадастровая карта
Сервис предоставляет общедоступные сведения из ЕГРН в режиме онлайн в текстовой и графической форме. В зависимости от выбранного вида объекта недвижимости пользователи получают различную информацию: границы, площадь и вид разрешенного использования земельных участков; контуры зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства; кадастровая стоимость; форма собственности; границы зон с особыми условиями использования территории, территориальных и других зон.
Также на базе Публичной кадастровой карты работают информационные ресурсы «Земля для стройки» и «Земля для туризма».
Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online
С помощью сервиса можно сформировать запрос по кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости и получить общедоступные сведения ЕГРН: кадастровая стоимость, статус, площадь, адрес, дата постановки объекта недвижимости на кадастровый учет и т.д.
С помощью сервиса можно проверить объект недвижимости, например, перед заключением договора купли-продажи или аренды.
Жизненные ситуации
Электронный сервис поможет определить перечень документов, необходимых для конкретной услуги Росреестра.
Для формирования пакета документов необходимо пройти анкетирование, состоящее из нескольких вопросов. На основании полученных ответов сервис выдаст список необходимых документов, а также информацию о сроках оказания услуги и размере государственной пошлины. Полученный перечень документов можно сохранить или распечатать. Кроме того, пользователь может перейти по ссылке для получения услуги в электронном виде.
Реестр кадастровых инженеров
Сервис предоставляет достоверные и актуальные сведения о кадастровых инженерах нашей страны. Чтобы проверить, есть ли у специалиста квалификационный аттестат, достаточно знать ФИО кадастрового инженера. Посредством сервиса также можно узнать о результатах профессиональной деятельности специалиста.
Сервис позволяет найти грамотных кадастровых инженеров и не ошибиться в специалисте перед заключением договора на выполнение работ.
Фонд данных государственной кадастровой оценки
С помощью сервиса можно ознакомиться с отчетами об определении кадастровой стоимости, отчетами об оценке рыночной стоимости, на основании которых оспорены результаты определения кадастровой стоимости, а также с систематизированными сведениями об объектах оценки.
Материал подготовила
Татьяна Студеникина
ведущий инженер отдела контроля и анализа деятельности
филиала ППК "Роскадастр" по Томской области
тел (3822)46-78-71(вн 2007)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Смежные земельные участки - это участки, которые имеют общие границы, то есть когда граница одного участка одновременно является границей другого участка. Установление границ земельных участков проводится путем определения координат их характерных точек, то есть точек изменения описания границ и их деления на части. При этом нужно учитывать, что до 1 марта 2008 г. участки ставились на кадастровый учет без определения их точных границ.
Если у вашего участка не установлены координаты характерных точек границ, рекомендуем провести процедуру их уточнения. В результате у вашего участка будут определены точные границы. В первую очередь это защитит вас от присвоения части вашего участка и споров с владельцами смежных участков о расположении границ.
Для этого вам нужно обратиться к кадастровому инженеру для составления межевого плана, в котором будут определены точные границы вашего земельного участка. В состав межевого плана при уточнении границ участка обязательно включается информация о согласовании границ земельного участка.
Границы смежных земельных участков нужно согласовать, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ того участка, в отношении которого они выполнялись. Это нужно сделать также в случае, когда уточнены границы смежных земельных участков, сведения о которых внесены в ЕГРН.
Границы участка согласовываются со следующими лицами, которым принадлежат смежные земельные участки:
- собственниками;
- лицами, которым участок принадлежит на праве пожизненного наследуемого владения;
- лицами, которым участок принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования (за исключением государственных (муниципальных) учреждений и казенных предприятий);
- арендаторами, если участок находится в публичной собственности и передан в аренду на срок более пяти лет.
Согласование границ может быть проведено:
- с установлением границ на местности или без него;
- путем собрания или индивидуально с каждым.
В результате согласования границ земельного участка на обороте листа графической части межевого плана составляется акт согласования.
В бумажном виде этот акт оформляется в единственном экземпляре. Акт согласования в электронном виде можно подготовить в виде одного электронного документа, подписанного УКЭП всех участников согласования, или в виде нескольких электронных документов, подписанных УКЭП отдельных участников согласования.
Исполняющая обязанности
начальника Стрежевского
межмуниципального отдела Е.В. Черногубова