Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Реестровая ошибка – ошибка, содержащаяся в документах, на основании которых сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Ошибка может возникнуть из-за возможных погрешностей при проведении кадастровых работ или из-за наличия ошибок в документах, которые были представлены в порядке информационного взаимодействия.

Такая реестровая ошибка может являться причиной несоответствия описания местоположения границы земельного участка либо объекта капитального строительства ее фактическому положению на местности.

Для устранения такой реестровой ошибки в ЕГРН филиал ППК «Роскадастр» по Томской области осуществляет (при наличии необходимых документов) определение координат характерных точек границ смежных и (или) несмежных земельных участков, площади таких земельных участков, определение координат характерных точек контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства и направляет в Управление Росреестра по Томской области отчет о результатах определения координат характерных точек границ и площади земельных участков, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (далее - Отчет).

На основании Отчёта орган регистрации прав в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления Отчёта готовит решение о необходимости устранения реестровой ошибки (далее – Решение) с приложением схемы границ объекта недвижимости, в описании местоположения которых выявлена реестровая ошибка, и не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия Решения, направляет его заинтересованным лицам (правообладателям всех объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых требуется внести изменения в связи с устранением реестровых ошибок) или в соответствующие органы для исправления такой ошибки.

Правообладатель объекта недвижимости в целях определения соответствия между местоположением границ объекта недвижимости, установленным по координатам, предлагаемым для исправления реестровой ошибки, и фактическим местоположением границ объекта недвижимости  на местности, может обратиться к кадастровому инженеру для выноса на местность характерных (поворотных) точек границ объекта недвижимости.

Также, правообладателю земельного участка при наличии вступившего в законную силу судебного акта, разрешающего судебный спор о границах земельного участка, необходимо уведомить об этом государственного регистратора прав, направившего соответствующее Решение.

В случае, если правообладатель не согласен с местоположением границ объекта недвижимости, установленным по координатам, предлагаемым для исправления реестровой ошибки, правообладатель такого объекта недвижимости вправе представить в течение трех месяцев со дня направления Решения  в орган регистрации прав документы, необходимые для устранения такой ошибки – межевой план/ технический план и заявление о государственном кадастровом учёте изменений в порядке ст. 18 Закона о регистрации.

Срок представления документов, необходимых для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ объекта недвижимости, может быть продлен не более чем на три месяца на основании соответствующего заявления от собственника объекта недвижимости.

По истечении трех месяцев со дня направления Решения либо срока, указанного в заявлении о продлении, и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого/ технического плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади такого объекта недвижимости без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных статьей 61 Закона условий, на основании Решения и Отчета, подготовленного Филиалом.

При этом, правообладатель объекта недвижимости вправе  представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевой/ технический план после внесения в ЕГРН органом регистрации прав сведений о местоположении границ и площади земельного участка, местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельном участке, установленных органом регистрации прав в результате исправления реестровой ошибки в местоположении указанных границ.

 

 

Маргарита Попова

государственный регистратор прав

отдела регистрации земельного участка

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законодательством, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных сведений об объектах, предусмотренных действующим законодательством. (Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») (далее – закон о регистрации).

Напомним, что осуществление государственного кадастрового учета объекта необходимо для дальнейшей государственной регистрации прав на недвижимость. Документы на кадастровый учет и (или) регистрацию прав в бумажном виде в Управление Росреестра можно подать через многофункциональные центры, однако ряд выгодных преимуществ имеет электронный формат обращения, например, посредством сервисов сайта (rosreestr.gov.ru).

Кадастровый учет осуществляется в связи с:

- образованием или созданием объекта недвижимости (например, строительство дома);

- прекращением существования объекта (например, снос дома);

- изменением уникальных характеристик объекта (например, реконструкция, перепланировка).

В соответствии с целями кадастрового учета государственными регистраторами прав осуществляются виды учетных действий:

- постановка на учет новых объектов;

- снятие с учета объектов;

- учет изменений в отношении объектов, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Государственный кадастровый учет осуществляется как отдельно, так и совместно с регистрацией прав на недвижимость по единой процедуре

Сроки кадастровых учетов о принятии закона о недвижимости и составляют от 3 до 12 рабочих дней, в зависимости от вида подачи документов и типа обращений.

. Вместе с тем, в Управлении средний срок постановки на кадастровый учет составляет 2 рабочих дня, такой же срок действует и для государственной регистрации прав, а при поступлении в Управление Росреестра документов в электронном виде сроки сокращаются до 1 рабочего дня.

Необходимо отметить, что постановка объектов недвижимости на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя, а вот за оформление прав на недвижимое имущество и сделок с ним необходимо уплатить государственную пошлину. Ее размер установлен Налоговым кодексом РФ и зависит от вида регистрационного действия и категории заявителя.

