С 13.08.2019 вступают в силу изменения в Федеральный закон от 13.07.2019 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости), внесенные Федеральным законом от 02.08.2019 № 286-ФЗ, согласно которым гражданам предоставляется дополнительная возможность для защиты своего недвижимого имущества от возможных мошеннических действий с ним. С этой даты, перед представлением заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий физическому лицу, и прилагаемых к нему документов в электронном виде, необходимо будет вносить в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) запись о возможности проведения регистрации на основании такого заявления.
Изменения в Закон о недвижимости призваны защитить граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, совершаемых при помощи электронной подписи. Он направлен на исключение случаев, когда мошенники завладевают чужими квартирами путем подачи документов на государственную регистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника.
Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью собственника (т.е. в электронном виде), может быть представлено как в отношении одновременно всех объектов недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за физическим лицом, так и в отношении любого из них.
Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, направляется заявителем в орган регистрации прав в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения или почтового отправления.
Направление такого заявления не требуется, если усиленная квалифицированная электронная подпись выдана федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Росреестра».
Также предварительная подача заявления о возможности проведения регистрации в электронном виде не требуется, когда государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, представленных:
- 1) органом государственной власти или органом местного самоуправления в случаях, предусмотренных статьей 19 Закона о недвижимости;
- 2) нотариусом в случаях государственной регистрации права, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки;
- 3) сторонами договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав.
Управление Росреестра по Томской области обращает внимание, что только в случае, если гражданин допускает проведение сделок с его недвижимостью в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, он должен подать заявление в Росреестр. При отсутствии такого заявления от собственника о согласии на государственную регистрацию перехода прав на основании электронного пакета документов, документы будут возвращены без рассмотрения.
Кроме того, по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 02.08.2019 № 286-ФЗ, т.е. с 31.10.2019 орган регистрации прав обязан будет уведомить физическое лицо, за которым в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, о поступлении в электронной форме заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости, принадлежащий такому лицу.
Пресс-служба Управления Росреестра по Томской области