Информация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра)

 

13 августа 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 02.08.2019 № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», предоставляющий гражданам право внести в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) отметку о возможности представления в Росреестр заявления о переходе или прекращении права на принадлежащую им недвижимость, подписанного электронной подписью.

Так, согласно части 1 статьи 36.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о недвижимости) при представлении физическим лицом, за которым в ЕГРН зарегистрировано право собственности на объект недвижимости (его представителем) заявления о возможности представления в случае отчуждения соответствующего объекта недвижимости заявления о государственной регистрации перехода, прекращения права собственности на объект недвижимости и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, запись об этом вносится в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления данного заявления.

Указанное заявление может быть подано как в отношении одновременно всех объектов недвижимости, принадлежащих гражданину, так и в отношении любого из них.

При отсутствии такого заявления от собственника государственная регистрация перехода прав на основании электронного пакета документов будет невозможна.

Закон принят с целью обеспечения защиты прав граждан от мошеннических действий с их недвижимостью, предотвращая возможность завладения чужими имуществом путем подачи документов на государственную регистрацию прав с незаконным использованием электронной подписи собственника, полученной в удостоверяющем центре в том числе по поддельным документам.

При этом закон предусматривает ряд случаев, когда для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде не будет требоваться специальная отметка в ЕГРН, сделанная на основании заявления собственника недвижимости.

Согласно части 6 статьи 36.2 Закона о недвижимости отсутствие в ЕГРН записи о возможности регистрации на основании документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, не препятствует осуществлению государственной регистрации прав на основании соответствующего заявления  и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, представленных:

1) органом государственной власти или органом местного самоуправления;

2) нотариусом;

3) сторонами договора купли-продажи объекта недвижимости с использованием информационных технологий взаимодействия кредитной организации с органом регистрации прав;

4) сторонами договора об отчуждении объекта недвижимости, если соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы в форме электронных документов и (или) электронных образов документов подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью, квалифицированный сертификат ключа проверки которой выдан федеральным государственным бюджетным учреждением.

В качестве дополнительной гарантии защиты  сделок с недвижимостью в электронном виде Закон о недвижимости предусматривает обязанность органа регистрации прав в день поступления заявления о государственной регистрации уведомлять физическое лицо, за которым в ЕГРН  зарегистрировано право собственности на объект недвижимости, об указанном заявлении.

 

 

 

Начальник отдела

регистрации объектов недвижимости

нежилого назначения и ипотеки                                          

Управления Росреестра по

Томской области

  Татьяна Никитюк

 

 

В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации государственная кадастровая оценка проводится в соответствии с Федеральным    законом от 03.07.2016   № 237-ФЗ «О государственной кадастровой  оценке».   

Особенностью данного закона являются создание единой методики определения кадастровой стоимости на всей территории России и передача полномочий по государственной кадастровой оценке от независимых оценщиков в специальные бюджетные учреждения, создаваемые субъектом Российской Федерации. При этом субъект федерации несет субсидиарную ответственность по обязательствам бюджетных учреждений.

В конце 2019 года Правительством Российской Федерации одобрен и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки». Документ разработан в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости.

В проекте закона применён принцип «любое исправление – в пользу правообладателя». В случае, если исправление ошибки в определении кадастровой стоимости влечет ее уменьшение, то такое уменьшение применяется на весь период со дня внесения в ЕГРН первоначальной кадастровой стоимости. В свою очередь, если исправление ошибки приводит к увеличению кадастровой стоимости, то новая стоимость применяется с года, следующего за годом ее исправления. Если ошибка является системной, она исправляется без дополнительных заявлений в отношении всех объектов недвижимости. При этом, сокращаются сроки исправления ошибок.

Чтобы не допустить необоснованное определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки законопроектом предлагается еще ряд мер.

Во-первых, с целью обеспечения повышения качества государственной кадастровой оценки в целом законопроектом устанавливается режим непрерывного надзора за проведением государственной кадастровой оценки Росреестром. В частности, предлагается постоянное наблюдение
на предмет соответствия проводимой оценки методическим указаниям о государственной кадастровой оценке.

Одновременно предлагается определить персональную ответственность руководителей государственных бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости, за качество принимаемых учреждениями решений по заявлениям заинтересованных лиц об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, вплоть до увольнения генерального директора бюджетного учреждения.

Во-вторых, исключается возможность внесения изменений в результаты оценки до их оформления в итоговом отчете об определении кадастровой стоимости без публичного рассмотрения таких изменений.

В-третьих, законопроектом предусмотрено изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - переход от формального рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к их содержательному рассмотрению в государственных бюджетных учреждениях субъектов РФ.

На территории Томской области таким учреждением, уполномоченным на определение кадастровой стоимости, на предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости является  областное государственное бюджетное учреждение «Томский областной центр инвентаризации и кадастра», расположенное по адресу: г.Томск, ул. Розы Люксембург, д.17, стр.2.

Еще один важный нюанс - в законопроекте, начиная с 2022 года, установлен единый цикл оценки и единая дата оценки - раз в четыре года. А для городов федерального значения - раз в два года по их решению. Это создаст дополнительные удобства для собственников недвижимости, особенно если она находится в нескольких регионах.

