Измененный порядок представления жалобы в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) действует с июля прошлого года.
Лишь 29% от общего количества поступивших жалоб направлены по новой форме по ТКС. Тем не менее, новый формат уже показал свою эффективность.
В двух случаях оперативное рассмотрение жалоб способствовало разблокированию счетов заявителей в кратчайшие сроки. Еще по пяти обращениям – о несогласии с действиями должностных лиц инспекций – требования налогоплательщиков рассмотрены в срок до 7 рабочих дней вместо 15 (пункт 6 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации). По другой жалобе налогоплательщик получил незамедлительные разъяснения.
Новый электронный документооборот при подаче жалобы экономит время организаций и предпринимателей, так как не требует посещения инспекции и позволяет отправить ее в любое время суток, в любой день, из любой точки России без дублирования в бумажном виде. При этом минимизируются ошибки – обращение формируется в утвержденном формате и содержит все необходимые поля для заполнения, что обеспечивает форматно-логический контроль документа. Кроме того, до налогоплательщика оперативно доводится информация о ходе рассмотрения жалобы, он может и решение получить по ТКС.
Новые форма и порядок заполнения жалобы (апелляционной жалобы) на акты ненормативного характера налоговых органов, действия (бездействия) должностных лиц, а также форматы представления жалобы и решения по ней в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 20.12.2019 № ММВ-7-9/645@. Обязательными требованиями являются утверждение жалобы усиленной квалификационной электронной подписью лица, подающего жалобу, и направление ее через оператора электронного документооборота.