С 1 сентября 2021 г. заработал Федеральный закон от 05.04.2021 N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о так называемой гаражной амнистии, который позволит людям по упрощенной схеме оформить в собственность и сам гараж, и землю под ним, продлится которая 5 лет, до 01.09.2026 года.

В упрощенном порядке можно оформить одноэтажные гаражи, которые одновременно отвечают трем требованиям:

- были построены до 29.12.2004 включительно. После этой даты вступил в силу Градостроительный кодекс РФ и более поздние гаражи уже регистрировали;

- расположены на государственной или муниципальной земле;

- являются капитальной постройкой, в том числе в составе гаражного кооператива. То есть у строения есть фундамент и стены. Гараж может быть как отдельно стоящий, так и иметь общие стены и крышу с другими гаражами в одном здании или сооружении.

 Основной список документов, которые понадобятся для оформления прав на гараж:

  1. Заявление о предоставлении участка под существующим гаражом. В заявлении надо отдельно указать, что гараж построен до 29.12.2004 включительно.
  2. Любой документ, подтверждающий факт законного владения гаражом.

Это может быть, в частности:

- решение органа власти (в том числе советского периода), подтверждающее, что ранее человеку был предоставлен земельный участок под гаражом;

- решение завода, фабрики, колхоза, иного предприятия о выделении гаража человеку;

- решение общего собрания гаражного кооператива, подтверждающее распределение гаража в пользу конкретного человека;

- справка или иной документ о выплате пая в гаражном кооперативе.

Если этих документов нет, то можно приложить, например:

- старый техпаспорт на гараж, который заказывался для его технической инвентаризации;

- договор о подключении гаража к электрическим или иным инженерным сетям;

- договор и квитанции об оплате коммунальных услуг;

- документы о наследстве, если гараж принадлежал наследодателю.

Регионы могут добавлять к приведенному списку и другие документы.

  1. Технический план гаража. За ним надо обращаться к кадастровому инженеру. Его услуги платные.
  2. Проект межевания земельного участка под гаражом. Но если участок не стоит на кадастровом учете, то такого проекта у вас нет. Это можно выяснить, обратившись:

- или в МФЦ;

- или в орган местного самоуправления;

- или в Росреестр;

- или в региональный филиал Федеральной кадастровой палаты;

- или к кадастровому инженеру.

Если участок под гаражом не учтен в кадастре, тогда примерный алгоритм действий будет таким. Примерный, потому что в каждом муниципалитете или регионе власти утверждают свой регламент.

Шаг 1. Обратиться к кадастровому инженеру, чтобы тот подготовил схему расположения земельного участка. Она нужна, в частности, когда участок образуется из государственных или муниципальных земель и нет плана межевания.

Шаг 2. Когда схема будет готова, подать ее в муниципалитет вместе с заявлением о предварительном согласовании предоставления участка. Через 30 календарных дней будет получено:

- либо положительное решение - о предварительном согласовании предоставления земельного участка. С этим решением надо идти опять же к кадастровому инженеру за межевым планом. Срок действия решения об утверждении схемы - 2 года. По истечении этого срока придется все делать заново;

- либо мотивированный отказ.

Шаг 3. Подать весь пакет документов, включая межевой план, в Росреестр - через МФЦ, либо в электронной форме через личный кабинет на официальном сайте Росреестра https:rosreestr.gov.ru, чтобы участок под гаражом поставили на государственный кадастровый учет. Подтверждением постановки будет выписка из ЕГРН.

Шаг 4. Выписку, а также документы из пунктов 1 - 3 списка подать в местную администрацию. Она, в свою очередь, должна бесплатно:

- принять решение о предоставлении участка в собственность;

- сама подать в Росреестр документы о регистрации права собственности на участок и на гараж, а также поставить гараж на кадастровый учет;

- передать заявителю выписки из ЕГРН, подтверждающие государственную регистрацию права собственности.

 

 

 

Наталья Фрис начальник Стрежевского

межмуниципального отдела

Управления Росреестра по Томской области