Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Как раньше, так и в актуальное время быт и деятельность граждан очень тесно связаны с земельными участками.
Как показывает практика в настоящее время ситуация с земельными участками (с выявлением неучтенных, определением и созданием новых, установкой и уточнением их границ) всё больше приводится в порядок, что, соответственно, приводит к большему количеству надлежащим образом оформленных и зарегистрированных за гражданами земельных участков.
А поскольку земельные участки находятся можно так сказать в одной плоскости, то увеличилось и количество соприкосновений прав граждан в области земельных правоотношений, как с положительным, так и отрицательным оттенком.
Это замечательно, когда граждане самостоятельно и обоюдно решают какие-либо проблемы в рамках действующего правового поля и договоренностей. Но также остаются или возникают ситуации, когда граждане не могут найти способ разрешения конфликтов при принятии решений, при котором отсутствуют принципиальные возражения у заинтересованных лиц. Причем стоит учитывать, что есть ситуации, при которых не всегда есть однозначно виновная сторона, которая злоупотребляет своими правами и тем самым нарушает права другой стороны. Где-то конфликтная ситуация может развиться из непредумышленных действий или противоречии действующих документов. В самых неоднозначных и сложных ситуациях в действующем законодательстве (пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ) прямо предусмотрено разрешение споров проблем в судебном порядке (включая оспаривании результатов межевания или оспаривание зарегистрированных прав граждан), где при необходимости даже может быть назначена судебная экспертиза.
Но в любом случае остаются бытовые конфликты интересов, при которых возникает посягательство на имущественные права граждан, в результате чего может быть причинен ущерб законным правам и интересам лиц. Такие ситуации зачастую требуют более оперативного вмешательства в спорную ситуацию, для чего государством предусмотрена специальная административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного законодательства.
Определенным набор функций по государственному земельному надзору на территории Томской области уполномочено Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление). Почти аналогичным набором функций, но уже на уровне муниципального земельного контроля наделены органы местного самоуправления (Администрация Города Томска, Администрация Томского района).
Основными сферами правоотношений, за которыми осуществляется контроль (надзор) органами государственной власти и органами местного самоуправления, являются:
- недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без установленных прав (ответственность предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ);
- использование земельного участка не по целевому назначению (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ);
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного законом срока (ответственность предусмотрена частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ);
Стоит отметить, что зачастую уже после мер воздействия (таких как предписание, предостережение, административный штраф) нарушение требований земельного законодательства прекращаются со стороны граждан-правонарушителей.
Если же и указанных мер будет недостаточно, то последнее слово уже может быть только за судебной инстанцией.
Александр Ткачев
начальник отдела
государственного земельного надзора
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Всё имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное (приобретенное) после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, то есть является средством удовлетворения требования кредиторов должника-гражданина.
Если финансовый управляющий не сможет реализовать принадлежащее ему имущество и кредиторы откажутся от принятия такого имущества в счет погашения своих требований к должнику, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом.
После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если: вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду; доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В указанных случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
«Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» - пояснила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Татьяна Казакова
начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций Т.Н. Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Действующим законодательством установлен, начиная с 2022 года, единый цикл оценки и единая дата оценки - раз в четыре года. А для городов федерального значения - раз в два года по их решению. Это создает дополнительные удобства для собственников недвижимости, особенно если она находится в нескольких регионах.
При этом во всех субъектах РФ без учета ограничений по периодичности проведены в 2022 году – государственная кадастровая оценка земельных участков, в 2023 году – государственная кадастровая оценка зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест.
В Томской области в 2023 году государственная кадастровая оценка проводилась в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2023 года 765818 объектов капитального строительства.
Определение кадастровой стоимости на территории Томской области осуществляет Областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра» (ОГБУ «ТОЦИК»).
Результаты государственной кадастровой оценки утверждены приказом Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 24.11.2023 № 59 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, расположенных на территории Томской области».
