Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Росреестр информирует об изменениях в законодательстве в отношении объекта   незавершенного  строительства, а именно: государственный  кадастровый  учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства,  сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре  недвижимости и который включен в федеральный реестр незавершенных  объектов  капитального строительства или региональный реестр незавершенных объектов капитального  строительства,  осуществляются  без подготовки технического плана  на основании декларации об объекте недвижимости, составленной в форме  электронного документа и заверенной усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом в декларации об объекте недвижимости указываются основания включения данного объекта незавершенного строительства в  соответствующий  реестр.  По заявлению федерального органа исполнительной власти, определенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) осуществляются одновременно государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на указанные объекты незавершенного строительства. Если  в ЕГРН  не зарегистрировано право на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права на такой земельный участок не требуются.

В случае государственной регистрации перехода права на объект незавершенного    строительства, возникшего на основании сделок, ограничения права на объект незавершенного строительства или обременения объекта   незавершенного строительства допускается только после уточнения сведений  ЕГРН о таком объекте недвижимости по результатам выполнения кадастровых  работ. 

При этом орган регистрации прав не несет ответственности за убытки, причиненные в результате осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта незавершенного строительства, в связи с предоставлением указанными органами государственной власти или местного самоуправления недостоверных сведений о таком объекте.

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела  Н.В. Фрис

15.08.2023 вступил в силу Федеральный закон от 04.08.2023 № 430-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 430-ФЗ), которым в том числе предусмотрено внесение изменений в статью 70 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости), устанавливающих особенности осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на отдельные линейные объекты

В силу указанных изменений в срок до 01.01.2025 технический план линейного объекта, используемого субъектом естественной монополии в сфере деятельности субъекта естественной монополии, находящегося на земельном участке на условиях публичного сервитута, предназначенного для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, может быть подготовлен на основании декларации о таком линейном объекте

Данное правило распространяется только на линейные объекты, созданные до 30 декабря 2004 года

Реестр субъектов естественных монополий размещен на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы в сети «Интернет» по адресу: http://fas.gov.ru/pages/activity/tariffregulation/reestr-subektov-estestvennyix-monopolij.html

Таким образом, часть коммуникаций теперь хозяйствующие субъекты могут оформить в упрощенном порядке, без получения разрешительной документации в органах местного самоуправления

При этом Закон № 430-ФЗ также предусмотрел и упрощенный порядок получения публичного сервитута на землю, который предоставляется на основании ходатайства субъекта естественной монополии для эксплуатации используемого им линейного объекта или на основании ходатайства оператора связи для эксплуатации линии связи, в отношении которых у таких субъекта или оператора связи отсутствуют права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, без предоставления правоустанавливающих документов на линейный объект

 

Татьяна Никитюк, начальник отдела регистрации прав на объекты нежилого назначения и ипотеки

тел: 65-56-15

 

Контакты для СМИ

телефон: (8 38 22) 65-19-39 доб.(21-21),
почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Управление Росреестра по Томской области вот уже 15 лет осуществляет ряд значимых функций, включая государственный земельный надзор. Данное направление успешно реализуется благодаря высокому профессионализму и превосходной работе сотрудников.

Государственные инспектора выполняют важные функции по контролю (надзору)  за использованием и охраной земельных участков согласно законодательству Российской Федерации. Государственные инспекторы активно работают на местах, проводят контрольные (надзорные мероприятия) и выявляют нарушения. Их служба играет значимую роль в поддержании порядка и соблюдении правил использования земельных участков в Томской области.

За 1 полугодие 2023 года Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) проведено 442 контрольных (надзорных) мероприятий по  соблюдению земельного законодательства. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 225 нарушений земельного законодательства. В результате мер, принятых к нарушителям устранено 32 нарушения.

Большинство выявленных правонарушений - самовольное занятие земельных участков и использование земельных участков не по целевому назначению.

Кроме того, Управлением проведено 409 профилактических мероприятий, в т.ч. 225 информирования посредством СМИ и официального сайта в сети «Интернет», выдано 84 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований, проведено 42 профилактических визита.

