Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Подача документов в Росреестр кадастровыми инженерами упрощает процесс учетно-регистрационных действий, так как освобождает заявителя от трудностей и временных затрат. Кадастровый инженер уполномочен на подачу документов для осуществления учетно-регистрационных действий без доверенности, если в договоре подряда на выполнение кадастровых работ прописаны данные обязанности. В остальных случаях кадастровый инженер может представлять интересы собственника только на основании нотариально удостоверенной доверенности.
При подаче документов кадастровым инженером в электронном виде они напрямую поступают в Росреестр, и в случае возникновения потребности внесения изменений в документы замечания направляются кадастровому инженеру. Данная возможность, прописанная в законодательстве, способствует более качественной подготовке документов, а так как все эти действия осуществляются в электронном виде, возрастает скорость не только обмена информацией, но и осуществления учетно-регистрационных действий.

Кадастровый инженер может представлять в орган регистрации документы, подготовленные в результате выполнения кадастровых работ без нотариально удостоверенной доверенности в случае:

1. Раздела, объединения, выдела земельных участков, при этом заказчик является собственником (пользователем) исходного участка.

2. Уточнения границ земельного участка, заказчик – собственник (пользователь).

3. Подготовки акта обследования здания, заказчик – собственник или наследник собственника.

4. Подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства, гаража, дачного или садового дома, хозяйственных построек, в отношении которых не требуется разрешение на строительство и (или) разрешение на ввод в эксплуатацию, при этом заказчик – собственник земельного участка, на котором находится объект, либо лицо, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве.


Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Е.В. Черногубова

В соответствии с положениями статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, Росреестром регулярно осуществляется выгрузка сведений в Федеральную налоговую службу России об объектах недвижимости, в отношении которых Росреестром совершались учетно-регистрационные действия, в том числе вносились изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), регистрировались права или переход прав на них.

На основе данной информации налоговый орган формирует и направляет собственникам недвижимости уведомления о необходимости заплатить налоги.

В целях подготовки к массовому направлению в 2024 году налоговых уведомлений и сообщений об исчисленных налоговыми органами суммах налога на недвижимое имущество, Управлением Росреестра по Томской области переданы в Управление ФНС России по Томской области сведения более чем о 438 тыс. объектов недвижимости.

Из общего объема сведений порядка 248 тыс. сведений относятся к земельным участкам, 190 тыс. – к объектам капитального строительства.

«Значительное количество переданных в налоговый орган сведений связано именно с изменением качественных и количественных характеристик объектов недвижимости, влекущих пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, в том числе в результате проводимой Росреестром работы по верификации сведений ЕГРН.» – отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Управление Росреестра по Томской области напоминает правообладателям о возможности проверки сведений о зарегистрированных правах, правильности отражения характеристик объекта недвижимости в информационных ресурсах Росреестра в режиме «online» в Личном кабинете правообладателя или посредством обращения к электронному сервису «Справочная информация по объектам недвижимости», размещенных на сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).

Задача облегчить гражданам доступ к государственным услугам побуждает команду Росрестра постоянно искать новые способы её решения. Среди таких способов особое место получило введение такого приоритетного направления в деятельности Росреестра, как дополнительное консультирование заявителей (потенциальных заявителей).

Необходимость дополнительной консультационной поддержки заявителей была обусловлена также спецификой  государственных услуг Росреестра и необходимостью превентивных мер по качественному их оказанию и исключению причин для принятия государственными регистраторами прав отрицательных решений.

В связи с этим, с 13.04.2022 Управлением Росреестра по Томской области было обеспечено консультирование государственными регистраторами прав посетителей ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (ОГКУ «ТО МФЦ») посредством сеансов видеоконференцсвязи в отделах ОГКУ «ТО МФЦ» г. Томска и ЗАТО Северск, а также удаленного консультирования жителей всей Томской области в формате «не выходя из дома» по вопросам, связанным с оказанием государственных услуг Росреестра.

Предварительная запись на получение консультации осуществляется по телефонам Регионального центра телефонного обслуживания МФЦ, путем личного обращения в офисы ОГКУ «ТО МФЦ», а также на официальном сайте МФЦ (https://md.tomsk.ru).

