Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

19.12.2020 года внесены изменения в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о регистрации, в частности в часть 12 статьи 70. Данные изменения направлены на продление срока действия упрощенного порядка оформления гражданами своих прав на индивидуальные жилые дома и садовые дома, расширения перечня объектов в отношении которых действует упрощенный порядок.

Так, если ранее, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок (если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости), допускалось осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, то в настоящее время упрощенный порядок действует и в отношении объектов, созданных на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующих параметрам объекта индивидуального жилищного строительства,

Законодатель также увеличил период применения указанных положений. Срок действия упрощенного порядка продлен до 1 марта 2026 года.

Следует отметить, что названные изменения не содержат указаний о том, что положения части 12 статьи 70 Закона о регистрации применяются к объектам, строительство которых осуществлено в какой-либо определенный период времени. Соответственно, особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома, могут применяться в отношении объектов недвижимости, созданных как до, так и после его вступления в силу, независимо от того, было или не было получено ранее разрешение на строительство такого объекта капитального строительства, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции указанных объектов и какое уведомление уполномоченного органа получено в этом случае застройщиком.

В то же время, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой или садовый дом в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона о регистрации или в уведомительном порядке, предусмотренном ГрК РФ.

Как следует из смысла части 12 статьи 70 Закона о регистрации, в отношении жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускается упрощенный порядок осуществления кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, как в случае его создания (строительства), так и образования в результате реконструкции.

То есть, внесенные законодателем изменения позволят разрешить проблему тем собственникам, кто, в том числе, реконструировал жилые дома, и путем возведения пристроек.

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области И.А. Колыванова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого вступят в силу 29.06.2021, предусмотрены существенные изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) в институт ранее учтенных объектов недвижимости и ранее возникших прав.

Изменения касаются не только порядка внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) о таких объектах и правах, но и предусматривают новый порядок выявления правообладателей, в котором активное участие примут органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Теперь  в кадастр недвижимости ЕГРН будут вноситься дополнительные сведения о вещных правах на данный объект недвижимости, а также о выявленном правообладателе данного объекта недвижимости в случае, если документы, удостоверяющие права на данный объект недвижимости, были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и указанные права не были зарегистрированы в ЕГРН.

Также государственная регистрация прав на такие объекты недвижимости будет являться обязательной в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости.

Кроме того, Закон о регистрации дополнен статьей 69.1, в соответствии с которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления наделяются полномочиями по проведению мероприятий по выявлению правообладателей объектов недвижимости, которые считаются ранее учтенными объектами недвижимости; проведению мероприятий по обеспечению внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости; подготовке проекта решения и решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости; взаимодействию с лицом, выявленным в качестве правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости; направлению в орган регистрации прав заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений о правообладателе ранее учтенного объекта недвижимости и иными полномочиями.

 

Начальник отдела регистрации объектов недвижимости нежилого назначения и ипотеки Управления Росреестра по Томской области Т.М. Никитюк                       

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108 на территории Российской Федерации проводится эксперимент по досудебному обжалованию решений контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц. В 2021 году к данному эксперименту в полной мере присоединяется и Росреестр.

Руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова: «Целью эксперимента является создание механизма защиты прав контролируемых лиц при взаимодействии с контрольными (надзорными) органами в рамках проведения мероприятий по контролю, сведения о которых подлежат внесению в единый реестр проверок».

Жалоба может быть подана юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении которых было принято юридически значимое решение, совершено действие (бездействие), при этом, по их мнению, были нарушены права и законные интересы.

Постановление Правительства РФ от 24.07.2020 № 1108 содержит перечень требований к такой жалобе.

В случае если жалоба подана с соблюдением предъявляемых требований, орган, уполномоченный на ее рассмотрение, обязан отреагировать и принять одно из перечисленных в указанном Постановлении решений.

Таким образом, для перечисленных лиц появляется возможность предотвратить обращение в суд, а для государственного органа - избежать возможную отмену судом принятого им решения.

 

 

Начальник отдела правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области Т.Н. Казакова

В действующем законодательстве единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание и определено, что пристройкой называется часть здания расположенная вне контура его капитальных наружных стен, являющаяся вспомогательной по отношению к зданию и имеющая с ним одну (или более) общую капитальную стену. Пристройки в большинстве своем имеют внутреннее сообщение с основным зданием.