 

 

Александр Ткачев

Начальник отдела

государственного земельного надзора

С 31.07.2023 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2023 № 397-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения, в том числе, в статью 69.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регламентирующую порядок проведения мероприятий по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

Данный закон был разработан с целью повышения эффективности процедуры выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, проведения мероприятий по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о таких правообладателях, и как следствие, обнаружения бесхозяйных объектов недвижимости и выморочного имущества.

В частности, законом расширен круг лиц, в отношении которых должны проводиться мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, а именно, включены:

- наследники, права которых на недвижимое имущество возникли до 01.02.2019 и не были зарегистрированы в ЕГРН, если права наследодателей на такие объекты недвижимости возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ) и также не были зарегистрированы в ЕГРН;

- члены жилищно-строительного, гаражного или иного потребительского кооператива, иные лица, имеющие права на паенакопления, внесшие в полном объеме паевой взнос за квартиру, гараж или иное недвижимое имущество, предоставленное этим лицам кооперативом, права которых не зарегистрированы в ЕГРН;

- правообладатели, право собственности которых зарегистрировано после дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ (после 31.01.1998) уполномоченными органами, действовавшими на территории субъекта Российской Федерации, на которой находится объект недвижимости, до создания на указанной территории учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Законом № 122-ФЗ (на территории Томской области - до 03.09.1998).

Новые положения закрепляют, что если по результатам проводимых мероприятий выявить правообладателя не удалось, то уполномоченный орган обязан произвести постановку такого объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного, а если установлено, что объект недвижимости имеет признаки выморочного имущества (собственник скончался, и не имеется наследников, претендующих на наследство), то уполномоченный орган обязан обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство на такой объекта недвижимости.

В обоих случаях закон предусмотрел также сроки проведения вышеуказанных действий.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Ранее действовавшие нормы не регламентировали деятельность уполномоченных органов после невыявления ими правообладателя объекта недвижимости. Соответственно, необходимые процессы затягивались.

Внесенные поправки, в числе прочего, должны стимулировать деятельность компетентных органов по выявлению бесхозяйного имущества и постановке его на учет, а также по обнаружению выморочного имущества и дальнейшему оформлению его в собственность соответствующих муниципальных образований или государства.

 

Материал подготовила Наталья Соболевская,

начальник отдела ведения ЕГРН, повышения

качества данных ЕГРН

 

Контакты для СМИ

телефон: (8 38 22) 65-19-39 доб.(21-21),

почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С 01.04.2023 функционирует Электронная платформа кадастровых работ Личного кабинета Официального сайта Росреестра (далее – ЭПКР). ЭПКР разработана в целях обеспечения эффективного взаимодействия заказчика и кадастрового инженера – исполнителя работ.

С 31.05.2023 ЭПКР интегрирована с Единым порталом государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) – доступна услуга по поиску кадастрового инженера, которая позволяет гражданам найти наиболее подходящего кадастрового инженера и пройти путь от поиска исполнителя кадастровых работ до постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

ЭПКР предоставляет пользователям (гражданам, юридическим лицам и кадастровым инженерам) следующие функции:

  1. Доступ к базе данных о кадастровых инженерах.
  2. Возможность формирования заказа на проведение кадастровых работ, направления его на рассмотрение кадастровым инженерам.
  3. Общение заказчика и исполнителя об условиях выполнения кадастровых работ в виде чата с возможностью пересылки файлов.
  4. Формирование в электронном виде на основе типовой формы договора подряда и подписание его.
  5. Формирование рейтинга кадастровых инженеров, включающее возможность заказчика оценить качество работы кадастрового инженера по пятибалльной шкале и оставить отзыв о работе.

Осуществить авторизацию на ЭПКР можно следующими способами:

– кадастровым инженерам посредством Личного кабинета кадастрового инженера Официального сайта Росреестра, либо по адресу: https://epkr.rosreestr.ru;

– физическим и юридическим лицам по адресу: https://epkr.rosreestr.ru.