Таким образом, действие вносимых изменений в Закон о государственной кадастровой оценке направлено на повышение качества результатов государственной кадастровой оценки, от которого напрямую зависит экономическая обоснованность и справедливость налогообложения недвижимости.

 

 

 

Начальник отдела землеустройства и мониторинга земель,  кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии                                                                      Управления Росреестра по Томской области  Оксана Бобкова

Росреестр напоминает, что любой владелец недвижимого имущества может подать заявление о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена соответствующая запись.

Речь идет о подаче собственником объекта недвижимости (его законным представителем) заявления о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без его личного участия.

Правила внесения в ЕГРН отметки о невозможности регистрации и основания ее погашения предусмотрены ст. 36 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее – Закон № 218-ФЗ).

Наличие такой записи в ЕГРН является основанием для возврата без рассмотрения заявления (п. 4 ст. 25 Закона № 218-ФЗ), представленного на государственную регистрацию прав другим лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости или его законным представителем).

Государственная регистрация перехода права собственности на объект недвижимости при его отчуждении по договору.

Однако наличие в ЕГРН указанной отметки не препятствует государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости (ч. 3 ст. 36 Закона № 218-ФЗ), если основанием для госрегистрации права является:
вступившее в законную силу решение суда,
требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
в иных случаях, установленных федеральными законами.


Заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения такого объекта недвижимости без личного участия собственника можно подать в МФЦ.


МФЦ в г. Стрежевом (адрес: Томская область, г. Стрежевой, 4 микрорайон, д.405.) телефон (838259) 5-98-54; 5-98-55.
Режим работы: понедельник, среда, пятница: с 08:15 до 19:00
вторник, четверг: с 08:15 до 20:00
суббота: с 09:00 до 13:00

МФЦ в с. Александровском (адрес: Томская область, с. Александровское, ул. Лебедева, д. 30) телефон (838255) 4-41-01.
Режим работы: понедельник-пятница: с 09:00 до 18:00
суббота: с 09:00 до 13:00

Начальник отдела А.П. Ляшенко

Площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики земельных участков отражаются в Едином государственном реестре недвижимости. Правовой статус участка определяет форму законного владения, его целевое назначение и разрешенное использование. Вся земля в границах РФ распределена по категориям в зависимости от целевого назначения участков. 

Обращаем внимание землепользователей на необходимость соблюдения обязанности, установленной ст. 42 Земельного кодекса РФ, по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Нарушение данной обязанности влечет административную ответственность по ст. 8.8 КоАП РФ. 

Присвоение участку определенной категории, а также его перевод из одной категории в другую осуществляется в соответствии с нормативными актами федерального, регионального или муниципального уровня. 

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием является административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).  

Например, на земельном участке расположен магазин, хотя данный земельный участок предоставлялся для производственных целей. В этом случае усматривается административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. 

При этом необходимо отметить, что 18.06.2013 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ принял постановление № 71/13, в котором указал, что правовые нормы Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ обязывают использовать по целевому назначению весь земельный участок. Исключения в виде возможности использования части земельного участка не по целевому назначению (не в соответствии с разрешенным использованием) отсутствуют. 

Таким образом, использование земельного участка полностью или частично под объект торговли не влияет на квалификацию указанного правонарушения. 

Куда жаловаться, если владелец смежного участка систематически использует землю вопреки разрешенному виду пользования или закрепленной категории? Граждане могут обращаться непосредственно в органы местного самоуправления, в прокуратуру или к государственным земельным инспекторам. Основанием для обращения являются любые факты нецелевого использования – возведение промышленного объекта на землях ИЖС, строительство потенциально опасного объекта на участке сельхозназначения и т.д. 

Использование земельного участка не по целевому назначению влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. 

Устранение данного правонарушения возможно путем прекращения использования земельного участка не по назначению, либо путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешенного использования в соответствии с фактическим видом использования. 

 

 

 

Начальник отдела  

государственного земельного надзора

Управления Росреестра по  

Томской области 

Александр Ткачев 

Кадастровая палата по Томской области оцифровала более 501 тыс. кадастровых дел. Всего в архиве Кадастровой палаты содержится более 630 тыс. кадастровых дел.
Оцифровка архивного фонда способствует оперативному оказанию учетно-регистрационных услуг, а также сокращению сроков предоставления копий документов по запросам граждан.

Кадастровое дело представляет собой совокупность скомплектованных и систематизированных документов, на основании которых в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) вносятся сведения об объекте. Это документы, которые подтверждают образование или прекращение существования объекта недвижимости, изменение его основных характеристик.

Копии архивных документов требуются гражданам и организациям при проведении различных сделок с недвижимостью, а также для урегулирования земельных споров. Документы из архива предоставляются в виде копии правообладателям или их законным представителям, либо физическим и юридическим лицам с доверенностью от правообладателя или его законного представителя. Оригиналы документов хранятся в архиве Кадастровой палаты бессрочно и не подлежат изъятию или утилизации даже в случае ликвидации объекта недвижимости.
Запрос можно подать в ближайшем офисе МФЦ, направить в адрес Кадастровой палаты почтой или воспользоваться электронными сервисами Росреестра. По одному запросу выдается только один документ в электронном или бумажном виде.
Срок рассмотрения запроса на выдачу копий архивных документов занимает не более трех рабочих дней.