Посетителям, записавшимся в формате «не выходя из дома», работник МФЦ в день проведения консультации направляет на адрес электронной почты, указанный при предварительной записи, ссылку для подключения к видео-конференц-связи.

Консультации предоставляются по экстерриториальному принципу вне зависимости от адреса регистрации посетителя по месту жительства (месту пребывания) на территории Томской области.

Способ (место) получения консультации посетитель определяет самостоятельно. В случае выбора посетителем отделов ОГКУ «ТО МФЦ» г. Томска в качестве места получения консультации (независимо от места подачи заявки), работники соответствующего отдела в установленные в заявке день и время организовывают место для получения консультации посетителем, оснащенное персональным компьютером с выходом в сеть Интернет, Web-камерой, гарнитурой, а также обеспечивают техническое сопровождение и поддержку на период проведения консультации.

В установленное время государственный регистратор прав Управления осуществляют онлайн консультирование.

Возможность проконсультироваться у государственного регистратора прав по вопросам постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на недвижимое имущество позволяет гражданам не только получить информацию о необходимом пакете документов, но и разъяснения по сложным, нестандартным ситуациям.

С начала реализации проекта по консультированию сотрудниками Управления Росреестра по Томской области на базе ОГКУ «ТО МФЦ» оказаны 230 консультаций по различным вопросам в сфере недвижимости.

«Консультирование граждан – это важная и неотъемлемая часть работы Управления. От качества поступивших в МФЦ документов напрямую зависит дальнейшая оперативность совершения учетно-регистрационных действий, количество приостановленных дел и отказов в совершении учетно-регистрационных действий, поэтому важно иметь возможность прямого диалога и обратной связи со всеми получателями наших услуг» – подчеркнула руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

 

 

 

Терехова Е.С. заместитель начальника

отдела ведения ЕГРН,

повышения качества данных ЕГРН

Управления Росреестра по Томской области   

Под ранее возникшим правом понимается такое право, которое возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Оно признается юридически действительным при отсутствии его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (статья 69 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон 218-ФЗ)). Ранее возникшее право на объект недвижимого имущества должно подтверждаться правоустанавливающим документом, выданным (составленным) и зарегистрированным до 31 января 1998 года в порядке, установленном действовавшим на соответствующую дату законодательством.

Зачем регистрировать ранее возникшее право?

Закон предусматривает необходимость государственной регистрации ранее возникших прав при проведении распорядительных действий в отношении имущества, принадлежащего его обладателю. Например, при переходе права в связи с отчуждением имущества (дарением, куплей-продажей и т.п.). А в случае приобретения недвижимости за счет заемных средств, кредитным организациям необходимо предоставлять актуальные сведения из ЕГРН о зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающиеся Выпиской из ЕГРН.

Кроме того, государственная регистрация ранее возникшего права в настоящее время осуществляется без взимания государственной пошлины (бесплатно).

С чего начать процедуру регистрации ранее возникшего права собственности?

С объекта, право на который нужно подтвердить в ЕГРН. Если сведения об объекте переданы в установленном порядке из органов технического учёта, то объект уже учтен в ЕГРН. А правообладатель вправе запросить о нем сведения из ЕГРН.

Если сведения об объекте недвижимости в ЕГРН отсутствуют, следует поставить его на государственный кадастровый учет со статусом «ранее учтенный» в соответствии со статьей 69 Закона 218-ФЗ с одновременной регистрацией ранее возникшего права:

- на основании правоустанавливающего документа (подлинника), подтверждающего регистрацию права собственности на объект недвижимости, выданный уполномоченным органом местного самоуправления или органом, осуществляющим государственную регистрацию в том момент времени;

-  на основании документа, подтверждающего ранее осуществленный учет указанного объекта недвижимости (например, выписки из технического паспорта, выданной до 01.01.2013 и заверенной органом, ранее осуществлявшим технический учёт).

На государственную регистрацию прав документы можно подать в любой офисе МФЦ, при себе необходимо иметь паспорт и документы, подтверждающие наличие ранее возникшего права, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru.

В настоящее время законодательство не требует обязательной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимости, она осуществляется исключительно по желанию правообладателя.

Вместе с тем, государственная регистрация ранее возникшего права на недвижимость в ЕГРН является юридическим актом признания и подтверждения возникшего права определенного лица на недвижимое имущество и дополнительной гарантией защиты его имущественных прав.