С приказом можно ознакомиться на официальном сайте департамента (https://dugs.tomsk.gov.ru/) в разделе «Документы», подразделе «Нормативные правовые акты» и на официальном интернет - портале правовой информации (http://publication.pravo.gov.ru/). Приказ вступает в силу по истечении одного месяца после дня его официального опубликования, а именно 29 декабря 2023 года.
Новая кадастровая стоимость зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест будет применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2024 года.
С целью получения разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, а также в случае наличия ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, юридические и физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления могут обратиться в ОГБУ «ТОЦИК» по адресу: 634009, г. Томск, ул. Розы Люксембург, д. 17, стр. 2, тел. для справок: 907-944, 907-933. Подробная информация (форма заявлений, способы направления) размещена на сайте ОГБУ «ТОЦИК» (https://gko70.ru).
Оксана Бобкова
начальник отдела землеустройства и
мониторинга земель, кадастровой оценки
недвижимости, геодезии и картографии
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
С 29 июня 2021 года на территории Томской области проводятся мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости в рамках Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о выявлении), направленного, прежде всего, на внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) актуальных и достоверных сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости, а также на защиту их прав и имущественных интересов.
Согласно положениям Закона о выявлении правообладателей, органы местного самоуправления (уполномоченные органы) проводят мероприятия по выявлению и внесению в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов, снятию с учета объектов недвижимости, прекративших свое существование, а также по постановке на учет и внесению сведений в ЕГРН по выявленным объектам недвижимости, сведения о которых отсутствуют в ЕГРН, наполняя тем самым ЕГРН полными и достоверными сведениями.
По итогам реализации на территории Томской области Закона о выявлении правообладателей по состоянию на 01.12.2023 в отношении 19 819 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация прав, в том числе 8 436 объектов недвижимости - за муниципальными образованиями.
В отношении 1 131 объекта недвижимости в ЕГРН внесена отметка о выявленном правообладателе.
20 430 объектов сняты с государственного кадастрового учета в связи с тем, что прекратили свое существование, или в результате выявления дублирования сведений об объекте.
Наталья Соболевская
начальник отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Статьей 13.1 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» установлен порядок изменения условий документарной закладной и обездвижения документарной закладной. В частности, при передаче обездвиженной документарной закладной в другой депозитарий новый депозитарий обязан уведомить об этом орган регистрации прав и обязанное по такой закладной лицо.
В рамках пилотного проекта по приему и обработке уведомлений, предусмотренных данной нормой права, Росреестром совместно с АО «ДОМ.РФ» апробирован временный порядок взаимодействия с депозитариями в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории ряда субъектов Российской Федерации.
В этой связи по поступившим в Управление Росреестра Томской области уведомлениям, государственными регистраторами прав во ФГИС ЕГРН (АРМ для работы с электронными закладными) успешно осуществлено изменение осуществляющего хранение закладной депозитария по первым объектам недвижимости.
В настоящее время ведётся работа по масштабированию направления депозитариями данных уведомлений по объектам недвижимости, расположенным на территории всех субъектов Российской Федерации.
Направление уведомлений об осуществлении хранения закладной при передачи ее из другого депозитария в территориальные органы Росреестра будет временно осуществляться с использованием электронной почты.
Татьяна Никитюк,
начальник отдела регистрации объектов
недвижимости нежилого назначения
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Как раньше, так и в актуальное время быт и деятельность граждан очень тесно связаны с земельными участками.
Как показывает практика в настоящее время ситуация с земельными участками (с выявлением неучтенных, определением и созданием новых, установкой и уточнением их границ) всё больше приводится в порядок, что, соответственно, приводит к большему количеству надлежащим образом оформленных и зарегистрированных за гражданами земельных участков.
А поскольку земельные участки находятся можно так сказать в одной плоскости, то увеличилось и количество соприкосновений прав граждан в области земельных правоотношений, как с положительным, так и отрицательным оттенком.