Таким образом, в случае возведения пристройки к уже существующему жилому дому, изменяется первоначальный объект недвижимого имущества, а самовольная пристройка не является самостоятельным объектом недвижимого имущества. Следовательно, на государственный кадастровый учет подлежат постановке не пристрои, а жилой дом с учетом всех пристроев к нему. Данному объекту присваивается кадастровый номер в соответствии с порядком кадастрового деления территории Российской Федерации, порядком присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2015 N 877.

Соответственно выписка из ЕГРН на жилой дом будет содержать информацию о площади жилого дома с учетом пристроев к нему.

 

Исполняющая обязанности заместителя начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения, договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Г.Ю. Телицына

 

Отделом правового обеспечения, по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Томской области (далее – Управление) проанализирована и обобщена судебная практика по делам в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастрового учета с участием Управления за 2020 год.

Анализ работы за 12 месяцев 2020 года показал, что в указанном периоде вступил в законную силу 71 судебный акт с привлечением Управления в качестве заинтересованного лица (административного ответчика, ответчика) по делам в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также государственного кадастрового учета, из них:

-        7 судебных актов об удовлетворении требований заявителей, о признании решений государственных регистраторов прав Управления незаконными (2 из них – в связи с ликвидацией второй стороны). В аналогичном периоде 2019 года подобных судебных актов было 9 из 86 вступивших в силу;

-        24 судебных акта вынесено в пользу Управления, в том числе: 19 - об отказе в  удовлетворении требований заявителей о признании решения об отказе в государственной регистрации и (или) кадастрового учета незаконным; по 5 делам – в порядке искового производства;

-        40 определений о прекращении производства по делу или оставлении без рассмотрения.

Таким образом, соотношение количества вступивших в силу судебных актов, вынесенных в пользу и не в пользу Управления, составляет 32,3% и 10,2%  соответственно.

Наиболее актуальными с точки зрения практики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастрового учета и судебной практики являются следующие дела:

- Рассмотрев дело по обращению Банка к Управлению с требованиями о признании незаконными уведомлений о приостановлении государственной регистрации прав и уведомлений об отказе в государственной регистрации прав, обязании устранить допущенные нарушения прав путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) безосновательно исключенных сведений об объектах недвижимости: жилой дом, пристрой к жилому дому, суд пришел к выводу о правомерности действий государственного регистратора в связи с тем, что часть жилого дома не является самостоятельным объектом недвижимости, права на который подлежат государственной регистрации, а документы, подтверждающие право собственности на самовольно возведенные строения, обозначенные литерами, на государственную регистрацию не представлены.

- В результате рассмотрения дела о признании незаконными отказов во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по заявлению заинтересованного лица, возложении на Управление обязанности по устранению нарушений прав и законных интересов административного истца путём повторного рассмотрения заявлений об изменении вида разрешенного использования, суд отметил, что действия должностных лиц Управления в полной мере отвечали установленным законом требованиям, поскольку данные земельные участки являются землями сельскохозяйственных угодий, поэтому изменение вида разрешенного использования таких земель в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Порядок взаимодействия между Управлением Росреестра по Томской области (далее – Управление) и органами муниципального земельного контроля определен ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль (далее – ОМС), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1515 (далее – Правила).

В первую очередь указанное взаимодействие осуществляется при составлении ежегодных планов проверок и в случае выявления ОМС нарушений земельного законодательства, в рамках проводимых ими мероприятий.

В целях недопущения проведения в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя (далее – ЮЛ, ИП) Управлением и органами муниципального земельного контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленных законодательством РФ, а также обеспечения соблюдения установленной законодательством РФ периодичности проведения плановых проверок ОМС обязаны согласовывать свои планы проверок ЮЛ и ИП с Управлением.

Планы проведения ОМС проверок в отношении физических лиц с Управлением не согласовываются.

ОМС направляют в Управление проекты ежегодных планов проверок ЮЛ, ИП в срок до 1 июня года, предшествующего году проведения соответствующих проверок. Представление проектов планов после указанной даты Правилами не предусмотрено.

Например: ОМС, которые планируют проводить проверки в отношении ЮЛ, ИП в 2022 году, обязаны в срок до 01.06.2021 представить проекты своих планов в Управление.