 

 

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                                  Н.В. Фрис

Для граждан появилась новая возможность -  пройти самостоятельную оценку соблюдения обязательных требований земельного законодательства.

Теперь каждый гражданин может пройти самообследовние своего земельного участка не выходя из дома, и это займет не более 10 минут.

Чтобы самостоятельно выявить признаки нарушений земельного законодательства при использовании земельного участка, либо их отсутствие,  гражданину необходимо зайти на официальный сайт Управления Росреестра по Томской области https://rosreestr.gov.ru/about/struct/territorialnye-organy/upravlenie-rosreestra-po-tomskoy-oblasti/

На сайте необходимо зайти в раздел «Деятельность – Государственный надзор». Далее необходимо выбрать в правом меню «Государственный земельный надзор», в появившемся меню нажать на «Самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований». После чего на экране появятся методические рекомендации по пользованию сервисом и проведению самообследования, а также кнопка «Начать». После того, как нажать кнопку «Начать», сайт предложит ввести кадастровый номер земельного участка, на котором гражданин хочет провести самообследование и далее предложит ответить на несколько несложных вопросов. После прохождения опроса программным комплексом на основании полученных ответов делается вывод о наличии, либо отсутствии признаков нарушений обязательных требований земельного законодательства. Указанный опрос является анонимным, данные о наличии признаков правонарушений в контролирующий орган не направляются.

 

 

Александр Ткачев

начальник отдела государственного земельного надзора

Управления Росреестра по Томской области

Актуальная мера государственной социальной поддержки семей с детьми в рамках программы "Материнский (семейный) капитал" пользуется большим спросом у россиян, используя материнский капитал для улучшения жилищных условий. Однако это решение может иметь правовые нюансы, которые необходимо учесть при оформлении приобретаемой недвижимости в общую собственность детей и родителей.

Законом установлено, что  опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками. Под близкими родственниками Семейный кодекс Российской  Федерации понимает родственников по прямой восходящей и нисходящей (к ним относятся родители, дети, внуки, правнуки, дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки), а по боковой линии родства - полнородных и неполнородных братьев и сестер.

Законодательство не содержит исключений из установленного правила, в том числе применительно к приобретению в собственность несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала либо иных выплат по государственным социальным программам на основании договора купли-продажи, заключенного законными представителями несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, с близкими родственниками.

Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на совершение сделок законными представителями несовершеннолетних с близкими родственниками, за исключением передачи имущества несовершеннолетнему в качества дара или в безвозмездное пользование.

Возможен вариант, что приобретаемое жилое помещение, при использовании материнского капитала, будет оформлено в общую долевую собственность после приобретения права собственности на него одним из родителей.

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.В. Черногубова

На межведомственном совещании по вопросам восстановления прав граждан - участников долевого строительства, состоявшемся в Генеральной прокуратуре Российской Федерации, принято решение о проведении прокурорами субъектов Российской Федерации совместно с территориальными органами Росреестра проверок выполнения арбитражными управляющими, участвующими в делах о банкротстве застройщиков, своих обязанностей и оценке достаточности контроля за деятельностью арбитражных управляющих со стороны саморегулируемых организаций.

В связи с необходимостью усиления контроля за ситуацией при проведении процедур банкротства застройщиков, Управление на текущий момент осуществляет наблюдение за 13 такими организациями, находящимися в процедурах банкротства.

Управлением также налажено взаимодействие с прокуратурами Томской области по обмену информацией по таким предприятиям.

В целом банкротство застройщиков проводится по общим правилам, установленным Федеральным законом от 26.10.2022 №127-ФЗ «О несостоятельности банкротстве» (далее – Закон о банкротстве). Однако есть ряд особенностей, направленных на защиту прав участников строительства. Например,  дело о банкротстве может рассматриваться арбитражным судом не по месту нахождения застройщика, а по месту нахождения объектов строительства или большинства участников строительства.

Наблюдение и финансовое оздоровление не применяются при банкротстве застройщика. Сразу вводится конкурсное производство, впоследствии оно может быть заменено на внешнее управление.

Конкурсными управляющими (внешними управляющими) в деле о банкротстве застройщика утверждаются арбитражные управляющие, соответствующие установленным Законом о банкротстве требованиям и в обязательном порядке аккредитованные публично-правовой компанией «Фонд развития территорий».