 

 

Людмила Елькина

Начальник Асиновского

межмуниципального отдела                            

Управления Росреестра по Томской области 

 Вступившим в силу 25.04.2023 Федеральным законом от 14.04.2023 №123-ФЗ внесены изменения в положения Федерального закона от 29 июля 2017 года №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Так, законодателем скорректировано понятие «имущество общего пользования», под которым теперь понимается расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд земельные участки и находящиеся на них объекты недвижимости и иные объекты, используемые для удовлетворения общих потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество на указанной территории.

 К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества отнесено принятие решения о передаче земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования, гражданам или организациям в аренду либо в безвозмездное пользование или об установлении сервитута в отношении такого имущества, а также определение условий использования такого имущества.

Земельные участки общего назначения смогут использоваться для газоснабжения, теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, накопления и сбора ТКО, охраны территории ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, а также для занятий физической культурой и спортом, отдыха и укрепления здоровья граждан.

В соответствии с решением общего собрания членов товарищества допускается использование земельных участков общего назначения гражданами и организациями для реализации товаров, проведения работ и оказания услуг для нужд граждан, ведущих садоводство и огородничество. Для указанных целей на земельных участках общего назначения допускается возведение некапитальных строений, сооружений.

 

Анастасия Юркевич

начальник отдела регистрации

земельных участков

 

В условиях современного темпа жизни получение государственных услуг не выходя из дома или офиса сейчас становится очень актуальным. И с целью повышения качества и доступности оказываемых услуг законодательством Российской Федерации предусмотрена необходимость перехода на электронные формы взаимодействия, в том числе, между юридическими лицами и федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Воспользоваться услугами Росреестра в электронном виде можно через официальный сайт Росреестра (https://rosreestr.gov.ru). А посредством сервиса «Личный кабинет» реализована возможность подачи заявлений на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию права, а также получения сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Для получения доступа к сервису «Личный кабинет» необходимо пройти регистрацию в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) на едином портале государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru/).

Юридическому лицу для получения услуг в электронном виде потребуется создать учетную запись юридического лица. Создать учетную запись юридического лица можно только из подтвержденной учетной записи физического лица – руководителя организации или представителя юридического лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности.

Кроме того, чтобы воспользоваться услугой по государственной регистрации в электронном виде, потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), поскольку документы, представляемые в орган регистрации прав в электронной форме, должны быть подписаны УКЭП.

Получить сертификат электронной подписи можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров, перечень которых размещен на сайте Росреестра.

Преимущества же получения государственных услуг Росреестра в электронном виде очевидны и многозначительны:

- возможность получения услуги из любой точки России;

- реализация экстерриториального принципа совершения учетно-регистрационных процедур, и конфиденциальность информационного обмена;

- отсутствие необходимости предварительной записи и посещения офисов МФЦ;

- существенное сокращение затрат рабочего времени, которое тратит уполномоченный сотрудник на подачу документов.

А сроки оказания государственных услуг по заявлениям, представленным в электронном виде, сокращены до 24 часов при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства.

 

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела                                                                              Н.В. Фрис

 

Сроки приведены в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2022 №612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

 Постановлением Правительства РФ от 03.04.2023 № 530 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», вступившим в силу 12.04.2023 года, внесены изменения в:

 - Правила подготовки документации по планировке территории на основании решений федеральных органов исполнительной власти и принятия ими решений о ее утверждении для размещения объектов федерального значения и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях 2 и более субъектов РФ;

- Правила подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального значения;

- Правила внесения изменений в документацию по планировке территории, указанную в части 18 статьи 45 Градастроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), отмены такой документации или ее отдельных частей, признания отдельных частей такой документации не подлежащими применению.

С 20 до 15 рабочих дней сокращены сроки, в течение которых:

- уполномоченный орган проверяет документацию по планировке территории (проект планировки исторического поселения федерального значения) на соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ;

 - уполномоченный орган проверяет комплектность заявления о внесении изменений в документацию по планировке территории и прилагаемых к нему материалов, а также их соответствие требованиям, указанным в части 10 статьи 45 ГрК РФ;

 - уполномоченный орган принимает решение об отмене отдельных частей документации по планировке территории после получения соответствующего уведомления.

 

 

Анастасия Юркевич

начальник отдела регистрации

земельных участков

15 июня с 14:00 до 17:00  состоится горячая телефонная линия Росреестра по вопросам получения государственных услуг Росреестра в электронном виде.

