О формировании эффективных механизмов управления жилищным фондом
и организации проведения капитального ремонта на территории городского округа Стрежевой
Многоквартирный жилищный фонд городского округа Стрежевой составляют в основном пяти-девятиэтажные дома массовых серий постройки последней трети прошлого века. Площадь жилищного фонда города на конец 2013 года составляет 1 млн. 97 тыс. кв.м. Доля муниципального жилищного фонда составляет 5%. Уровень обеспеченности жильем по городу 19,6 кв. м на человека. Ввод жилья за год составил 5,5 тыс. кв., площадь ветхого и аварийного жилья – 44,7 тыс. кв. м. - 79 домов. (53,4 тыс. кв. м. в 2012 году было). Количество многоквартирных домов (далее МКД) - 310, из них 57 МКД находятся в управлении 38 ТСЖ (это 18,2% от общего количества домов), остальные распределены между 2-мя небольшими управляющими компаниями и крупной многопрофильной организацией ООО «СТЭС».
Если говорить о структуре жилищного фонда по способу управления, она в основном сформирована в течение последних 5–ти лет. Сложилось так, что в ТСЖ сразу организовались большие дома, не самые плохие в смысле технического состояния. Благодаря методичной работе Администрации города, активности председателей правления, и во многом финансовой поддержке из Фонда реформирования ЖКХ это форма управления прижилась и показывает неплохие результаты.
Средний тариф за содержание и ремонт общего имущества по городу составляет 26,67 рублей за кв. м. в месяц, к уровню 2012 года вырос на 5,2% (25,35 рублей с кв. м.). Стоимость ЖКУ для стандартной квартиры (54 кв. м. на 3-чел. по нормативам) составляет 5430 рублей в месяц. Уровень сбора платежей по городу за 2013 год составил 99,7% (почти 100%), этот уровень сохраняется в течение 3-х лет. Таких результатов удается достичь благодаря успешной работе единого биллингового центра, функционирующего в составе крупнейшей управляющей компании, оказывающей услуги большинству жилищных организаций города. Центр обладает информационной базой по всему жилищному фонду города, которую обслуживает опытный квалифицированный персонал. Центр включает отдел по начислению платежей населения, паспортный стол и отдел по работе с должниками. Ежемесячно специалисты центра готовят не менее 150 исков о взыскании задолженности за ЖКУ, этот показатель привязан к показателям премирования директора предприятия, как еще один рычаг для управления. Доля муниципалитета в уставном фонде этого предприятия составляет 25% и этого достаточно для обеспечения надлежащей координации. Администрация города уже не один год решает проблему формирования этих механизмов управления.
Приведу несколько примеров механизмов управления жилищным фондом. Паспорта готовности к зиме, электронные паспорта многоквартирных домов, стандарты раскрытия информации, обращения граждан по вопросам качества услуг, изменения в жилищном законодательстве - все эти вопросы постоянно держатся на контроле Администрации города и еженедельно на совещаниях «Коммунальный час» с участием руководителей УК и ТСЖ и решаются в ручном режиме. Руководит совещанием заместитель мэра по управлению городского хозяйства и безопасности проживания.
Несколько лет подряд в городе работает Совет ТСЖ, на котором рассматриваются ежегодные результаты финансово-хозяйственной деятельности и ТСЖ и УК, по итогам мониторинга победителям, набравшим наибольшее количество баллов, выделяются гранты, объем фонда варьируется с учетом возможностей местного бюджета от 100 до 300 тыс. рублей. Гранты целевым образом расходуются на благоустройство, обучение специалистов, приобретение компьютеров и премирование работников жилищных организаций. Этот механизм позволяет держать на контроле вопросы своевременности утверждения годовой отчетности по УК и ТСЖ. Готовясь к конкурсу, жилищники проверяют документы, сметы, протоколы собраний, договоры управления и т.д.
Еще одним стимулом эффективной работы жилищных организаций является празднование единого дня работников жилищно-коммунального хозяйства. В этот день традиционно проводятся торжественное общегородское собрание в самом крупном зале торжеств ДИ «Современник», на котором чествуют достигших особых результатов работников жилищно-коммунальной сферы, от дворника и до руководителя предприятия. Вручаются награды разного уровня, от федерального - до уровня благодарности от имени ТСЖ. В этом году праздник будет проходить 14 марта, подготовка к нему идет полным ходом.
Также традиционно ежегодно в городе проводится конкурс эскизных проектов по благоустройству дворов и придомовых территорий среди УК и ТСЖ, на лучший подъезд, на лучшее оформление иллюминаций на фасадах в зимнее время. На условиях софинансирования местный бюджет решает проблемы благоустройства и понуждает собственников участвовать в решении этих проблем. Призовой фонд конкурсов составляет 3 млн. рублей. В результате реализации эскизных проектов каждый год приобретают новый ухоженный вид не менее 15 крупных дворовых территорий, устанавливаются объекты благоустройства, производится окраска фасадов и т.д.
Ну и еще, в городе создана и успешно работает единая диспетчерская служба, позволяющая оперативно реагировать и максимально быстро ликвидировать аварийные ситуации в жилищном фонде.
В городе в прошлом году создана муниципальная жилищная инспекция в составе 5 человек на базе управления городского хозяйства, к сожалению, средств на создание дополнительных рабочих мест в местном бюджете не было, поэтому функции инспекторов распределены в качестве дополнительной нагрузки между специалистами Администрации. Тем не менее, эта работа ведется и постепенно становится эффективным инструментом управления жилищным фондом.
Конечно основная проблема в управлении жилищным фондом – это инертность населения, боязнь и нежелание каких-либо перемен, а зачастую недостаток знаний и практического опыта. В Администрации города для повышения квалификации членов правления и специалистов УК и ТСЖ регулярно проводятся семинары, круглые столы, вебинары по вопросам изменения жилищного законодательства. Это очень важно для организации нормальной работы. И здесь, даже небольшие средства, выделенные из бюджета области для содействия управления МКД и благоустройство дворов, очень помогают.
С прошлого года в городе создан и успешно работает общественный совет в сфере ЖКХ. В состав совета вошли председатели советов МКД, члены правлений ТСЖ, представители общественных организаций, депутаты Думы городского округа, члены городского молодежного парламента. Заседания совета проводятся ежемесячно с участием специалистов Администрации города, ресурсоснабжающих, управляющих организаций и ТСЖ. Основная цель создания этого органа состоит в обеспечении открытости и прозрачности деятельности организаций и товариществ собственников жилья, проведении просветительской деятельности и обсуждения острых вопросов и типичных обращений граждан.
Очень много внимания Администрация города уделяет информированию населения через СМИ. За год в различных СМИ было опубликовано около 300 материалов по теме ЖКХ. С этой целью в рамках муниципального задания и медиа-плана заключено соглашение с муниципальной газетой и местным телевидением, налажено сотрудничество с газетой нефтяников «Томская нефть». Конечно, приходится увеличивать расходы по этой статье, что совсем непросто в условиях дефицита финансов 2014 года. Ну и основное внимание сейчас акцентировано на организации капитального ремонта МКД. Основной задачей было сформировать базу данных многоквартирных домов. Были заполнены и разнесены в АИС Реформа ЖКХ технические паспорта по всем домам. В мае 2013 Росстроем России утверждены новые формы отчетности – электронные паспорта МКД, которые нужно было разместить с использованием ЭЦП в тиражируемом Министерством Регионального развития программном обеспечении во исполнение постановления Правительства РФ № 1468. Этот паспорт на 20 листах содержит, кроме всего прочего, данные об объемах потребления коммунальных ресурсов, реестр собственников и т.д. Собрать, проверить и разнести эти данные стоит огромного труда. Хорошо - у нас в городе 310 многоквартирных домов, а в области их почти 7,5 тысяч. Этим бедным ТСЖ и УК просто не позавидуешь! Удивительно, когда они находят время для основной работы.
Базу домов по городу мы все же с грехом пополам сформировали, провели инвентаризацию технического состояния домов, исключили двухквартирники и аварийные, осталось 232 МКД, подлежащих включению в региональную программу. Была создана специальная комиссия, разработана система ранжирования, выявлены дома, которые нуждаются в проведении капитального ремонта в первую очередь. Это те дома, в которых возможна угроза безопасности проживания, затем дома, требующие ремонта кровли, затем замены лифтов и коммуникаций. По каждому дому уточнили дату проведения последних ремонтов, определили сроки и виды ремонтов по всем домам до самого 2043 года, примерно определив максимально возможный объем фонда капитального ремонта, с учетом сложившейся практики по стоимости отдельных видов ремонтных работ. Итоги подготовки плана обсуждались на заседаниях общественного совета. Неоднократно в Стрежевой приезжали для проведения разъяснительной работы по организации капитального ремонта руководители департамента ЖКХ и регионального фонда капитального ремонта Баев Ю.И. И Симонова Н.П. и Световец С.В. Мы им очень благодарны за помощь. Готовы встретить у себя в любое время дня и ночи!
Региональный оператор, исходя из размера взноса - 6 рублей 15 копеек посчитал для Стрежевого максимальный объем средств фонда капитального ремонта, который составляет порядка 55-60 млн. рублей в год. С учетом резерва, уровня сбора и выбора способа формирования фонда, рекомендованная для формирования краткосрочного плана сумма составила 30-35 млн. в год. Это максимум 15-18 домов и то, если мы эти средства получим хотя бы в мае. Ремонтировать сети теплоснабжения и кровли можно только летом, а подрядчики в это время заняты на объектах бюджетной сферы и строительстве домов. Так что за 10 лет, в лучшем случае, удастся отремонтировать не более половины домов включенных в региональную программу.
Понятно, что не все дома выберут для формирования фонда общий счет Регионального оператора, но мы пытаемся донести до собственников, что деньги из общего котла будут использоваться более рационально, и мы сможем быстрее начать ремонты, не дожидаясь пока на специальных счетах накопятся необходимые средства. Единственным камнем преткновения в этом случае становится 20% резерв, который пока не очень понятно как будет использоваться. Хотя, может это не камень, а спасение – освоить эти деньги будет нелегко.
Также мы предлагаем Региональному оператору рассмотреть вопрос о начислении и сборе платежей за капитальный ремонт по городу Стрежевому с использованием ресурсов нашего биллингового центра, чтобы предъявляя единый платежный документ для оплаты жителям, обеспечить полноценный сбор средств.
Уважаемые коллеги, в 10-минутном докладе сложно рассказать обо всех нюансах такой проблемной темы, как управление жилищным фондом и организации капитального ремонта. Ясно одно – у нас впереди непочатый край работы и я желаю всем успеха!
Спасибо за внимание!