Это — первая областная Дума, наполовину избранная по партийным спискам. Впервые образовались пять фракций. Как жил регион в те годы, и какие эпохальные решения принимались депутатским корпусом — вспоминают депутаты четвертого созыва.
Галина Немцева, депутат Думы IV — VII созывов:
— Дума — место для дискуссий, это было про нас. Хорошо помню жаркие споры на согласительных комиссиях по бюджету (кстати, именно в четвертом созыве бюджет стали принимать на трехлетку). Споры и эмоции были такими, что иногда казалось, что в ход пойдут кресла — хорошо, что они надежно были закреплены. Но к компромиссу приходили всегда.
Был учрежден институт Уполномоченных по правам человека и по правам ребенка. Несмотря на явных фаворитов, избрание Уполномоченных не было безальтернативным, конкуренция была. В этом же созыве дума сменила свое название с Государственной Думы Томской области на Законодательную Думу. У меня до сих пор осталось ощущение, что со сменой названия стала меняться и атмосфера места для дискуссий. Но это уже в новом созыве и с новым губернатором.
Леонид Терехов, депутат Думы IV — VII созывов:
— В четвертом созыве были директора предприятий, руководители вузов. Приходилось ходить на все комитеты и комиссии, дополнительно много читать, более глубоко изучать вопросы из разных сфер. Это идет на пользу для развития любого депутата.
В 2010 году во время работы над бюджетом председатель комитета Владимир Лукьянович Пономаренко прислал мне ответ, в котором говорилось, что по моему ходатайству будут дополнительно выделены средства — 300 млн рублей на строительство и ремонт дошкольных учреждений и 200 млн рублей — на зарплату их работников. Я мог махать этим письмом и показывать, какой я продуктивный депутат! Конечно, я не стал этого делать — политическая борьба политической борьбой, но есть общее дело.
Николай Кириллов, депутат Думы четвертого созыва:
— Это были такие годы, когда откровенно спорили и никто за это вроде бы и не наказывал. Наиболее яркие споры разгорались вокруг бюджета. Большинство из нас пришли из команды Лигачева, а он говорил: «Создадим налогооблагаемую базу мощную, тогда Томская область будет жить в условиях достаточного бюджета для развития строительства, экономики, культуры, науки и других сфер». Но когда мы собрались в четвертом созыве, оказалось, что значительная часть налооблагаемой базы уходит в Москву напрямик. Чем дальше развивалась Томская область, тем больше денег уходило в Москву. Это и сейчас сохраняется. Споры были решительные, но подвижек в этом вопросе особо не было. Это, пожалуй, самое главное, в наших обсуждениях.
Другие воспоминания депутатов и фотохроника по ссылке: