Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

Действующим законодательством предусмотрено осуществление кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в упрощенном порядке, как в случае создания (строительства) объекта индивидуального жилищного строительства, так и образования его в результате реконструкции.

Такой порядок действует в отношении домов, созданных на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующих параметрам объекта индивидуального жилищного строительства.

Чтобы соответствовать таким параметрам, объект должен быть отдельно стоящим зданием с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначенным для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Неважно, как называется объект - "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом". Все эти понятия равнозначны.

Упрощенным порядок называется, так как предполагает предоставление меньшего количества документов. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав проводятся на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. В том случае, если право на земельный участок зарегистрировано, то документ на земельный участок предоставлять не требуется.

В случае, если собственником жилого дома проведена его реконструкция, путем возведения к нему пристроев, и земельный участок с указанным выше назначением, на котором расположен дом принадлежит собственнику жилого дома, то он может воспользоваться упрощенным порядком. Собственнику реконструированного жилого дома необходимо обратиться за внесением изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), представив технический план, подготовленный кадастровым инженером.

Хотя период действия упрощенного порядка продлен до 1 марта 2031 года, но нет смысла затягивать процесс, лучше своевременно привести документы на свою недвижимость в порядок. Это позволит избежать проблем при отчуждении реконструированных домов, а также с налогообложением, с оформлением прав при наследовании, оформлением ипотеки и т.д.

 

 

Материал подготовила Наталья Харитонова,
заместитель начальника отдела регистрации
объектов недвижимости жилого назначения
и договоров долевого участия в строительстве

Контакты для СМИ

телефон: (8 38 22) 65-19-39 доб.(21-21),
почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Одной из мер профилактики нарушений земельного законодательства является объявление контрольным (надзорным) органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

         Предостережения выносятся в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований.

Например, собственник земельного участка планирует использовать его не по целевому назначению – разместить станцию техобслуживания на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования: для эксплуатации индивидуального жилого дома. Так, при осмотре земельного участка могут быть установлены признаки готовящегося нарушения: осуществление строительства нового объекта, нахождение рекламных плакатов, согласно которым на земельном участке планируется открытие станции техобслуживания.

         В этом случае усматривается готовящееся нарушение – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его видом разрешенного использования, за совершение которого предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

         Выдавая в таких случаях предостережение контрольный (надзорный) орган не констатирует, что в деятельности лица уже есть нарушение, а лишь указывает лицу на недопустимость возможного неправомерного поведения. При этом в предостережении указывается какое конкретно поведение (действие) лица может привести к совершению административного правонарушения.

         Поскольку при вынесении предостережения факт нарушения не установлен, то дело об административном правонарушении по результатам вынесения предостережения не возбуждается.

В этом и состоит смысл профилактики нарушений: не реагировать по факту выявленного нарушения путем привлечения нарушителей к административной ответственности, а предпринять меры в целях недопущения совершения административного правонарушения.

         Предостережение должно содержать предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований и не может содержать требование представления контролируемым лицом сведений и документов.

         Таким образом, при получении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо не обязано представлять в контрольный (надзорный) орган какой-либо отчет об исполнении им мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, в т.ч. принимались ли им такие меры и какие именно.

         Поскольку законодательством не предусмотрена обязанность представления информации об исполнении предостережения, то не установлена ответственность за ее непредставление в контрольный (надзорный) орган.

         В связи с чем, при получении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, контролируемое лицо должно проверить, действительно ли на его земельном участке имеется нарушение, на признаки которого указано в предостережении. В случае, если нарушение имеется, его необходимо устранить.

         Если в предостережении указано на признаки нарушения границ земельного участка, то актуальность таких границ (т.е. соотнесение фактических границ земельного участка, со сведениями о границах, установленных в ЕГРН) можно проверить путём проведения работ по выносу границ в натуру, для чего можно обратиться за услугами к геодезисту или кадастровому инженеру. Данные специалисты непосредственно на земельном участке смогут указать, где должна проходить граница и тогда наглядно будет видно, имеется ли нарушение границы.

         В случае если в предостережении указано на признаки нарушения в виде нецелевого использования земельного участка, то необходимо прекратить нецелевую деятельность на участке или привести вид разрешенного использования земельного участка в соответствие с деятельностью, осуществляемой на таком участке (с внесением сведений в ЕГРН).