Это замечательно, когда граждане самостоятельно и обоюдно решают какие-либо проблемы в рамках действующего правового поля и договоренностей. Но также остаются или возникают ситуации, когда граждане не могут найти способ разрешения конфликтов при принятии решений, при котором отсутствуют принципиальные возражения у заинтересованных лиц. Причем стоит учитывать, что есть ситуации, при которых не всегда есть однозначно виновная сторона, которая злоупотребляет своими правами и тем самым нарушает права другой стороны. Где-то конфликтная ситуация может развиться из непредумышленных действий или противоречии действующих документов. В самых неоднозначных и сложных ситуациях в действующем законодательстве (пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ) прямо предусмотрено разрешение споров проблем в судебном порядке (включая оспаривании результатов межевания или оспаривание зарегистрированных прав граждан), где при необходимости даже может быть назначена судебная экспертиза.
Но в любом случае остаются бытовые конфликты интересов, при которых возникает посягательство на имущественные права граждан, в результате чего может быть причинен ущерб законным правам и интересам лиц. Такие ситуации зачастую требуют более оперативного вмешательства в спорную ситуацию, для чего государством предусмотрена специальная административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного законодательства.
Определенным набор функций по государственному земельному надзору на территории Томской области уполномочено Управление Росреестра по Томской области (далее - Управление). Почти аналогичным набором функций, но уже на уровне муниципального земельного контроля наделены органы местного самоуправления (Администрация Города Томска, Администрация Томского района).
Основными сферами правоотношений, за которыми осуществляется контроль (надзор) органами государственной власти и органами местного самоуправления, являются:
- недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без установленных прав (ответственность предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ);
- использование земельного участка не по целевому назначению (ответственность предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ);
- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного законом срока (ответственность предусмотрена частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ);
Стоит отметить, что зачастую уже после мер воздействия (таких как предписание, предостережение, административный штраф) нарушение требований земельного законодательства прекращаются со стороны граждан-правонарушителей.
Если же и указанных мер будет недостаточно, то последнее слово уже может быть только за судебной инстанцией.
Александр Ткачев
начальник отдела
государственного земельного надзора
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Всё имущество гражданина, имеющееся на дату принятия решения суда о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина и выявленное (приобретенное) после даты принятия указанного решения, составляет конкурсную массу, то есть является средством удовлетворения требования кредиторов должника-гражданина.
Если финансовый управляющий не сможет реализовать принадлежащее ему имущество и кредиторы откажутся от принятия такого имущества в счет погашения своих требований к должнику, после завершения реализации имущества гражданина восстанавливается его право распоряжения указанными имуществом.
После завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Освобождение гражданина от обязательств не допускается в случае, если: вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве; гражданин не предоставил необходимые сведения или предоставил заведомо недостоверные сведения финансовому управляющему или арбитражному суду; доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.
В указанных случаях арбитражный суд в определении о завершении реализации имущества гражданина указывает на неприменение в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств либо выносит определение о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств, если эти случаи выявлены после завершения реализации имущества гражданина.
«Требования кредиторов по текущим платежам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» - пояснила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Освобождение гражданина от обязательств не распространяется также на требования, о наличии которых кредиторы не знали и не должны были знать к моменту принятия определения о завершении реализации имущества гражданина.
Татьяна Казакова
начальник отдела правового обеспечения,
по контролю (надзору) в сфере
саморегулируемых организаций Т.Н. Казакова
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Имея в собственности жилые и нежилые объекты, земельные участки на территории России, мы являемся плательщиками налога на недвижимое имущество. Если речь идет о квартире или доме, то с точки зрения закона неважно, кто именно там живет или зарегистрирован. Налог платит тот, кому недвижимость принадлежит по документам. Даже если объект не используется и пустует, налог на него все равно придется платить. Также неважно, каким образом к собственнику перешло право на имущество: купил он его, взял в ипотеку, получил по наследству или в дар. Обязанность по уплате налога появляется сразу после оформления права собственности.
