В соответствии с Национальным планом противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478, одним из основных направлений, в рамках которых осуществляется его реализация, является совершенствование мер по противодействию коррупции при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее по тексту – ФЗ № 44-ФЗ) в качестве одной из таких антикоррупционных мер предусмотрен запрет на участие в закупках юридических лиц, которые в течение двух лет до подачи заявки привлекались к административной ответственности по статье 19.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица вознаграждения.

При этом соответствующее требование распространяется не только на конкурентные закупки, но и контракты (договоры), заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Заключение контракта (договора) с такой организацией является основанием для признания его недействительным (ничтожным), в том числе в случае, если работы (услуги) выполнены (оказаны) и оплачены, с применением последствий недействительности ничтожной сделки – взыскании с организации в полном объеме денежных средств, полученных по сделке.

Исходя из правовой позиции, изложенной в абзаце 2 части 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно, что позволяет обязать только одну сторону признанного недействительным контракта (договора) возвратить всё полученное по сделке.

Обязанность по проверке участников закупок – юридических лиц на предмет

их привлечения к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ возложена на заказчика.

 

Западно-Сибирская транспортная прокуратура