В нем содержатся принципиальные основные положения об организации профилактики, методах и средствах профилактического воздействия.
Закон содержит определение «профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст. 1). Это – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Исходя из этого определения следует выделить ряд основных положений, которые должны быть исходными в организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и прокурорского надзора за исполнением Закона № 120-ФЗ:
1) предупреждение правонарушений несовершеннолетних неразделимо с предупреждением их безнадзорности. Согласно Закону № 120-ФЗ под «безнадзорным» подразумевается «несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц» (ст. 1). С криминологических позиций безнадзорность несовершеннолетнего рассматривается как состояние, при котором существует большая вероятность совершения им правонарушений. Это состояние может быть обусловлено несколькими факторами: ограниченными материальными возможностями семьи, уклонением родителей от воспитания детей, недостатком или отсутствием необходимой инфраструктуры учреждений в районе, городе, которые оказывают семьям помощь, а также просчетами в профилактической деятельности субъектов системы профилактики;
2) профилактика правонарушений несовершеннолетних может быть эффективна лишь в том случае, если меры будут направлены не только на индивидуальную работу с несовершеннолетними, но одновременно и на оздоровление микросреды подростка в ближайшем его окружении, а также общей ситуации жизни города, поселка, села, деревни в целом, что включает в себя, к примеру, соблюдение общественного порядка, правил продажи спиртного несовершеннолетним, организации досуга, в том числе и по месту жительства, и т.д.;
3) меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних связаны не только с необходимостью реабилитации их личности. Они должны включать и меры, направленные на оздоровление несовершеннолетнего (включая и его психическое состояние);
4) общая профилактика безнадзорности и правонарушений, направленная на улучшение жизни несовершеннолетних во всех сферах, должна сочетаться с сугубо индивидуальным подходом при составлении программы реабилитации конкретного безнадзорного подростка, совершившего правонарушение.
Криминологи, как известно, подразделяют профилактические меры: 1) на общесоциальные, которые включают в себя комплекс общих мер, направленных на охрану прав несовершеннолетних. Эти меры опосредовано влияют на причины и условия их безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 2) на специальные криминологические меры, которые ориентированы на устранение причин безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Специальные криминологические меры, в свою очередь, делятся: а) на меры общей и б) меры индивидуальной профилактики.
Эффективность профилактической деятельности возможна в том случае, если сочетать государственные и общественные рычаги, воздействуя одновременно на личность, среду, деятельность субъектов воспитания и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также на общественное мнение. Поэтому предупреждением безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних занимается широкий круг органов, учреждений и организаций, решающих задачи образования, здравоохранения, нравственно-культурного развития несовершеннолетних, обозначенных в ст. 4, 24 Закона № 120-ФЗ.
Система органов и учреждений профилактики работает главным образом с несовершеннолетними и их родителями и (или) законными представителями. При этом следует подчеркнуть, что принятие Закона № 120-ФЗ преследовало цель – обеспечить строгое соблюдение законности в процессе профилактической деятельности. Законность, как минимум, следует рассматривать, во-первых, как соблюдение прав несовершеннолетних и их родителей и (или) законных представителей во всех сферах жизни; во-вторых – как защиту прав личности несовершеннолетнего при применении к нему правовых мер воздействия. Это требование вытекает из положений ст. 3 Конвенции ООН О правах ребенка, обязывающих государство «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия». Данный принцип в деятельности субъектов профилактики должен быть основополагающим. Через его призму прокуроры оценивают состояние законности на конкретной территории, конкретного субъекта профилактики.
Основные положения указанного Закона, равно как и принцип системности, требуют дальнейшего развития и конкретизации в региональном законодательстве, подзаконных актах и ведомственном нормативном творчестве, которые должны тщательно изучаться и анализироваться прокурорами применительно к каждому конкретному органу и учреждению, осуществляющим профилактическую деятельность.
Важное значение в соблюдении принципа законности в процессе профилактической деятельности имеет положение ч. 1 ст. 9 и ст. 10 Закона № 120-ФЗ.
Органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних наряду с самими несовершеннолетними, их родителями или законными представителями предоставлено право обращаться в суд с иском о возмещении вреда, причиненного несовершеннолетнему, его имуществу, и морального вреда. При этом следует учитывать, что данное право органы и учреждения могут реализовать только в том случае, если это право прямо предусмотрено Федеральным законом, т.е. в круг полномочий конкретного органа, учреждения, общественного объединения включено право обращения в суд с иском (заявлением) в интересах других лиц (ст. 46 ГПК РФ).
Важно также отметить, что заявление в защиту интересов несовершеннолетнего может быть подано независимо от его просьбы или его законного представителя, что способствует исключению случаев нарушения или злоупотребления правами несовершеннолетнего.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подлежит контролю со стороны государства (ст. 10 Закона № 120-ФЗ). Контроль необходим, поскольку в процессе профилактической деятельности могут быть нарушены права личности, которые в силу Конституции РФ (ст. 17, 18, 19) охраняются государством в приоритетном порядке.
Контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики осуществляется разными органами и на разных уровнях социальной иерархии (федеральный, региональный и местный). Иными словами, федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики. Этот контроль по своей природе может быть государственным и ведомственным.
Ведомственный контроль осуществляется также органами дознания, следствия и судом (ст. 73, 158 УПК РФ). Дознаватель, следователь вправе внести представление, в котором обращается внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства, способствующие совершению преступления, нарушению прав и свобод личности, требующие принятия необходимых мер.
Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными актами.
Классификация видов контроля может зависеть от содержания деятельности ведомств. Поскольку профилактической деятельностью занимаются не только правоохранительные органы, но и иные органы и учреждения, контроль за деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних иными (не правоохранительными) органами самостоятельно не осуществляется, а изучается, в лучшем случае, в период проверки их основной деятельности, как бы «попутно», что нежелательно. Необходимо добиваться, чтобы о вспомогательных (профилактических) функциях деятельности проверяющие не забывали и обязательно критически оценивали результаты исполнения законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах компетенции конкретного органа или учреждения.