Как оформить в электронном виде права на недвижимое имущество или получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости? Кто и по каким электронным сделкам с недвижимостью за собственника может подать документы в Росреестр? Если застройщик оформил права дольщика на квартиру в новостройке в электронном виде, надо ли подтверждать права на бумаге? Каковы возможности «Личного кабинета» на сайте Росреестра и какие услуги можно получить через портал Госуслуг? Когда нужна усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП), как и где ее получить?

На эти и другие вопросы ответит заместитель начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Соболевская Наталья Анатольевна.  

 

Телефон  горячей  линии 8 (3822) 65-01-82.

Вступившим в силу 14.04.2023 Федеральным законом от 03.04.2023 №101-ФЗ уточнены положения статьи 185.1 части первой и части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Уточнено, что приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям завещания граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, удостоверенные руководителями (их заместителями) таких организаций.

 При отсутствии нотариусов не только в пунктах дислокации воинских частей, но и в пунктах дислокации соединений, учреждений и военно-учебных заведений завещания работающих в этих пунктах лиц, членов их семей, семей военнослужащих могут быть удостоверены подписью их командира (начальника).

В случае если заявление наследника о принятии наследства либо об отказе от него передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125 ГК РФ), или лицом, уполномоченным удостоверять завещания в соответствии с пунктом 1 статьи 1127 ГК РФ.

Кроме того, уточнено, что к нотариально удостоверенным доверенностям в числе прочего приравниваются доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены руководителями (их заместителями) таких организаций

 

Анастасия Юркевич

начальник отдела регистрации

земельных участков

 

Управление Росреестра по Томской области осуществляет консультативную (разъяснительную) работу с пострадавшими  в результате чрезвычайных ситуаций о порядке, способах, сроках и формах предоставления государственных услуг Росреестра по постановке объектов недвижимости на кадастровый учет и регистрации прав на них, а также по снятию с кадастрового учета и прекращению прав в связи с прекращением существования объектов недвижимости в условиях чрезвычайной ситуации, в том числе по телефонам «Горячей линии», ежедневно с 9:00 до 16:30:

 

65-02-46, 65-02-47 – отдел регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве (г. Томск и Томский район);

65-56-15, 65-39-60 (доп. 2155) – отдел регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки (г. Томск и Томский район);

65-02-39, 65-02-37 – отдел регистрации земельных участков (г. Томск и Томский район);

65-49-54, 65-01-82 – отдел ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН;

8(3823) 90-11-76 – Северский отдел;

8(3824) 12-32-71 – Асиновский межмуниципальный отдел (Асиновский, Зырянский, Первомайский и Тегульдетский районы);

8(3825) 44-17-07 – Колпашевский межмуниципальный отдел (Колпашевский и Верхнекетский районы);

8(3825) 62-19-84 – Молчановский межмуниципальный отдел (Молчановский, Чаинский и Кривошеинский районы);

8(3825) 22-20-96 – Парабельский межмуниципальный отдел (Парабельский, Каргасокский районы и г. Кедровый);

8(3825) 93-92-69 – Стрежевской межмуниципальный отдел (г. Стрежевой и Александровский район),

8(3824) 72-12-61 – Шегарский межмуниципальный отдел Шегарский, Кожевниковский и Бакчарский районы).

 

В рамках «Горячей линии» по оказанию государственных услуг Росреестра граждане смогут обратиться за правовой и консультационной помощью по вопросам осуществления учетно-регистрационных действий.

Несмотря на то, что Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление) осуществляет государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимости в короткие сроки, заявители, обращаясь за государственной регистрацией, также могут повлиять на ее срок.

Так, полный комплект документов, представленных на государственную регистрацию права, их соответствие закону, позволит избежать направления запросов в ходе поведения правовой экспертизы, приостановления осуществления государственной регистрации права.

Если правильно заполнить заявление о государственной регистрации права помогут специалисты многофункционального центра (далее – МФЦ), осуществляя их прием, то документы должен подготовить заявитель.

Управление рекомендует, прежде, чем заключить договор по отчуждению объекта недвижимости, воспользоваться такой государственной услугой, как предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН).

Запросите у лица, отчуждающего объект недвижимости, предоставить Вам выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – Выписка из ЕГРН).

Обратите внимание в Выписке из ЕГРН на:

- площадь объекта недвижимости. Если площадь изменилась, то целесообразно перед сделкой обратиться в Управление за внесением изменений в ЕГРН;

- наличие записи о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения права на объект недвижимости без личного участия правообладателя, в случае если планируется сделка по доверенности, выданной правообладателем.  При наличии такой записи сделка без личного участия невозможна, правообладателю необходимо обратиться в любой офис МФЦ за погашением такой записи, либо участвовать при заключении сделки и предоставлении пакета документов на государственную регистрацию лично;

- наличие арестов, запрещений в отношении государственной регистрации недвижимого имущества. Внесенная запись об арестах, запрещениях в отношении  государственной регистрации недвижимого имущества является основанием для ее приостановления.