И так случается, что время от времени налогоплательщики получают уведомления об уплате налога на недвижимость, которая им не принадлежит. Что же делать в таком случае?
Прежде чем обращаться с заявлением в налоговую инспекцию, необходимо получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости, которая подтвердит, что имущество (квартира, земельный участок, дом и т. д.), указанное в налоговом уведомлении, не числится за вами на праве собственности. Выписку можно получить на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru, направив запрос по кадастровому номеру, либо по адресу места нахождения недвижимости, указанному в уведомлении ФНС.
Второй вариант получения выписки из Единого государственного реестра недвижимости –обратиться в офис МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости). Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru/, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области).
После получения выписки, которая подтверждает, что собственником недвижимости являетесь не вы, необходимо приложить ее к заявлению.
Подать заявление можно двумя способами — лично обратившись в ИФНС по месту вашей постоянной регистрации или по месту нахождения имущества, или же отправив электронное обращение на сайте nalog.ru в личном кабинете налогоплательщика, что позволяет направить обращение одновременно в ту налоговую инспекцию, которая прислала уведомление, и в вышестоящую. Все обращения сейчас на строжайшем контроле, поэтому о стадиях рассмотрения вы будете уведомлены. Возможен вариант — заказное письмо с описью вложения почтовым отправлением.
Для консультации можно обратиться непосредственно в Стрежевской межмуниципальный отдел Управления Росреестра по Томской области по адресу: г. Стрежевой, ул. Ермакова, 86, либо по телефону 838259-39269.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Росреестр информирует об изменениях в законодательстве в отношении объектов вспомогательного использования, так как ранее не было дано определение понятию «объект вспомогательного использования», и возникало много вопросов при создании объекта у граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, кадастровых инженеров. Теперь это сооружения, которые соответствуют хотя бы одному из следующих критериев:
сооружение возводится на одном земельном участке с основным зданием, строением или сооружением (далее - основной объект) на основании проектной документации по основному объекту и предназначено для обслуживания последнего;
сооружение общей площадью не более 1 500 кв. м, строится для обеспечения эксплуатации основного объекта, имеет обслуживающее назначение по отношению к нему, не является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом, не требует установления санитарно-защитных зон и размещается на земельном участке, где расположен основной объект, либо на земельных участках, смежных с земельным участком, на котором расположен основной объект, либо на земельном участке, не имеющем общих границ с участком, на котором расположен основной объект, при условии, что сооружение вспомогательного использования технологически связано с основным объектом;
сооружение располагается на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, либо для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), либо для блокированной жилой застройки, либо для ведения гражданами садоводства для собственных нужд, в том числе является сараем, баней, теплицей, навесом, погребом, колодцем или другой хозяйственной постройкой (в том числе временной), сооружением, предназначенным для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, на котором сооружение создано (создается), при этом количество его надземных этажей не превышает трех и его высота составляет не более 20 м.
Учитывая, что для строительства объектов вспомогательного назначения не нужно разрешение на строительство, а соответственно и разрешение на его ввод в эксплуатацию, они все-таки должны возводиться с учетом требований градостроительного регламента. При соответствии требованиям, предъявляемым к недвижимому имуществу, и не имеющих признаков самовольной постройки, зарегистрировать право на такое сооружение возможно в общем порядке, установленном для государственного кадастрового учета и регистрации прав, и для этого потребуются следующие документы:
технический план, подготовленный кадастровым инженером на основании декларации об объекте недвижимости. Кроме того, в разделе "Заключение кадастрового инженера" этого плана должно быть приведено обоснование его подготовки на основании декларации. В частности, должно быть указано, что сооружение является вспомогательным по отношению к основному объекту, в связи, с чем получение разрешения на строительство и (или) ввод объекта в эксплуатацию не требуется;
правоустанавливающий документ на земельный участок (право собственности, аренда), в том числе соглашение об установлении сервитута или решение об установлении публичного сервитута.