После чего Управление в течение 15 рабочих дней рассматривает представленный проект ежегодного плана муниципальных проверок и согласует его либо направляет в адрес представившего ежегодный план муниципальных проверок органа муниципального земельного контроля решение об отказе в согласовании проекта ежегодного плана муниципальных проверок (далее - решение об отказе).

Имеются случаи несогласования. Основаниями для отказа в согласовании проекта ежегодного плана муниципальных проверок являются:

а) включение ЮЛ или ИП в проект ежегодного плана проведения плановых проверок соблюдения требований земельного законодательства РФ, разрабатываемый территориальным органом федерального органа государственного земельного надзора;

б) нарушение предусмотренных законодательством РФ требований к разработке ежегодного плана муниципальных проверок, включая требования к периодичности проведения плановых проверок.

ОМС вправе доработать проект плана проверок и повторно направить в Управление.

Кроме того, существует порядок взаимодействия Управления и ОМС в случае выявления ОМС в ходе проведения ими мероприятий по контролю исполнения требований земельного законодательства нарушений.

Приказом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области от 19.02.2020 № 45 утвержден порядок взаимодействия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области с органами муниципального земельного контроля по поступившим от них материалам проверок.

Основными нарушениями требований земельного законодательства, которые могут быть выявлены в рамках муниципального земельного контроля, являются:

- самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1 КоАП РФ);

- использование земельного участка не по целевому назначению (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ);

- неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом (ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ).

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в Управление.

По поступившим материалам проверок от ОМС, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления, Управление обязано рассмотреть копию акта проверок и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в ОМС.

Таким образом, ОМС наделены полномочиями по выявлению нарушения в рамках проводимых проверок, а Управление наделено полномочиями по привлечению виновных лиц к административной ответственности на основании материалов проверок, проведенных ОМС.

Вместе с тем, необходимо учитывать один из принципов контрольно-надзорной деятельности – недопустимость проведения проверок в отношении одного и того же лица разными контролирующими органами по проверке одних и тех же требований законодательства (ст. 1 положений Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» (далее – Закон № 294-ФЗ).

На основании указанных положений законодательства по материалам проверок, проведенных ОМС, Управление не имеет возможности проводить повторную проверку, а принимает решение о возбуждении административного дела или об отказе в возбуждении административного дела на основании представленных в Управление материалов.

Главный специалист-эксперт Стрежевского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Е.С. Арндт

Геодезический пункт – это закрепленная на местности специальной инженерной конструкцией точка земной поверхности, координаты которой определены с высокой точностью. Геодезические пункты носят общегосударственное и стратегическое значение, а также являются геодезической основой единого государственного реестра недвижимости.

Часто по причине неосведомленности граждан и юридических лиц о наличии на земельном участке, здании либо сооружении геодезического пункта, либо по причине незнания действующего законодательства в отношении обеспечения охраны геодезических пунктов происходит их уничтожение или повреждение.

Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством.

На территории Томской области контроль за соблюдением установленных действующим законодательством требований к обеспечению сохранности геодезических пунктов осуществляет Управление Росреестра по Томской области.

Правообладателям земельных участков либо иных объектов недвижимости, на которых расположены пункты государственной геодезической сети (ГГС), а также лицам, выполняющим геодезические и картографические работы, необходимо информировать Управление Росреестра по Томской области о фактах их повреждения или уничтожения в течение 15 календарных дней со дня обнаружения такого повреждения или уничтожения.

Порядок уведомления о случаях повреждения или уничтожения пунктов ГГС, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети утвержден приказом Росреестра от 21.10.2020 № П/0391.

У собственников и пользователей объектов недвижимости, на которых расположены геодезические пункты, возникает административная ответственность за неуведомление территориального органа Росреестра об уничтожении, повреждении или о сносе таких пунктов в виде штрафа. Граждане заплатят от 5000 до 10 000 рублей, должностные лица - от 10 000 до 50 000, юридические лица - от 50 000 до 200 000 рублей.

Проконсультироваться по вопросам уведомления о случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов можно в Управлении Росреестра по Томской области по номеру телефона 8(3822)51-36-22.

Согласно статьи 25 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав:

в случае, если выдана закладная:

  • совместного заявления залогодателя и законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
  • заявления законного владельца закладной с одновременным представлением документарной закладной или выписки по счету депо при условии, что документарная закладная обездвижена или выдавалась электронная закладная;
  • заявления залогодателя с одновременным представлением документарной закладной, содержащей отметку владельца закладной об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме;

в случае, если не выдана закладная:

  • совместного заявления залогодателя и залогодержателя;
  • заявления залогодержателя.

Регистрационная запись об ипотеке погашается также по решению суда или арбитражного суда о прекращении ипотеки в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В случае, если жилое помещение приобретено или построено полностью или частично с использованием накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, предоставленных по договору целевого жилищного займа в соответствии с Федеральным законом "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", регистрационная запись об ипотеке погашается в течение трех рабочих дней с момента поступления в орган регистрации прав заявления федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Для погашения регистрационной записи об ипотеке предоставление иных документов не требуется.

Начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Л.Ю. Елькина

C 08.02.2021 ОГКУ «Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг» (Томский МФЦ) приступил к приему документов на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по экстерриториальному принципу.

Это означает, что граждане могут обращаться в офисы приема-выдачи документов Томского МФЦ за совершением учетно-регистрационных действий в отношении объектов недвижимости, расположенных в любом субъекте Российской Федерации.

Такая возможность появилась у россиян еще в 2017 году с вступлением в силу закона «О государственной регистрации недвижимости», однако правом приема документов по экстерриториальному принципу на территории Томской области был наделен только филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Томской области.

 

Исполняющая обязанности начальника отдела ведения ЕГРН, повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Томской области Н.А. Соболевская

 

В Земельном кодексе РФ закреплено, что земельный участок как объект права собственности или иного права на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Согласно положениям Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в т.ч. описание местоположения объекта недвижимости.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Таким образом, на основании указанных положений закона сведения о границах земельного участка, выраженные в координатах его поворотных точек, являются уникальной характеристикой земельного участка, позволяющих определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи. В связи с чем, с момента определения поворотных точек границ земельного участка и внесения их в государственный реестр (ЕГРН, ранее – Государственный кадастр недвижимости) земельный участок становится индивидуально-определенной вещью, границы которой установлены.

На практике часто возникает ситуация когда фактическое ограждение земельного участка (забор, столбы или иные конструкции) не соответствует реестровой границе, т.е. сведениям которые установлены в ЕГРН (координатам поворотных точек).

С целью устранения данной ситуации заинтересованное лицо вправе обратиться к услугам геодезистов или кадастровых инженеров, т.е. к лицам, имеющим соответствующее образование, специальное оборудование и оказывающим соответствующие услуги, а, следовательно, и отвечающим за качество оказанных услуг. В настоящее время на рынке услуг дефицита в данных специалистах нет. Также как показывает практика, во избежание дальнейших споров с соседями относительно изменения местоположения фактических ограждений, лучше стараться приглашать на данную процедуру собственников или землепользователей смежного земельного участка, со стороны которых и выявлено несоответствие фактической границы сведениями ЕГРН.

Дополнительно сообщаем, что Управление Росреестра по Томской области в соответствии с нормами действующего законодательства не уполномочено на оказание услуг населению по установке межевых знаков или проведения геодезических, кадастровых работ в отношении принадлежащих им земельных участков.

 

Начальник отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Томской области А.И. Ткачев

Разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования.

На  каждую территориальную  зону устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент.

 Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Например, градостроительные регламенты не устанавливаются на земли лесного фонда, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию при органе местного самоуправления.  Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях. На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.

Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения

Итак, чтобы изменить вид разрешённого использования земельного участка необходимо руководствоваться правилами землепользования и застройки (далее – ПЗЗ), утверждёнными для муниципального образования, на территории которого находится земельный участок. Основной и вспомогательный виды разрешённого использования земельного участка выбирается правообладателем самостоятельно. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Томский областной многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг. С графиком работы отделов ОГКУ «ТО МФЦ» можно ознакомиться на сайте http://www.md.tomsk.ru. Региональный центр телефонного обслуживания: 8-800-350-08-50, 602-999.

В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в ЕГРН  в случае принятия ими решений (актов), в том числе, об установлении или изменении вида разрешенного использования земельного участка.

 

Заместитель начальника отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Томской области И.А. Гончарова