Получить услугу «Поиск кадастрового инженера» на портале Госуслуг можно по адресу https://www.gosuslugi.ru/600578/1/form

Очередная горячая телефонная линия Управления Росреестра по Томской области состоится в четверг, 22 сентября 2023 года, и будет посвящена прохождению государственной гражданской службы.

Вопросы прохождения государственной гражданской службы регулируются положениями Федерального закона
от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Начальник  отдела государственной службы и кадров, по защите государственной тайны и мобилизационной подготовки Томского  Росреестра Трофимова Ирина Иванова  даст  гражданам разъяснения по следующим вопросам:

  • как поступить на государственную гражданскую службу в Управление Росреестра по Томской  области;
  • каковы основные права и обязанности государственного гражданского служащего;
  • какие существуют ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой;
  • каковы требования к служебному поведению государственных гражданских служащих.

Телефон горячей линии  8(3822)65-40-37.  Ждем Ваших звонков с 12.00 до 13.00 часов.

Вид разрешенного использования является одной из важнейших характеристик земельного участка, поскольку именно он определяет, какие объекты строительства могут быть возведены правообладателем на данном участке и что можно делать на земельном участке.

Одним из распространенных видов разрешенного использования земельного участка является «личное подсобное хозяйство». Если задуматься, то на бытовом уровне у большинства из нас существует определенное понимание того, что собой представляет данный вид разрешенного использования и какая деятельность допускается на таком участке, однако и тут есть своя специфика, на которой стоит заострить внимание.

Во-первых, на территории Российской Федерации действует специальный Федеральный закон от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», он не большой по объему, но подробно раскрывает основные моменты.

Личное подсобное хозяйство это такая форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей. Реализация гражданами сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Во-вторых, земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства бывают двух видов:

- в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок);

- за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).

Приусадебный земельный участок может использоваться для производства сельскохозяйственной продукции, содержания сельскохозяйственных животных, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений вспомогательного характера с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Полевой земельный участок может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (объектов капитального строительства).

Для ведения личного подсобного хозяйства гражданами может использоваться предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество.

Обращаем внимание, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства при использовании земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.

Как отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова, ответственность использования земельного участка по целевому назначению возложена на собственников земельного участка.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Управление Росреестра по Томской области напоминает собственникам объектов недвижимости о возможности дополнительной защиты своего имущества от мошеннических действий.

Снизить риск утраты права собственности в случае потери документов, долгосрочного отъезда или в случае, когда собственником недвижимости является престарелый гражданин, которого легче ввести в заблуждение, позволяет обращение собственника в Росреестр с заявлением о запрете осуществления регистрационных действий без его личного участия.

Каждый владелец недвижимого имущества может подать заявление о невозможности регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости без его личного участия.

При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносится соответствующая запись. Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного на государственную регистрацию прав на эту недвижимость другим лицом.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова:

«Теперь запретить сделки с недвижимостью  без  личного  присутствия     можно через Госуслуги.

 Чтобы подать такое заявление, нужна подтвержденная учетная запись на Госуслугах и приложение «Госключ» с усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Она оформляется бесплатно прямо в приложении. Когда запись о невозможности госрегистрации внесут в ЕГРН, заявителя уведомят об этом через личный кабинет на Госуслугах.

Отмечу, что другие способы подачи заявления по-прежнему доступны. Заявление о невозможности регистрации без личного участия собственника можно подать также лично в любом офисе многофункционального центра по предоставлению государственных и муниципальных услуг и в электронном виде через личный кабинет официального сайта Росреестра.

 

 

Наталья Соболевская, начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН

На Едином портале государственных и муниципальных услуг (Портал Госуслуг) максимально быстро и просто можно получить сведения из Единого  государственного реестра недвижимости.

Справочные сведения из ЕГРН в виде экспресс-выписки формируются в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2019 № 710 «О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах» с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2022 № 2266 об эксперименте по цифровому профилю.

Возможность получения экспресс-выписок реализована только для правообладателя соответствующего объекта недвижимости. Плата за получение таких сведений не взимается.

Состав сведений идентичен выписке из ЕГРН. В экспресс-выписке содержатся сведения об объекте недвижимости, его истории, владельцах, но не содержатся поэтажные планы, а также схемы.

