На период с 01.09.2022 до 01.09.2028 приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.10.2021 № 339 заново устанавливаются особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда железнодорожников.
Для диспетчеров поездных, работающих на диспетчерских участках железнодорожного транспорта общего пользования с особо интенсивным и интенсивным движением поездов, и дежурных по железнодорожным станциям внеклассным и 1 класса на участках железнодорожного транспорта общего пользования с интенсивным движением предусмотрен теперь только пятисменный график сменности с двенадцатичасовой продолжительностью непрерывной работы с предоставлением отдыха после дневного и ночного дежурства продолжительностью 48 часов. Возможность установления в особых случаях четырехсменного графика с двенадцатичасовой продолжительностью непрерывной работы с предоставлением отсроченного отдыха равномерно в течение учетного периода в новых особенностях отсутствует.
В соответствии с действующим приказом при обслуживании пассажирского вагона двумя проводниками за поездку каждому проводнику включается в рабочее время половина времени в пути следования и в соответствии с графиком сменности в пункте формирования и оборота пассажирских поездов. По новым правилам время следования работников поездных бригад пассажирских поездов на железнодорожной станции от места постоянной работы для приема вагонов вне места постоянной работы, а также после сдачи и возвращении обратно к месту постоянной работы включается в рабочее время из расчета 7 часов за каждые 24 часа (при шестидневной рабочей неделе) нахождения в пути следования или на железнодорожных станциях; при нахождении в пути следования или на железнодорожных станциях менее 24 часов рабочее время определяется в соответствующей пропорции.
В новых особенностях уточняется, что продолжительность поездки работников поездных бригад, обслуживающих вагоны в составе туристических и специальных поездов (разово назначенных по запросу сторонних организаций для перевозки организованных групп пассажиров по ранее запланированному маршруту), воинских эшелонов без захода в пункт формирования не должна превышать 30 суток. Продолжительность поездки сверх указанного срока может быть увеличена до 15 суток, если на момент смены в вагонах находятся пассажиры или вагоны следуют в депо приписки.
Новеллой является установление особенностей режима рабочего времени работников, сопровождающих мобильные средства диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры.
Также немного изменились правила предоставления междусменного отдыха проводникам пассажирских вагонов: как одна поездка смогут рассматриваться не 2-5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, а несколько поездок продолжительностью не более 16 суток. После такой одной поездки в случаях, определенных ПВТР или иным ЛНА, допускается предоставление проводникам междусменного отдыха.
Кроме того, меняется период массовых пассажирских перевозок, когда работникам может устанавливаться особый режим времени отдыха. Для работников бригад пассажирских поездов это будет период с мая по сентябрь, а для кассиров – период с апреля по июль (сейчас для всех это июнь – сентябрь).
Информация Томской транспортной прокуратуры