Документы на регистрацию права собственности и кадастровый учет можно представить в офисах МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости). Информацию об адресах и времени работы офисов приема МФЦ можно получить, воспользовавшись ссылкой https://md.tomsk.ru, либо по телефону регионального центра телефонного обслуживания 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный на территории всей Томской области), либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru.
Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Н.В. Фрис
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Институт государственной регистрации прав в Российской Федерации введен законодательством лишь в 1997 году, поэтому в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения из различных унаследованных информационных систем. Не всегда качество этих данных является полным и достоверным.
Поэтому одной из основных задач в деятельности Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) является формирование полного и точного ЕГРН.
При этом, одним из параметров полноты сведений ЕГРН, законодательство определяет установление взаимосвязи («привязки») сведений об объектах недвижимого имущества (зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства) со сведениями о земельных участках, в пределах которых расположены эти зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства.
В целях реализации данной задачи Управление Росреестра по Томской области (Управление) на протяжении последних лет активно проводило мероприятия по выявлению сведений для определения местоположений зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на земельных участках и внесению полученных сведений в ЕГРН.
При проведении указанных мероприятий Управлением использовались все способы получения необходимой информации для «привязки» объектов капитального строительства к земельным участкам, а именно:
- работа с документами архивного фонда ЕГРН;
- взаимодействие с органами местного самоуправления, крупными правообладателями объектов недвижимости и т.д.
Как итог этой работы – наличие установленных связей с земельными участками в отношении 89% от общего количества зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на территории Томской области.
«Проводимая работа по наполнению ЕГРН полными и достоверными данными в первую очередь направлена на защиту прав и повышение качества оказываемых населению услуг» – отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Елена Терехова
заместитель начальника
отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН
- Категория: Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)
Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) является сводом достоверных, систематизированных сведений о недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, основаниях их возникновения и правообладателях.
Важную роль в системе ведения и наполнения ЕГРН играет межведомственное информационное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также других ведомств, с органом регистрации прав.
Межведомственное взаимодействие подразумевает возложение обязанности на органы государственной власти и местного самоуправления осуществлять обмен информацией и документами, находящимися в их распоряжении, для внесения соответствующих сведений об объектах недвижимости, правообладателях в ЕГРН и их актуализацию.
Орган регистрации прав после получения документов в порядке межведомственного информационного взаимодействия либо вносит информацию об объектах недвижимости, либо принимает решение о невозможности внесения соответствующих сведений в ЕГРН. При этом орган регистрации прав уведомляет правообладателей объектов недвижимости о внесении таких сведений в ЕГРН.
Однако на практике некоторые граждане могут столкнуться с ситуацией, когда какие-то сведения ЕГРН не актуализированы, например, адрес объекта недвижимости, реквизиты документа, удостоверяющего личность правообладателя, или сведения о наличии ограничений/обременений в отношении объекта недвижимости.
«Если установленный срок внесения сведений в порядке межведомственного взаимодействия истек, и такие сведения по какой-то причине не были внесены в ЕГРН, заинтересованное лицо может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о внесении соответствующих сведений в ЕГРН» – поясняет начальник отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Наталья Соболевская. Под заинтересованными лицами закон понимает граждан и юридических лиц, чьи права и обязанности могут быть затронуты. Закон не обязывает их предоставлять вместе с заявлением необходимые подтверждающие документы. Орган регистрации прав сам в течение трех рабочих дней запросит их в органах государственной власти и местного самоуправления. Однако закон и не лишает заинтересованное лицо права представить такие документы самостоятельно, что будет способствовать скорейшему уточнению данных. Внесение изменений в ЕГРН производится без уплаты государственной пошлины.
Подать заявление об уточнении сведений можно либо лично через офисы многофункционального центра вне зависимости от места расположения недвижимости, места жительства или адреса нахождения заявителя, либо в электронном виде через «Личный кабинет» официального сайта Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) или Единый портал государственных услуг (Госуслуги) (https://www.gosuslugi).ru.