         Таким образом, предостережение – это разъяснение контрольного (надзорного) органа по конкретным обстоятельствам с указанием возможных негативных последствий для граждан в случае совершения ими административного правонарушения.

         Как отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова, предостережение по своей сути является формой наименее обременительного воздействия контрольного (надзорного) органа для граждан, нежели привлечение их к административной ответственности. В тоже время, если лицо, которому объявлено предостережение будет игнорировать предостережение и будет осуществлять действия, которые приведут к совершению административного правонарушения, то такое лицо будет подлежать административной ответственности с назначением административного наказания.

 

 

Материал подготовил Антон Шмыков,
заместитель начальника отдела государственного

земельного надзора

Контакты для СМИ

телефон: (8 38 22) 65-19-39 доб.(21-21),
почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С 01.09.2023 вступает в силу (и действует до 01.09.2028) постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2023 № 703 «Об утверждении критериев отнесения строений и сооружений к строениям и сооружениям вспомогательного использования» (далее – постановление).

Росреестр в письме № 14-5293-ТГ/23 от 16.06.2023 обращает внимание, что указанные в постановлении строения и сооружения вспомогательного использования, могут не являться объектами капитального строительства и объектами недвижимости (навесы и иные некапитальные (включая временные) строения и сооружения, расположенные в том числе на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства для собственных нужд), что подразумевает невозможность осуществления их государственного кадастрового учета и регистрации прав на них.

Согласно же постановления строения и сооружения являются строениями и сооружениями вспомогательного использования при их соответствии хотя бы одному из следующих критериев:

строение или сооружение строится на одном земельном участке с основным зданием, строением или сооружением (далее - основной объект), строительство строения или сооружения предусмотрено проектной документацией, подготовленной применительно к основному объекту, и предназначено для обслуживания основного объекта;

строение или сооружение строится в целях обеспечения эксплуатации основного объекта, имеет обслуживающее назначение по отношению к основному объекту, не является особо опасным, технически сложным и уникальным объектом, его общая площадь составляет не более 1500 кв. метров, не требует установления санитарно-защитных зон и размещается на земельном участке, на котором расположен основной объект, либо на земельных участках, смежных с земельным участком, на котором расположен основной объект, либо на земельном участке, не имеющем общих границ с земельным участком, на котором расположен основной объект, при условии, что строение и сооружение вспомогательного использования технологически связано с основным объектом;

строение или сооружение располагается на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства, либо для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), либо для блокированной жилой застройки, либо для ведения гражданами садоводства для собственных нужд, в том числе является сараем, баней, теплицей, навесом, погребом, колодцем или другой хозяйственной постройкой (в том числе временной), сооружением, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, на котором постройка, сооружение созданы (создаются), при этом количество надземных этажей строения не превышает 3 этажей и его высота не превышает 20 метров.

 

 

Татьяна Никитюк

начальник отдела регистрации объектов

нежилого назначения и ипотеки

Ранее возникшие права – это права, которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998.

Такие права признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). То есть выданные в 90-х годах государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на объекты недвижимости, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Они подтверждают наличие ранее возникших прав.

Однако автоматически сведения о ранее возникших правах в ЕГРН не вносились. Государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя.

Основным существенным отличием прав, сведения о которых содержатся в ЕГРН, от ранее возникших прав (сведения о которых в реестре недвижимости, соответственно, отсутствуют) является возможность подтверждения достоверности сведений о недвижимости, в том числе посредством получения выписок из ЕГРН, что исключает возможные споры о праве на такое имущество. Так, при утрате документов, подтверждающих право собственности на квартиру, жилой дом и т.п., достаточно запросить выписку о содержании правоустанавливающих документов либо копию такого документа, хранящегося в органе регистрации прав.

С 01.01.2021 вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми жителям России больше не нужно платить государственную пошлину при внесении в ЕГРН записи о регистрации ранее возникших прав на объекты недвижимости.

Для того чтобы зарегистрировать ранее возникшее право, необходимо обратиться в многофункциональный центр, представив имеющийся на руках правоустанавливающий документ на объект недвижимости, содержащий отметку о ранее зарегистрированном праве (штамп  БТИ), или, если объектом недвижимости является земельный участок, государственный акт или свидетельство о праве на землю.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова:

«Зарегистрировать ранее возникшее право в ЕГРН – значит защитить свое имущество, поскольку наличие сведений в ЕГРН гарантирует признание и подтверждение государством прав на объект недвижимости.

Кроме того, только при наличии записи о ранее возникшем праве в ЕГРН можно воспользоваться таким дополнительным способом защиты своего имущества от мошеннических действий, как подача заявления о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя»

 

 

Материал подготовила Наталья Соболевская,
начальник отдела ведения ЕГРН, повышения
качества данных ЕГРН
_ _ _ __ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Контакты для СМИ

телефон: (8 38 22) 65-19-39 доб.(21-21),
почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в соответствии со сведениями, содержащимися в документах, указанных в части 5 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), с учетом состава сведений, содержащихся в реестре объектов недвижимости ЕГРН, установленного статьей 8 Закона № 218-ФЗ.

При этом, при внесении в ЕГРН сведений о гараже, соответствующем указанным в части 1 ст. 18 Федерального закона от 05.04.2021 № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» гаражам, в реестре объектов недвижимости ЕГРН указывается вид объекта недвижимости – «здание», назначение – «гараж» в том числе в случае, если документы, представленные для внесения в ЕГРН сведений о таком гараже как о ранее учтенном объекте недвижимости содержат иные сведения о виде объекта недвижимости (например, «помещение») и его назначении (например, «нежилое»).

В соответствии с частью 8 ст. 69 Закона № 218-ФЗ одним из оснований для отказа во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости является отсутствие в представленных или поступивших документах сведений о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.

Если в документах, представленных для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенном гараже, указаны только его размеры (например, 3,4 *6,0 метров), но отсутствуют сведения о его площади, орган регистрации прав вправе принять  решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений о таком гараже.

При этом, учитывая положения части 23 ст. 70 Закона № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет гаража, возведенного до дня введения в действие Градостроительного кодекса РФ (до 30.12.2004), если ранее его государственный кадастровый учет не был осуществлен, и государственная регистрация права собственности на такой гараж осуществляются одновременно с государственной регистрацией права собственности на предоставленный в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданину в собственность бесплатно земельный участок, на котором расположен этот гараж.

 

В данном случае технический план гаража может быть подготовлен на основании решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и декларации об объекте недвижимости, составленной в отношении такого гаража (часть 26 ст. 70 Закона № 218-ФЗ, пункт 21.15 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Росреестра от 15.03.2022 № П/0082); при этом в техническом плане указывается вид объекта недвижимости – «здание», назначение – «гараж», а также значение площади такого гаража, определенное кадастровым инженером по результатам кадастровых работ в соответствии с Требованиями к площади, утвержденными приказом Росреестра от 23.10.2020 № П/0393

 

Татьяна Никитюк

начальник отдела регистрации объектов

нежилого назначения и ипотеки

Росреестр в своем письме 14-6025-ТГ/23 от 06.07.2023  сообщает, что в  случае, если раздел автомобильной дороги осуществляется без проведения ее реконструкции, а образуемые в результате раздела объекты имеют тот же класс, категорию, первоначально установленные показатели функционирования автомобильной дороги (грузоподъемность, мощность), что и подлежащая разделу автомобильная дорога, в целях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые в результате раздела автомобильные дороги, необходимость предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует.

Необходимо при этом отметить, что образуемые в результате раздела объекты недвижимости должны иметь возможность эксплуатироваться автономно, то есть независимо от иных образуемых объектов.

С учетом изложенного государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении автомобильных дорог, образуемых путем раздела существующей автомобильной дороги, не связанном с ее реконструкцией, могут быть осуществлены на основании заявления собственника автомобильной дороги и технического плана, подготовленного кадастровым инженером с использованием проектной документации линейного объекта, на основании которой осуществлено строительство исходной автомобильной дороги (при ее наличии) или декларации об объекте недвижимости (при отсутствии проектной документации в отношении исходной автомобильной дороги).

В разделе «Заключение кадастрового инженера» технического плана приводится информация, подтверждающая, что категория, класс, протяженность, грузоподъемность, грузонапряженность, проектная мощность, пропускная способность, иные основные параметры образуемых автомобильных дорог не изменяются, а также о возможности использования образуемых объектов недвижимости автономно, независимо друг от друга.

Также обязательным приложением к заявлению о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образуемые автомобильные дороги должно являться решение собственника о разделе автомобильной дороги.

 

Татьяна Никитюк

начальник отдела регистрации объектов

нежилого назначения и ипотеки

2022-2023 годы достаточно насыщены разного рода законодательными новеллами, новшествами в деятельности как территориальных органов Росреестра, так и филиалов ППК «Роскадастр», коснувшимися, в том числе, перераспределения полномочий между ними.