Важной обязанностью арбитражного управляющего при банкротстве застройщика является ведение реестра требований участников строительства, который является частью реестра требований кредиторов, так как денежные требования участников строительства и требования участников строительства о передаче соответствующих объектов недвижимости предъявляются конкурсному управляющему, который самостоятельно рассматривает такие требования и включает их в реестр.

«Специалисты Управления для реализации поставленных задач принимают участие во всех собраниях кредиторов застройщиков-банкротов. По результатам изучения документов, представляемых арбитражными управляющими собранию кредиторов должника-банкрота, проводится анализ деятельности арбитражных управляющих на предмет исполнения ими обязанностей, установленных законодательством о банкротстве, при выявлении нарушений возбуждается дело об административном правонарушении» -  рассказала Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.

 

 

Татьяна Казакова начальник отдела правового

обеспечения, по контролю (надзору) в сфере

саморегулируемых организаций              

Нотариальное удостоверение сделки – это проверка нотариусом или иным уполномоченным лицом законности сделки, включая наличие прав у сторон на ее подписание. Удостоверение сделки осуществляется по правилам, установленным законодательством о нотариате и нормативными правовыми актами органов, регулирующих соответствующие правоотношения.

В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, сделка, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена. Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Обязательному в силу закона нотариальному удостоверению подлежат:

- доверенности, от имени одного или нескольких лиц, на имя одного или нескольких лиц на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок;

- доверенности, выдаваемые физическими лицами в порядке передоверия;

- завещания;

- сделки, заключаемые лицом (лицами), которое вследствие физического недостатка, болезни или неграмотности не может расписаться самостоятельно, из-за чего подписантом выступает иное лицо;

- договоры ренты;

- сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество;

- сделки, связанные с распоряжением недвижимостью на условиях опеки, сделки по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину;

- брачные договоры;

- договоры поручительства, заключаемые застройщиками в целях обеспечения обязательств перед участниками долевого строительства;

-договоры условного депонирования (эскроу), за исключением случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг;

- иные сделки, в отношении которых законом предусмотрена соответствующая форма.

Обязательному в силу соглашения сторон нотариальному удостоверению подлежат сделки, стороны которых договорились об их нотариальном удостоверении. Нотариально удостоверять следует также договор о приобретении объекта недвижимости за счет общих доходов супругов и средств материнского (семейного) капитала либо полностью за счет средств маткапитала, поскольку такой объект недвижимости поступает не в общую совместную собственность супругов, а в общую долевую собственность родителей (каждого из супругов) и детей.

При удостоверении сделок нотариус осуществляет проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц, а также наличия волеизъявления заявителей. В случае если за совершением нотариального действия обратился представитель лица, обратившегося за совершением нотариального действия, проверяются его полномочия, в том числе доверенность на предмет ее отмены.

По общему правилу представление необходимых документов является обязанностью сторон сделки. Но в предусмотренных законом случаях нотариус запрашивает некоторые из них самостоятельно, например, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости. После удостоверения договора, на основании которого возникает право на недвижимое имущество (долю в праве собственности на недвижимое имущество), подлежащее государственной регистрации, нотариус обязан незамедлительно, но не позднее окончания рабочего дня или в сроки, установленные сторонами в договоре, представить в электронной форме заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в орган регистрации прав, если стороны сделки не возражают против подачи такого заявления нотариусом.

При осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, нотариально удостоверенного факта возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества в силу приобретательной давности, проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.

Государственная регистрация прав осуществляется в течение трёх рабочих дней с даты приема или поступления в орган регистрации прав заявления на осуществление государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, а в случае поступления таких заявления и документов в электронной форме - в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.

 

Заместитель начальника Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.В. Черногубова

12 февраля 2024 года с 14:00 до 17:00 заместитель начальника отдела регистрации недвижимости жилого назначении и договоров долевого участия в строительстве Харитонова Наталья Леонидовна ответит на вопросы граждан по теме: «Особенности учета изменений сведений в ЕГРН на дом блокированной застройки» по телефону 8 (3822) 65-02-47.

14 февраля с 10:00 до 13:00 заместитель начальник отдела государственного земельного надзора Шмыков Антон Александрович ответит на вопросы граждан по теме: «Порядок разрешения земельных споров» по телефону 8(3822) 51-28-48.

