За последние годы мы уже привыкли решать многие вопросы удаленно. Это удобно: не нужно собирать кучу бумаг, стоять в очередях и тратить время на дорогу. Но для совершения любого действия через интернет необходимо подтверждение, что именно вы его совершили, а не злоумышленник от вашего имени. Эту задачу выполняет электронная подпись. Она упрощает получение услуг и оформление сделок, а также позволяет удаленно взаимодействовать с государственными органами. 

Электронная цифровая подпись представляет собой уникальный идентификатор, который присваивается физическому или юридическому лицу. Существуют подписи с разной степенью защиты: простая и усиленная. При заключении сделок с недвижимостью и взаимодействии с госпорталами и ведомствами необходимо оформить усиленную квалифицированную электронную подпись. Она подтверждает подлинность виртуального документа и приравнивает его к бумажному аналогу.

Оформить ЭЦП можно в уполномоченных удостоверяющих центрах, аккредитованных в Минкомсвязи России. Для получения такой подписи физическому лицу необходимо предоставить паспорт, СНИЛС и ИНН. После установления личности и проверки документов сотрудник центра записывает сертификат и ключи ЭЦП на электронный носитель — карту или флешку. Срок действия составляет один год. А возможно и через приложение «Госключ». Для этого необходима подтвержденная учетная запись на портале «Госуслуги», загранпаспорт с чипом и смартфон с NFT-модулем. Подпись оформляется и хранится в приложении. 

С помощью электронной подписи можно дистанционно оформить куплю-продажу, дарение или мену недвижимости. Для этого необходимый пакет документов сканируется и загружается на сайт Росреестра, и участники сделки заверяют бумаги с помощью ЭЦП. Для осуществления такой процедуры нужно установить соответствующее программное обеспечение — криптопровайдер. В России широко используется КриптоПро CSP (его можно скачать на сайте удостоверяющего центра или на официальном сайте разработчика). Сделки с использованием электронной цифровой подписи регистрируются быстрее (преимущественно 1 рабочий день), а размер госпошлины при их оформлении на сайте Росреестра сокращается на 30%. В личный кабинет, помимо его владельца, имеют доступ банк (при наличии ипотеки), девелопер и Росреестр. Договор долевого участия и ипотечный договор подписываются дистанционно. После регистрации сделки на почту покупателя приходит документ с электронной печатью Росреестра.

С августа 2019 года электронная регистрация сделок с недвижимостью возможна только при наличии согласия собственника на проведение таких дистанционных операций. Для этого гражданину необходимо лично посетить подразделение Росреестра и составить соответствующее заявление. Если этого не сделать, то при попытке провести электронную сделку без личного участия собственника документы о регистрации перехода права собственности с использованием ЭЦП будут возвращены без рассмотрения. Отозвать согласие на сделки с электронной подписью можно в любой момент.

Чтобы защитить имущество от мошенничества, владельцы писали о запрете на электронную регистрацию сделки. Составить заявление о невозможности проведения подобных операций без личного участия можно и сейчас. Для этого заявление можно подать электронном виде через сайт Росреестра (www.rosreestr.gov.ru) в разделе «Электронные услуги и Сервисы» или МФЦ. Соответствующая отметка вносится в реестр в течение пяти рабочих дней с момента приема заявления. При этом запрет не будет действовать в случае, если на имущество наложен арест по решению суда или открыто исполнительное производство.

 

Начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области                                                           Н.В. Фрис