Для получения экспресс-выписки достаточно выбрать интересующий объект в Личном кабинете на Портале Госуслуг в разделе Профиль/Документы и данные/Недвижимость и нажать «заказать выписку/получить онлайн выписку».

Документ приходит в личный кабинет Портала Госуслуг в течение нескольких минут, после чего правообладатель имеет возможность переслать электронный документ заинтересованному лицу или организации.

Данные справочные сведения являются юридически значимыми, т. к. подписаны УКЭП Росреестра и Минцифры.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова:

«Чтобы выписка не потеряла юридическую силу при пересылке, отправлять ее нужно с файлом подписи в формате sig. Онлайн-выписка принимается всеми органами и организациями наравне с обычной.

Получить бумажный вариант такой выписки можно в МФЦ. Сотрудники распечатают ее из личного кабинета Портала Госуслуг и заверят печатью.

Документ о наложении (равно как и о снятии) ареста или запрета на недвижимое имущество (судебный акт, постановление судебного пристава) при поступлении в Управление Росреестра по Томской области отрабатывается в течение трех рабочих дней. Соответствующая информация вносится в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), а правообладателям направляются об этом уведомления.

Правообладатели арестованного имущества уведомляются одним из двух способов:

- если в Едином государственном реестре недвижимости есть адрес электронной почты собственника объекта, то уведомление направляется на этот электронный адрес. В письме указывается ссылка на электронный документ, размещенный на официальном сайте Росреестра, в котором содержится исчерпывающая информация об аресте;

- уведомление направляется в Личный кабинет владельца недвижимости на едином портале Госуслуг.

По ранее существующему порядку уведомление направлялось в том числе на бумажном носителе по почтовому адресу правообладателя, который указан в ЕГРН.

В настоящее время уведомления направляются только в электронной форме.

Собственник, получивший уведомление о наложении ареста или запрещения, чаще всего обращается к государственному регистратору прав, чтобы уточнить причины ареста недвижимости и его правовые последствия. Однако с вопросами о причинах наложения ареста и действиях собственника в целях его снятия следует обращаться к должностному лицу органа, который стал инициатором наложения ареста (судебные органы, Служба судебных приставов, налоговые органы).

Чтобы своевременно узнавать о каких-либо изменениях в отношении объектов недвижимости, Управление Росреестра по Томской области советует собственникам позаботиться о следующем.

Если ранее при совершении сделок с недвижимым имуществом собственники не указывали адрес электронной почты либо адрес электронной почты был изменен, необходимо подать заявление о внесении в ЕГРН сведений об актуальном адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которому осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано.

Для этого необходимо направить заявление о внесении дополнительных сведений в реестр недвижимости в электронном виде из «Личного кабинета» на сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru (при этом потребуется ввести логин и пароль от сайта Госуслуг) либо обратиться в ближайший офис МФЦ.

Заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Ковальчук: «Чтобы застраховать себя от неприятных ситуаций при совершении сделок с недвижимостью – закажите выписку из ЕГРН на наличие возможных ограничений, арестов и запретов, ведь в случае подачи документов на сделку в Росреестр наличие ареста (запрета) является причиной для приостановления государственной регистрации прав.

Выписка из ЕГРН является самым простым, надежным и официальным способом получения актуальной информации об объекте недвижимости.».

 

 

Наталья Соболевская

И.о. начальника отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данный ЕГРН

С 29 июня 2021 года на территории Томской области проводятся мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о выявлении), направленного, прежде всего, на внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) актуальных и достоверных сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, а также на защиту их прав и имущественных интересов.  

По итогам работы по наполнению ЕГРН недостающими сведениями о правообладателях по состоянию на 1 августа 2023 года в отношении  13 002 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация прав, в том числе 4 157 объектов недвижимости - за муниципальными образованиями.

В отношении 491 объекта недвижимости в ЕГРН внесена отметка о выявленном правообладателе.

13 639 объектов сняты с государственного кадастрового учета в связи с тем, что прекратили свое существование.