16 февраля с 10:00 до 13:00 главный специалист отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Черноусова Светлана Олеговна ответит на вопросы граждан по предоставлению сведений, полученных в результате мониторинга земель по телефону 8(3822) 51-30-22.

Также горячие телефонные линии пройдут на территории муниципальных образованиях Томской области.

14 февраля с 9:00 до 13:00 начальник Северского межмуниципального отдела ответит Валеев Илья Зайнулович ответит на вопросы граждан по теме: «О наложении и снятии арестов с недвижимости» по телефону 8(3823) 90-11-76

14 февраля с 9:00 до 13:00 главный специалист-эксперт   Колпашевского межмуниципального отдела Богданова Наталья Анатольевна ответит на вопросы граждан по государственному земельному надзору по телефону 8(38258)21-70-4

Управление Росреестра по Томской области продолжает реализацию в регионе ведомственного проекта Росреестра «Земля для стройки». Данный проект реализуется в регионе с 2020 года в рамках государственной программы «Национальная система пространственных данных». Его цель – выявление и вовлечение в оборот жилищного строительства свободных земельных участков и территорий.
Сервис «Земля для стройки» размещен на Публичной кадастровой карте. Информация о свободных земельных участках и территориях находится в открытом доступе, что позволяет заинтересованному лицу в режиме реального времени подобрать подходящий участок для строительства жилья. Всего в сервисе «Земля для стройки» на территории Томской области на Публичной кадастровой карте (pkk.rosreestr.ru) содержатся сведения о 65 земельных участках, пригодных для жилищного строительства.
По состоянию на 1 января 2024 года на территории Томской области выявлено 294 земельных участка, из которых 101 общей площадью более 503 га для индивидуального жилищного строительства, 46 площадью более 269 га для строительства многоквартирных домов. Из ранее выявленных земельных участков в рамках реализации проекта «Земля для стройки» по состоянию на 1 января 2024 года вовлечено в хозяйственный оборот 36 земельных участков для индивидуального жилищного строительства общей площадью более 4 га, а также 111 земельных участков для строительства многоквартирных домов общей площадью более 364 га.
Проект Росреестра «Земля для стройки» направлен на вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков и территорий, пригодных для жилищного строительства. Он может быть полезен всем участникам рынка недвижимости – потенциальным инвесторам и гражданам для строительства индивидуальных домов.
«Процедура подбора участка для строительства достаточно проста, – комментирует руководителя Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова. – Для этого нужно зайти на сайт Публичной кадастровой карты, затем выбрать в критериях поиска «Жилищное строительство» и ввести в поисковую строку следующую комбинацию знаков: номер региона, двоеточие и звездочку, далее начать поиск. Система отобразит имеющиеся в регионе свободные земельные участки, а также сведения о них. К примеру, площадь, адрес объекта, категорию земель, кадастровую стоимость. После выбора земельного участка появляется возможность направить заявку о своей заинтересованности использовать территорию в уполномоченный орган для ее рассмотрения, нажав на ссылку «Подать обращение» в информационном окне объекта».

За 2023 год Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) проведено 890 контрольных (надзорных) мероприятий по  соблюдению земельного законодательства. По результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Управлением выявлено 451 нарушение земельного законодательства. В результате мер, принятых к нарушителям земельного законодательства, устранено 39 нарушений.

Большинство выявленных правонарушений - самовольное занятие земельных участков и использование земельных участков не по целевому назначению.

Кроме того, Управлением проведено 758 профилактических мероприятий, в т.ч. 351 информирование посредством СМИ и официального сайта в сети «Интернет», выдано 246 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, проведено 59 профилактических визитов, проведено 102 консультирования контролируемых лиц.

В целях недопущения нарушений требований земельного законодательства, предусмотренных ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка), необходимо освободить самовольно занятые земли, либо оформить права на них.

В целях недопущения требований земельного законодательства, предусмотренных ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению), необходимо прекратить использование земельного участка не в соответствии с его категорией и видом разрешенного использования, либо изменить характеристики земельного участка (категорию, вид разрешенного использования) в соответствии с фактическим видом использования земельного участка.

 

 

Александр Ткачев

начальник отдела

государственного земельного надзора