Одним из таких событий в начале текущего года была передача полномочий по ведению и хранению архива Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) филиалу ППК «Роскадастр» по Томской области.

Таким образом, в настоящее время все документы ЕГРН на бумажных носителях, представленных заявителями для проведения государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав до 2022 года, хранятся в филиале ППК «Роскадастр» по Томской области.

Там же в филиале ППК «Роскадастр» по Томской области хранятся документы, которые заявителем были представлены в бумажном виде и которые заявитель не успел получить в установленный срок после проведения государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.    

В связи с этим напоминаем, что после оказания государственной услуги готовые документы в течение 45 календарных дней хранятся в пункте приема-выдачи документов в МФЦ, по месту обращения. Если в течение этого срока заявитель не заберёт документы, то для дальнейшего хранения их направят в архив филиала ППК «Роскадастр» по Томской области.

Чтобы получить невостребованные вовремя документы, заявителю или его законному представителю необходимо обратиться в филиал ППК «Роскадастр» по Томской области, либо офис МФЦ с заявлением установленной формы о выдаче невостребованных документов, указав способ получения документов и свой контактный телефон.

Выдача заявителю невостребованных документов осуществляется бесплатно следующими способами:

- в МФЦ по месту обращения за невостребованными документами;

- по месту хранения документов в филиале ППК «Роскадастр» по Томской области;

- по экстерриториальному принципу в филиалах ППК «Роскадастр» во всех субъектах Российской Федерации.

Информацию о способах получения невостребованных документов и сроках их доставки можно получить по телефону филиала ППК «Роскадастр» по Томской области 8(3822) 46-78-71(доп. 2012).

 

Материал подготовила Елена Терехова,
заместитель начальника отдела ведения ЕГРН,
повышения качества данных ЕГРН

 

 

Контакты для СМИ

телефон: (8 38 22) 65-19-39 доб.(21-21),
почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), установлен порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействий) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора).

Правом на обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействий) его должностных лиц обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий; составлены акты контрольных (надзорных) мероприятий; выданы предписания об устранении выявленных нарушений; совершены иные действия (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий.

Одной из главных особенностей является досудебный порядок подачи жалобы.

Закон № 248-ФЗ прямо указывает, что судебное обжалование решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.

Жалоба подается контролируемым лицом в электронном виде через портал Госуслуг и подписывается простой или усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае, если к жалобе необходимо приложить копии документов, то их необходимо приложить также в электронном (сканированном) виде.

Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действие (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 календарных дней  со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Жалоба на предписание может быть подана в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

Стоит отметить, что в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Лицо, подавшее жалобу, до принятия окончательного решения по ней может отозвать жалобу. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается.

Статьей 41 Закона № 248-ФЗ определены требования к форме и содержанию жалобы.

Обращаем внимание, что жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

Данные обстоятельства являются основанием для отказа в рассмотрении жалобы.

Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган при рассмотрении жалобы использует подсистему досудебного обжалования контрольной (надзорной) деятельности, правила ведения которой утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2018 № 482.

Жалоба может быть подана полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации».

Контрольный (надзорный) орган рассматривает жалобу в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

Решение уполномоченного на рассмотрение жалобы органа, содержащее обоснование принятого решения, срок и порядок его исполнения размещается в личном кабинете контролируемого лица на портале государственных и муниципальных услуг в срок не позднее 1 дня со дня его принятия.

 

 

 

Александр Ткачев

начальник отдела

государственного земельного надзора

Росреестр на указанный вопрос пояснил, что если объект недвижимости,                       в отношении которого зарегистрирована ипотека, реализован (в том числе и в рамках процедуры банкротства должника) в целях удовлетворения требований залогодержателя такого объекта, погашение регистрационной записи об ипотеке в отношении этого объекта осуществляется государственным регистратором прав одновременно с государственной регистрацией права собственности приобретателя данного объекта (без заявления о погашении регистрационной записи об ипотеке).

В остальных случаях погашение регистрационной записи об ипотеке осуществляется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 16.07.1998 № 102-ФЗ, - по заявлению о погашении регистрационной записи об ипотеке.

