Положения части 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон о недвижимости) предусматривают, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества осуществляется посредством государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества.
Для любого договора, в том числе и для договора аренды, существенным является условие о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Для согласования предмета, в первую очередь, в договоре необходимо указывать данные, которые позволяют определенно установить имущество, передаваемое арендатору в качестве объекта аренды (наименование, индивидуальные характеристики).
Если таких данных в договоре не будет, условие об объекте считается не согласованным сторонами, а договор не считается заключенным (п. 3 ст. 607 ГК РФ).
Согласно части 5 ст. 44 Закона о недвижимости, если в аренду передается часть здания или сооружения, право на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в частности блок-секция, подъезд, помещение, в том числе в виде этажа, нескольких этажей, совокупность имеющих общие строительные конструкции комнат (смежные комнаты в помещении), расположенных в пределах этажа (этажей), государственный кадастровый учет такой части здания или сооружения осуществляется одновременно с государственной регистрацией договора аренды на такую часть здания или сооружения без соответствующего заявления, то есть отдельного заявления на постановку на учет такой части не требуется, в этом случае учет и регистрация договора аренды проводятся одновременно, в рамках одной процедуры (п. 4 ч. 3 ст. 14 Закона о недвижимости).
Исходя из части 1 ст. 15 Закона о недвижимости, государственный кадастровый учет в связи с образованием части помещения и государственная регистрация аренды осуществляются на основании заявления собственника объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливаются ограничения прав и обременения объекта недвижимости.
При этом с учетом части 1 ст. 51 Закона о недвижимости, с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.
Помимо заявления для учета части объекта недвижимости с последующей регистрацией аренды этой части необходимо представить следующие документы (примерный перечень документов):
- договор аренды (не менее чем в двух подлинниках, если сделка совершена в простой письменной форме; не менее одного подлинника и копии, если регистрируется нотариально удостоверенная сделка);
- нотариально удостоверенная доверенность, подтверждающая полномочия представителя на подписание договора аренды со стороны арендодателя, если он подписан представителем;
- нотариально удостоверенная доверенность представителя заявителя, если документы для регистрации подаются представителем одной из сторон договора;
- документ, подтверждающий полномочия лица, которое действует от имени организации без доверенности, например, если обращается руководитель (такими документами могут быть, например, протокол общего собрания участников ООО или АО).
В отдельных ситуациях могут потребоваться и иные документы. Документы, подтверждающие полномочия, а также иные документы необходимо предоставить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным.
Если одновременно проводится регистрация договора аренды и кадастровый учет части объекта недвижимости, необходимо дополнительно приложить технический план (здания, сооружения, помещения и т.д.). В нем должны быть отражены сведения о части (частях) зданий, сооружений, помещений, единого недвижимого комплекса.
Такие планы нужно предоставить в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Их можно не представлять, если они находятся на временном хранении в электронном хранилище Росреестра. В этом случае в заявлении необходимо указать идентифицирующий номер документа.
Технический план не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть недвижимости будет поставлена на учет по ранее представленному техническому плану при условии, что не изменились ее границы.
По своей инициативе заявители могут представить документы, которые орган регистрации получает в порядке межведомственного взаимодействия. К ним относятся, например, документ об уплате госпошлины, учредительные документы юридического лица (стороны сделки).
Вместе с тем, орган регистрации прав обязан возвратить заявление о государственной регистрации прав и документы, прилагаемые к нему, без рассмотрения, если информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем. В целях избежания возврата документов без рассмотрения, документ об уплате государственной пошлины можно сразу приложить к заявлению о государственной регистрации.
Начальник отдела
регистрации объектов недвижимости
нежилого назначения и ипотеки Т.М. Никитюк