А самое главное, в Выписке из ЕГРН Вы увидите кто является собственником объекта недвижимости, что позволяет установить, надлежащие ли лицо отчуждает объект недвижимости.

«При подготовке комплекта документов, использование государственных услуг заявителями позволит сократить и так короткие сроки, до максимально коротких» - отметила Людмила Лабуткина, исполняющая обязанности руководители Управления Росреестра по Томской области.

.

 

Харитонова Н.Л.

заместитель начальника отдела регистрации

объектов недвижимости жилого назначения  

и договоров долевого участия в строительстве

Приказом Минстроя России от 17.02.2023 N 104/пр, вступившим в силу 11.04.2023, внесены изменения. Теперь номер градостроительного плана земельного участка состоит из 19 знаков и цифр (ранее - 18).

В ячейке 19 будет указываться цифровое обозначение земельного участка, характеризующее его расположение в границах территории, в отношении которой принято решение или заключен договор о ее комплексном развитии (1 - в случае расположения земельного участка в границах территории, в отношении которой принято такое решение и (или) заключен договор; 0 - в иных случаях).

 

 

Анастасия Юркевич

начальник отдела регистрации

земельных участков

 

Одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является совершенствование процесса оказания государственных услуг в электронном виде, развитие инновационных технологий и внедрение цифровых инструментов в интересах граждан, бизнеса и профессионального сообщества.

В 2022 году в рамках программы «Национальная система пространственных данных» Росреестр продолжил разрабатывать новые электронные сервисы, призванные помочь россиянам решать вопросы, связанные с регистрацией недвижимости и земельных участков.

Основным способом решения поставленной задачи является увеличение количества по-настоящему востребованных электронных сервисов, учитывающих запросы всех участников рынка недвижимости, переход на оказание государственных услуг в электронном виде.

В рамках цифровой трансформации Росреестра процесс оказания государственных услуг развивается и совершенствуется, упрощается порядок подачи заявлений на получение государственных услуг Росреестра, сокращаются сроки рассмотрения таких заявлений, тем самым повышается доступность регистрационных процедур для граждан и юридических лиц.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии  по Томской области (далее - Управление) рекомендует владельцам  недвижимости активнее пользоваться электронными сервисами Росреестра и при подаче заявлений и документов  для государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. Явные преимущества формата электронного обслуживания для всех заявителей обосновывают его особую актуальность. Электронные сервисы официального сайта Росреестра https://rosreestr.ru (далее - Сайт) дают возможность сэкономить время, позволяя получать государственные услуги Росреестра без посещения офисов приема-выдачи документов. В числе преимуществ электронных сервисов Сайта стоит также отметить удобство их использования. Наличие подробного пошагового алгоритма электронных сервисов Сайта дает возможность без посторонней помощи самостоятельно заполнить бланки заявлений и подготовить пакет документов. Стоит отметить, что формат электронного обслуживания при получении государственных услуг Росреестра минимизирует личные контакты государственных служащих и заявителей. Снижение коррупционных рисков за счет исключения деятельности "незаконных" посредников является эффективным направлением деятельности, способствующим повышению качества оказываемых государственных услуг Росреестра. Ознакомиться с полным перечнем электронных услуг Росреестра можно на Сайте по ссылке: https://rosreestr.ru/site/eservices/.

В рамках работы, проводимой Росреестром для упрощения и повышения удобства сделок с недвижимостью, сокращения сроков оказания услуг, с 01.01.2023 все органы власти и органы местного самоуправления должны направлять заявления на совершение учетно-регистрационных действий в Росреестр только в электронном виде.

В интересах граждан и юридических лиц, органы власти, органы местного самоуправления в случаях, когда право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании актов этих органов или сделок с этими органами, самостоятельно направляют в Росреестр документы в электронном виде для регистрации и учета, заверяя их при этом электронной подписью в одностороннем порядке. При этом органы власти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.

Переход Росреестра на взаимодействие с органами власти и органами местного самоуправления исключительно в электронном виде способствует сокращению сроков регистрации – важному показателю качества и доступности государственных услуг Росреестра. Сегодня электронные заявления рассматриваются Управлением в течение 24 часов при условии полного соответствия представленных документов требованиям действующего законодательства, что значительно меньше срока, установленного законом.

А с 01.01.2024 Росреестр полностью перейдет на электронную форму взаимодействия и с юридическими лицами, в том числе с застройщиками и кредитными учреждениями.

 

 

Илья Валеев

Начальник Северского отдела