Таким образом, если в отношении объекта недвижимого имущества или права на объект недвижимости зарегистрирована ипотека, то государственная регистрация перехода права на него на основании договора, заключенного по результатам торгов (в том числе проводимых в рамках процедуры банкротства гражданина), осуществляется при наличии письменного согласия залогодержателя, если иное не установлено договором об ипотеке. При отсутствии такого согласия (если договор об ипотеке не предусматривает отсутствие необходимости получения такого согласия) имеются основания для приостановления регистрационных действий.

 

Материал подготовила Мария Коломиец,
заместитель начальника отдела регистрации
объектов недвижимости нежилого назначения
и ипотеки

 

Контакты для СМИ

телефон: (8 38 22) 65-19-39 доб.(21-21),
почта: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Исходя из положений Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» банкротство – это официальное признание несостоятельности должника в вопросах удовлетворения требований кредиторов в полном объеме. Несостоятельность физического лица предполагает применение, в том числе, реализации имущества гражданина, которая подразумевает, что всё имущество гражданина продается, вырученные средства идут на погашение долга.

Таким образом, представляется, что в случае, если гражданину принадлежит доля в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество, отчуждению в рамках процедуры банкротства подлежит такая доля (в соответствии с правилами отчуждения имущества, находящегося в общей долевой собственности).

Положениями статьи 163 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нотариальное удостоверение сделок обязательно в случаях, указанных в законе и в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась. Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Следует отметить, что особенности осуществления сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости, заключенных по результатам торгов, действующим законодательством не предусмотрены, в связи с чем, в данной ситуации должен применяться порядок, установленный частью 1 ст. 42 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который устанавливает необходимость совершения сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество в нотариальной форме, а также определяет исчерпывающий перечень случаев, при которых не требуется нотариального удостоверения

 

Татьяна Никитюк

начальник отдела регистрации объектов

нежилого назначения и ипотеки

Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» регламентируется проведение комплексных кадастровых работ, под которыми понимаются такие кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех объектов недвижимости, расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов.

По результатам их проведения осуществляется уточнение местоположения границ земельных участков, установление или уточнение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, обеспечивается образование земельных участков, на которых расположены здания, в том числе многоквартирные дома, сооружения, за исключением сооружений, являющихся линейными объектами, образование земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, а также исправление реестровых ошибок в сведениях о местоположении границ объектов недвижимости.

Исполнитель работ (кадастровый инженер) направляет извещения правообладателям объектов недвижимости, в отношении которых проводятся комплексные кадастровые работы, по адресам и (или) адресам электронной почты, содержащимся в ЕГРН (при наличии). О начале проведения работ можно узнать, в частности, из печатных средств массовой информации и сетевых изданий, на сайтах Росреестра, органов местного самоуправления. Правообладатели же могут, в частности в течение 30 рабочих дней со дня опубликования извещения предоставить исполнителю в письменной форме: сведения об адресе и (или) адресе электронной почты правообладателя. Например, если адрес изменился либо удобнее получать информацию по почте, адреса которой нет в ЕГРН; заверенные в установленном порядке копии правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на ранее учтенные объекты недвижимости, сведений о которых нет в ЕГРН, либо права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.

По итогам выполнения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план территории, которая содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На основании утвержденной карты-плана территории сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

Согласование местоположения границ объектов недвижимости при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется специально созданной при органе местного самоуправления согласительной комиссией, которая обеспечивает ознакомление всех заинтересованных лиц с проектом карты-плана территории. На этой стадии правообладатели объектов недвижимости могут проконтролировать установление местоположения границ принадлежащих им объектов недвижимости и в случае несогласия могут подать возражения в согласительную комиссию.

При уточнении местоположения границ земельного участка его площадь может измениться. Законом установлены минимальные и максимальные параметры возможного уменьшения или увеличения площади участка. По общему правилу она может уменьшиться не более чем на 10% по сравнению с указанной в ЕГРН. Если площадь участка уменьшилась более чем на 10%, сведения о таком участке включаются в карту-план территории только с письменного согласия правообладателя с результатами комплексных кадастровых работ. Оно включается в состав приложения к карте-плану территории. То же касается случая, когда уменьшилась площадь участка под многоквартирным домом. Согласие должны подписать все собственники помещений в нем или их представители, полномочия которых документально подтверждены.

Правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых выполняются комплексные кадастровые работы, не могут препятствовать проведению комплексных кадастровых работ. Более того, они обязаны обеспечить исполнителю доступ к объектам недвижимости.

 

 

Начальник Стрежевского межмуниципального отдела Н.В. Фрис